Логистические активности, системы и звенья
В наиболее общей постановке с позиций логистики, можно исследовать возникновение, преобразование или поглощение материальных потоков в определенном экономическом объекте, функционирующем как целостная система, т.е. система, реализующая поставленные перед ней цели и рассматриваемая в этом смысле, как единое целое. Действия, прикладываемые к материальному потоку в такой системе, мы будем называть логистическими активностями.
Элементарной логистической активностью (логистической операцией) (Ordinary logistical activity) назовем любое действие, не подлежащее дальнейшей декомпозиции в рамках поставленной задачи исследования или менеджмента, связанное с возникновением, преобразованием или поглощением материального и сопутствующих ему информационного и (или) финансового потоков.
Комплексной логистической активностью (логистической функцией) (Complex logistical activity) будем называть обособленную совокупность логистических операций, направленных на реализацию поставленных перед логистической системой задач.
К элементарным логистическим активностям относятся, например, такие действия, совершаемые над МР или ГП, как погрузка, разгрузка, затаривание, перевозка, приемка и отпуск со склада, хранение, перегрузка с одного вида транспорта на другой, сортировка, консолидация, разукрупнение, маркировка и т.п.
Логистическими операциями, связанными с информационными и финансовыми потоками, сопутствующими материальному, могут быть сбор, хранение, передача информации о материальном потоке, расчеты с поставщиками и покупателями товаров, страхование груза, передача прав собственности на товар, различные трансакционные операции и т.п.
Объединение элементарных логистических активностей в комплексные зависит прежде всего от вида рассматриваемой ЛС.
Среди комплексных логистических активностей на уровне организации бизнеса принято выделять базисные, ключевые и вспомогательные. К базисным логистическим активностям относятся: снабжение, производство и сбыт. Действительно, указанные три комплексные логистические активности присутствуют практически для любого товаропроизводителя. Выделение базисных логистических активностей важно для понимания и продвижения логистической концепции бизнеса в плане маркетинговой и интегральной парадигм.
В большинстве зарубежных литературных источников по логистике и логистическому менеджменту в качестве ключевых комплексных логистических активностей выделяют следующие:
• поддержание стандартов обслуживания потребителей(Customer service standards);
• управление закупками (Procurement); закупки (Purchasing);
• транспортировка (Transportation);
• управление запасами (Inventory management);
• управление процедурами заказов (Order processing);
• управление производственными процедурами (операциями)(Operations management);
• ценообразование (Pricing);
• физическое распределение (Physical Distribution).
Обеспечение и поддержание заданного уровня качества производства продукции, дистрибьюции товаров и послепродажного сервиса является первоочередной задачей логистического менеджмента любой западной фирмы. Широко распространившаяся за рубежом идеология TQM, обязательная сертификация продуктов и услуг с помощью серии стандартов ISO-9000 требуют от фирм непрерывных усилий, в том числе и с помощью логистических подходов, по обеспечению наивысшего уровня качества товаров и сервиса по сравнению с конкурентами. Логистические решения играют определяющую роль по доставке товара и сервиса требуемого качества в заданное время, в нужное место.
Большое внимание в логистическом менеджменте уделяется процедурам закупок МР для обеспечения производственных целей: Организация и управление закупками в фирме включает в себя комплекс таких задач, как выбор поставщиков МР, планирование потребности в МР, определение рациональных периодов времени и объемов поставок ресурсов, организация договорной работы, выбор форм поставок и типов транспорта для доставки МР к производственным подразделениям и т.п. Важность процедур закупок объясняется еще и тем, что факторы времени и дислокации поставщиков, качество МР оказывают большое влияние на величину логистических издержек.
Одной из ключевых, комплексных логистических активностей является транспортировка. Это объясняется прежде всего тем, что без транспортировки практически не существует материального потока. При этом сам процесс транспортировки рассматривается в более широком плане, чем собственно перевозка грузов, как совокупность перевозки, погрузки-разгрузки, экспедирования и других сопутствующих логистических операций. Важность транспортировки объясняется не в последнюю очередь тем, что затраты на нее достигают в некоторых отраслях экономики до двух третей от суммарных логистических издержек. Управление транспортировкой обычно предполагает решение таких задач, как выбор перевозчика и экспедитора, выбор вида транспорта, определение рациональных маршрутов, подбор транспортного средства под определенный вид груза и т.п.
