Работа в рецептурно-производственном отделе и отделе запасов
1. На рабочем месте провизора по приему рецептов (требований) на ЛС индивидуального приготовления, качественный их контроль, отпуск, приготовление внутриаптечных заготовок:
а) прием рецептов и отпуск лекарств(7 дней)
Студент знакомится с организацией рабочего места, устанавливает соответствие площади отдела действующим нормативам, оснащение необходимым оборудованием, средствами оргтехники, справочной литературой, отмечает все новшества в организации и оснащении рабочего места. Особое внимание студент обращает на хранение лекарств изготовленных аптекой, ГЛС, особенно содержащих ядовитые и наркотические вещества, соблюдение светового и температурного факторов, раздельное хранение лекарств для внутреннего и наружного применения, изъятие лекарств индивидуального изготовления с вертушки по истечении сроков хранения.
Студент осуществляет прием и таксировку рецептов, отпуск ГЛС и лекарств индивидуального приготовления. Изучает особенности оформления рецептов, заполняет рецептурный журнал (квитанционную книжку). Осваивает порядок обеспечения наркотическими лекарственными средствами онкологических больных, порядок обслуживания населения за счет бюджетных средств (льготный и бесплатный отпуск). В конце смены определяет общую сумму, на которую были отпущены лекарства, выделяет стоимость готовых и лекарств индивидуального изготовления, их количества. Рецепты, не отвечающие требованиям действующих регламентов, регистрирует в специальном журнале. Он также анализирует ошибки, встречающиеся в рецептах, знакомится с мерами, которые принимает администрация аптеки в данном случае. Студент определяет сроки изготовления лекарств, распределяет работу среди фармацевтов в ассистентской комнате.
Студент осваивает порядок выдачи изготовленных в аптеке лекарств по квитанциям (биркам), следит за соответствием изготовленного лекарства прописи в рецепте, разъясняет правила приема и хранения лекарств больному. Ежедневно студент приводит в дневнике не менее 5 разнообразных рецептов с примерами на все виды рецептурных бланков, рецептурных прописей.
Знакомится с учетом лекарств, отпущенных без квитанции. Регистрирует отказы при временном отсутствии медикаментов, изучает меры, принимаемые в аптеке по сокращению дефектуры. Усваивает принципы фармацевтической биоэтики и деонтологии в обращении с больными и родственниками больных, во взаимоотношениях с врачами и сотрудниками аптеки.
Критически оценивает организацию работы по приему рецептов и отпуску лекарств и вносит конкретные предложения по ее улучшению. При изложении материала ссылается на действующие нормативные акты по аптечной службе.
К дневнику следует приложить следующие документы:
1. Не менее 20 разнообразных рецептов с примерами по всем видам рецептурных бланков и прописей, а также с учетом особенностей по оформлению (лекарства с наркотическими, ядовитыми и сильнодействующими веществами, спиртом и т. д.): с проверкой высших разовых и суточных доз, учетом совместимости ингредиентов, таксировкой, оформление этикетками, сигнатурами, квитанциями.
2. Заполненную форму рецептурного журнала или квитанционной книжки (ф. № АП — 59; ф. № АП — 65).
3. Журнал учета неправильно выписанных рецептов.
4. Журналы по учету передовых форм и методов лекарственного обслуживания населения.
б) Качественный контроль лекарств индивидуального изготовления(2 дня)
Студент знакомится с оборудованием и организацией труда работников, занятых изготовлением лекарств, постановкой внутриаптечного контроля в аптеке.
Он изучает порядок хранения ядовитых и сильнодействующих лекарственных средств в ассистентской комнате, порядок выдачи ядовитых и сильнодействующих веществ конкретному работнику для изготовления лекарственной формы. Студент знакомится с организацией труда работников, занятых изготовлением лекарств, оснащением их рабочих мест, следит за правилами соблюдения правил технологии лекарств, особенно при изготовлении инъекционных и глазных лекарственных форм, изучает мероприятия, повышающие производительность труда. Студент самостоятельно выполняет все виды внутриаптечного контроля, заполняя соответствующую документацию по контролю качества лекарств.
Особое внимание обращает на получение, хранение и контроль качества дистиллированной воды, точность, сроки и порядок клеймления весоизмерительных приборов, наличие дублированных штанглазов, правильную обработку аптечной посуды.
Студент знакомится с организацией работы и рабочим местом провизора-аналитика. Он изучает результаты анализа по актам контрольно-аналитической лаборатории (Центра качества), санитарно-эпидемиологической станции, причины случаев неудовлетворительного изготовления лекарств. Знакомится с порядком изъятия лекарств на анализ в контрольно-аналитическую лабораторию (Центр качества), планом мероприятий по повышению качества лекарств, устанавливает степень соблюдения аптекой правил санитарного и фармацевтического режимов.
Критически оценивает состояние внутриаптечного контроля и вносит предложения по улучшению качества лекарств, обосновывая их действующими нормативными актами.
