Ценовая политика субъекта хозяйствования: цели и порядок ценообразования, методы формирования, виды цен, ценовая стратегия

Важнейшим рычагом экономического механизма хозяйственной политики субъекта хозяйствования является цена, которая отражает все стороны экономической деятельности. В условиях рынка цена выступает связующим звеном между производителем и потребителем, обеспечивает равновесие спроса и предложения.

Во многих словарях цена трактуется как денежное выражение стоимости единицы товара. Можно встретить и такую формулировку: Цена - это сумма денег, за которую покупатель готов купить товар, а производитель - продать.

В условиях рыночных отношений резко возрастает роль цены для любой коммерческой организации. Это обстоятельство обусловливается многими причинами.

От уровня цены зависят:

· Величина прибыли коммерческих организаций

· Конкурентоспособность организации и ее продукции

· Финансовая устойчивость предприятия

Выбор правильной ценовой политики является достаточно непростым делом и требуется создания маркетинговых служб.

Цена как экономическая категория выполняет ряд важнейших функций: учетную, распределительную, сбалансирования спроса и предложения, как средства рационального размещения производства, стимулирующую.

В рыночной экономике цены на товары постоянно колеблются. Направления изменения цен для конкретных видовтоваров и в конкретные периоды может быть различным. Однако есть и общие тенденции, характерные как для отдельных групп потребительских товаров, так и для всей их номенклатуры в целом. Таким образом, цены играютисключительно важную роль вразвитии экономики страны в целом и для каждого отдельно взятого субъекта хозяйствования. Отсюда вытекает значимость политики в области ценообразования.

Ценообразование представляет собой сложный процесс, так как субъект хозяйствования должен провести маркетин­говые исследования рынка (собрать и систематизировать информацию о рынке), определить основные цели своей ценовой политики на определенный период, выбрать ме­тод ценообразования, установить конкретный уровень цены, сформировать систему скидок и надбавок к цене, опреде­лить коэффициент корректировки ценового поведения в за­висимости от складывающейся рыночной конъюнктуры.

Ценовая политика является главной составляющей в си­стеме маркетинга.

Ценовая политика - это механизм или модель приня­тия решений о поведении субъекта хозяйствования на ос­новных типах рынка для достижения запланированных целей. Оптимальный уровень цен и их изменение в зави­симости от ситуации на рынке является важнейшим конку­рентным преимуществом субъекта хозяйствования.

Выделяют затратный и ценностный процессы ценооб­разования или соответственно пассивное и активное цено­образование. Затратное ценообразование- это метод це­нообразования, в основе которого лежат затраты на производство и реализацию товара. Затратный процесс ценооб­разования начинается с продукта и заканчивается покупа­телями, т.е. определяется продукт и технология изготовления, затраты, цена, ценность и покупатели данного това­ра. Данный метод предполагает пассивное ценообразова­ние - на основе затрат или ценовых решений конкурен­тов. Пассивному ценообразованию соответствуют два метода: затратный (наценочный) и метод следования за лиде­ром (конкурентом). Ценностное ценообразование- это метод ценообра­зования, который обеспечивает получение наибольшей при­были за счет достижения выгодного для фирмы соотноше­ния «ценность/затраты».

Ценностный процесс ценообразования начинается с оп­ределения покупателя, установления ценности, цены, зат­рат, затем технологии и определения продукта.

Данный метод ценообразования предполагает активное ценообразование - установление цен с целью достижения наиболее выгодных объемов продаж, средних затрат на про­изводство и ценового уровня прибыльности.

Ценовая политика самостоятельно устанавливается субъектом хозяйствования исходя из целей и задач, орга­низационной структуры и методов управления, традиций уровня издержек производства, состояния и развития пред­принимательской среды. Основными целями ценовой по­литики являются:

•увеличение доли рынка (выживаемость),

•максимизация доли прибыли,

•обеспечение окупаемости затрат,

•обеспечение лидерства по показателям качества,

•проникновение на рынок и закрепление на нем,

•улучшение сегментации рынка.

