Анализ работы с поставщиками
Технико-экономические особенности отдельных видов транспорта. Современный транспорт состоит из шести видов: морской, железнодорожный, автомобильный, речной, воздушный и трубопроводный. Виды транспорта подразделяются на водный (морской, речной), наземный (железнодорожный, автомобильный, трубопроводный) и воздушный. Все виды транспорта, кроме трубопроводного, используются для перевозки грузов и пассажиров. Эти виды транспорта относятся к традиционным. Нетрадиционные виды транспорта включают в себя пультопроводы (навалочный груз измельчается и вместе с водой перекачивается по трубам), пневмотранспорт, транспорт на магнитной подушке. У каждого вида транспорта есть своя специфика в отношении его использования для перевозок. Особенности морского транспорта; Преимущества: низкие тарифы; высокая производительность (за счёт большой грузоподъёмности судов); непрерывность работы (24 часа в сутки); незначительная зависимость от погодных условий; мобильность в зависимости от спроса (морские суда можно направить в любую точку мира); практически неограниченная пропускная способность морских путей сообщения. Недостатки: относительно низкая скорость (для грузовых судов - 18-20 узлов, узел - 1 миля в час, морская миля - 1837 м); сравнительно небольшая частота движения (могут перевозить только большое количество груза и только сразу); необходимость тщательной упаковки грузов. Особенности речного транспорта: Преимущества: высокая провозная способность по рекам; низкая себестоимость перевозок; возможность перевозить значительные партии грузов; возможность использования в районах, где не развита автодорожная и железнодорожная сеть. Недостатки: необходимость в строительстве гидротехнических сооружений; сезонность работы на большинстве рек мира; необходимость считаться с естественным географическим расположением водных путей и частым несовпадением их с направлениями пассажиропотоков и грузопотоков. Особенности железнодорожного транспорта: Преимущества: быстрая доставка на большие расстояния; независимость от климатических условий; большая грузоподъёмность (3-4 тыс. тонн один состав); сравнительно низкие тарифы; при наличии подъездных путей для грузополучателя возникают дополнительные удобства (возможность организовать доставку «от двери до двери»); способность перевозить самую широкую гамму различных грузов. Недостатки: необходимость прочной упаковки; благоприятные условия для хищения; зависимость от географического расположения железнодорожных путей; необходимость переформирования составов в пути. Особенности автомобильного транспорта: Преимущества: маневренность - возможность концентрации транспорта там, где требуется; срочность и регулярность доставки; возможность организации современных видов доставки (от двери до двери); большая сохранность грузов; большая экономичность при перевозке на небольшие расстояния (до 600 км); применение автотранспорта позволяет ритмичность отправок. Недостатки: зависимость от дорожной сети; малая грузоподъемность; относительно высокие тарифы; Особенности воздушного транспорта: Преимущества: высокая скорость доставки; спрямление пути; высокая сохранность груза в пути; самый высокий уровень сервиса; более простая упаковка; более низкие страховые затраты (из-за минимального времени перевозки). Недостатки: высокие тарифы; зависимость от погодных условий; ограничения по размеру и весу; зависимость от наземных служб; удаленность аэропортов от предприятий.
