Вопрос 7. Признаки классификации цен. Виды цен
1. Признаки классификации цен
2. Виды цен
1.В ценообразовании обычно выделяют следующие признаки цены:
ü принадлежность к типу рынка или каналу реализации;
ü степень вмешательства государства в ценообразование;
ü объект сделки купли-продажи;
ü происхождение товара или услуги, вид деятельности по их созданию;
ü характер торговли;
ü избирательный (цены продаж и приобретений);
ü экономическое пространство;
ü признак, касающийся структуры цены.
Первый признак цены - принадлежность к типу рынка или каналу реализации. Этот признак обозначает устойчивые связи между одним или несколькими типами субъектов торговой деятельности с теми или иными субъектами спроса, т.е. между продавцом и покупателем. Данный тип устойчивой связи сочетается с дополнительными признаками:
ü характером торговли;
ü объектом торговли;
ü степенью вмешательства государства и т. д.
Главное в процессе образования обособленных рынков и каналов реализации - взаимосвязь между хозяйствующими субъектами: кто и кому продает товары на данном рынке. Например, оптовый рынок - это торговые операции между предпринимателями. Товар продается здесь для профессионального использования, т.е. для производственных нужд или для дальнейшего продвижения товара к потребителю.
Второй признак цены - это степень вмешательства государства в ценообразование. Цены и тарифы на услуги могут быть фиксированными, регулируемыми и свободными. Монопольно устанавливаемые цены торговой фирмой, предприятием относятся к свободным ценам.
Третий признак цены - объект сделки купли-продажи. По объекту сделки цены распределяются на две группы:
ü цены на товары;
ü цены на рыночные услуги (тарифы).
Каждая из этих двух групп цен дифференцируется в несколько этапов, в соответствии с признаком назначения (использования) объекта купли-продажи.
Цены на товары производственно-технического назначения:
ü цены на сырье;
ü цены на металл и металлоизделия;
ü цены на топливо;
ü цены на строительные материалы и т. д.
Цены на потребительские товары:
ü цены на продовольственные товары (без алкогольных напитков);
ü цены на непродовольственные товары;
ü цены на алкогольные напитки.
Такая классификация цен на товары принята сегодня в статистике России.
По признаку назначения объекта сделки купли-продажи услуг различают:
ü тарифы на производственные услуги;
ü тарифы на потребительские услуги.
Производственные рыночные услуги (грузовой транспорт, водоснабжение, ремонтные работы, информационно-вычислительное обслуживание и т.п.) используются предприятиями и организациями нефинансового сектора экономики, т.е. производственными предприятиями (реальным сектором экономики) и коммерческими организациями сферы услуг. Отсюда следует, что цены (тарифы) на производственные рыночные услуги оказывают влияние на себестоимость товаров и услуг, создаваемых предприятиями и организациями нефинансового сектора.
Особо следует выделить тарифы на электроэнергию, тепло и газ. Дело в том, что эти блага - не просто услуги, а товары плюс услуги по их доставке. Целесообразно не включать эти три вида материальных благ ни в товары, ни в услуги, а показывать их в классификации для анализа цен самостоятельно. При этом необходимо так построить классификатор, чтобы тарифы на производственное потребление электроэнергии, теплоэнергии и газа не агрегировались с тарифами на их потребительское использование, поскольку тарифы для коммерческих пользователи и потребителей-субъектов личного потребления государство устанавливает на различных уровнях.
Потребительские рыночные услуги имеют своим назначением личное потребление (индивидуальное или коллективное), их стоимость исчезает в момент потребления. Цены на потребительное услуги оказывают влияние на уровень жизни и на воспроизводство рабочей силы, т.к. влияют на здоровье, образование, профессиональную подготовку.
Перечень потребительских услуг включает:
ü бытовые услуги;
ü жилищно-коммунальные услуги;
ü услуги учреждений культуры, туризма, здравоохранения, образования и т.д.
Услуги торговли не имеют тарифов, т.к. их стоимость включается в стоимость продаваемых товаров.