Реализация стратегических целей предполагает реше­ние ряда конкретных задач в разных сферах деятельности: производство, управление затратами, продвижение товаров и ценообразование. Задачи имеют конкретные сроки реализации и четкие критерии оценки выполнения. Основны­ми задачами являются обеспечение объема продаж и полу­чение прибыли. Список таких задач можно увеличивать, однако каждая реализуемая задала должна иметь критерий оценки: приемлемы те задачи, которые могут быть реше­ны при реально существующей ситуации на рынке, обеспе­чивая нормальную рентабельность продаж.

Когда анализ рыночной ситуации подтверждает, что стратегические цели фирмы могут быть обеспечены за счет решения определенных задач в области ценообразования, разрабатывается тактика ценообразования.

Тактика ценообразования - это набор конкретных практических мер по управлению ценами на продукцию, которые используются для решения поставленных задач. К числу таких мер относят различные скидки и надбавки к ценам. К примеру, во всем мире пользуются дифференци­рованными тарифами: в часы пиковой нагрузка она мак­симальны, а в период наименьшей загрузки - минимальны. На основе тактики ценообразования специалисты по - ценообразованию реализуют практические меры по управ­лению ценами.

На формирование цены оказывают влияние внутренние и внешние факторы. К внешним факторам, влияющим на уровень цен, относятся: потребители; рыночная среда; участники каналов товарообращения; государство. К внутренним факторам, влияющим на уровень цены относятся: жизненный цикл товаров на рынке; издержки на сырье, материалы, рабочую силу, рекламу.

Процесс ценообразования является сложным, он вклю­чает в себя ряд этапов. Прежде всего, необходимо определить цель ценовой по­литики при производстве и реализации продукции. Выде­ляют три главные цели ценовой политики:

*обеспечение сбыта (выживаемости);

*максимизация прибыли;

*удержание рынка.

Существуют определенные методы ценообразования.

1. Средние издержки плюс прибыль.

2. Анализ безубыточности и обеспечения целевой прибылью.

3. Установление цены исходя из ощущаемой ценности товара.

4. Установление цены на основе текущих цен.

5. Установление цены на основе закрытых торгов.

Цены, действующие в рыночной экономике страны, классифицируют по следующим основным признакам:

- По характеру обслуживаемого оборота выделяют: оптовые, закупочные, розничные цены, тарифы грузового и пассажирского транспорта и т.д.

-В зависимости от сферы регулирования различают: свободные, договорно-контрактные, регулируемые и т. д.

- В зависимости от территории действия различают: Единые или поясные, региональные (зональные);

-В зависимости от метода включения транспортных расходов в цену товара выделяют: цену «франко-склад поставщик», цену «франко-станция отправления», цену «франко-склад потребителя» и д.р.

- По времени действия цены подразделяются на: твердые (постоянные), текущие, сезонные, скользящие.

Цена включает в себя ряд эле­ментов, при этом в зависимости от вида цены состав этих элементов может меняться. Соотношение отдельных элементов цены, выраженное в процентах, представляет собой структуру цены, которая позволяет судить о значимости элементов цены и их уровне. Состав и структура цены приведены в таблице:

Себестоимость продукции Прибыль предприятия Акциз (по подакцизным товаром) Налог на добавленную стоимость Наценки посреднических организаций Торговые наценки
Отпускная цена предприятия          
Оптовая рыночная цена   (продажная   цена   оптового   Посредника)  
Розничная цена          

Основу цены продукции составляет ее себестоимости. Она характеризует текущие издержки предприятие стремится к тому чтобы полностью возместить затраты, связанные с выпуском продукции и получить достаточную сумму прибыли. Прибыль предприятия должна обеспечить не только финансирование текущих расходов (например, материальная помощь работникам, единовременные пособия уходящим на пенсию ветеранам труда, дивиденды по акциям и т.д.), но и развитие предприятия.

