Основные параметры грузоподъемных кранов
Пособие
Для стропальщиков
По безопасному производству
Работ грузоподъемными машинами
Содержание
1. | Введение | |
Квалификационная характеристика | ||
2. | Основные сведения о грузоподъемных кранах | |
2.1. | Область распространения Правил устройства и безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов | |
2.2. | Классификация грузоподъемных кранов | |
2.3. | Индексация грузоподъемных кранов | |
2.4. | Основные параметры грузоподъемных кранов | |
2.5. | Приборы и устройства безопасности | |
3. | Грузозахватные органы, грузозахватные приспособления и тара | |
3.1 | Канаты | |
3.2 | Способы крепления концов стальных канатов. | |
3.3. | Общие сведения о грузозахватных приспособлениях | |
3.4. | Требования безопасности | |
3.5. | Эксплуатация | |
3.6. | Осмотр и браковка приспособлений и тары | |
4. | Организация работ по безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов | |
5. | Производство работ грузоподъемными кранами | |
5.1. | Классификация грузов и способы строповки грузов | |
5.2. | Погрузочно-разгрузочные работы и складирование грузов | |
5.3. | Требования к местам производства работ кранами | |
5.4. | Строительно-монтажные работы | |
5.5. | Основные сведения о проектах производства работ кранами и технологических картах | |
6. | Безопасность труда | |
6.1. | Безопасность труда при производстве работ | |
Раздел 1. Введение.
Квалификационная характеристика
Раздел 2. Основные сведения о грузоподъемных кранах
Область распространения Правил устройства
И безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов
Настоящие Правила распространяются на:
а) грузоподъемные краны всех типов, включая мостовые краны-штабелеры с машинным приводом *;
б) грузовые электрические тележки, передвигающиеся по надземным рельсовым путям совместно с кабиной управления *;
в) краны-экскаваторы, предназначенные для работы только с крюком, подвешенным на канате, или электромагнитом *;
г) электрические тали *;
д) подъемники крановые;
е) грузозахватные органы (крюки, грейферы, грузоподъемные электромагниты, клещевые захваты и т.п.);
ж) грузозахватные приспособления (стропы, захваты, траверсы и т.п.);
з) тару, за исключением специальной тары, применяемой в металлургическом производстве (ковши, мульды, изложницы и т.п.), а также в морских и речных портах, требования к которой устанавливаются отраслевыми правилами или нормами. (Правила 1.3).
* Далее по тексту — краны.
Настоящие Правила не распространяются на:
а) грузоподъемные машины, установленные в шахтах, на морских и речных судах и иных плавучих сооружениях, на которые распространяются специальные правила;
б) экскаваторы, предназначенные для работы с землеройным оборудованием или грейфером;
в) грузоподъемные краны-манипуляторы и краны-трубоукладчики, на которые распространяются соответствующие правила Госгортехнадзора России;
г) грузоподъемные краны, предназначенные для работы только с навесным оборудованием (вибропогружателями, шпунтовыдергивателями, люльками, буровым оборудованием и т.п.);
д) грузоподъемные машины специального назначения (например, напольные, завалочные и посадочные машины, электро- и автопогрузчики, путе- и мостоукладочные машины и т.п.);
е) монтажные полиспасты и конструкции, к которым они подвешиваются (мачты, шевры, балки и т.п.);
ж) грузоподъемные краны с ручным приводом;
з) ручные тали. (Правила 1.4).