Четвертый признак цены - происхождение товара или услуги, вид деятельности по их созданию.
Цены могут быть распределены по отраслевому признаку:
ü цены на промышленные товары;
ü цены на продукцию сельского хозяйства;
ü цены на продукцию строительства;
ü тарифы на услуги транспорта и связи;
ü тарифы на бытовые и коммунальные услуги и т. д.
Именно этот принцип классификации цен был положен в основу построения прейскурантов цен при централизованном ценообразовании. Этот признак следует использовать в классификации цен как дополнительный, а не как основной.
Пятый признак цены отражает характер торговли: продается ли товар партиями - оптом или в розницу - поштучно, в развес, мелкими упаковками.
Существование оптово-розничной торговли не отменяет различия между оптовой и розничной ценами: цена на единицу товара в оптовой торговле всегда ниже, чем при отпуске его в розницу.
Услуги по своей природе не могут реализовываться партиями, их реализация предполагает адресность, единичность каждого пользователя услугой. Значит, данный признак присущ только ценам на товары.
Шестой признак цены - избирательный. Цены могут рассматриваться либо как цены реализации (продаж), либо как цены приобретений.
Цены продаж группируются по субъектам торговой деятельности - производственным предприятиям, торгующим организациям, коммерческим организациям сферы услуг (крупным; средним; малому бизнесу, в т. ч. юридическим лицам и ПБОЮЛ).
Цены приобретения группируются по покупателям-субъектам спроса: предъявителям текущего производственного и инвестиционного спроса, субъектам потребительского спроса.
К субъектам потребительского спроса относятся домашние хозяйства (население), государственные учреждения (школы, больницы и т. п.), НКО (некоммерческие организации, обслуживающие домашние хозяйства на общественных началах или за плату, возмещающую расходы, но не приносящую прибыль).
Седьмой признак цены - экономическое пространство. Одни цены формируются на внутреннем рынке, другие - во внешней торговле. Внутренние и внешнеторговые цены покупок и продаж одних и тех же товаров как правило находятся на разных уровнях. Цены экспорта и импорта формирует мировой рынок. Номенклатура товаров экспорта и импорта различна.
Россия вывозит, главным образом, минеральное сырье, лесоматериалы, металлы, а ввозит - машины и оборудование, продовольственные товары, продукцию химической промышленности.
Отечественные и импортные товары конкурируют на внутреннем рынке. Цены экспорта оказывают влияние на всю экономику страны и на общий уровень внутренних цен, а также являются существенным фактором изменения курса национальной валюты.
Восьмой признак цены касается структуры цены. Одни цены включают издержки доставки товара до пункта отправления по железной дороге или другим видам транспорта (цена франко-станция отправления), другие цены на товары включают издержки доставки до станции назначения (цена франко-станция назначения). Этот признак цены особенно важен во внешней торговле, т.к. влияет на цены экспорта и на цены импортных товаров во внутренней торговле.
2. Несмотря на множество цен, действующих на рынке, они между собой взаимосвязаны. Стоит только внести изменения в уровень одной цены, как его изменения обнаруживаются в уровнях других цен.
Изменения уровня одной цены имеют отклик в уровнях других цен по следующимпричинам:
ü существует единый процесс формирования затрат на производство;
ü все субъекты рынка взаимосвязаны между собой;
ü имеет место тесная взаимозависимость всех элементов рыночного хозяйственного механизма.
В зависимости от того, какой из вышеперечисленных признаков взят для классификации, все виды цен можно разделить на различные группы:
ü по характеру обслуживаемого оборота;
ü в зависимости от государственного воздействия, регулирования, степени конкуренции;
ü по способу установления, фиксации;
ü по способу получения информации об уровне цены;
ü в зависимости от вида рынка;
ü с учетом факторов времени;
ü внутрифирменные цены;
ü по условиям поставки и продажи;
ü мировые цены (цены, обслуживающие внешнеторговый оборот);
ü цены, используемы в учете и статистике.