14.Транспортная система России. Транспортная система России — совокупность транспортных средств, инфраструктуры и управления, функционирующих на территории Российской Федерации. Транспортная система России имеет сложную структуру, она включает несколько подсистем (железнодорожную, автомобильную, морскую, речную, воздушную и трубопроводы), каждая из которых состоит из основных элементов: инфраструктуры, транспортных средств и управления. К транспортной системе относятся транспортные узлы и коридоры, а также промышленный и общественный транспорт. Инфраструктуру обычно рассматривают по отраслям. Железнодорожный транспорт наиболее развит в России (на него по данным на 2011 год приходилось 85 % внутреннего грузооборота)[3]. По протяжённости железнодорожного полотна (86 тысяч км, половина из которых электрифицирована) Россия находится на втором месте после США. Морскому виду транспорта принадлежит главная роль в межгосударственном грузообороте. Важность морского транспорта для России определяется её положением на берегах трёх океанов и протяжённостью морской границы 42 тысячи километров. Внутренние речные судоходные пути России составляют 80 тысяч километров. Удельный вес внутреннего водного транспорта в общем грузообороте составляет 3,9 %. Роль речного транспорта резко повышается в ряде регионов Севера, Сибири и Дальнего Востока. Развитие трубопроводного транспорта в России началось в конце 50-х гг. XX века. Важнейшими транспортируемыми грузами являются сырая нефть, природный и попутный газ. Транспортировка нефтепродуктов, жидких и газообразных химикатов перспективна, но в настоящее время продуктопроводы не получили большого распространения. В России преобладают трубопроводы большого диаметра (1220 и 1420 мм) и большой протяженности в широтном направлении. Автомобильный транспорт. Общая длина автомобильных дорог с твёрдым покрытием в России составляет 754 тыс. км (2008).[5] В 2008 году автомобильным транспортом было перевезено 6,9 млрд тонн грузов, его грузооборот в том же году составил 216 млрд тонно-километров. Воздушный транспорт является самым дорогим, что ограничивает его грузовое применение (скоропортящиеся грузы), бо́льшее значение он имеет для пассажироперевозок. В районах Крайнего Севера важную роль играют вертолеты: перевозят грузы и пассажиров на производственные объекты, оказывают срочную медицинскую помощь и т. д. К промышленному транспорту относится транспорт необщего пользования и технологический транспорт, выполняющий производственно-технологические перевозки грузов на внутренних дорогах промышленных предприятий и организаций, комплексов зданий и сооружений, транспортных служб, и не выходит на дороги общего пользования. Общественный транспорт. Во внутригородских перевозках пассажиров в России лидируют автобусы. В крупнейших городах также налажено трамвайное итроллейбусное сообщение. Эксплуатационная длина трамвайных и троллейбусных линий 7,6 тыс. км. Самой протяжённой трамвайной сетью в мире располагает Санкт-Петербург (более половины находится в аварийном состоянии). Транспортные узлы- аэропорты, автовокзалы.Транспортные коридоры — это совокупность магистральных транспортных коммуникаций различных видов транспорта с необходимыми обустройствами, обеспечивающих перевозки пассажиров и грузов между различными странами на направлениях их концентрации[4]. В систему международных транспортных коридоров входят также экспортные и транзитные магистральные трубопроводы.
15.Основные логистические проблемы России Проблемы современной логистики России заключаются в следующем. Во-первых, в период кризиса многие логистические операторы были вынуждены работать в пол силы, при этом за минимальные расценки. Это случилось в том числе и по тому, что во время кризиса многие заказчики логистических услуг проводили очень агрессивную политику в отношение логистических операторов на понижение расценок за вполне квалифицированные услуги последних. В свою очередь такое положение дел привело многих логистических операторов к значительным, накопленным долгам перед арендодателями и собственниками складских помещений. А так же к отсутствию финансового запаса для реинвестирования в собственное развитие, в логистические технологии, персонал, в маркетинговые исследования новых рынков и т.д. Во-вторых, у многих логистических операторов нет возможности использовать кредитные ресурсы банковской сферы. Причина, ужесточение самих банков по условиям кредитования логистической отрасли, так и по причине значительного снижения финансовых потоков логистических операторов от продажи логистических услуг клиентам. В-третьих, нарушена система лизинга для логистических операторов по совокупности причин, а именно из-за удорожания кредитных средств, избыточной системы рисков по заемщикам в период кризиса, а так же из-за значительного увеличения срока окупаемости лизинговой техники и стеллажного оборудования, WMS-систем, как необходимых атрибутов профессионального логистического оператора. Сюда, можно так же добавить еще одну первопричину клубка проблем логистических операторов - значительное снижение покупательной способности наших граждан в период кризиса. Здесь же снижение заказов от государственных учреждений, свёртывание инвестиционных проектов и программ развития ключевых компаний и корпораций большинства отраслей России из-за Мирового финансового кризиса.
