Задачи, объекты и информационное обеспечение анализа объема производства и реализации продукции

Увеличение объемов производства и продаж при одновременной экономии затрат способствует росту прибыли и заработной платы, расширению масштабов бизнеса и устойчивости его развития, решению социальных проблем. Расширение ассортимента, использование инновационных технологий, повышение качества продукции позволяет не только привлечь новых покупателей, но и обеспечить приток российских и иностранных инвестиций. Главной задачей экономического анализа финансово-хозяйственной деятельности организации является всесторонняя оценка производственного процесса, маркетинговой политики и системы продажи.

Целью анализа объема производства и продаж продукции является выявление путей увеличения объема реализации по сравнению с конкурентами, расширение доли рынка при максимальном использовании производственных мощностей с целью увеличения прибыли.

Объектамианализа объема производства и продаж являются:

- общий объем производства и продаж;

- ассортимент;

- структура и качество продукции;

- ритмичность производства и реализации продукции.

Основными задачами анализа объема производства и продаж являются:

1) оценка степени выполнения производственной программы и плана продаж продукции;

2) оценка динамики производства и продаж продукции;

3) изучение влияния факторов на изменение объема производства и продаж;

4) выявление внутрихозяйственных резервов увеличения выпуска и реализации продукции;

5) оценка ассортимента и качества выпускаемой продукции;

6) грамотное формирование маркетинговой политики и направления ее реализации.

В числе основных источников информации при анализе объема производства и реализации продукции используются нормативно-правовые документы и прочая информация.

Результаты анализа объема производства и продаж продукции подтверждают прочие документы (учетная политика организации, первичные документы, регистры синтетического и аналитического учета, бухгалтерская, налоговая, статистическая отчетность).

В качестве учетных документов используются: товарно-транспортные накладные, счета - фактуры, карточки складского учета, приемо-сдаточные накладные по сдаче на склад готовой продукции, акты сдачи на склад готовой продукции, инвентаризационные описи, накладные на реализацию готовой продукции, ведомости выпуска готовой продукции, ведомости отгрузки и реализации готовой продукции, карточки количественно-суммового учета, журналы – ордера по счетам и книги учета, отчеты по счетам и субконто, анализы счетов, обороты и оборотно-сальдовые ведомости по счетам, накопительные ведомости, бухгалтерские справки.

При анализе используются следующие формы бухгалтерской отчетности: бухгалтерский баланс, отчет о прибылях и убытках, отчет о движении денежных средств, пояснения к бухгалтерскому балансу и отчету о прибылях и убытках.

В числе форм налоговой отчетности используются регистры налогового учета, расчеты налоговой базы и налоговые декларации.

Статистическая отчетность включает: «Основные сведения о деятельности организации» (форма №П-5(М)), «Сведения об основных показателях деятельности малого предприятия» (форма № ПМ), «Сведения об объеме платных услуг населения» (форма № 1-услуги), «Сведения о продаже и запасах товаров в организациях оптовой и розничной торговли» (форма № 1-торг), «Сведения об обороте торговли малого предприятия» (форма ПМ-торг), Сведения о продаже и запасах товаров малого предприятия розничной торговли» (форма № 3-ТОРГ (ПМ)).

Объем производства и реализации промышленной продукции может выражаться в натуральных, условно-натуральных, трудовых и стоимостных измерителях. Обобщающие показатели объема производства продукции получают с помощью стоимостной оценки. Основными показателями объема производства служат товарная и валовая продукция.

Валовая продукция - это стоимость всей произведенной продукции и выполненных работ, включая незавершенное производство. Выражается в сопоставимых и действующих ценах.

Товарная продукция отличается от валовой тем, что в нее не включают остатки незавершенного производства и внутрихозяйственный оборот. По своему составу на многих предприятиях валовая продукция совпадает с товарной, если нет внутрихозяйственного оборота и незавершенного производства.

Объем реализации продукции определяется или по отгрузке продукции покупателям, или по оплате (выручке). Может выражаться в сопоставимых, плановых и действующих ценах. В условиях рыночной экономики этот показатель приобретает первостепенное значение. Реализация продукции является связующим звеном между производством и потребителем. От того, как продается продукция, какой спрос на нее на рынке, зависит и объем ее производства.