К дневнику следует приложить документы:
1. Журнал регистрации результатов органолептического, физического и химического контроля внутриаптечной заготовки, лекарственных форм, изготовляемых по индивидуальным рецептам (требованиям ЛПУ), концентратов, тритураций, спирта этилового и фасовки.
2. Журнал регистрации результатов контроля лекарственных средств на подлинность.
3. Журнал регистрации результатов контроля «Воды очищенной» и «Воды для инъекций».
4. Отчет о работе контрольно-аналитического кабинета или стола аптеки.
5. Копия акта изъятия лекарственных форм для контроля в контрольно-аналитическую лабораторию.
в) Приготовление внутриаптечных заготовок(2 дня)
Студент изучает размещение и оборудование материальных комнат аптеки, организацию и оснащение рабочего места провизора-технолога в отделе и фасовщика.
Он знакомится с условиями хранения различных групп товаров аптечного ассортимента, хранением и учетом ядовитых, наркотических и сильнодействующих лекарственных средств, этилового спирта, препаратов с ограниченным сроком годности. Обращает внимание на наличие номеров анализа на штангласах с медикаментами, особенно используемых для изготовления инъекционных растворов, глазных капель, наличие биологических анализов на гликозидосодержащем сырье. Отмечает, имеются ли в материальной дублированные штанглаcы, участвует в заполнении штанглаcов для ассистентской комнаты, в отпуске товаров в другие отделы аптеки, мелкорозничную сеть и прикрепленные лечебно-профилактические учреждения.
Студент обязан принять участие в составлении заказа на склад, оптовую фирму с учетом имеющейся дефектуры, в приеме поступившего товара, проверить соответствие поступившего товара данным, указанным в документах (счетах-фактурах, накладных, ящичных вкладышах), оформлении приемного акта.
Студент готовит полуфабрикаты, концентраты, заполняет журналы лабораторных и фасовочных работ. Обращает внимание на порядок отражения в месячном отчете сумм дооценки и уценки. Знакомится с используемыми средствами малой механизации в производственных процессах провизора-технолога и фасовщика.
Студент критически оценивает организацию работы на данном участке и вносит предложения по ее улучшению на основании действующих нормативных актов по аптечной службе.
К дневнику следует приложить следующие документы:
1 Журнал учета лабораторных работ (ф. № АП—11).
2. Журнал учета фасовочных работ (ф. № АП—11).
3. Справка о дооценке и уценке по лабораторно-фасовочным работам, реализации работ и услуг (ф. № АП—12).
На рабочем месте провизора-технолога по приему рецептов на готовые лекарственные средства по амбулаторно-поликлиническим рецептам, их отпуску и работе с льготными и бесплатными рецептами (4 дня)
Студент знакомится с организацией работы отдела г.л.с. и отдела по отпуску лекарств без рецептов. Для этого он изучает оснащение и оборудование рабочих мест в отделах, знакомится с ассортиментом товаров, размещением товаров и их хранением, учетом отказов, документацией отделов. Особое внимание студент уделяет работе по льготному и бесплатному отпуску ЛС, лекарственному обслуживанию инвалидов и участников Великой Отечественной войны, а также лиц, приравненных к ним по льготам, участников гражданской войны.
Он участвует в оформлении витринных экспозиций с учетом требований эстетики, дизайна и мерчандайзинга, в работе по информации врачей и населения, выявляет новые технологии лекарственного обслуживания населения, используемые в данной аптеке.
С учетом действующих нормативных актов студент критически оценивает организацию труда на данном участке и вносит предложения по его улучшению.
К дневнику следует приложить следующие документы:
1. Не менее 15 рецептов по всем видам льготного и бесплатного отпуска.
2. Заполненную форму рецептурного журнала (ф. № АП — 59).
3. Сводные реестры рецептов на льготный и бесплатный отпуск медикаментов (ф. № АП — 9).
3. На рабочем месте провизора-технолога по приему требований от лечебно-профилактических учреждений на ГЛС и их отпуску (2 дня)
Студент знакомится с организацией рабочего места, оценивает оснащение соответствующим оборудованием, справочной литературой, прайс-листами оптовых фирм. Отмечает все новшества в организации и оснащении рабочего места. Особое внимание обращает на хранение ГЛС списка «А» и «Б», наркотические препараты, термолабильные, расположение ЛС в соответствии с токсическими и фармакологическими группами, физико-химическими свойствами ЛС, в зависимости от способа применения. Студент знакомится с графиком представления накладных-требований ЛПУ и выполнением заказов. Осуществляет прием и таксировку накладных-требований ЛПУ с учетом действующих нормативов. Знакомится с порядком выписывания ЛПУ ядовитых, наркотических ЛС, дорогостоящих медикаментов. При отпуске ЛС требует от представителя ЛПУ доверенность. Знакомится с порядком выписывания счетов ЛПУ, их фиксированием в журнале учета оптового отпуска и расчетов с покупателями (ф. № АП — 22) и реестром, выписанных покупателям накладных-требований (счетов) (ф. №АП—18).