Важное место в структуре цены занимают налоги. Акцизы и налог на добавленную стоимость являются косвенными налогами, которые оплачиваются конечными потребителями. Перечень подакцизных товаров устанавливается правительством. Он включает алкогольную продукцию, табачные изделия, легковые автомобили, минеральное сырье и прочие изделия.

Налог на добавленную стоимость имеет очень широкую базу обложения. Основная его ставка - 18%. В месте с тем по отдельным группам товаров установлены льготы по этому налогу (продовольственные товары, товары детского ассортимента и ряд других).

Наценки посреднических и торговых организаций обеспечивают им возмещение затрат, связанных с продвижением продукции от производителей к потребителям, и получение определенной суммы прибыли.

Выбор ценовой стратегии составляет содержание концепции предприятия в определении цен на свою продукцию. Этим определяется планирование выручки и прибыли предприятия от продажи товара. Предприятию, работающему в рыночных условиях, прежде всего необходимо выработать стратегию и принципы определения цен, руководствуясь которыми оно может решать стоящие перед ним задачи.

Предприятие разрабатывает ценовую стратегию исходя из особенностей товара, возможностей изменения цен и условий производства (издержек), ситуации на рынке, соотношения спроса и предложения.

Предприятие может выбирать пассивную ценовую стратегию, следуя за «лидером в ценах» или основной массой производителей на рынке, или попытаться реализовать активную ценовую страте­гию, учитывающую, прежде всего его собственные интересы. Выбор ценовой стратегии, кроме того, во многом зависит от того, предлагает ли предприятие на рынке новый, модифицированный или традиционный товар.

При выпуске нового товара предприятие выбирает, как правило, одну из следующих ценовых стратегий:

1) стратегия «снятия сливок». Суть ее заключается в том, что с самого начала появления нового товара на рынке на него устанавливается максимально высокая цена в расчете на потребителя, готового купить товар по такой цене. Снижение цен имеет место после того, как спадет первая волна спроса. Это позволяет расширить зону продажи - привлечь новых покупателей;

2) стратегия проникновения (внедрения) на рынок. Для привлечения максимального числа покупателей предприятие устанавливает значительно более низкую цену, чем цены на рынке на аналогич­ные товары конкурентов. Это дает ему возможность привлечь максимальное число покупателей и способствует завоеванию рынка. Однако такая стратегия используется только в том случае, когда большие объемы производства позволяют возмещать общей массой прибыли ее потери на отдельном изделии. Реализация такой страте­гии требует больших материальных затрат, чего не могут позволить себе мелкие и средние фирмы, поскольку они не располагают воз­можностями быстро расширить производство. Стратегия дает эф­фект при эластичном спросе, а также в том случае, если рост объе­мов производства обеспечивает снижение издержек;

3) стратегия психологической цены основана на установлении такой цены, которая учитывает психологию покупателей, особенно­сти их ценовосприятия. Обычно цена определяется в размере чуть ниже круглой суммы, у покупателя при этом создается впечатление очень точного определения затрат на производство и невозможно­сти обмана, более низкой цены, уступки покупателю и выигрыша для него. Учитывается также и тот психологический момент, что покупатели любят получать сдачу. На самом же деле в выигрыше оказывается продавец за счет увеличения количества проданной продукции и соответственно суммы полученной прибыли;

4) стратегия следования за лидером в отрасли или на рынке предполагает, что цена на товар устанавливается исходя из цены, предлагаемой главным конкурентом, обычно ведущей фирмой от­расли, предприятием, доминирующим на рынке;

5) нейтральная стратегия ценообразования исходит из того, что определение цены на новую продукцию осуществляется на основе учета фактических издержек ее производства, включая среднюю норму прибыли на рынке или в отрасли, определяемую по формуле:

Ц = С + А+Р (С + А)

где С - издержки производства;

А - административные расходы и расходы по реализации;

Р - средняя норма прибыли на рынке или вотрасли;

6) стратегия установления престижной цены основана на уста­новлении высоких цен на изделия очень высокого качества, обла­дающие уникальными свойствами;

