Потребности и их роль в экономике

Раздел 2. ОСНОВНЫЕ ЗАКОНОМЕРНОСТИ ЭКООМИЧЕСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ОБЩЕСТВА

Тема 2.1. Производство и экономика

Экономические благо и их классификация

Для удовлетворения потребностей людей служит благо. Благо – это средство удовлетворения потребностей человека. Именно ради удовлетворения конкретных потребностей людей в благах и осуществляется хозяйственная деятельность в любой стране. Классификация благ отличается большим разнообразием. Отметим важнейшие из них с точки зрения различных критериев классификации.

Экономические и неэкономические блага. С точки зрения ограниченности благ по отношению к нашим потребностям мы говорим об экономических благах.

Экономические блага – это результаты экономической деятельности, которые можно получить в ограниченном количестве по сравнению с потребностями. Они включают в себя две категории: товары и услуги.

Но есть и такие блага, которые по сравнению с потребностями имеются в неограниченном количестве (например, воздух, вода, солнечный свет). Они предоставляются природой без приложения человеком усилий. Такие блага существуют в природе «свободно», в неограниченном количестве и называются неэкономическими или даровыми (естественные).

И все же основной круг потребностей людей удовлетворяется за счет не даровых, а экономических благ, т.е. тех благ, объем которых:

1) недостаточен для удовлетворения потребностей людей в полной мере;

2) может быть увеличен лишь путем дополнительных затрат;

3) приходится тем или иным способом распределять.

С точки зрения потребления благ их подразделяют на потребительские и производственные. Иногда они называются предметами потребления и средствами производства.

Потребительские блага предназначены для непосредственного удовлетворения человеческих потребностей. Это те самые конечные товары и услуги, которые необходимы людям.

Производственные блага – это используемые в процессе производства ресурсы (станки, механизмы, машины, оборудование, здания, земля, профессиональные навыки (квалификация).

С точки зрения вещественного содержания, экономические блага делятся на материальные и нематериальные.

Материальные блага можно осязать. Это вещи, которые могут накапливаться и храниться длительное время. Исходя из срока использования, различают материальные блага длительного, текущего и разового пользования.

Нематериальные блага представлены услугами, а также такими условиями жизни, как здоровье, способности человека, деловые качества, профессиональное мастерство. В отличие от материальных благ, услуги – специфический продукт труда, который в основном не приобретает вещественной формы и стоимость которого заключается в полезном эффекте живого труда.

Полезный эффект услуг не существует отдельно от его производства, что и определяет принципиальное отличие услуги от вещественного продукта. Услуги невозможно накопить, а процесс их производства и потребления совпадает во времени. Однако результаты от потребления предоставляемых услуг могут быть и материальными.

Существует множество видов услуг, которые делятся условно на:

1. Коммуникационные – услуги транспорта, связи.

2. Распределительные – торговля, сбыт, складское хозяйство.

3. Деловые – финансовые, страховые услуги, услуги аудита, лизинга, маркетинга.

4. Социальные – образование, здравоохранение, искусство, культура, социальное обеспечение.

5. Общественные – услуги органов государственной власти (обеспечение стабильности в обществе) и другие.

В зависимости от характера потребления экономические блага делятся на частные и общественные.

Частное благо предоставляется потребителю с учетом его индивидуального спроса. Такое благо делимо, оно принадлежит индивиду на правах частной собственности, может наследоваться и обмениваться. Частное благо предоставляется тому, кто за него заплатил.

Общественные блага неделимы и принадлежат обществу. Во-первых, это национальная оборона, охрана окружающей среды, законотворчество, общественный транспорт и порядок, т.е. те блага, которыми пользуются все без исключения граждане страны.

Среди благ выделяют также взаимозаменяемые и взаимодополняемые блага.

Взаимозаменяемые блага называются субститутами. Эти блага удовлетворяют одну и ту же потребность и замещают друг друга в процессе потребления (белый и черный хлеб, мясо и рыба и т.д.).

Взаимодополняемые блага или комплементы дополняют друг друга в процессе потребления (автомобиль, бензин).

При всем этом блага делятся на нормальные и низшие.

К нормальным благам относятся те блага, потребление которых увеличивается с ростом благосостояния (доходов) потребителей.

Низшие блага обладают противоположной закономерностью. При росте доходов их потребление уменьшается, а при уменьшении дохода – увеличивается (картофель и хлеб).

Потребности и их роль в экономике

Конечной целью функционирования любой экономики является удовлетворение потребностей общества и индивидов. Именно на это направлен процесс производства, который неразрывно связан с потреблением благ, расходованием имеющихся в распоряжении общества ресурсов для их производства.

С расходованием ресурсов для удовлетворения потребностей связаны все проблемы экономического развития. И все решения этих проблем базируются на двух аксиомах. Первая аксиома: потребности общества – безграничны. Вторая аксиома: ресурсы общества, необходимые для производства благ, – ограничены. Отмеченное противоречие разрешается путем выбора. Не случайно одно из определений экономики гласит: экономика описывает и анализирует выбор из ограниченных ресурсов производства благ для максимального удовлетворения потребностей.

Потребность – это нужда в чем-либо необходимом для поддержания жизнедеятельности, развития личности и общества в целом. Блага, в которых испытывают потребности люди, исчисляются миллионами. Экономисты изучают материальные потребности, т.е. желания потребителей приобрести и использовать блага, доставляющие им удовлетворение.

В процессе удовлетворения потребностей формируются новые в количественном и качественном отношении потребности. Их структура изменяется, приоритеты смещаются, развивается взаимозаменяемость. Непрерывное возрастание потребностей подтверждается многочисленными фактами из экономической эволюции человечества. В течение каждых десяти лет количество видов потребительских благ удваивается. Эта историческая закономерность называется законом возвышения потребностей.

Потребности подразделяются на первичные, удовлетворяющие жизненно важные нужды человека (пища, одежда, жилье), и вторичные, к которым относятся все остальные (досуг, культура, спорт). Продукты, предназначенные для удовлетворения потребностей, делят на предметы первой необходимости и предметы роскоши. Это деление условно. То, что является предметом первой необходимости для одного человека, может оказаться предметом роскоши для другого, и наоборот.

К материальным потребностям относятся и услуги, которые наравне с благами, удовлетворяют наши потребности (автосервис, парикмахерские, юридическая консультация и т.д.). Многие блага и покупаются ради услуг: автомобиль, стиральная машина, пылесос и др.

В состав материальных включаются также потребности предприятий, правительственных учреждений. Частным предприятиям необходимы здания, сооружения, оборудование, транспортные средства, складские помещения и многое другое для производственных целей. Обществу для удовлетворения коллективных потребностей граждан необходимы

железные дороги, шоссе, школы, больницы, военная техника и т.д.

Наши рекомендации