16.Сущность закупочной логистики.Закупочная логистика - это управление материальными потоками в процессе обеспечения предприятия материальными ресурсами. Любое предприятие как производственное, так и торговое имеет в своем составе службу, осуществляющую закупку, доставку и временное хранение сырья, полуфабрикатов и товаров народного потребления. Основной целью закупочной логистики в системе организации производства является надежное и качественное обеспечение производственных подразделений предприятия материаль-ными ресурсами, необходимыми для выполнения производственного задания. Разработка производственного задания в соответствии со стратегией организации производства предприятия на рынке сбыта готовой продукции сопряжена с различными затратами ресурсов. В связи с этим перед закупочной логистикой встает проблема оптимизации как в цепи «снабжение-производство» (например, минимизация издержек на закупки материальных ресурсов при наличии определенной вероятности сбоя в поставках), так и в полной логистической цепи (например, минимизация общих логических издержек, в том числе и на закупки при наличии вероятности удовлетворения спроса). Закупочная логистика является первой логистической подсистемой и представляет собой процесс движения сырья, материалов, комплектующих и запасных частей с рынка закупок до складов предприятия.
17.Формы закупочной деятельности Выбор формы закупокзависит от сложности конечного продукта, от набора комплектующих изделий и материалов. Основными формами закупок являются: закупки большими партиями (оптовые закупки); периодические закупки мелкими партиями; различные комбинации перечисленных методов и закупка по мере необходимости. Рассмотрим наиболее часто встречающиеся формы: 1. Закупка товара одной партией. Преимущества оптовой поставки заключаются в простоте оформления документов, гарантии поставки всей партии, повышении торговых скидок из-за приобретения товара большой партией. Недостатком является большая потребность в складских помещениях, замедление оборачиваемости капитала. 2. Периодические закупки небольшими партиями. Покупатель заказывает необходимое количество товара, которое поставляется ему партиями в течение определенного отрезка времени. Преимущества такой формы закупки заключаются в ускорении процесса оборачиваемости капитала, так как товар оплачивается по мере его поступления. Достигается экономия на процессе хранения и складских помещениях, сокращаются затраты на документирование поставки, поскольку оформляется только один заказ на всю поставку Недостатком этой формы закупки является вероятность заказа излишнего количества, необходимость оплаты всей партии товара сразу. 3. Ежедневные или ежемесячные закупки по котировочным ведомостям. Где закупаются дешевые и быстро используемые товары, широко применяется такая форма закупки. Котировочная ведомость содержит сведения о полном перечне товаров, количестве имеющегося на складе товара, а также требуемом количестве товара. Преимущество данной формы – в ускорении оборачиваемости капитала, своевременности поставок и снижении затрат на складскую деятельность. 4. Получение товара по мере необходимости. Эта форма имеет не только схожесть с формой регулярной поставки, но и ряд характерных особенностей: количество закупок здесь не устанавливается, а определяется приблизительно; поставщики должны связываться с покупателем перед выполнением каждого заказа; поставленное количество товара подлежит оплате, заказчик не обязан принимать и оплачивать товары по истечении срока контракта. Преимуществом является отсутствие конкретных обязательств по покупке определенного количества, ускорение оборота капитала, небольшое количество работы по оформлению документов. 5. Закупка товаров с немедленной сдачей.
18.Функция снабжения на предприятии. Снабжение— это деятельность, включающая в себя процедуры закупки, доставки, приемки, хранения ипредпродажной подготовки продукции. Функции снабжения: выявление и изучение источников ресурсов и поставщиков продукции; определение потребности и расчет количества заказываемой продукции; решение о заказе; установление количества и сроков поставок и наблюдение за ними; управление запасами; учет и контроль хода выполнения договорных обязательств.