7) стратегия скользящей цены предполагает, что цена устанав­ливается почти в прямой зависимости от соотношения спроса и предложения и постепенно снижается по мере насыщения рынка (особенно оптовая цена, а розничная цена может быть относитель­но стабильной). Такой подход к установлению цены применяется чаше всего по изделиям массового спроса. В этом случае тесно взаимодействуют цены и объемы выпуска товаров: чем больше объ­ем производства, тем больше у предприятия (фирмы) возможностей снизить издержки производства и, в конечном счете, цены. При данной стратегии ценообразования необходимо:

а) помешать появлению на рынке конкурента;

б) постоянно заботиться о повышении качества продукции;

в) снижать издержки производства.

Долговременная цена устанавливается на товары массового спроса. Действует она, как правило, длительное время и слабо подвержена изменениям.

Цены потребительского сегмента рынка устанавливаются на одни и те же виды товаров и услуг, которые реализуются различным социальным группам населения с неодинаковым уровнем доходов. Такие цены могут, например, устанавливаться на различные модификации легковых автомобилей, на авиабилеты и т. д. Важно при этом обеспечить правильное соотношение цен на различные изделия и услуги, что составляет определенную трудность.

Стратегия гибкой цены основана на ценах, которые быстро реагируют на изменения соотношения спроса и предложения на рынке. В частности, если имеют место сильные колебания спроса и предложения в относительно короткие сроки, то применение этого вида цен оправданно, например, при продаже некоторых продуктов питания (свежей рыбы, цветов и т. д.). Использование такой цены эффективно при небольшом числе уровней управленческой иерархии на предприятии, когда права по принятию решения по ценам делегированы самому нижнему уровню управления;

8) стратегия преимущественной цены предусматривает определенное понижение цены на товары предприятием, которое занимает доминирующее положение (доля рынка 70 - 80 %) и может обеспечить значительное снижение издержек производства за счет увеличения объемов выпуска и экономии на расходах по реализации товаров. Основная задача предприятия - воспрепятствовать внедрению на рынок новых конкурентов, заставить их платить слишком большую цену за право внедрения на рынок, что по карману далеконе каждому конкуренту;

9) стратегия установления цен на изделия, снятые с производства, выпуск которых прекращен, предполагает не распродажу по сниженным ценам, а ориентацию на строго определенный круг потребителей, нуждающихся именно в этих товарах. В таком случае цены выше, чем на обычные товары (например, при производстве запасных частей к легковым автомобилям и грузовикам самых разных марок и моделей (включая снятые с производства).

Натурально-вещественные и стоимостные результаты производства: понятие качества и конкурентоспособности продукции; показатели качества и сертификации продукции; понятия «продукт» и «услуга»; методы и единицы измерения продукции; маркетинговые исследования; программа выпуска и ее реализация; стоимостные показатели выпуска и оценка реализации продукции.

Качество продукции относится к числу важнейших показателей деятельности предприятий. Повышение качества продукции в значительной мере определяет выживаемостью
предприятия в условиях рынка, темпы технического прогресса, внедрения инноваций, рост эффективности производства, экономию всех видов ресурсов, используемых на предприятии. В современных условиях конкуренция между предприятиями развертывается главным образом на поле качества выпускаемой продукции.

Понятие качества продукции регламентировано государственным стандартом ГОСТ 15467—79 «Управление качеством продукции. Основные понятия. Термины и определения».

Качество - это совокупность свойств продукции, обусловливающих ее пригодность удовлетворять определенные потребности в соответствии с ее назначением. Показатели качества подразделяются на единичные и комплекс­ные (групповые).