Управление запасами МР и ГП представляет собой процесс создания, контроля и регулирования уровней запасов в снабжении, производстве и сбыте продукции. Если транспортировка определяет значение фактора места для продукции, то запасы — значение фактора времени. Обычно всегда имеется определенная потребность в запасах МР и ГП, играющих роль буфера между поставщиками МР и производством, с одной стороны, и между производством и потребителями ГП — с другой. Снижая риски возникновения дефицита МР в процессе производства продукции или неудовлетворения спроса на ГП у потребителей, запасы в то же время играют негативную роль в экономике, замораживая финансовые ресурсы организаций бизнеса в больших объемах товарно-материальных ценностей. Поэтому важнейшей задачей логистического менеджмента является оптимизация уровней запасов в логистических цепях и системах при обеспечении требуемого уровня обслуживания потребителей. Высокие затраты на создание и поддержание уровней запасов, составляющие от 20 до 60 % общих логистических издержек, еще более подчеркивают значение этой комплексной логистической активности.
Функция управления (обработки) заказами определяет процедуры получения и обработки заказов, моменты времени получения ГП или оказания услуги потребителю, а также инициирует работу фирменной дистрибутивной сети или логистических посредников по доставке и продаже ГП потребителям. Хотя затраты на эту комплексную логистическую активность не столь велики, как на транспортировку или управление запасами, однако значение ее в современном бизнесе весьма велико, так как напрямую определяет качество обслуживания потребителей.
Управление производственными процедурами или операционный менеджмент, как принято называть его на Западе, представляет собой ключевую логистическую активность в производстве продукции. С позиций логистики важность операционного менеджмента заключается в наиболее эффективном с точки зрения снижения затрат и повышения качества продукции управлении потоками МР и НГГ в технологических процессах производства ГП. При этом большое значение имеют логистические задачи объемно-календарного планирования, минимизации уровней запасов в производстве, прогнозирования потребности в МР, сокращения длительности производственного цикла и т.п. Эти и другие задачи операционного менеджмента решаются, например, упоминавшимися выше микрологистическими внутрипроизводственными системами MRP, ОРТ, KANBAN и другими.
К одной из ключевых логистических активностей относится и ценообразование. Стратегия ценообразования тесно связана с маркетинговой и логистической стратегиями фирмы-производителя продукции. Логистическая стратегия задает уровень общих логистических издержек, составляющих базу цены ГП, а от маркетинговой стратегии зависит планируемый уровень рентабельности и окончательная цена продажи ГП потребителю, определяемая конъюнктурой рынка, уровнями цен конкурентов и прогнозами спроса.
Физическое распределение — это комплексная логистическая активность, являющаяся составной частью процесса дистрибьюции и включающая в себя все логистические операции, связанные с физическим перемещением и хранением ГП в товаропроводящих структурах производителей и (или) логистических посредников.
К поддерживающим комплексным логистическим активностям обычно относят:
• складирование (Warehousing);
• грузопереработку (Materials handling);
• защитную упаковку (Protective packaging);
• поддержку возврата товаров (Return goods handling);
• обеспечение запасными частями и сервисом (Parts and servicesupport);
• сбор возвратных отходов (Salvage and scrap disposal);
• информационно-компьютерную поддержку (Information andcomputer maintenance).
Складирование представляет собой логистическую функцию управления пространственным размещением запасов и предусматривает выполнение таких задач, как определение количества, типов и дислокации складов; объема (площади) хранения МР, ГП; планировки размещения запасов; проектирования зон транспортировки, сортировки, погрузки-разгрузки; выбор погрузочно-разгрузочного и другого складского оборудования и т.п.
Грузопереработка (обработка грузов) обычно осуществляется параллельно со складированием и также обеспечивает функцию поддержания запасов. Элементарные логистические активности, из которых складывается процесс грузопереработки, представляют собой, перемещение МР или ГП на складе, размещение продукции на складских стеллажах, движение продукции, например, с входной площадки получения до места размещения и от него — до выходной грузовой площадки и т.п. Данная комплексная логистическая активность обычно связана с выбором технологического оборудования для. организации коротких перемещений грузов по складу, погрузочно-разгрузочного оборудования; организацией процедур сортировки, консолидации или комплектования грузов для выполнения заказов и транспортировки; поддержанием рационального объема грузооборота склада и т.д.
В процессах дистрибьюции ГП производителей важная роль принадлежит защитной упаковке, обеспечивающей сохранность грузов, доставляемых Потребителям различными видами транспорта. Кроме того упаковка имеет большое значение в маркетинге, так как от ее вида и привлекательности в сильной степени зависит потребительский спрос. Применение в физическом распределении стандартных типоразмерных рядов тары и упаковки позволяет значительно снизить логистические издержки за счет согласования объемных модулей тары и упаковки с грузовместимостью транспортных средств, а также технологическими параметрами складских помещений и грузоперерабатывающего оборудования.