19.Классификация запасов.Товарные запасы – товары, находящиеся в сфере товарного обращения, а также у изготовителя и в пути. Их наличие характеризует статичное состояние и местоположение товарной массы в процессе товародвижения на определенный момент времени. Они являются сложной экономической категорией и выражают многогранные взаимоотношения между участниками хозяйственной деятельности. Различают следующие виды запасов: 1) запасы в пути – запасы продукции, на момент учета находящиеся в процессе транспортировки от поставщиков к потребителям или на предприятия оптовой торговли; 2) неликвидные запасы – длительно неиспользуемые или нереализуемые производственные или товарные запасы; 3) переходящие запасы – остатки продукции на конец отчетного периода. Обеспечивают непрерывность производства и потребления в отчетном (или следующем за отчетным) периоде до момента очередной поставки продукции; 4) подготовительные запасы – часть запасов продукции, наличие которых вызвано необходимостью подготовки продукции к отпуску потребителям: оформления приемки или отпуска, подсортировки, погрузки и разгрузки, комплектации; 5) производственные запасы – запасы, предназначенные для производственного потребления; 6) сезонные запасы – запасы, образующиеся при сезонном характере производства продукции или при сезонном характере потребления и транспортировки. Их назначение – обеспечить стабильное функционирование предприятия и бесперебойность снабжения производства на время сезонного перерыва в производстве, потреблении или транспортировке; 7) резервные запасы – постоянно поддерживаемый запас продукции на случай непредвиденных заказов и резких колебаний спроса. Резервные запасы должны обеспечивать бесперебойное функционирование предприятия до того момента, когда заказ будет доставлен на склад получателя; 8) страховые (гарантийные) запасы предназначены для обеспечения непрерывного (бесперебойного) снабжения предприятия в случае возникновения непредвиденных обстоятельств: отклонения в периодичности и величине партий поставок от плановых или предусмотренных в договорах; невыполнение плана выпуска продукции поставщиком; резкое возрастание спроса; задержка продукции в пути при доставке от поставщиков; невозможность осуществления своевременной закупки и поставки продукции; 9) текущие запасы обеспечивают непрерывность снабжения предприятия между двумя очередными поставками и рассчитываются исходя из интервала поставки; 10) запасы сырья и материалов – материалы, которые должны стать частью готовой продукции в результате процесса производства; 11) запасы незавершенного производства – продукция, которая находится в процессе производства и обработка которой еще не закончена; 12) запасы готовой продукции – продукция, произведенная, но не отправленная потребителям; 13) запас текущего пополнения характеризует среднее количество ассортимента продукции, обновляемое с каждой партией поставки, и зависит от частоты завоза продукции и комплектности поступления; 14) запас в размере однодневного оборота хранится в торговом зале, ежедневно пополняется за счет запаса текущего пополнения и предназначается для непосредственного отпуска продукции покупателям.
20.Основные понятия закупок.Процессы закупок относятся к широкому диапазону сырья и материалов и охватывают большое количество мероприятий. С логистическими процессами закупок связаны важнейшие вопросы, такие как: 1) своевременность и качество поставок, комплектность. Они обусловливают бесперебойность обслуживания производственных процессов. 2) вещественные и информационные процессы на стадии закупки объединяют много функций и узких задач. Связанные с основной деятельностью любого предприятия (в основном промышленного) ответы на важнейшие вопросы определяют главное содержание процессов закупки. Перед закупочной деятельностью необходимо ответить на несколько вопросов. Во-первых, покупать или производить самим. Перед принятием решения провести полный анализ, учитывая интересы подразделений предприятия, и при этом руководствоваться следующими мотивами. Собственное производство отличается высоким уровнем добавленной стоимости, наличием уникальной технологии, опережающим характером производимой продукции. Приобретение сокращает производственные мощности и является доступом к современной технологии. Решение в пользу собственного производства или приобретения принимается на ранней стадии разработки изделия. Во-вторых, сколько закупать. Этот вопрос связан с планированием обеспечения потребностей в материалах и управлением запасами. В-третьих, когда закупать. Решение этого вопроса связано с организацией поставок вместе с производственными потребностями и учетом информации о методах управления запасами. В-четвертых, где закупать. Вопрос говорит сам за себя. Предприятие должно определиться с выбором места закупок и поставщиков. Как и с первым вопросом, решение этого вопроса требует детального анализа предполагаемых источников снабжения и возможных поставщиков.