Единичные показатели качества относятся только к од­ному из ее свойств. Например, Двигатель внутреннего сгорания ха­рактеризуется следующими единичными показателями - мощно­стью, частотой вращения, удельным расходом топлива на единицу мощности, моторесурсом и др. В соответствии с ГОСТом 15467—79 используются определен­ные группы единичных показателей качества продукции, важней­шими из которых являются:

1)показатели назначения - характеризуют параметры продук­ции, определяющие основные функции, для выполнения которых она предназначена, и обусловливают область ее применения; клас­сификационные (напряжение и мощность электроприбора); функ­циональные (точность, пределы измерения, дальность действия прибора); конструктивные (масса, габаритные размеры изделия); эксплуатационные (расход топлива, максимальная скорость автома­шины); состава и структуры (концентрация, содержание примесей) для потребительских товаров массового спроса - социальная адрес­ность (для молодежи, пенсионеров);

2)показатели надежности - характеризуют свойство изделия выполнять заданные функции, сохраняя свои эксплуатационные показатели в заданных пределах в течение требуемого промежутка времени или требуемой наработки. Надежность - комплексное качество, характеризуемое следующими составляющими свойствами: безотказность (средняя наработка до первого отказа, вероятность безотказной работы в течение определенного срока), долговечность (средний ресурс, средний срок службы до капремонта, средний срок службы до списания);

3)показатели безопасности - характеризуют свойства изделия, гарантирующие безопасность человека и других объектов при его эксплуатации, обслуживании, транспортировании и хранении: вероятность безопасной работы человека в течение определенного времени, быстродействие при срабатывании защитных устройств, сопротивление изоляции токоведущих частей, электрическая прочность высоковольтных цепей и т. п.;

4)эргономические показатели - характеризуют приспособленность изделия к эксплуатации: гигиенические (освещенность, температура, влажность), антропометрические (соответствие конструкции размерам тела человека), психофизиологические (соответствие силовым, скоростным, зрительным, слуховым и прочим возможностям человека);

5)эстетические показатели - характеризуют художественную выразительность, рациональность формы, целостность композиции; соответствие моде и т. д.

6)показатели транспортабельности - характеризуют пригодность продукции к транспортным операциям: средняя продолжительность подготовки к транспортировке, средняя продолжительность установки продукции на средство транспортирования определенного вида, средняя трудоемкость подготовки к транспортировке, коэффициент использования объема транспортного средства, средняя продолжительность разгрузки продукции;

7)экологические показатели - характеризуют уровень вредных воздействий на окружающую среду, возникающих при эксплуатации или потреблении продукции: количество вредных примесей, выбрасываемых в окружающую среду; вероятность выбросов вредных частиц, газов, излучений и т. п.;

8)показатели стойкости, к внешним воздействиям: пылезащищенность, влагозащищенность, водонепроницаемость, ударопрочность, вибропрочность, устойчивость к воздействию внешнего магнитного поля и т. п.

Установив единичные показатели продукции, необходимо сопос­тавить их с показателями аналога или базовой продукции (образец, эталон, модель или иное изделие, показатели которого в момент оценки отвечают самым высоким требованиям и которое наиболее эффективно в эксплуатации).

Мера, или уровень качества продукции, выражается относительной характеристикой, основанной на сравнении значений показателей качества данной и базовой продукции. Качество продукции количественно определяется по следующим трем уровням: техническому уровню; изготовления продукции; эксплуатации или потребления.

Под техническим уровнем продукции понимают относительную характеристику ее качества, основанную на сопоставлении значений показателей, характеризующих техническое совершенство оцени­ваемой продукции с соответствующими базовыми значениями.

Под уровнем качества изготовления продукции подразумевают степень соответствия фактических значений показателей качества нового изготовленного изделия требованиям нормативно-техниче­ской документации (техническим условиям на изготовление из­делия).

Под уровнем качества продукции в эксплуатации или потреблении понимают степень соответствия фактических значений показателей качества требованиям нормативно-технической документации (ТУ) в период эксплуатации или потребления.

