При обслуживании бурового оборудования

ИНСТРУКЦИЯ

По промышленной безопасности и охране труда

при обслуживании бурового оборудования

(лебедки, ротора, коробки передач цепной, кронблока и др.)

(ИВР-2.10)

1. ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ

1. Обеспечение безопасных условий труда возможно при соблюдении требований безопасности и производственной дисциплине работающего и обслуживающего персонала. К самостоятельной работе по обслуживанию бурового оборудования допускаются работники, соответствующие и выполняющие требования I раздела “Инструкции по промышленной безопасности и охране труда” по профессиям:

- бурильщика;

- слесаря по обслуживанию буровых.

2. ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ПЕРЕД НАЧАЛОМ РАБОТЫ

2. Перед началом работы лица, производящие обслуживание бурового оборудования, должны выполнить требования раздела II инструкции по промышленной безопасности и охране труда и инструкции по профессиям:

- бурильщика;

- слесаря по обслуживанию буровых.

3. Все находящиеся в движении части буровой лебедки, ротора, коробки передач, крюкоблока, кронблока должны иметь съемные металлические ограждения, надежно закрепленные к раме и исключающие доступ к механизмам со всех сторон. Цепные передачи должны иметь сплошные металлические ограждения.

4. Кронблок, рама кронблока и подкронблочные балки вышки должны осматриваться обслуживающим персоналом с проверкой узлов крепления не реже одного раза в два месяца.

5. Перед началом обслуживания буровой лебедки, вспомогательной лебедки, коробки цепных передач, вертлюга, кронблока и крюкоблока необходимо:

- сообщить бурильщику;

- отключить кран подвода воздуха к пульту управления оборудования;

- отключить соответствующий электродвигатель;

- вывесить две таблички с надписью “Не включать - работают люди”, одну на электрощите, другую на пульте управления механизма.

- не допускать проведение работ при спуско-подъемных операциях.

6. Для обслуживания вертлюга нужно установить его в ротор.

7. Перед началом обслуживания крюкоблока необходимо убедиться в том, что он надежно лежит на полу вышечно-лебедочного блока (исключающее самопроизвольное скатывание, перекатывание и др. перемещения).

8. Для обслуживания кронблока персонал, производящий работы на высоте, должен использовать предохранительный пояс, застраховать весь инструмент и приспособления (инструмент и приспособления должны быть обвязаны веревкой, причем другой конец веревки привязывается к поясу обслуживающего персонала).

3. ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ВО ВРЕМЯ РАБОТЫ

Буровая лебедка

9. При обслуживании буровой лебедки необходимо проверить:

- наличие смазки;

- состояние тормозной системы (на тормозной тяге не должно быть механических повреждений, деформаций и др. дефектов, снижающих прочность и жесткость; расстояние тормозного рычага от пола буровой в заторможенном состоянии должно быть равным 80-90 см);

- толщину тормозных колодок (при износе первой колодки от набегающего конца тормозной ленты до 8 мм и менее необходимо заменить все колодки);

- состояние успокоителя талевого каната (ход каретки по направляющим должен быть плавным, без рывков);

- состояние тормозных шкивов (величина износа бандажей не должна превышать 15 мм; недопустимо на бандажах иметь трещины шире 0,2 мм и длиной более 80 мм).

10. Тормозной рычаг буровой лебедки должен иметь фиксатор в виде кольца и мягкого троса, пропущенного через настил пола с надежно закрепленным грузом.

11. На тормозной системе лебедки проверить наличие аварийных шпилек с шайбами и гайками, зазор между шайбой и рамой должен составлять 5-7 мм.

12. В процессе обслуживания следить за состоянием цепных передач и по мере износа и удаления цепей уменьшать число звеньев.

Допустимое удлинение цепной передачи равно одному шагу. Сшивку и рассоединение цепей производить при помощи специальных приспособлений.

13. Талевый канат на барабан лебедки должен ложиться ряд к ряду, ровными слоями.

14. При нижнем положении крюкоблока на барабане лебедки должно быть не менее трех витков каната.

15. Талевый канат подлежит замене при следующих неисправностях:

- оборвана одна прядь;

- на шаге свивки каната число оборванных проволок составляет более 10% от всего числа проволок в канате;

- одна из прядей вдавлена вследствии обрыва сердечника;

- канат вытянут или сплющен и его наименьший диаметр составляет 75% и менее от первоначального;

- на канате имеется скрутка (жучок);

- при износе или коррозии, достигшей 40% и более первоначального диаметра проволочек.