21. Характеристика основных методов поиска поставщиков. Метод рейтинговых оценок.Этот метод можно считать наиболее распространенным методом выбора поставщика.Выбираются основные критерии выбора поставщика, далее работниками службы закупок или привлеченными экспертами устанавливается их значимость экспертным путем. Например, допустим, что предприятию необходимо закупить товар, причем его дефицит недопустим. Соответственно, на первое место при выборе поставщика будет поставлен критерий надежности поставки. 2. Метод оценки затратЭтот метод иногда называют затратно-коэффициентным методом или «методом миссий». Он заключается в том, что весь исследуемый процесс снабжения делится на несколько возможных вариантов (миссий), и для каждого тщательно рассчитываются все расходы и доходы. В результате получают данные для сравнения и выбора вариантов решений (миссий). Для каждого поставщика рассчитываются все возможные издержки и доходы (при этом учитываются логистические риски). Затем из набора вариантов (миссий) выбирается наиболее выгодный (по критерию общей прибыли). 3. Метод доминирующих характеристикМетод состоит в сосредоточении на одном выбранном параметре (критерии). Этот параметр может быть: наиболее низкой ценой, наилучшим качеством, графиком поставок, внушающим наибольшее доверие, и т.п. Преимущество этого метода – в простоте, а недостаток – в игнорировании остальных факторов - критериев отбора. 4. Метод категорий предпочтенияВ этом случае оценка поставщика, в том числе и выбор способа его оценки, зависит от информации, стекающейся из многих подразделений фирмы. Инженерные службы дают свою оценку способности поставщика производить высокотехнологическую продукцию и могут компетентно судить о ее качестве. Диспетчерская докладывает о сроках доставки закупаемых материальных ресурсов. Производственные отделы – о простоте и удобстве пользования материальных ресурсов в производственном процессе. Такой метод подразумевает наличие обширной и разнообразной информации из множества источников, которая позволяет рассматривать каждый фактор наравне с остальными, в то время как для фирмы, возможно, какой-то фактор является ключевым, например, простота использования продукции в производственном процессе.
22.Процедура выбора поставщика.Процедура выбора поставщика состоит из трех основных этапов: 1) выявление всех потенциальных источников, производящих или поставляющих необходимую продукцию; 2) оценка выявленных поставщиков по определенным критериям; 3) завершение выбора оформлением договорных отношений. При выборе поставщика применяют следующие критерии выбора: качество поставляемой продукции; ассортимент предлагаемой продукции; цену продукции; организацию товародвижения; деловую этику. Сведения о предлагаемом ассортименте и ценах на товары поставщика можно узнать из прайс-листа. Прайс–лист – это систематизированный перечень продукции и цен на нее.Систематизация, в основном проводится по ассортиментным группам товара. Например, выделяются лекарственные препараты, предметы ухода за больными, перевязочные средства и т.п. Выделяют также группы товаров, облагаемых налогом на добавленную стоимость и необлагаемые налогом (НДС). При этом внутри группы наименования товаров располагаются в алфавитном порядке. В прайс-листах указывают также и информацию о скидках на продукцию, минимальном объеме заказа и другую информацию. По окончании выбора поставщика переходят к следующему этапу – заключению договорных или контрактных отношений между поставщиком и потребителем. Заключение договорных отношений на поставку товаров. Наиболее распространенным из гражданско-правовых договоров в настоящее время является договор купли – продажи. Хозяйственные отношения по договорам законодательно регулируются новым ГК РФ.