Комплексные показатели служат для комплексной оценки каче­ства продукции только по нескольким важнейшим ее свойствам и при­меняются при технико-экономическом планировании, для оценки динамики качества за отдельные периоды времени. Комплексные показатели подразделяются на обобщенные и интегральные:

1)обобщенные показатели служат для сводной (суммарной) оценки отдельных свойств продукции. К их числу относятся, напри­мер, надежность, эстетическая и эргономическая характеристики. Каждое из этих свойств определяется совокупностью нескольких показателей, например надежность - показателями безотказности, долговечности, ремонтопригодности и сохраняемости. С помощью обобщенного показателя надежность, как и другие сложные свойст­ва продукция, может получить единую сводную оценку;

2)интегральные показатели характеризуют эффективность или экономичность продукции. Его рассчитывают в двух вариантах - либо как отношение суммарного полезного эффекта от эксплуата­ции продукции к затратам на ее создание и работу (ед. работы/1 руб.), либо как обратное отношение этих затрат к полезному эффекту (руб./ед. работы).

Результатом производственной деятельности хозяйствующих субъектов является его продукция, которая выступает в роли продукта или услуги.

Продукт – изделие, получаемое из исходного сырья и материалов технологическим способом, в результате которого свойства исходного материала полностью исчезает, а продукт приобретает самостоятельную потребительскую ценность. Таким образом продукты (изделия)- это объекты, имеющие вещную форму и способные удовлетворить те или иные потребности. Общество как совокупный потребитель заинтересовано в удовлетворении своих нужд именно потребительскими ценностями в их натурально-вещественной форме.

Услуга – такой вид деятельности, который не имеет натурально вещественной формы продукта, добавляет к его первоначальной стоимости (цене) определенную сумму, поскольку конечный потребитель продукта в ней заинтересован и согласен ее оплачивать. Примером услуг являются ремонт бытовой техники, перевозка грузов, рекламирование товаров и т.д. Выделяют услуги социальные и культурно-бытового назначения. Продукты в их натурально-вещественной форме учитываются в натуральных (физических) единицах измерения (шт., т, м и т.д.). Реализация политики в области качества происходит через сформированную систему качества, главной функцией которой является управление качеством. Управление качеством продукции – это взаимоувязанный комплекс мер по установлению, обеспечению и поддержанию необходимого уровня качества продукции при ее разработке, производстве и эксплуатации или потреблении, осуществляемых путем систематического контроля качества и целенаправленного воздействия на условия и факторы, влияющие на качество продукции. Управление качеством продукции должно осуществляться системно, т.е. на предприятии должна функционировать система управления качеством продукции. Система качества – совокупность организационной методики, процессов и ресурсов, необходимых для общего управления качеством продукции. Действие системы качества распространяется на все этапы жизненного цикла продукции, образуя так называемую петлю качества. «Петля качества» - модель взаимосвязанных видов деятельности, влияющих на качество на различных стадиях – от определения потребностей до оценки их удовлетворения:

Ценовая политика субъекта хозяйствования: цели и порядок ценообразования, методы формирования, виды цен, ценовая стратегия - student2.ru

Стандартизация продукции.Важным элементом в системах управления качеством продукции является стандартизация. Стандарт в переводе с английского – это норма, мера, образец. Юридической формой определения качественных характеристик продукции является нормативно-техническая документация, предусмотренная государственной системой стандартизации, устанавливающей единую систему связанных между собой нормативно-технических документов с единым порядком учета, разработки, согласова­ния, утверждения, оформления, регистрации и пересмотра.

В соответствии с действующей в настоящее время системой стандартизации требования к качеству продукции определяются в зависимости от характера продукции, ее значения и сферы примене­ния стандартов нескольких категорий. Кроме того, качество отдель­ных видов продукции может определяться образцами (эталонами), утвержденными в соответствии со стандартами либо согласованны­ми сторонами по договору. Юридическое значение стандартов, тех­нических условий, образцов заключается в том, что они обязательны к применению всеми предприятиями-изготовителями и потребите­лями продукции, на которую распространяется действие данного нормативно-технического документа.

Органом государственного управления стандартизацией, метро­логией, сертификацией в Российской Федерации является Комитет Российской Федерации по стандартизации, метрологии и сертификации (Госстандарт России).

