Сущность экономических методов управления предприятиями

В советский период предметом регулирования экономическими методами считались централизованное планирование, хозяйственный расчет, заработная плата, т.е. имело место узкое толкование роли и места экономических методов, что ограничивало диапазон принимаемых решений и рычагов регулирования на уровне предприятия.

Переход к рыночной экономике ведет к коренному изменению содержания и характера методов управления предприятием. Эти методы воздействуют на коллектив и на каждую личность через материальные интересы, побуждая их к выполнению требований рыночной системы хозяйствования.

Важнейшим принципом в рыночной экономике является свобода предпринимательства в сферах производства и товарного обращения. В этих условиях и регулирование деятельности товаропроизводителей, а также других субъектов рынка осуществляется преимущественно с помощью экономических методов: налогов, таможенных сборов, банковского процента, заработной платы, валютного курса, фиксированных цен и т.д. При этом целостная система экономических методов выполняет в условиях рыночной экономики следующие функции:

· регулирующую;

· балансирующую,

· распределительную,

· стимулируюшую[7].

С помощью экономических методов регулируются структурные сдвиги в производстве и обмене товаров, объемы и направление инвестиций, занятость, структуры экспорта и импорта товаров и другие процессы в экономике.

Одно из направлений более эффективного использования экономических методов в становлении и нормализации рынка состоит в дифференцированном подходе к отдельным отраслям и видам деятельности. Эта дифференциация должна проявляться, прежде всего, в том, что приоритетные отрасли производства, требующие усиления экономического стимулирования, должны иметь преимущества в части налоговых и процентных ставок, уровня заработной платы, краткосрочных и долгосрочных кредитах.

Под экономическими методами хозяйствования понимается совокупность средств и инструментов, целенаправленно воздействующих на создание благоприятных условий для функционирования и развития фирмы. Экономические рычаги хозяйственного механизма соответствуют социально-экономической природе фирмы и являются одним из факторов развития производства и обмена на рыночной основе.

Ключевым элементом механизма управления предприятием в рыночной экономике являются методы и модели управленческого воздействия на хозяйственную деятельность для создания экономических условий эффективной реализации предпринимательской деятельности, обеспечивающих получение устойчивой выгоды от осуществления этой деятельности.

Экономические методы управления в менеджменте - это совокупность средств и инструментов, с помощью которых осуществляется целенаправленное воздействие на внутренние переменные предприятия (цели, задачи, структуру, технологии и людей) для создания благоприятных экономических условий обеспечения его эффективного функционирования и развития в рыночной экономике.

Экономический механизм менеджмента включает основные функции и методы управления хозяйственной деятельностью предприятия, ориентированные на повышение производительности и эффективности производства при постоянной адаптации деятельности предприятия в целом к изменению конъюнктуры рынка и поведения всех его участников. В отечественной практике экономический механизм управления предприятием принято называть хозяйственным механизмом[8].

Экономическим методам управления отводится центральное место. Это обусловлено тем, что отношения управления определяются в первую очередь экономическими отношениями и лежащими в их основе объективными потребностями и интересами людей.

Сущность экономических методов — в воздействии на экономические интересы потребителя и работников с помощью цен, оплаты труда, кредита, прибыли, налогов и других экономических рычагов, позволяющих создавать эффективный механизм работы.

Экономические методы основываются на использовании стимулов, предусматривающих заинтересованность и ответственность управленческих работников за последствия принимаемых решений и побуждающих работников добиваться инициативного осуществления поставленных задач без специальных на то распоряжений. Потребность в экономических методах управления закономерно и существенно возрастает, поскольку в условиях развития частного предпринимательства не всегда возможно и разумно решать с помощью директивного воздействия сложную совокупность задач удовлетворения растущих потребностей населения.

Экономические методы основываются на правильном использовании экономических законов производства и по способам воздействия известны как «метод пряника».

Экономические методы управления являются способами воздействия на персонал на основе использования экономических законов и обеспечивают возможность в зависимости от ситуации как «одарять», так и «карать».