Классификация грузоподъемных кранов
Классификация кранов по конструкции | ||||
1.1. Кран мостового типа: | 1.2. Кран кабельного типа: | 1.3. Кран стрелового типа: | ||
- кран мостовой опорный | - кран кабельный | - кран портальный | ||
- кран мостовой подвесной | - кран кабельный мостовой | - кран полупортальный | ||
- кран-штабелер мостовой | - кран стреловой | |||
- кран козловой | - кран башенный | |||
- кран полукозловой | - кран железнодорожный | |||
- кран мачтовый | ||||
- мачтовый вантовый | ||||
- мачтовый жестконогий | ||||
- кран консольный | ||||
- кран-перегружатель причальный | ||||
- консольный на колонне | ||||
- настенный | ||||
- велосипедный | ||||
Классификация кранов по виду грузозахватного органа | ||||
1.4. Кран крюковой | 1.9. Кран мульдозавалочный | 1.14. Кран для раздевания слитков (стрипперный) | ||
1.5. Кран грейферный | 1.10. Кран штыревой | 1.15. Кран колодцевый | ||
1.6. Кран магнитный | 1.11. Кран литейный | 1.16. Кран с траверсой | ||
1.7. Кран мульдомагнитный | 1.12. Кран посадочный | |||
1.8. Кран мульдогрейферный | 1.13. Кран ковочный | |||
Классификация кранов по способу установки | ||||
1.17. Кран стационарный | 1.19. Кран переставной | 1.21. Кран передвижной | ||
1.18. Кран самоподъемный | 1.20. Кран радиальный | - кран прицепной | ||
Классификация кранов по виду ходового устройства | ||||
1.22. Кран на гусеничном ходу | 1.23. Кран на колесном ходу: | |||
Автомобильный, на специальном шасси, пневмоколесный, короткобазовый, рельсовый, катковый | ||||
Классификация кранов по виду привода | ||||
1.25. Кран электрический | 1.26. Кран механический | 1.27. Кран гидравлический | ||
Классификация кранов по степени поворота | ||||
1.28. Кран поворотный | 1.29. Кран неповоротный | |||
- кран неполноповоротный | ||||
- кран полноповоротный | ||||
Индексация грузоподъемных кранов
Башенных кранов
КБ - . ОО
КБ – кран башенный
1-я цифра обозначает номер размерной группы по грузовому моменту:
1 – до 25 тм; 5 – до 250 тм; 9 – более 1000 тм.
2 – до 60 тм; 6 – до 400 тм;
3 – до 100 тм; 7 – до 630 тм;
4 – до 160 тм; 8 – до 1000 тм;
Последующие две цифры от 01 до 69 присваиваются кранам с поворотной башней, от 71 до 99 – кранам с неповоротной башней.
После точки указывается номер исполнения, отличающийся от базовой модели. Для базовых моделей номер исполнения «0» не пишут.
Далее – обозначение очередной модернизации (изменение конструкции без изменения основных параметров) А, Б, В, затем климатическое исполнение (ХЛ – для холодного, Т – тропического и ТВ – тропического влажного климата; для умеренного климата буква не ставится).
Стреловых кранов
КС - - ОО
КС – кран стреловой
1-я цифра | 2-я цифра | 3-я цифра | ||
Размерная группа по грузоподъемности | Вид ходового устройства | Исполнение стрелового оборудования | ||
4 т | Гусеничные | 6 – гибкая подвеска | ||
6,3 т | Гусеничные | 7 – жесткая подвеска | ||
10 т | Пневмоколесные | |||
16 т | Спецшасси | |||
25 т | Автомобильные | |||
40 т | Тракторные | |||
63 т | Прицепные и полуприцепные | |||
100 т | короткобазовые | |||
Свыше 100 т |
Основные параметры грузоподъемных кранов.
1. Съемное грузозахватное приспособлениеmсг- устройство массой mсг, соединяющее груз с краном. Съемное грузозахватное приспособление легко снимается с подъемного устройства и отсоединяется от груза.
2. Грузоподъемность полезная mп - груз массой mп, поднимаемый краном и подвешенный при помощи съемных грузозахватных приспособлений или непосредственно к несъемным грузозахватным приспособлениям.