Задачи, объекты и информационное обеспечение анализа объема производства и реализации продукции - student2.ru Важное значение для оценки выполнения производственной программы имеют и натуральные показатели объемов производства и реализации продукции (штуки, метры, тонны и т.д.). Их используют при анализе объемов производства и реализации продукции по отдельным видам и группам однородной продукции.

Условно-натуральные показатели,как и стоимостные, применяются для обобщенной характеристики объемов производства продукции, например, на консервных заводах используется такой показатель, как тысячи условных банок, на ремонтных предприятиях - количество условных ремонтов, в обувной промышленности - условные пары обуви, исчисленные на основе коэффициентов их трудоемкости и т.д.

11.Анализ динамики и выполнения плана производства и реализации продукции, работ, услуг

Анализ начинается с изучения динамики выпуска и реализации продукции, расчета базисных и цепных темпов роста и прироста.

Оперативный анализ производства и отгрузки продукции осуществляется на основе расчета, в котором отражаются плановые и фактические сведения о выпуске и отгрузке продукции по объему, ассортименту, качеству за день, нарастающим итогом с начала месяца, а также отклонение от плана .

Анализ динамики позволяет исследовать процесс развития товарооборота во времени. Сравниваются показатели отчетного периода с данными за несколько предшествующих лет в действующих и сопоставимых ценах. Анализ проводится путем исчисления таких показателей динамики как абсолютный прирост, темпы роста, прироста, абсолютное значение 1% прироста.

При анализе динамики товарооборота необходимо определить и изучить среднегодовой темп его роста. Он может быть исчислен по формуле средней геометрической:

Задачи, объекты и информационное обеспечение анализа объема производства и реализации продукции - student2.ru = Задачи, объекты и информационное обеспечение анализа объема производства и реализации продукции - student2.ru

где Задачи, объекты и информационное обеспечение анализа объема производства и реализации продукции - student2.ru – среднегодовой темп роста изучаемого показателя;

x1 – изучаемый показатель в отчетном периоде;

x0 – изучаемый показатель в базисном периоде;

n – число периодов;

(n-1) – число периодов, за исключением базисного периода.

Среднегодовой темп роста товарооборота можно также исчислить по средней геометрической перемножив цепные темпы роста и из произведения извлечь корень, степень которого равна числу темпов.

Формула примет такой вид:

Задачи, объекты и информационное обеспечение анализа объема производства и реализации продукции - student2.ru

где Т – цепные темпы роста, выраженные в коэффициентах;

n – число темпов.

В условиях инфляции темпы изменения объема товарооборота следует также рассчитывать в сопоставимых ценах, т. е. в ценах базисного года. Пересчет товарооборота осуществляется по формуле:

Nс.ц. = Nф.ц./ Iц.,

где Nс.ц.- товарооборот в сопоставимых ценах;

Nф.ц – товарооборот в фактических ценах;

Iц. – индекс розничных цен.

Данные о товарообороте в динамике используются и для анализа сезонных колебаний, направленных на выявление сезонной волны.

Анализ реализации продукции тесно связан с анализом выполнения договорных обязательств по поставкам продукции.Недовыполнение плана по договорам для предприятия оборачивается уменьшением выручки, прибыли, выплатой штрафных санкций. Кроме того, в условиях конкуренции предприятие может потерять рынки сбыта продукции, что повлечет за собой спад производства.

Особо важное значение для предприятия имеет выполнение контрактов на поставку товаров для государственных нужд. Это гарантирует предприятию сбыт продукции, своевременную ее оплату, льготы по налогам, кредитам и т.д.

В процессе анализа определяется выполнение плана поставок за месяц и с нарастающим итогом в целом по предприятию, в разрезе отдельных потребителей и видов продукции, выясняются причины недовыполнения плана и дается оценка деятельности по выполнению договорных обязательств (табл. 2).

роцент выполнения договорных обязательств рассчитывается делением разности между плановым объёмом отгрузки по договорным обязательствам (ОПпл) и его недовыполнением (ОПН) на плановый объем (ОППЛ):

ОПпл-ОПн

Кд.п = --------------------

ОПпл

Недопоставка продукции отрицательно влияет не только на итоги деятельности данного предприятия, но и на работу торговых организаций, предприятий-смежников, транспортных организаций и т.д. При анализе реализации особое внимание следует обращать на выполнение обязательств по госзаказу, кооперированным поставкам и по экспорту продукции.

Наши рекомендации