16. Необходимо регулярно производить осмотр и чистку мест под балансиром и коленчатым валом тормозной системы. Нельзя допускать обледенения тормозной системы.

Вспомогательная лебедка

17. Во время обслуживания вспомогательной лебедки необходимо:

- проверить смазку;

- работу муфты (зубчатая муфта должна легко входить и выходить из зацепления);

- проверить исправность колодочного тормоза. По мере износа накладок необходимо поджимать пружины стаканами. При этом не допускать затяжки стаканов до упора во избежание поломки муфты и падения груза. При износе накладок до заклепок их следует заменить новыми.

18. Запрещается регулировать предохранительную муфту на передачу большого момента, заменять пружины на более жесткие и предпринимать какие-либо действия, приводящие к жесткой работе муфты.

19. Минимальное число витков каната, остающееся на барабане, должно быть не менее восьми. Не рекомендуется работа с канатом диаметром больше 15 мм.

Ротор

20. Во время обслуживания ротора необходимо проверить:

- наличие блокировки ротора;

- наличие масла в масляной ванне;

- на корпусе ротора не должно быть сколов и трещин;

- наличие и исправность всех защелок, стопорного механизма;

- легкость проворачивания приводного вала и стола.

21. Регулировку осевого люфта подшипников приводного вала необходимо проводить после каждых 1000 часов роторного бурения, при этом осевой люфт подшипников должен составлять 0,25 - 0,36 мм.

Вертлюг

22. При обслуживании вертлюга необходимо;

- проверить наличие смазки;

- проверить уровень масла в масляной ванне (для этой цели на вертлюге имеется контрольное отверстие);

- убедиться в легкости и плавности вращения вертлюга;

- убедиться в отсутствии маслоподтеков и течи раствора, при обнаружении которых заменить уплотнения;

- проверить надежность затяжки всех болтовых и резьбовых соединений, наличие контргаек и шплинтовки;

- необходимо проверить состояние “дыхательной” риски на пробке;

- отрегулировать осевой люфт ствола вертлюга, он должен составлять 0,25 мм.

23. Вертлюг подлежит замене при:

- течи раствора через резьбовое соединение переводника и ствола;

- деформации штропа;

- износе шейки штропа по диаметру, достигшем более 10 мм;

- отверстие под цапфой износилось более номинального диаметра на 1,5 мм;

- заедании штропа в цапфах.

Коробка передач цепная

24. Следить за уровнем масла (по щупу масло должно находиться между верхней и нижней метками).

25. КПЦ должно быть надежно закреплено на раме и на основании блока.

26. Проверить состояние цепей.

27. Масло по маслопроводам КПЦ должно поступать на все движущиеся детали коробки.

28. Величина фрикционных накладок на шиннопневматической муфте не должна быть менее 2 мм.

Кронблок. Крюкоблок.

29. Во время обслуживания следить за наличием смазки. Смазку производить после 250 часов работы.

30. Проверить надежность затяжки всех болтовых и резьбовых соединений, наличие контргаек и шплинтовки.

31. Шкивы должны крутиться плавно, без рывков, при этом соседние шкивы должны оставаться неподвижными.

32. Зазор между внутренним радиусом кожуха и наружным диаметром шкива должен быть не более 5-15 мм.

33. Во время обслуживания крюкоблока проверить:

- работоспособность и исправность предохранительной защелки зева крюка;

- шплинтовку пальца соединения крюка с талевым блоком.

4. ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ В АВАРИЙНЫХ СИТУАЦИЯХ

34. При возникновении аварии или ситуации, которая может привести к нежелательным последствиям, рабочие, занятые обслуживанием бурового оборудования, должны действовать согласно разделу IV инструкции по промышленной безопасности и охране труда по профессиям:

- бурильщика;

- слесаря по обслуживанию буровых.

35. При травмировании, отравлении, внезапном заболевании кого-либо из работников, пострадавшему должна быть оказана первая доврачебная помощь согласно “Инструкции по оказанию первой помощи при несчастных случаях на производстве”.

5. ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ПО ОКОНЧАНИИ РАБОТ

36. По окончании работ рабочие должны выполнить требования V раздела инструкции по охране труда по профессиям для:

- бурильщика;

- слесаря по обслуживанию буровых.

Наши рекомендации