3. Грузоподъемность неттотн - груз массой тн, поднимаемый краном и подвешенный при помощи несъемных грузозахватных приспособлений. Масса тн представляет собой сумму значений массы груза, соответствующего полезной грузоподъемности mп и съемных грузозахватных приспособлений mсг: тн = тп + mсг
4. Грузоподъемность миди тм- груз массой тм, поднимаемый краном и подвешенный к нижнему концу подъемного средства. Масса тм представляет собой сумму значений массы груза, соответствующего полезной грузоподъемности mп, съемных грузозахватных приспособлений mсги несъемных грузозахватных приспособлений тнг:
тм = тп + mсг + тнг
5. Грузоподъемность брутто тб - груз массой тб, подвешенный непосредственно к крану, к грузовой тележке или к оголовку стрелы. Масса тб представляет собой сумму значений массы груза, соответствующего полезной грузоподъемности mп, съемных и несъемных грузозахватных приспособлений mсг и тнг и подъемного средства тпс:
тб= тп + mсг + тнг + тпс
6.Момент грузовой: М = Q*L - произведение величин грузоподъемности Q и соответствующего ей вылета L.
7. Момент грузовой опрокидывающий: МА = Q*L - Произведение величин грузоподъемности Q и соответствующего вылета от ребра опрокидывания А.
8. Вылет L – Расстояние по горизонтали от оси вращения поворотной части до вертикальной оси грузозахватного органа при установке крана на горизонтальной площадке.
8.1. Вылет проектный – Вылет, определенный без нагрузки на крюке.
8.2. Вылет рабочий – Вылет, определенный с грузом на крюке.
9. Вылет от ребра опрокидывания – Расстояние по горизонтали от ребра опрокидывания до вертикальной оси грузозахватного органа при установке крана на горизонтальной площадке.
9.1. Вылет проектный от ребра опрокидывания - Вылет от ребра опрокидывания, определенный без нагрузки на крюке.
9.2. Вылет рабочий от ребра опрокидывания - Вылет от ребра опрокидывания, определенный с грузом на крюке.
10. Высота подъема Н - расстояние по вертикали от уровня стоянки крана до грузозахватного органа, находящегося в верхнем положении.
12. Глубина опускания h - расстояние по вертикали от уровня стоянки крана до грузозахватного органа, находящегося в нижнем рабочем положении.
13. Диапазон подъема.
14. Скорости рабочих движений.
15. Конструктивная масса.
16. Общая масса.
17. Нагрузка на колесо – Величина наибольшей вертикальной нагрузки, передаваемой одним ходовым колесом на крановый путь или на ось.
18. Задний габарит – Наибольший радиус поворотной части крана со стороны, противоположной стреле.
19. Колея – для кранов стрелового типа – расстояние по горизонтали между осями рельсов или колес ходовой части крана. Для грузовых тележек – расстояние между осями рельсов для перемещения тележки.
20. База – Расстояние между осями опор (тележек) крана, измеренное вдоль пути.
21. База выносных опор – Расстояние между вертикальными осями выносных опор, измеренное вдоль пути.
22. Расстояние между выносными опорами - Расстояние между вертикальными осями выносных опор, измеренное поперек пути.
23. Контур опорный – Контур, образуемый горизонтальными проекциями прямых линий, соединяющих вертикальные оси опорных элементов крана (колес или выносных опор).
24. Уклон пути – Уклон, на котором допускается работа крана.
25. Габарит приближения – Пространство, определяемое условиями безопасности при работе крана вблизи сооружений, из пределов которого может выходить лишь грузозахватный орган при выполнении рабочих операций.
26. Устойчивость крана – способность крана противодействовать опрокидывающим моментам.
27. Устойчивость грузовая - способность крана противодействовать опрокидывающим моментам, создаваемым массой груза, силами инерции, ветровой нагрузкой рабочего состояния и другими факторами.
28. Устойчивость собственная - способность крана противодействовать опрокидывающим моментам при нахождении крана в рабочем (в том числе без груза) и нерабочем состояниях.