В этот период практики студент может участвовать в целевых проверках отделений (кабинетов), прикрепленных ЛПУ по контролю за рациональным учетом, хранением и использованием ЛС, совместных конференциях.
Студент приводит в дневнике не менее 3-х разнообразных накладных-требований ЛПУ. Усваивает принципы фармацевтической биоэтики и деонтологии во взаимоотношениях с медицинским персоналом.
Критически оценивает организацию работы на данном рабочем месте и вносит конкретные предложения по ее улучшению, обосновывая их действующими нормативными актами.
К дневнику следует приложить документы:
1. Накладные-требования ЛПУ (ф. № АП — 16).
2. Журнал учета оптового отпуска и расчетов с покупателями (ф.№ АП —22).
3. Счет (ф. №АП —37).
4. Реестр, выписанных покупателям накладных-требований (счетов) (ф. № АП—18).
4.3 Работа на рабочем месте провизора-заведующего рецептурно-производственным отделом и отделом запасов и его заместителей(3 дня)
Студент знакомится с организацией работы заведующего отделом и его заместителей, работой отдела по лекарственному обеспечению населения, изучает ассортимент и правила хранения медицинских товаров в отделе, условия по обеспечению их сохранности, мероприятия по научной организации труда в отделе. Анализирует уровень работы аптеки по пропаганде здорового образа жизни.
Он критически оценивает организацию работы и вносит конкретные предложения по ее улучшению, обосновывая их действующими нормативными актами.
К дневнику следует приложить документы:
1. Схему размещения помещений аптеки (отдела).
2. Перечень оснащения и оборудования рабочих мест.
3. Товарный отчет отдела (ф. № АП — 25).
4. Документы по учету движения товаров в отделе.
4.4 Работа на рабочем месте директора аптеки и его заместителей(6 дней)
На конкретном материале аптеки студент изучает порядок приема и оформления на работу, ведение личных дел, оформление трудовых книжек, оформление приказов, составление характеристик на сотрудников, меры поощрения и порицания работников, документальное оформление перевода на другую работу и освобождение от работы.
Он знакомится с правилами внутреннего распорядка, порядком расстановки рабочей силы, графиком отпусков, табелем рабочего времени, оформлением договоров о материальной ответственности, планами аптеки по повышению деловой квалификации кадров, воспитательной работы среди сотрудников аптеки, работой по охране труда, технике безопасности и производственной санитарии, особенностями труда женщин и молодежи, организацией бесплатной выдачи молока, лицам занятым на участках производства с вредными условиями труда.
Студент изучает порядок оформления текущего ремонта, связь с лечебными учреждениями, коммунальными и общественными организациями, методы труда, учет показателей работы каждого сотрудника, порядок премирования, мероприятия по выполнению плана товарооборота аптеки, порядок ведения книг жалоб и предложений, их характер и принимаемые меры по ликвидации недостатков, порядок проверки правильности весов, измерительных приборов, их клеймления.
Принимает активное участие в производственных совещаниях аптеки, знакомится с протоколами совещаний. Изучает делопроизводство в аптеке: регистрацию входящей и исходящей корреспонденции, организацию контроля за исполнением документов, сроки и правила хранения отдельных документов.
Знакомится с мероприятиями по увеличению уровня ГЛС, изжитию дефектуры, участвует в составлении заказа на фирмы и приеме поступающих в аптеку товаров, оформлении приемного акта, проверкой счетов-фактур, размещением товаров по отделам аптеки, регистрацией поступивших товаров в соответствующие журналы.
Знакомится с актом последнего фармацевтического обследования аптеки. Совместно с заведующим аптекой студент посещает Центральный аптечный склад (базу). Знакомится с его структурой, работой приемного отдела, отдела экспедиции, с порядком снабжения аптек и лечебно-профилактических учреждений.
К дневнику необходимо приложить следующие документы:
1. Приказ о зачислении на работу.
2. Карточку по учету кадров (ф. № Т — 2).
3. Личный листок по учету кадров.
4. Копию трудовой книжки.
5. Приказ об увольнении с работы.
6. График работы сотрудников.
7. График отпусков.
8. Форму типового договора об индивидуальной или бригадной материальной ответственности.
9. Дефектную ведомость на текущий ремонт.
10. Тематику работы фармацевтического кружка.
11. Примерный план работы аптеки по пропаганде здорового образа жизни населения.
12. Акт фармацевтического обследования аптечного пункта, отдела аптеки, лечебно-профилактического учреждения.
13. Материалы аптеки, характеризующие работу по охране труда, технике безопасности, противопожарным мероприятиям.
14. Материалы по аттестации и рационализации рабочих мест в аптеке.
4.5 Работа по разделу «Основы экономики аптеки». Оценка финансовой устойчивости предприятия(6 дней)