Тема: «Построение кривых спроса и предложения под воздействием неценовых факторов»
Практическая работа № 1
Тема: «Построение кривых спроса и предложения»
Цель:Изучить важнейшие экономические рычаги рыночного механизма.
Методические рекомендации: Для всех задач этой главы предусмотрено общее условие – все неценовые детерминанты спроса и предложения, кроме меняющихся исходя из условия задачи, остаются неизменными.
Словарь терминов:
Неценовые детерминанты спроса и предложения – факторы, за исключением цены, обуславливающие изменение спроса или предложения для конкретного товара (услуги). Такими детерминантами для спроса являются, например, мода, сезон или средний уровень доходов потребителей, а для предложения – совокупные издержки.
Совокупные издержки - сумма всех затрат предприятия на производство продукции. Складываются из постоянных и переменных издержек.
Задача 1.1. Узнав о повышение цен на кожу, руководство компании, владеющей сетью обувных магазинов, распорядилось уволить часть продавцов. Почему?
Задача 1.2. Осенью спрос на шерстяные варежки вырос, однако их цена осталась на том же уровне, что и весной. Как изменилась за это время цена на шерсть?
Задача 1.3. Подорожал сахар. Через полгода цена на мороженое осталась на том же уровне, что и накануне подорожания. Зимой или летом подорожал, если летом спрос на мороженое выше, нежели зимой.
Задача 1.4. Учителям повысили заработную плату. Доходы остальных групп населения не изменились. Количество продаваемых книг после повышения зарплаты учителей не возросло. Что стало со средней ценой на книги?
Практическая работа № 2
Тема: «Построение кривых спроса и предложения под воздействием неценовых факторов»
Цель:Уметь строить кривые спроса и предложения и анализировать воздействие неценовых факторов на спрос и предложение товаров.
Задача 1.5.Производители телевизоров перепрофилировали часть мощностей предприятий на выпуск деталей для компьютеров, полагая, что новое производство будет более прибыльным. Это привело к изменению на 100 тыс. рублей средней цены на телевизоры, составляющей первоначально 1 млн. рублей. По старой цене производители реализовывали ежедневно 5 тыс. телевизоров. Сколько телевизоров в день продается по новой цене, если коэффициент эластичности спроса на них равен 2,5?
Задача 1.6.Полиграфисты добились повышения заработной платы. Одновременно снизились заработки в некоторых других отраслях, в результате чего средние доходы населения остались неизменными. После этого и средняя цена, и количество выпущенных газет изменились на 10 %. Как и насколько изменилась выручка издателей газет, если все отпечатанные газеты распродаются?
Словарь терминов:
Выручка предприятия (фирмы) -денежная сумма, получаемая предприятием за реализованную продукцию.
Коэффициент эластичности спроса- частное от деления относительного изменения объема реализации продукции, на которую есть спрос, на относительное изменение ее цены.
Рассчитывается по формуле:
Q2 - Q1 Р1 - Р2
Е = ------------- : ------------- , где Е – коэффициент эластичности;
Q1 Р1
Q1 и Q2 - соответственно начальный и конечный объем реализации продукции ; Р1 и Р2 – соотвественно начальная и конечная цена продукции.
Кривая спроса – график зависимости величины спроса на товар от его цены. Является графической интерпретацией закона спроса.
Цена– количество денег, за которое продается и покупается единица товара или услуги.
Эластичность спроса – способность величины спроса изменять свое значение под влиянием изменения цены.
Задача 99.В результате анализа рыночной ситуации получены данные о зависимости спроса и предложения на определенный вид продукции и составлена таблица. По данным этой таблицы постройте кривую спроса и предложения. Определите равновесную цену.
Цена единицы товара, руб. | Спрос на продукцию, шт. | Предложение продукции, шт. |
10 000 | ||
7 000 | 3 000 | |
4 500 | 4 500 | |
2 500 | 5 000 | |
1 000 | 7 000 |
Равновесная цена –цена, складывающаяся на рынке при равенстве величин спроса и предложения.
Задача 100.Фирма, выпускающая транзисторные малогабаритные аудиоплейеры, снизила цену со 150 до 75 руб. за штуку. При этом число проданных аудиоплейеров увеличилась с 1000 до 2000 шт. Определите характер спроса и рассчитайте коэффициент спроса по цене.
Задача 95.Какие из перечисленных функций выполняет рынок:
1. Регулятор потребления;
2. Регулятор производства;
3. Отбор рентабельных товаропроизводителей;
4. Регулятор инфляции.
Задача 96.Выберите из приведенных определений определение для закона спроса:
1. Регулятор объема производства продукции;
2. Обратная зависимость величины спроса от цены;
3. Регулятор уровня цен.
Задача 97.Какие из приведенных факторов определяют сдвиг кривой спроса:
1. Изменение цены на продукт;
2. Денежные доходы потребителей;
3. Число производителей на рынке;
4. Число потребителей на рынке.
Задача 98.Какие из приведенных факторов определяют сдвиг кривой предложения:
1. Цены на ресурсы;
2. Цены на сопряженные товары;
3. Технология производства;
4. Число покупателей на рынке.
Задача 101.На рисунке представлены кривые, показывающие различный характер спроса. Укажите, какая линия какую эластичность спроса по цене определяет.
цена