Обязанности помощника машиниста по должностной инструкции
помощники машинистов обязаны:
1.1.1. Знать и точно выполнять требования правил, инструкций, приказов и других нормативных актов, указанных в пункте 1.2. настоящей Инструкции.
1.1.2. Являться на работу в сроки, определяемые графиком работы или по вызову дежурного предприятия-владельца машины.
1.1.3. При невозможности явки на работу к установленному сроку немедленно сообщать об этом дежурному по предприятию.
1.1.4. Проходить в установленном МПС порядке предрейсовый медицинский осмотр и инструктаж по безопасности движения и технике безопасности. На станциях, где организован медицинский осмотр локомотивных бригад, машинист машины и его помощник обязаны пройти предрейсовый медицинский осмотр порядком, установленным для работников локомотивных бригад, с постановкой штампа в маршрутном листе за подписью медицинского работника с указанием даты и времени прохождения осмотра. Перед отправлением со станций, где медицинский осмотр отсутствует, а также в случае выезда на ликвидацию повреждения сооружений и устройств, контроль за работоспособностью машиниста и его помощника возлагается на дежурного по станции, с отметкой штампом и подписью в маршрутном листе.
1.1.5. На работе иметь при себе:
- машинист - свидетельство на право управления машиной или удостоверение личности с отметкой о сдаче в отдел кадров свидетельства на право управления машиной, маршрутный лист и формуляр машиниста, талон предупреждения, удостоверение формы РБУ-9, акт полугодового (годового) контрольно-технического осмотра, журнал технического состояния машины формы ТУ-152, журнал учета работ и периодических технических осмотров, расписание движения поездов, выписки из ТРА станций, установленных скоростях движения поездов на обслуживаемом участке;
- помощник машиниста - свидетельство помощника машиниста, талон предупреждения, выписку об установленных скоростях движения поездов на обслуживаемом участке.
1.1.6. Выполнять оперативные распоряжения дежурного по предприятию - владельцу машины, машинистов-инструкторов, обслуживающих данный участок.
1.1.7. Перед выездом машинист должен убедиться в исправности машины и прицепных единиц, обращая особое внимание на работу тормозов, состояние двигателя, ходовых частей, рессорного подвешивания, тормозного оборудования, в правильности сцепления с вагонами или прицепами, правильности погрузки и крепления груза и рабочих органов в транспортном положении, обеспечении габарита подвижного состава и груза, проверить наличие поездного сигнала, а также сигнальных принадлежностей, запасных частей и инструмента, аптечки с набором медикаментов и перевязочных средств для оказания первой медицинской помощи, исправности радиосвязи.
1.1.8. Машины, отправляемые на перегон, рассматриваются как поезд и отправляются дежурным по станции с разрешения поездного диспетчера. При отправлении их с начальных станций дежурный по станции проверяет наличие у машиниста:
- свидетельства на право управления;
- формуляра машины формы ТУ-57;
- удостоверения формы РБУ-9;
- акта полугодового (годового) контрольно-технического осмотра, в том числе прицепа в случае выезда с прицепной нагрузкой;
- акта квартального технического осмотра со штамп-справкой на право пользования устройствами автоматической локомотивной сигнализации непрерывного типа и контроля бдительности машиниста, оформленного маршрутного листа, выданного предприятием приписки машины;
- разрешения на право движения по сети железных дорог.
Исправность радиосвязи должна быть проверена путем прямых переговоров машиниста и дежурного по станции отправления и подтверждена в маршрутном листе штампом и подписью дежурного по станции. При неисправности или отсутствии средств связи, машинист в случае вынужденной остановки на перегоне, осуществляет связь с дежурным по станции или поездным диспетчером, в порядке, установленным ПТЭ.
1.1.9. При приемке и сдаче машины, а также на стоянках в пути следования производить техническое обслуживание машины, строго соблюдая установленные требования нормативных документов и локальных актов по этому вопросу.
1.1.10. Не допускать эксплуатацию машины с истекшими сроками проверки шунтирующего устройства, поездной радиосвязи, автоматической локомотивной сигнализации непрерывного типа и других приборов безопасности (при их наличии), а также выхода в рейс машины при неисправности хотя бы одного из этих устройств.
1.2. При ведении машины и выполнении маневровой работы машинист машины и помощник машиниста обязаны:
1.2.1. Выполнять установленные на железной дороге регламент переговоров между машинистом и помощником машиниста, между бригадой машины и поездным диспетчером или дежурными по станциям взаимного контроля за работоспособностью и другие формы проверки бдительности.