Договор или контракт купли продажи – это коммерческий документ, представляющий собой договор поставки товара, а при необходимости и сопутствующих услуг, согласованный и подписанный поставщиком и заказчиком. Договор заключается в письменной форме в двух экземплярах, при этом непременным условием этого договора является переход права собственности на товар от продавца к покупателю. Кроме того, при заключении договора на поставку обязательно обращается внимание на наличие соответствующих лицензий, дающих право на осуществление фармацевтической деятельности.
Анализ работы с поставщиками
24.Управление заказами.Управление заказами решает следующие основные вопросы. Что заказывать? Сколько заказывать? Когда заказывать необходимую продукцию? Какое подразделение и кто конкретно должен заказывать? Кроме того, контролируется выполнение заказа. Заказ на поставку рассматривается как документ, на основании которого закупается необходимая продукция. В нем четко и ясно излагается соглашение между покупателем и поставщиком. В случае принятия заказ приобретает законную силу контракта, обязательного для исполнения. Заказ на поставку составляется на основании заявки. Заявка – контрольный документ, по которому отпускаются средства на приобретение определенных видов продукции. Потребность в продукции выявляет и конкретизирует работник, подавший заявку. Ему из бюджета предприятия на эти цели выделяется определенная сумма.В заявке указываются: предмет закупки; код статьи, на которую относятся затраты; особые условия, регулирующие закупку (технические условия, требования по доставке, характер использования). Система управления заказами предполагает расчет следующих показателей: минимальный уровень запаса продукции – минимальный уровень остатков, при снижении до которого подается заказ на поставку очередной партии продукции; оптимальный уровень запаса – уровень, достаточный для осуществления бесперебойного функционирования. С нирования предприятия в период цикла поставки, при котором страховой запас продукции остается неприкосновенным; 3)оптимальная периодичность заказа – периодичность, с которой менеджер по закупкам должен размещать регулярные заказы поставщикам для поддержания оптимального уровня запасов. Существуют следующие виды заказов:
1) стандартные – имеют место, когда размещение заказов для поддержания требуемого уровня запасов продукции осуществляется постоянно и планомерно. Это обеспечивает снижение уровня затрат на создание и хранение запасов продукции; 2) специальные – имеют место, когда на складе отсутствуют запасы требуемой продукции. Специальный заказ оформляется на основании заказов потребителей. Полномочия по размещению специальных заказов ограничены. При отсутствии надежной системы контроля над запасами возрастает объем продукции, приобретаемой по специальным заказам, что может стать серьезной проблемой для всего предприятия. Процедура составления заказов включает в себя: уточнение суммы остатков продукции; анализ текущей задолженности по заказам, в том числе на основе определения доли аннулированных и невыполненных заказов; включение в регулярный стандартный заказ всей продукции из необработанных специальных заказов; окончательное оформление заказа; отправка оформленного заказа поставщику. При поступлении заказа необходимо: сверить полученную продукцию с данными накладной; провести физический осмотр поставленной продукции на предмет обнаружения бракованных изделий; зафиксировать поступление заказанной продукции в складской документации; по истечении определенного срока (например, 30 дней) применяется специальная схема работы с нереализованной продукцией (ее отправляют на склад, на продажу или возвращают поставщику).