Эффективность экономических методов управления определяется: - формой собственности и ведения хозяйственной деятельности, - принципами хозяйственного расчета, - системой материального вознаграждения, - рынком рабочей силы, - рыночным ценообразованием, - налоговой системой, - структурой кредитования и т.п. Наиболее распространенными формами прямого экономического воздействия на персонал являются: - хозяйственный расчет - материальное стимулирование - участие в прибылях через приобретение ценных бумаг (акций, облигаций) организации.

Экономические методы можно подразделить по виду их воздействия на две группы:

1. Экономическое воздействие государства на производственные и коммерческие структуры.

2. Экономические методы, стимулирующие деятельность внутри фирмы, предприятия.

Экономические методы управления и экономический механизм менеджмента в целом определяются социально-экономической природой рыночной экономики и окружающей среды предприятия. Такие методы направлены на создание определенных условий, способствующих развитию предприятия и его технико-экономических показателей.

Особенности экономических методов управления состоят в том, что они:

Сущность экономических методов управления предприятиями - student2.ru

Рис 2. Особенности экономических методов управления

Экономические методы предусматривают определение требований и формирование качественных изменений в деятельности предприятия для эффективного хозяйствования с учетом объективных фак­торов внешней среды, в которой ему приходится функционировать. При использовании экономических методов для качественного функционирования предприятия в рыночных условиях необходимо учитывать все тенденции развития производства в целом, а также достижения научно-технического прогресса. Все это используется для повышения конкурентоспособности и возможностей предприятий. а также обеспечения устойчивого роста его произво­дительности в условиях жесткой конкуренции на мировом рынке[9].

Основными экономическими методами (моделями) в менедж­менте предприятия, обеспечивающими его эффективное функционирова­ние в рыночных условиях хозяйствования, являются:

Сущность экономических методов управления предприятиями - student2.ru

Рис 3. Экономические методы управления предприятием

Коммерческий расчет объединяет в себе функции управления и экономиче­ские рычаги (методы и инструменты), направленные на соизмерение затрат и результатов деятельности предприятия для обеспечения экономической целесообразности конкретной предпринимательской деятельности (кон­кретного бизнеса) и предприятия в целом.

Коммерческий расчет появился и развился в процессе зарождения, функционирования и совершенствования товарного производства, при котором продукты трудасоздаются для продажи, принимая тем самым товарную форму. Их производство, распределение, обмен и потребление вызвали необходимость в использовании множества разнообразных натуральных, стоимостных и денежных величин (товарная и денежная масса, стоимость и цена, прибавочная стоимость и прибыль, стоимость необходимого продукта и зарплата, рента и процент и т. д.), на базе которых сформировались товарно-денежные отношения, а вместе с ними и новая форма хозяйствования – коммерческий расчет, который занял господствующие позиции в экономике.

Ведущая роль коммерческого расчета стала проявляться со второй половины XVIII века, когда традиционное (натуральное) хозяйство, а вместе с ним и неразвитая форма рыночной экономики – простое товарное производство, для которого главной задачей производства и продажи товара было приобретение другого товара, стали быстро вытесняться капиталистическим товарным производством, имеющим другую цель: создание и продажа товара с тем, чтобы присвоить прибыль.

А хозяйствование ради получения и увеличения прибыли называется коммерческим расчетом.

Коммерческий расчет – это, во-первых, сложнейшая форма хозяйствования, поскольку он не сбросил все другие формы хозяйствования, а наоборот, все их сохранил, объединил, сделал своей составной частью и нацелил на решение той основной и достаточно трудной задачи, которая ему предназначена, – добиться как можно более высокой величины прибыли.

Во-вторых, он характеризует развившуюся форму хозяйствования, так как рыночная экономика, в которой он функционирует, достигла наибольших высот в своем развитии, что не могло не сказаться на коммерческом расчете. Ему пришлось и приходится решать задачи по росту прибыли не просто в развивающейся экономике, а в экономике, которая быстро меняется под влиянием научно-технического прогресса, а сейчас и из-за научно-технической революции, у которой одна волна сменяет другую.

