Стратегия сотрудничества (стратегия синергии) и конкурентные преимущества стратегических альянсов в ресторанно-гостиничном бизнесе
Стратегия фокусирования: сущность, особенности и недостатки применения этой стратегии.
Стратегия фокусирования — это форма развития бизнеса, предполагающая концентрацию деятельности компании в определенной узкой сфере, на ограниченном рынке в рамках только одной отрасли. Стратегии фокусирования отличается узкой специализацией и ограничением сбыта продукции среди небольшого количества потребителей.
Стратегия предполагает концентрацию продаж на целевую аудиторию потребителя при четко ограниченном ассортименте товаров или услуг.
Стратегия фокусирования выделяется среди других стратегий, используемых для развития бизнеса наиболее сознательным выбором конкретной конкурентной среды внутри отдельно взятой ниши рынка.
Позиционирование ниши основано на нескольких факторах. Это географические преимущества, некие технические требования к товару и использованию этого товара и уникальность характеристик продукции, которые необходимы согласно требованием участников выбранного рынка.
Концентрация усилий на определенном сегменте рынка согласно стратегии фокусирования определяет деятельность в условиях или ситуации, продиктованных необходимостью удовлетворить специальные требования узкого круга потребителей.
К выбору стратегии фокусирования при составлении бизнес-планов, как правило, прибегают при недостатке ресурсов, которые необходимы для присутствия в большом сегменте продукции. Это могут быть ресурсы финансовые, сырьевые либо интеллектуальные
Еще одной из причин часто бывает не очень недобросовестная конкуренция, проявляемая доминирующими участниками рынка, а также существование препятствий и барьеров для присутствия продукции на рынке.
Поэтому такая стратегия применяется чаще всего небольшими предприятиями, так как она является для них оптимальной формой развития
Фундамент стратегии – это специализация компании, имеющей высокий профессиональный уровень подготовки сотрудников, позволяющий предлагать потребителям самый высокий уровень сервиса и/или оптимальное качество продукции в ограниченной рыночной нише. Если компания выбирает путь узкой специализации и благодаря глубоким маркетинговым исследованиям поняла, в какой нише ей лучше всего работать, то она концентрирует всю свою деятельность в этом и только в этом сегменте. И тогда усилия по оптимизации деятельности становятся максимально эффективными, что и соответствует требованиям потребителя.
Стратегия сотрудничества (стратегия синергии) и конкурентные преимущества стратегических альянсов в ресторанно-гостиничном бизнесе.
Стратегический альянс (Strategic Alliance) - соглашение о кооперации двух или более независимых фирм для достижения определенных коммерческих целей, для получения синергии объединенных и взаимодополняющих стратегических ресурсов компаний.
В качестве особенностей стратегических альянсов можно назвать то, что:
Все владельцы бизнеса (акционеры) рассматривают компанию, в основном, как источник прибыли. Финансовый менеджмент уже на протяжении довольно длительного времени в качестве главной цели компании рассматривает максимизацию богатства акционеров, а точнее увеличение ценности компании
Синергия (греч. ухнесгЯб - сотрудничество, содействие, помощь, соучастие, сообщничество; от греч. уэн - вместе, греч. ?сгпн - дело, труд, работа, воздействие) - суммирующий эффект взаимодействия двух или более факторов, характеризующийся тем, что их действие существенно превосходит эффект каждого отдельного компонента в виде их простой суммы. Например - прибыль после слияния двух компаний может превосходить сумму прибылей этих компаний до объединения.
Термины «синергия» и «синергизм», которые являются синонимами, были введены в научно-практический оборот в конце 60-х классиком стратегического менеджмента Игорем Ансоффом. Суть синергии - это эффект, который характеризуется условной формулой: 2 + 2 = 5. Другими словами, синергия имеет место тогда, когда эффект совместных действий существенно больше, чем простая сумма эффектов индивидуальных усилий.
Синергизм - стратегическое преимущество, возникающее при сосредоточении двух или более видов деятельности в рамках одной организации.
Стратегия синергизма - это стратегия получения конкурентных преимуществ за счет соединения двух или более бизнес-единиц в одних руках.
Стратегия синергизма предполагает повышение эффективности деятельности за счет совместного использования ресурсов (синергия технологий и издержек, совместный сбыт, синергия планирования и управления).
Синергетический эффект наиболее ярко проявляется на уровне портфельной (корпоративной) стратегии. Синонимами понятия «синергизм» являются «стратегический рычаг», «взаимосвязи», «рационализация», «стоимостное преимущество».
Рыночными условиями использования данной стратегии являются совместное владение ресурсами и сферами деятельности, либо добровольное объединение усилий. Именно на синергетический эффект ссылаются менеджеры, обосновывая необходимость приобретения или слияния предприятий.
Данная стратегия лежит в основе создания различных союзов, альянсов, финансово-промышленных групп, как на национальном, так и на международном уровне. В национальных масштабах результатами такой стратегии является создание маркетинговых сетей различного вида, которые позволяют использовать синергетический эффект взаимодействия производства и сбыта.