Главная задача стандартизации – создание системы норматив­но-технической документации, определяющей прогрессивные тре­бования к продукции, изготовляемой как для нужд народного хо­зяйства, населения, так и для экспорта, а также осуществляющей контроль за правильностью использования этой документации.

Сертификация продукции. В условиях рыночной экономики, возрастающей роли неценовой конкуренции на товарном рынке потенциальные потребители становятся более требовательны к качеству продукции и услуг, информация о которых должна быть объективной и достоверной. Определенные гарантии потребителю в области качества продукции дает сертификация - это деятельность по подтверждению соответствия продукции установленным требованиям. Она осуществляется третьей, независимой организацией. Сертификация основывается на проведении контроля и оценке условий производства сертифицируемой продукции, контроля за выполнением этих процедур и надзоре за качеством продукции со стороны независимого органа. Сочетание всех этих операций позволяет установить в научно технической документации (НТД) и контролировать любые важные для потребителя характеристики продукции. Поэтому сертификация является не только источником достоверной информации о таком соответствии, но и эффективным средством и стимулом повышения качества продукции.

Понятие Конкурентоспособности и методы ее определения.Важнейшим критерием, определяющим возможности функцио­нирования и развития предприятия в условиях рыночной экономи­ки, является конкурентоспособность. Конкурентоспособность предприятия - способность предпри­ятия производить конкурентоспособную продукцию за счет его уме­ния эффективно использовать финансовый, производственный и трудовой потенциал.

Конкурентоспособность товара - совокупность его качествен­ных и стоимостных характеристик, которая обеспечивает удовлетво­рение конкретной потребности покупателя и выгодно для покупате­ля отличается от аналогичных товаров-конкурентов.

Конкурентоспособность отрасли - наличие у отрасли конку­рентных преимуществ, позволяющих производить продукцию высо­кого качества, удовлетворяющую требованиям конкретных групп потребителей относительной потребительской ценности товаров, их рыночной стоимости и новизны, и поставлять ее на конкурентный рынок в оптимальные сроки, диктуемые рыночной ситуацией.

Показатели состава и объема продукции.Продукция промышленных предприятий планируется и учитывается в натуральном и в стоимостном выражении. Натуральные показатели выпуска продукции более точно отражают, какую продукцию выпускает предприятие. К стоимостным показателям относят:

А) Товарная продукция (ТП) - это вся продукция, изготовленная предприятием за плановый период и предназначенная к реализации. В состав товарной продукции входят: Все виды готовой продукции (ГП); Полуфабрикаты собственного изготовления, предназначенные для реализации (ПФ); Продукция вспомогательных цехов, предназначенная для реализации (В); Работы и услуги промышленного характера на сторону, в том числе капитальный ремонт своего оборудования и транспортных средств (Р):

ТП=ГП+ПФ+В+Р

Б) Незавершенное производство (НЗ) – это стоимость незаконченной продукции, которая находится на рабочих местах, на складе и т.д. Правильное определение остатков незавершенного производства имеет большое практическое значение, так как занижение их ведет к простоям на рабочих местах, к нарушению ритмичности выпуска готовой продукции. Излишние остатки незавершенного производства ведут к омертвлению оборотных средств.

Остаток незавершенного производства на начало года определяют по данным инвентаризации или бухгалтерского учета (НЗ1).

Остаток незавершенного производства на конец года (НЗ2) определяется по формуле: НЗ2=С*N*Кгот, где Кгот=0,5(1+См)

(С) – себестоимость единицы готового изделия;

(N) – количество изделий (программа выпуска);

м) – удельный вес сырья и материалов в себестоимости готового изделия;

гот) – удельный вес себестоимости изделия в незавершенном производстве к себестоимости готового изделия – коэффициент готовности.

