Факторы формирования спроса
Спрос формируется под влиянием множества факторов, которые можно объединить в следующие группы:
Ø экономические факторы, уровень развития производства товаров, денежные доходы населения, уровень розничных цен и их соотношение, степень достигнутой обеспеченности товара;
Ø социальные факторы: социальная культура общества, профессиональный состав населения, уровень развития культуры и т.п.;
Ø демографические факторы, численность населения, соотношение между городским и сельским населением, половозрастной состав, размер и состав семьи, миграция населения;
Ø природно-климатические факторы, географические и климатические условия, традиции, условия быта и т.п.;
Ø политические факторы, непредвиденные чрезвычайные ситуации.
На изменение спроса влияют и неценовые факторы:
1. изменение денежных доходов населения;
2. изменение цен на товары-заменители;
3. экономическая политика правительства;
4. изменение потребительских предпочтений.
Наряду со спросом важным элементом рынка является предложение товара. Для коммерческих операций это наиболее значимый фактор, определяющий насыщенность рынка, его структурные сдвиги и т.д.
Предложением называется количество товара или услуги, которое производители готовы продать по определенной цене за определенный период.
Предложение включает два элемента:
v готовность производителя к отчуждению данного товара или услуги;
v совокупность условий, при которых продавец готов продать товар.
Закон предложения гласит: предложение при прочих равных условиях изменяется в прямой зависимости от изменения цены. Предложение может изменяться не только под влиянием ценовых факторов, но и вследствие других причин:
· изменения издержек производства в результате технических нововведений;
· изменения источников ресурсов, налоговой политики, стоимости факторов производства;
· выхода на рынок новых производителей или импортеров, увеличивающих предложение вне зависимости от цен;
· действия природных и политических факторов и т.д.
Взаимодействие спроса и предложения в условиях рынка формирует цену.
Рыночная цена - результат взаимодействия спроса и предложения.
Законы рыночного ценообразования:
o цена стремится к такому уровню, при котором спрос равен предложению;
o при повышении спроса при неизменном предложении цена возрастет и наоборот.
На уровне совпадения спроса и предложения цена соответствует стоимости, т.е. общественно необходимым затратам.
Стоимость есть равновесие интересов покупателей и продавцов, т.е. равновесие предельной полезности (цена и спрос) и издержек производства (цена и предложение).
Равновесие цен в рыночной экономике призвано выполнять три функции:
Функцию исключения (санирующую), т.е. с рынка вытесняются продавцы, цены (затраты) на товары которых превышают стоимость продукции.
Функцию выравнивания, т.е. через цену выравниваются интересы продавца и покупателя, и цена приближается к стоимости товара (рыночная цена является мерой дефицитности товара).
Функцию регулирования, т.е. посредством цены рынок вытесняет товары, не соответствующие по своим затратам, качеству и другим параметрам требованиям, предъявляемым покупателями.
Формирование цен с приближением их к стоимости возможно в условиях чистой (совершенной) рыночной конкуренции, когда на рынке присутствуют не менее 6-8 свободных продавцов, обеспечивающих насыщение рынка и конкурирующих между собой. В этой ситуации роль государства в регулировании цены ничтожно мала. В условиях монополии и олигополии государство через антимонопольный механизм влияет на установление цен монополий. Обычно это или жесткая регламентация цены, или косвенная — через увеличение налогов и других мер воздействия.
Спрос, предложение и цена взаимообусловлены и в коммерческой деятельности учитываются в комплексе.
Степень изменения спроса и предложения под воздействием того или иного фактора характеризует их эластичность. Количественной мерой взаимодействия этих элементов рыночных отношений является эластичность.
Эластичность - мера реакции одной величины на изменение другой. Она показывает, на сколько процентов изменится одна переменная величина при изменении другой на 1%.
Ер = Процентное изменение объема спроса (Q) / Процентное изменение цены (Р)
Ер - коэффициент эластичности по цене;
Q — количество товара, на который предъявлен спрос;
Р — рыночная цена товара.
Эластичный спрос - коэффициент больше единицы, т.е. величина спроса изменяется на больший процент, чем цена или доход.
Неэластичный спрос - коэффициент эластичности меньше единицы.
Спрос с единичной эластичностью - цена и величина спроса изменяются на одинаковый процент.
Эластичность достаточно постоянна во времени и может быть использована для определения стратегии закупки и реализации продукции. Кроме того, при помощи этого показателя правительство разрабатывает налоговую политику (правильное применение косвенных налогов увеличивает налоговые поступления в бюджет) и методы государственного регулирования рынка.
Для выработки стратегии коммерческой деятельности большое значение имеет такой показатель, как эластичность предложения.
Эластичность предложения показывает, как производство и предложение той или иной продукции реагирует на изменение цены:
E = Процентное изменение S / Процентное изменение Р
Е - коэффициент эластичности предложения;
S - предложение;
Р — цена.
При определении объемов закупки (реализации) продукции важное значение имеет взаимозаменяемость (взаимодополняемость) товара.
Взаимозаменяющие товары (субституты) - такие пары товаров, рост цены на один из которых приводит к росту спроса на другой.
Взаимодополняющие товары (комплекты) — такие пары товаров, рост цены на один из которых приводит к падению спроса на другой (рост цен на автомобили приводит к падению спроса на горюче-смазочные материалы).
Если коэффициент эластичности больше единицы, то товар взаимозаменяемый, если меньше — взаимодополняемый.
Когда в обращении оказывается излишнее количество денег, изменяется и соотношение спроса и предложения. Взаимосвязь между элементами рыночного механизма показана на рис. 6.1. Тонкие стрелки показывают прямую зависимость между изменениями величины элементов рынка, а линии потолще - обратную зависимость.
Законы спроса и предложения связаны с количеством денег в обращении.
Рис. 1.1. Взаимосвязь между элементами рынка
В зависимости от вида спроса используют различные методы его изучения:
реализованный спрос изучают оперативным методом (считывается код), балансовым методом;
неудовлетворенный спрос — регистрацией листов неудовлетворенного спроса, регистрацией фактов отсутствия товара, учетом количества дней, когда товар отсутствовал, регистрацией заказов, анализом жалоб покупателей.
Формирующийся спрос изучают на выставках, ярмарках, дегустациях, методом опроса.