В-третьих, он выступает в качестве достаточно гибкой формы хозяйствования, доказавшей свою эффективность и в условиях монополистического капитализма при свободной конкуренции, и в условиях монополистического капитализма (империализма) при монополистической конкуренции, и в настоящее время в условиях глобализации, когда ведущую роль стали играть транснациональные корпорации. Гибкость коммерческого расчета проявляется в том, что стремление получать и наращивать прибыль хозяйствующими субъектами остается неизменной несмотря на быстро меняющуюся обстановку в экономике.

Понятие «коммерческий расчет» состоит из двух частей: «коммерческий» (коммерция) и «расчет» (учет). «Коммерция» означает деятельность, имеющую цель получить и присвоить прибыль, а «учет» – принцип сопоставления результатов с затратами. Эти части не противоречат друг другу – получение прибыли свидетельствует о том, что доходы (результаты) больше расходов (затрат). А отношение прибыли к затратам есть рентабельность, которая характеризует соотношение между результатами и затратами. Напрашивается мысль, что коммерческий расчет есть явление вечное. При всех обстоятельствах, во все времена он необходим. Это видится в том, что на его основе выявляются размеры эффективности хозяйствования при сопоставлении доходов (цели хозяйственной деятельности) с осуществленными расходами (используемыми средствами)[10].

Конечной целью коммерческого расчета является определение совокуп­ности управленческих действий для получения предприятием устойчивой при­были и других выгод при реализации конкретной хозяйственной деятельности.

Важнейшими элементами экономическими механизмами, реализуемыми цен­трализованно с помощью рычагов и методов коммерческого расчета являются[11]:

1) глобальная политика и инструменты ее реализации в области ценообразова­ния и оптимизации издержек производства (в том числе сокращение издер­жек на всех его этапах), обеспечивающие конкурентную позицию предпри­ятия на рынке и получение устойчивой прибыли,

2) организация условий устойчивого финансирования (с учетом кредитования) производственной деятельности и развития предприятия.

Существуют различные способы и формы использования моделей (эко­номических рычагов и методов) коммерческого расчета. В каждом конкретном случае использование тех или иных моделей диктуется поставленной задачей.

Необходимость разработки специфических методов и инструментов взаимодействия и расчета между подразделениями предприятия вызвана объективными потребностями создания механизма оптимизации издержек и повышения производительности на всех этапах производственно-сбытовой деятельности, реализуемых его подразделениями, в условиях предоставления им оперативной самостоятельности. Характер отношений между подразделениями предприятия в рамках внутрифирменного расчета во многом зависит от их хозяйственно-экономического и правового поло­жения.

Подразделения (производственные отделения и филиалы), не имею­щие юридической самостоятельности, не заключают внутрифирменных сделок на договорной основе. Они осуществляют взаимоотношения с дру­гими отделениями (отделами) на основе календарных планов поставок и взаимных обязательств по количеству и качеству поставляемых товаров (услуг), по срокам поставок и ценам. Такие подразделения наделены основ­ными и оборотными средствами и отчитываются по важнейшим показате­лям рентабельности, прибыли и доле рынка. Вес расчеты ведутся через цен­тральную бухгалтерию предприятия, где у них имеются свои расчетные счета (субсчета). Эти счета автоматически консолидируются со счетами материнской компании), то есть их прибыли учитываются и облагаются налогом как составная часть прибыли предприятия).

В результате в рамках коммерческого расчета возникла и развилась такая форма взаимоотношений внутри фирмы, которую можно назвать внутрифирменным расчетом.

Внутрифирменный расчет реализуется на промышленных предприяти­ях, имеющих децентрализованную структуру управления и разные хозяйственные отношения между подразделениями (выступающими в качестве центров прибыли).

Правовые отношения внутри предприятия определяют ответствен­ность за количество и качество поставляемой продукции, и сроки поставок. Хозяйственные отношения между отдельными подразделениями строятся на основе условно-расчетных трансфертных цен, которые отражают пере­мещение (переход) продукта в границах собственности одного предприятия (корпорации). В этом случае продукт выступает товаром по форме, не буду­чи товарам по существу.