1.2.2. Соблюдать рациональные режимы вождения машин, обеспечивая выполнение графика и требования безопасности движения. Не допускать вождения машин с превышением прицепной нагрузки, перегрузок узлов и агрегатов машины.
1.2.3. Выполнять приказы, оперативные распоряжения диспетчеров, дежурных по станциям и других должностных лиц, ответственных за организацию движения поездов и производство маневров на обслуживаемом участке и станциях.
1.2.4. Контролировать в установленном порядке работу устройств безопасности и радиосвязи, узлов и агрегатов машины, проверять их состояние, в том числе противопожарное. Особое внимание уделять проверке состояния деталей экипажной части и буксового узла колесных пар, креплению рабочих органов машины в транспортном положении при стоянках на промежуточных станциях.
1.2.5. При выявлении неисправности машины принимать все необходимые меры к быстрейшему ее устранению, а при невозможности устранения в установленный норматив времени - освобождению перегона, не допуская сбоя графика движения поездов.
1.2.6. Не допускать вмешательства посторонних лиц в работу устройств и систем безопасности, установленных на машине.
1.2.7. Не покидать кабину управления при следовании на запрещающий сигнал светофора, проявляя особую бдительность.
1.2.8. Экономно расходовать топливно-энергетические ресурсы, смазочные и другие материалы, содержать в исправном состоянии инвентарь, инструмент и индивидуальные средства защиты.
1.3. По окончании смены машинист и помощник машиниста обязаны:
1.3.1. Очистить машину от пыли и грязи, слить конденсат из влагомаслоотделителей, заглушить двигатель. При уходе с машины затормозить ее ручным тормозом, закрыть кабину на ключ, подложить тормозные башмаки с обеих сторон. Оставлять кабину машины машинисту не разрешается без согласования с дежурным по станции. Стоянка машины на станционных путях и в тупиках должна быть согласована с дежурным по станции.
1.3.2. Сдать в установленном порядке оформленный маршрутный лист машиниста, формуляр машиниста, бланки предупреждений об ограничении скоростей движения, ключи управления машиной и от кабин машиниста дежурному по предприятию-владельцу машины
1.3.3. О всех выявленных недостатках, угрожающих безопасности движения, произвести запись в бортовой журнал и доложить дежурному по предприятию.
1.3.4. При допущенных случаях брака в поездной и маневровой работе, отказов узлов и агрегатов машины, нарушений графика движения - предоставить начальнику предприятия-владельца машины письменный рапорт с отражением обстоятельств и причин происшедшего
1.4. Машинист машины обязан:
1.4.1. Обеспечивать безопасность движения в соответствии с требованиями ПТЭ, других правил, инструкций, приказов, указаний и иных нормативных актов МПС.
1.4.2. Руководить работой лиц, входящих в состав бригады машины, контролировать их действия, обеспечивая выполнение работ без нарушения графика движения поездов и плана маневровой работы.
1.4 3. Выполнять установленные технологии вождения машин и производства маневровых работ.
1.4.4. Обеспечивать достоверность данных, вносимых в маршрут машиниста и другие учетные документы.
1.4.5. На старшего машиниста дополнительно возлагаются обязанности по обучению прикрепленных к машине экипажей передовым методам вождения машин, выполнения маневровой работы и технического обслуживания машин, контролю за качеством выполнения ими должностных обязанностей.
1.5. Помощник машиниста машины обязан:
1.5.1. Обеспечить безопасность движения в соответствии с требованиями ПТЭ, других правил, инструкций, приказов, указаний и иных нормативных актов МПС.
1.5.2. Своевременно и точно выполнять поручения машиниста по уходу за машиной, и техническому обслуживанию, узлов и агрегатов машины, закреплению ее от самопроизвольного ухода, а также следить за прохождением встречных поездов.
1.5.3. При следовании на запрещающий сигнал светофора сообщать машинисту показание сигнала, величину давления в тормозной магистрали. При отсутствии действий со стороны машиниста к остановке машины самому принимать меры по предотвращению проезда запрещающего сигнала.
1.5.4. При внезапной утрате машинистом способности управлять машиной - остановить машину, закрепить ее в установленном порядке от самопроизвольного ухода, по радиосвязи передать сообщение об этом машинистам ближайших поездов, поездному диспетчеру или дежурному по станции. Порядок дальнейших действий в таких случаях определяется поездным диспетчером исходя из конкретных условий.