К логистическим активностям относятся также различные процедуры сбора и возврата товаров, которые по каким-то причинам не удовлетворяют покупателей или не прошли гарантийного срока службы. Наряду с организацией сервисного обслуживания, ремонта ГП и обеспечения потребителей запасными частями, процедуры возврата ГП предприятиям-изготовителям образуют систему послепродажного сервиса, которую иногда рассматривают как ключевую комплексную логистическую активность.
В процессах производства и сбыта ГП возникают так называемые вторичные МР, которые состоят из отходов производства (возвратных и невозвратных) и отходов производственного и личного потребления. Вторичные МР образуют специфические материальные потоки, управление которыми в настоящее время также относят к сфере исследования логистики.
Современные ЛС не могут функционировать без информационно-компьютерной поддержки. Во многом именно электронная обработка информации о материальных и финансовых потоках, автоматизация документооборота при организации товародвижения, планирование, организация, регулирование, учет, контроль и анализ материальных потоков на компьютерах в снабжении, производстве и сбыте сделали возможной реализацию современной интегральной концепции логистики. Информационно-компьютерная поддержка применяется в настоящее время практически для всех логистических активностей как на микро-, так и на макроэкономических уровнях.
Рассмотренные логистические активности являются основными, но не исчерпывают всего их многообразия в плане возможных действий над материальными, сервисными потоками и связанными с ними информационными и финансовыми потоками в современном бизнесе.
Логистическая система — это сложная организационно завершенная (структурированная) экономическая система, состоящая из взаимосвязанных в едином процессе управления материальными и сопутствующими им потоками элементов-звеньев, совокупность которых, границы и задачи функционирования объединены внутренними целями организации бизнеса и (или) внешними целями.
Большинству реально функционирующих на практике ЛС присущи основные черты сложных (больших) систем, позволяющих применять к их анализу и синтезу системный подход, а именно:
· сложность;
· иерархичность;
· эмерджентность (целостность);
· структурированность.
Любая ЛС состоит из совокупности элементов-звеньев, между которыми установлены определенные функциональные связи и отношения. Назовем звеном логистической системы (ЗЛС) некоторый экономически и (или) функционально обособленный объект, не подлежащий дальнейшей декомпозиции в рамках поставленной задачи анализа или синтеза ЛС, выполняющий свою локальную целевую функцию, связанную определенными логистическими активностями.
ЗЛС могут быть трех основных типов: генерирующие, преобразующие и поглощающие материальные и сопутствующие им информационные и финансовые потоки.
Особенностями реальных звеньев, из которых может состоять ЛС, являются:
· различная форма собственности и организационно-правовая форма;
· различия в характере и целях функционирования;
· различная мощность, концентрация, используемое технологическое оборудование, потребляемые ресурсы;
· рассредоточенность технических средств и трудовых ресурсов на большой территории;
· экстерриториальность и высокая мобильность средств транспорта;
· зависимость результатов деятельности от большого числа внешних факторов и смежных звеньев;
· и другие.
Кроме того нужно учитывать, что большинство ЗЛС являются синтезом субъектов и объектов логистического управления со своими организационно-функциональными структурами и локальными критериями оптимизации функционирования, которые в общем случае могут не совпадать с глобальной целью ЛС. Это значительно усложняет формирование управления в ЛС и приводит к необходимости создания органа высшего логистического менеджмента для координации и интеграции действий ЗЛС.
На рис. 1 представлена классификация ЛС.
Микрологистические системы относятся, как правило, к определенной организации бизнеса, например фирме-производителю товара (ассортимента товаров) и предназначены для управления и оптимизации материальных и связанных с ними потоков (информационных, финансовых) в процессе производства и (или), снабжения и сбыта. Соответственно, различают внутренние (внутрипроизводственные) внешние и интегрированные микрологистические системы.
Однако в полной мере концепция бизнес-логистики в современном понимании была реализована при появлении интегрированных ЛС, синтез которых базировался на интегральной парадигме логистики. С позиций данной парадигмы границы интегрированной микрологистической системы определяются производственно-распределительным (логистическим) циклом, включающим процессы закупок МР и организации снабжения, внутрипроизводственные логистические функции, логистические активности в дистрибутивной системе, при организации продаж ГП потребителям и послепродажном сервисе. Эти процессы, наряду с сопутствующими информационными и финансовыми потоками, образуют операционную функциональную логистическую среду, в которой интегрально взаимодействуют многочисленные внутрифирменные ЗЛС и логистические посредники.