Отношения в рамках внутрифирменного расчета отражают потребность в обеспечении минимальных затрат на всех проме­жуточных стадиях производства конечного продукта в рамках предприятия.

В соответствии с принятыми отношениями в рамках внутрифир­менного расчета строится система внутрифирменных цен, отчислений и платежей. Они выступают как рычаги воздействия на производственную и экономическую деятельность входящих в предприятие (корпорацию) самостоятельных отделений, филиалов и дочерних компаний, обеспечи­ли этим роль регулятора издержек производства.

Коммерческий и внутрифирменный расчет представляют собой единую систему расчета, что вытекает из общих целей и задач, стоящих перед всей фирмой и ее отдельными подразделениями. Внутрифирменный расчет во многом содержит элементы коммерческого расчета, поскольку он ориентирован на реализацию целей коммерческого расчета.

Отличительной особенностью внутрифирменного расчета является то, что он осуществляется в границах единой собственности компании, между тем как коммерческий расчет - это метод хозяйствования, предполагающий ведение расчетов и отношений между различными собственниками. Следовательно, при коммерческом расчете цены отражают реальные процессы и в полной мере проявляются товарно-денежные отношения, складывающиеся на рынке.

Промышленные предприятия планируют свою политику цен в долго­срочной перспективе и стремятся приспособить предложение товаров к заранее прогнозируемому спросу.

Одной из главных основ успешного функционирования коммерческих предприятий является грамотная ценовая политика, которая базируется на знаниях о сущности рыночной цены, а также о закономерностях ее поведения и изменения. В то же время для принятия верных решений в отношении используемых ценовых стратегий компании необходимо наличие наиболее полной информации о рынке, конкурентах, продуктах.

Вопросы ценообразования всегда остаются актуальными, но подходы к анализу ценовых стратегий претерпевают изменения, адаптируясь к новым экономическим явлениям.

Цены как элемент рынка находятся под воздействием спроса и предложения, определяют структуру производства, регулируют накопление материальных запасов, влияют на благосостояние домохозяйств и компаний.

Цены используются в качестве активных инструментов экономических отношений, отражая процессы производства, обмена, распределения, потребления, накопления

Современный экономист-маркетолог Ф. Котлер определяет цену как «…не производственное, а обменное отношение, сумму денег, за которую отчуждается товар в акте купли-продажи»[12]. По мнению российского экономиста В.С. Войтинского исходным пунктом теории цены является мотивация, основу которой составляет полезность экономического блага[13].

Представители зарубежной экономической школы солидарны с американским экономистом, лауреатом Нобелевской премии по экономике П. Самуэльсоном, который считал, что цена экономического блага устанавливается в результате взаимодействия спроса и предложения, однако в тоже время подвержена влиянию издержек производства.

Для выстраивания грамотной ценовой стратегии и установления экономически обоснованных цен компания должна учитывать ценообразующие факторы, влияющие на уровень, динамику и соотношение цен.

В первую очередь необходим учет издержек производства, то есть стоимостной оценки затрат на производство продукции. Для получения прибыли компаниям необходимо включить постоянные и переменные

издержки в цену реализуемого товара или услуги. Особое значение получает понятие предельных издержек (прирост общих издержек в ответ на увеличение выпуска на единицу). Определение предельных издержек дает возможность установления минимальной цены, по которой может быть продан дополнительный объем выпуска.

Другим важным ценообразующим фактором является ценность товара или услуги, которая определяется как «цена лучшего из доступных покупателю альтернативных товаров (цена безразличия) плюс ценность для него тех свойств данного товара, которые отличают его от этой лучшей альтернативы»[14].