В) Валовая продукция (ВП) – это продукция, произведенная предприятием за год независимо от степени ее готовности и назначения к использованию. В состав валовой продукции входят: стоимость товарной продукции(ТП); Изменение остатков незавершенного производства ∆НЗ=НЗ2 - НЗ1, изменение запасов ∆З=З2 – З1 :

ВП=ТП+∆НЗ+∆З

Г) Реализованная продукция (РП) – это продукция, полностью изготовленная и оплаченная потребителем. Моментом реализации является поступление денег на расчетный счет поставщика. Плановый объем реализованной продукции определяется:

РП=ТП+(Оскл1-Оскл2)+(От1+От2)+…..

(Оскл1;Оскл2) – остатки нереализованной продукции на складе предприятия на начало и конец периода.

(От1;От2) – продукция отгруженная, но неоплаченная на начало и конец периода.

Прибыль и ее значение в экономике: источники, функции, виды, распределение и использование; управление прибылью. Рентабельность (показатель эффективности работы субъекта хозяйствования, виды рентабельности).

Прибыль предприятия является важнейшей экономической категорией и основной целью деятельности любой коммерческой организации. Как экономическая категория прибыль от­ражает чистый доход, созданный в сфере материального производства, и выполняет ряд функций.

1. Воспроизводственная. Во-первых, прибыль характеризует экономический эффект, полученный в результате деятельности предприятия. Получение прибыли на предприятии означает, что полученные до­ходы превышают все расходы, связанные с его деятельностью.

2. Стимулирующая. Во-вторых, прибыль обладает стимулирующей функцией. Это связано с тем, что прибыль является одновременно не только финансовым результатом, но и основным элементом финансовых ресурсов предприятия. Поэтому предприятие за­интересовано в получении максимальной прибыли, так как это является основой для расширения производственной деятельности, научно-технического и социального развития предпри­ятия, материального поощрения работников.

3. Распределительная. В - третьих, прибыль является одним из важнейших источ­ников формирования бюджетов разных уровней.

Прибыль на предприятии может быть получена за счет различных видов деятельности. Суммарная величина всех при­былей - балансовая (валовая) прибыль предприятия. Основ­ными составными элементами балансовой прибыли являются:

• прибыль (убыток) от реализации продукции, выполнения работ, оказания услуг;

• прибыль (убыток) от реализации основных фондов, а также иного имущества предприятия;

• финансовые результаты от внереализационных операций. Таким образом, балансовая прибыль (Пб) может быть определена по формуле:

Пб = ± Пр ± Пи ± Пво

где Пр — прибыль (убыток) от реализации продукции, выполнения работ и оказания услуг;

Пи — прибыль (убыток) от реализации имущества предприятия;

Пво — дохода (убытки) от внереализационных операций.

Как правило, основной элемент балансовой прибыли со­ставляет прибыль от реализации продукции, выполнения ра­бот или оказания услуг.

Прибыль от реализации имущества — это финансовый результат, не связанный с основными видами деятельности предприятия. Он отражает прибыли (убытки) по прочей реализации, к которой относится продажа на сторону различных видов имущества, числящегося на балансе предприятия.

Перечень внереализационных прибылей (убытком) предприятия разнороден и довольно обширен. Это доходы от долгосрочных и краткосрочных финансовых вложений, доходы oт сдачи имущества в аренду, сальдо полученных и уплаченные штрафов, пени, неустоек и других видов санкций, прибыль прошлых лет, выявленная в отчетном году, доходы от дооцен­ки товаров, положительные курсовые разницы по валютным счетам и операциям в иностранной валюте, проценты, полученные по денежным средствам, числящимся на счетах пред­приятия.

К расходам и потерям относятся: убытки по операциям прошлых лет, выявленные в отчет­ном году, от уценки товаров, от списания безнадежной деби­торской задолженности; недостачи материальных ценностей, выявленные при ин­вентаризации; отрицательные курсовые разницы по валютным счетам и операциям в иностранной валюте; судебные издержки и арбитражные сборы и др.

Распределение и использование прибыли.Различные стороны производственной, сбытовой, сна

Наши рекомендации