Стратегии поведения предприятия в конкурентной среде (позиция лидера на рынке, позиция бросающего вызов рыночному окружению, позиция следования за лидером, позиция занимающего свое надлежащее место на рынке).
Анализ конкурентной среды, структуры конкурентных сил, изучение конкурентов, понимание фирмой своего положения в конкурентной среде позволяет разработать и соответствующую стратегию поведения в конкурентной борьбе. Ф. Котлером и Р. Тернером выделяются четыре достаточно четко определенных позиции, в которых могут находиться фирмы на поле конкуренции1:
Рассмотрим возможные стратегии конкуренции фирм, занимающих различное положение на рынке, при условии, что все они реализуют стратегию, связанную с изменением продукта и (или) рынка, не меняя при этом отрасли и технологии.
Лидер рынка.Фирма, выбравшая данную стратегию, может попытаться реализовать её следующими способами :
1) Расширить общий рынок продукта за счёт привлечения новых потребителей, поиска новых возможностей использования продукта или интенсификации потребления продукта:
2) Расширить свою долю на рынке в том случае, если взят курс на ускоренный рост, или сохранить имеющуюся долю рынка в случае, если не предполагается ускоренного роста фирмы.
Фирма, бросающая вызов рыночному окружению.Фирма, выбравшая данную стратегию, должна быть достаточно сильной, но не занимающей позиции лидера. Основная стратегическая цель подобных фирм – захват дополнительных частей рынка за счёт отвоёвывания их у других фирм. При переходе к реализации данной цели фирма должна чётко определить для себя, у кого она собирается отвоёвывать часть рынка. При этом возможны два варианта действий :
1) Атака на лидера;
2) Атака на более слабого и мелкого конкурента.
Выделяются пять возможных подходов к проведению атаки на лидера :
1) Фирма предпринимает открытый прямой удар по лидеру. В этом случае конкурентная борьба идёт по принципу «сила на силу». В такой схватке обычно побеждает тот, у кого больше ресурсов и кто обладает сильными преимуществами;
2) Фирма осуществляет фланговую атаку на лидера. В данном случае атака идёт по тем направлениям, по которым у лидера имеются слабости. Обычно такими направлениями являются либо регион, в котором лидер не обладает сильными позициями, либо потребность, которую не покрывает продукт лидера;
3) Фирма предпринимает атаку по всем направлениям. В этом случае лидеру приходится защищать и свои передовые позиции, и тылы, и фланги. Данный тип атаки для успешного завершения требует намного больших ресурсов у атакующей фирмы, так как предполагается её продвижение на все рынки, где присутствует лидер, и по всем видам продуктов, выпускаемым лидером;
4) Обходная атака. В данном случае фирма не нападает на лидера непосредственно, а создаёт новый рынок, на который потом выманивает лидера и, обладая преимуществами на этом рынке, побеждает его. Наиболее распространёнными типами обходной атаки являются создание замещающего продукта или открытие новых географических рынков. Широко используется также обходная атака в виде разработки и внедрения новых технологий производства продукта;
5) Партизанская борьба. Обычно к данному типу борьбы прибегают фирмы небольшого размера, которые не могут позволить себе другие методы атаки на лидера. При партизанской борьбе фирма выбирает те рынки, где лидер наиболее слаб, и предпринимает быстрые атаки на него для того, чтобы получить некоторые преимущества. При этом очень важно для фирмы иметь постоянную готовность как к началу атаки, так и к её прекращению.
Для проведения конкурентной борьбы при любом из пяти методов могут быть использованы следующие средства :
§ Установление на продукцию цен, более низких по сравнению с ценами на продукцию атакуемого;
§ Выведение на рынок нового продукта и создание новых потребностей;
§ Улучшение обслуживания клиентов, в особенности системы транспортировки и доставки товаров;
§ Улучшение и расширение систем сбыта и распределения;
§ Улучшение и усиление рекламы и систем продвижения продукта.
Конкурентное поведение последователя.Она состоит в том, что он не стремится атаковать лидера, однако чётко охраняет свою долю рынка. Последователь старается удержать своих клиентов, хотя и не отказывается от своей доли на вновь созданных рынках. Важной чертой ведения бизнеса такой фирмы является то, что она достаточно высокоприбыльна и в своей рыночной стратегии концентрирует внимание на прибыли. Это уводит её в сторону от интенсивной конкурентной борьбы.
Стратегия конкуренции фирм, знающих своё надлежащее место на рынке.Она сконцентрирована на поиске и захвате тех мест на рынке, которые не вызывают интереса или временно не заняты более сильными конкурентами. Для того чтобы успешно вести бизнес в этих незанятых нишах рынка, фирма должна иметь очень строгую специализацию, очень внимательно изучать свой участок на рынке, развиваться только в пределах чётко выверенных допустимых темпов роста и иметь сильного и влиятельного руководителя.