Понятие ценности товара позволяет компаниям реализовывать различные конкурентные стратегии. К примеру, если цель компании состоит в завоевании рынка и увеличении рыночной доли, то возможно либо снизить цену на продукцию, зафиксировав уровень ценности, либо же увеличить ценность (улучшив отдельные параметры продукции, добавив новые потребительские свойства и т.п.), оставив цену на прежнем уровне. Для увеличения рыночной доли за счет завоевания менее обеспеченной и менее требовательной части потребителей, компания может пойти на снижение и цены, и ценности товара (в качестве примера можно привести решение компании Apple о начале производства «бюджетной» модели IPhone – Iphone 5C). Самой нежелательной для компании является ситуация, когда ценность продукции снижается, а цена остается прежней. Это означает проигрыш в конкурентной борьбе, когда соперники обеспечили более высокий уровень удовлетворения потребителей путем усовершенствования выпускаемой продукции и реализацию ее по прежним ценам. Таким образом, существуют различные стратегии, направленные на изменение цены и ценности продукции, однако возможности их применения ограничиваются уровнем и структурой издержек производства, а также действием конкурентов. В условиях электронной торговли и реализации нематериальных благ ценность становится существенным фактором, анализируя который компании принимают решение об уровне назначаемых цен и о реализуемых ценовых стратегиях.

Третьим ценообразующим фактором является спрос, то есть платежеспособное желание потребителей приобрести тот или иной товар по определенной цене. Спрос зависит от целого ряда факторов (доходы потребителей, их вкусы и предпочтения, цены на взаимозаменяющие и взаимодополняющие товары и др.) и очень сильно влияет на политику компании в установлении цен. Чувствительность величины спроса в ответ на изменение цены определяется ценовой эластичностью спроса. От того, насколько эластичным или неэластичным является спрос, будет зависеть решение компании о пересмотре цен – ведь в случае высокоэластичного спроса по цене, ее небольшое повышение может привести к существенному падению объема продаж и снижению выручки. Однако верно и обратное – небольшой дисконт будет означать рост количества проданных благ и дохода фирмы.

Кроме того, при назначении цен необходимо понимать меру реакции объема продаж на цены взаимозаменяющих и взаимодополняющих благ, для чего используется показатель перекрестной эластичности.

В условиях ценовой конкуренции (конкурентной борьбы путем изменения цен) компания для увеличения объема продаж стремится установить цену на свою продукцию на более низком уровне, чем это делают соперники. В случае невозможности поддержать столь низкую цену, часть компаний будет вынуждена уйти с рынка. Однако в дальнейшем по мере улучшения финансового состояния на рынок вновь могут выйти предприятия, и ценовая война будет продолжена. Подобная конкуренция по ценам будет успешна в случае постоянно совершенствующегося производства и снижения издержек. В противном случае она будет означать существенное падение нормы прибыли компаний и уход с рынка.

Неценовая конкуренция означает совершенствование продукции, улучшение ее потребительских качеств, внешнего вида, упаковки, сопутствующих услуг. Подобные улучшения позволяют повысить лояльность потребителей и, при прочих равных условиях, будут способствовать росту продаж.

Несомненно, ценовая политика компаний будет зависеть от того, насколько конкурентен рынок.

В случае совершенной конкуренции фирма является «прайстейкером», компания не может проводить самостоятельную ценовую политику и принимает цену, установленную рынком

Главная стратегическая задача предприятия заключается в том, чтобы предложить покупателю товар, ценность которого позволяла бы назна­чить цену, превышающую издержки.

Необходимо отметить, в литературе нет четкого единообразного перечня ценовых стратегий. Разные источники и исследователи рассматривают данный вопрос под разными углами зрения, предлагая свой перечень и свои варианты классификаций.

По мнению В.В. Герасименко, перед выбором ценовой стратегии продажи продукта предпринимателю важно понять, какую цель он хочет достичь посредством его продажи. В зависимости от этого возможно применение различных ценовых стратегий. К основным целям фирмы можно отнести следующие[15]:

1. Дальнейшее существование фирмы. Если компания столкнулась с существенными проблемами (например, произошло резкое изменение вкусов и предпочтений потребителей или существенно усилилась конкуренция в результате решений властных структур и др.), то максимизация прибыли отходит на второй план. В данном случае компания может снизить цены и продолжать производство, пока цена будет покрывать переменные и часть постоянных издержек.