25.Формы организации закупочной деятельности. Выбор формы закупокзависит от сложности конечного продукта, от набора комплектующих изделий и материалов. Основными формами закупок являются: закупки большими партиями (оптовые закупки); периодические закупки мелкими партиями; различные комбинации перечисленных методов и закупка по мере необходимости. Рассмотрим наиболее часто встречающиеся формы: 1. Закупка товара одной партией. Преимущества оптовой поставки заключаются в простоте оформления документов, гарантии поставки всей партии, повышении торговых скидок из-за приобретения товара большой партией. Недостатком является большая потребность в складских помещениях, замедление оборачиваемости капитала.2. Периодические закупки небольшими партиями. Покупатель заказывает необходимое количество товара, которое поставляется ему партиями в течение определенного отрезка времени. Преимущества такой формы закупки заключаются в ускорении процесса оборачиваемости капитала, так как товар оплачивается по мере его поступления. Достигается экономия на процессе хранения и складских помещениях, сокращаются затраты на документирование поставки, поскольку оформляется только один заказ на всю поставку Недостатком этой формы закупки является вероятность заказа излишнего количества, необходимость оплаты всей партии товара сразу. 3. Ежедневные или ежемесячные закупки по котировочным ведомостям. Где закупаются дешевые и быстро используемые товары, широко применяется такая форма закупки. Котировочная ведомость содержит сведения о полном перечне товаров, количестве имеющегося на складе товара, а также требуемом количестве товара. Преимущество данной формы – в ускорении оборачиваемости капитала, своевременности поставок и снижении затрат на складскую деятельность. 4. Получение товара по мере необходимости. Эта форма имеет не только схожесть с формой регулярной поставки, но и ряд характерных особенностей: количество закупок здесь не устанавливается, а определяется приблизительно; поставщики должны связываться с покупателем перед выполнением каждого заказа; поставленное количество товара подлежит оплате, заказчик не обязан принимать и оплачивать товары по истечении срока контракта. Преимуществом является отсутствие конкретных обязательств по покупке определенного количества, ускорение оборота капитала, небольшое количество работы по оформлению документов. 5. Закупка товаров с немедленной сдачей.
26.Система поставок "Точно в срок" в закупочной логистике.Закупочная логистика – это управление материальными потоками в процессе обеспечения предприятия материальными ресурсами. Система поставок «точно в срок» – это система организации снабжения, которая основана на синхронизации процессов доставки материальных ресурсов в необходимом количестве и на тот момент, когда звенья логистической системы в них нуждаются, с целью минимизации расходов, связанных с формированием запасов. Сущность системы "точно в срок" как тянущей системы заключается в том, что спрос на любом участке цепи определяется спросом, предъявленном в конце ее. Пока нет спроса в конце цепи, продукция не производится и не накапливается, не заказываются и не накапливаются комплектующие. Движение материалов здесь напоминает течение реки (рис. 38, а): спрос, возникший в устье реки, передается вверх по течению. Ответом на спрос является адекватный ему материальный поток. Снизился спрос - течение замедлилось, увеличился - соответственно усилилась скорость потока. Внедрение концепции «точно в срок» имеет как положительные, так и отрицательные стороны. Ее преимущества: сокращение запасов на всех стадиях логистического цикла; сокращение складских площадей; высокая пропускная способность; активное участие и повышенная мотивация работников; высокая прибыль и продуктивность логистической системы; высокое качество обслуживания; высокая гибкость логистической системы; своевременная доставка. К недостаткам системы «точно в срок» относят: низкие запасы делают любые сбои в работе логистической системы критическими; для введения системы могут потребоваться большие изменения, которых сложно достигнуть на практике.
27.Понятие производственной логистики.Производственная логистика – процесс управления материальными потоками на всех производственных стадиях, начиная с сырьевого источника и до непосредственного конечного потребителя. Цель производственной логистики: уменьшение расходов при одновременном повышении качества продукта в процессе трансформации материального потока в производственных процессах внутри предприятия.
Так же производственная логистика имеет свою особенность, которая заключается том, что между участниками логистического процесса существую так называемые «внутрипроизводственные» отношения, выступающие взамен товарно-денежным.