Логистический менеджмент в интегрированной ЛС представляет собой такой управленческий подход к организации работы фирмы и ее логистических партнеров (посредников), который обеспечивает наиболее полный учет временных и пространственных факторов в процессах оптимизации управления материальными, финансовыми и информационными потоками для достижения стратегических и тактических целей фирмы на рынке. Определяющими для формирования интегрированных ЛС являются концепции минимизации общих логистических издержек и управления качеством на всех этапах производственно-распределительного цикла.
Иногда внутрипроизводственную и внешние ЛС рассматривают, как подсистемы интегрированной ЛС.
Общая структура микрологистической системы, представленная схемой (рис. 2), может функционировать как интегрированная, внешняя или внутрипроизводственная ЛС в зависимости от степени охвата базисных логистических активностей и цели синтеза. Для достижения этой цели управляющие воздействия в микрологистической системе реализуются обычно на внутрифирменном уровне специальным отделом логистики или интегральным менеджером, принимающим решения и координирующим работу всех элементов системы.
Цели создания макрологистических систем могут в значительной степени отличаться от целей и критериев синтеза микро-ЛС. Для фирмы в качестве критериев оптимизации ее
функционирования в рыночной среде бизнеса и, соответственно, формирования логистической организации и управления могут применяться, например, такие, как минимум общих логистических издержек, максимальный объем продаж ГП (или прибыли), завоевание максимальной доли рынка, удержание позиций на рынке сбыта, максимальная величина курсовой стоимости акций и т.п. Обязательным условием при этом является наиболее полное удовлетворение запросов потребителей в качестве продукции, сроках выполнения заказов, логистическом сервисе.
В большинстве случаев критерий минимума общих логистических издержек используется и при синтезе макрологистических систем. Однако зачастую критерии формирования макро-ЛС определяются экологическими, социальными, военными, политическими и другими целями. Например, для улучшения экологической обстановки в регионе может быть создана макрологистическая система оптимизации транспортных (грузовых) региональных потоков, решающая задачи оптимизации маршрутов, развязывания транспортных потоков, переключения перевозок с одного вида транспорта на другой и т.д.
В макрологистических системах могут решаться такие задачи, как формирование межотраслевых материальных балансов; выбор видов и форм снабжения и сбыта продукции групп потребителей и производителей; размещение на заданной территории складских комплексов общего использования, грузовых терминалов, диспетчерских (логистических) центров; выбор вида транспорта и транспортных средств; организация транспортировки и координация работы различных видов транспорта в транспортных узлах; оптимизация административно-территориальных дистрибутивных систем для многоассортиментных материальных потоков и т.п.
С позиций общей теории управления, в частности, по аналогии с автоматизированными системами управления (АСУ) ЛС как на микро-, так и на макроуровне можно представить в виде синергии субъекта и объекта логистического управления, поддерживаемой комплексом обеспечивающих подсистем (рис. 3). При таком подходе в большинстве реально функционирующих ЛС реализуется кибернетический принцип «следящей» системы управления.
Согласно этому принципу субъект (управляющая система) непрерывно отслеживает выходные параметры материальных (информационных, финансовых) потоков, сравнивая их с заданной настройкой, определяемой целевой функцией и накладываемыми на управление в ЛС ограничениями.
Кортеж <Y, R, C> представляет собой векторы параметров входных материального Y = {y1, y2, ..., yn}, информационного R = {г,, г2, ..., гn} и финансового С = {с1, с2, ..., ck} потоков. F = {f1, f2, …, fi} представляет собой вектор внешних возмущений (воздействий окружающей среды); Z = {z1, z2, ..., zs } — вектор параметров состояния ЗЛС. Выходной кортеж <Y', R', C'> представляет выходные векторы параметров, соответственно, материального (Y), информационного (R) и финансового (С) потоков, размерность которых в общем случае может не совпадать с размерностью входных векторов. Часть параметров вектора R представляет собой управляющую информацию, поступающую от субъектов управления в ЛС.
Используя введенные выше обозначения, настройкой ЛС назовем кортеж <Y°, R°, C°>, который сравнивается в измерителе рассогласования с выходным кортежем векторов объекта управления <Y', R', С'>. В результате сравнения может возникнуть рассогласование (невязка) α, появление которого вызвано влиянием на объект управления вектора внешних возмущений F или изменением вектора Z параметров внутреннего состояния ЛС. В зависимости от величины рассогласования α логистический регулятор (координатор) формирует вектор U управляющих воздействий на объект, которые должны постоянно на рассматриваемом периоде времени стремиться свести рассогласование к нулю.
Для поддержки процессов логистического управления в ЛС обычно формируется комплекс подсистем, состоящей из информационного, организационного, экономического, технического, правового, эргономического, экологического и других видов обеспечения.
Тема 3