2. Краткосрочная максимизация прибыли. Зачастую предприниматели не хотят дожидаться отдачи от средств, вложенных в капитал, в долгосрочной перспективе и стремятся максимизировать свой выигрыш в краткосрочном периоде. В данном случае необходимо на начальном этапе оценить предварительный спрос и предварительные издержки для каждой ценовой альтернативы. На основе данных оценок назначается цена, обеспечивающая компании получение максимальной прибыли в краткосрочной перспективе.

3. Краткосрочная максимизация оборота. Многие предприниматели считают, что максимизация оборота в краткосрочном периоде в долгосрочной перспективе означает максимальную прибыль и рыночную долю. Цену, которая обеспечит максимизацию оборота, обычно выбирают в случае, если функцию издержек определить сложно (к примеру, в случае корпоративного производства), но есть возможность выведения функции спроса.

4. Максимальное увеличение объема сбыта. Логика предпринимателей, преследующих данную цель, заключается в предположении о снижении средних издержек по мере увеличения объема сбыта, что, в конечном счете, приведет к максимальной прибыли. Цена в данном случае назначается на минимально возможном уровне, фирма увеличивает свою рыночную долю и объем производства, что приводит к снижению средних издержек и позволяет компании понижать цену еще больше. Однако использование данного механизма возможно не всегда и должно сопровождаться следующими условиями: спрос по цене должен быть эластичен; средние издержки должны снижаться по мере роста объема производства; конкуренты не должны иметь возможностей поддержать столь существенное снижение цены.

5. «Снятие сливок» с рынка путем установления высоких цен. Следование данной цели возможно в условиях вывода на рынок инновационных продуктов. При первом появлении инновации назначается максимально возможная цена, удовлетворяется спрос самых активных ценителей новшеств, а в дальнейшем, по мере насыщения рынка, происходит пересмотр цены в сторону понижения. В данном случае компания старается максимально присвоить потребительский излишек себе.

6. Лидерство в качестве. В случае значительных инвестиций в НИОКР и выпуска продукции, качество которой действительно превосходит аналоги, предлагаемые на рынке, за компанией закрепляется соответствующая репутация. Более высокие цены, назначаемые подобными компаниями на свою продукцию, являются необходимостью в виду существенных затрат, необходимых для новых разработок и увеличения качества, а также следствием более лояльного отношения потребителей.

Конкурентоспособность является экономической категорией (ха­рактеристикой), определяющей рыночный механизм воздействия на производителей товаров и услуг, заставляя их повышать производительность и эффективность производственно-сбытовой деятельности под угрозой вытеснения с конкретного целевого рынка[16].

Конкурентоспособность – динамичное и комплексное понятие и остается много неясностей и дискуссионных тем в этой области, начиная с самого определения конкурентоспособность и ее проявления на уровне отрасли, компаний. Особо следует отметить недостаточную изученность конкурентоспособности компаний, действующих на рынке услуг. Есть разные теоретические обоснования, в частности, теория конкурентного равновесия, теория конкурентной рациональности и др. Но, в конечном счете, все эти теории во многом опираются на концепцию детерминант конкурентного преимущества Портера.

Неэкономическая конкуренция – это привлечение неэкономических ресурсов, в частности, привлечение административного ресурса для установления возможных преград конкурентам.

Конкурентоспособность любого товара складывается из комплекса его потребительских и стоимостных характеристик, одна из составляющих – качество продукции (услуги). В последние десятилетия увеличился количественный показатель в комплексе характеристик конкурентоспособности, к этому привело появление и развитие новых технологий.

Конкурентоспособность продукции измеряется совокупностью по­казателей, объединенных в три группы: качественные, экономические и организационно-коммерческие показатели. Число показателей конкуренто­способности конкретного товара (услуги) зависит от его вида, технической и эксплуатационной сложности, требуемой точности оценки, цели оценки (исследования) и других внешних по отношению к товару факторов. В то же время конкурентоспособность определяется только теми его свойствами, которые представляют заметный интерес для покупателя, а также гаранти­руют удовлетворение конкретной общественной потребности.

Наши рекомендации