28.Толкающие системы управления в логистике.«Толкающая система» представляет собой систему организации производства, в которой предметы труда, поступающие на производственный участок, непосредственно этим участком у предыдущего технологического звена не заказываются. Материальный поток «выталкивается» получателю по команде, поступающей на передающее звено из центральной системы управления производством. Понятие «толкающая (выталкивающая) система» применяется не только в производственной логистике. Этот термин обозначает также: а) систему управления запасами в каналах сферы обращения, в которой решение о пополнении запасов на периферийных складах принимается централизованно; б) стратегию сбыта, направленную на опережающее (по отношению к спросу) формирование товарных запасов в оптовых и розничных торговых предприятиях. Толкающие системы, способные с помощью микроэлектроники увязать сложный производственный механизм в единое целое, тем не менее имеют естественные границы своих возможностей. Параметры «выталкиваемого» на участок материального потока оптимальны настолько, насколько управляющая система в состоянии учесть и оценить все факторы, влияющие на производственную ситуацию на этом участке. Однако, чем больше факторов по каждому из многочисленных участков предприятия должна учитывать управляющая система, тем совершеннее и дороже должно быть ее программное, информационное и техническое обеспечение. На практике реализованы различные варианты толкающих систем, известные под названием «системы МРП» (МРП-1 и МРП-2*) Системы МРП характеризуются высоким уровнем автоматизации управления, позволяющим реализовывать следующие основные функции: обеспечивать текущее регулирование и контроль производственных запасов; в реальном масштабе времени согласовывать и оперативно корректировать планы и действия различных служб предприятия — снабженческих, производственных, сбытовых. В современных, развитых вариантах систем МРП решаются также различные задачи прогнозирования. В качестве метода решения задач широко применяется имитационное моделирование и другие методы исследования операций.
29.Тянущие системы управления в логистике. «Тянущая система» представляет собой систему организации производства, в которой детали и полуфабрикаты подаются на последующую технологическую операцию с предыдущей по мере необходимости. Понятие «тянущая (вытягивающая) система», также как и понятие «толкающая система» применяется не только в производственной логистике Этот термин также обозначает: систему управления запасами в каналах сферы обращения с децентрализованным процессом принятия решений о пополнении запасов; стратегию сбыта, направленную на опережающее (по отношению к формированию товарных запасов) стимулирование спроса на продукцию в розничном торговом звене. Здесь центральная система управления не вмешивается в обмен материальными потоками между различными участками предприятия, не устанавливает для них текущих производственных заданий. Производственная программа отдельного технологического звена определяется размером заказа последующего звена. Центральная система управления ставит задачу лишь перед конечным звеном производственной технологической цепи. Допустим, предприятие получило заказ на изготовление 10 единиц продукции. Этот заказ система управления передает в цех сборки. Цех сборки для выполнения заказа, запрашивает 10 деталей из цеха № 1. Передав из своего запаса 10 деталей, цех № 1 с целью восполнения запаса заказывает у цеха № 2 десять заготовок. В свою очередь, цех № 2, передав 10 заготовок, заказывает на складе сырья материалы для изготовления переданного количества, также с целью восстановления запаса. Таким образом, материальный поток «вытягивается» каждым последующим звеном. Причем персонал отдельного цеха в состоянии учесть гораздо больше специфических факторов, определяющих размер оптимального заказа, чем это смогла бы сделать центральная система управления. На практике к тянущим внутрипроизводственным логистическим системам относят систему «Канбан» (в переводе с японского - карточка), разработанную и впервые в мире реализованную фирмой Тоёта (Япония). Система Канбан не требует тотальной компьютеризации производства, однако она предполагает высокую дисциплину поставок, а также высокую ответственность персонала, так как централизованное регулирование внутрипроизводственного логистического процесса ограничено.Система Канбан позволяет существенно снизить производственные запасы. Например, запасы деталей в расчете на один выпускаемый автомобиль у фирмы Тоёта составляет 77 дол., в то время как на автомобильных фирмах США этот показатель равен примерно 500 дол. Система Канбан позволяет также ускорить оборачиваемость оборотных средств, улучшить качество выпускаемой продукции.