Межбюджетные отношения (дотации, субсидии, субвенции, трансферты), их принципы
Межбюджетные отношения - взаимоотношения между публично-правовыми образованиями по вопросам регулирования бюджетных правоотношений, организации и осуществления бюджетного процесс.
Дотация - денежные средства, выделяемые из государственного и местных бюджетов для оказания финансовой поддержки убыточным предприятиям, у которых денежная выручка от продажи производимого продукта меньше издержек на производство и продажу данного продукта, нижестоящим бюджетам для покрытия разрыва между их доходами и расходами.
Субсидия — выплаты потребителям, предоставляемые за счёт государственного или местного бюджета, а также специальных фондов юридическим и физическим лицам, местным органам власти.
Субсидия — денежные средства, предоставляемые из бюджетов и внебюджетных фондов юридическим лицам (не являющимся бюджетными учреждениями) и физическим лицам
Основные свойства субсидии:
· безвозмездная, безвозвратная передача средств (по субвенции возможен возврат средств, если средства ушли на другую цель)
· целевой характер
· софинансирование (на условиях долевого финансирования)
Субве́нция — вид денежного пособия местным органам власти со стороны государства, выделяемого на определенный срок на конкретные цели; в отличие от дотации подлежат возврату в случае нецелевого использования или использования не в установленные ранее сроки.
Бюджетным кодексом РФ предусмотрено предоставление субвенций бюджетам субъектов Российской Федерации из федерального бюджета (в совокупности формирующих Федеральный фонд компенсаций), а также местным бюджетам из бюджета субъекта Российской Федерации (в совокупности формирующих региональный фонд компенсаций).
Трансфе́рт:
1. Перевод иностранной валюты или золота из одной страны в другую.
2. Финансовая помощь бюджета вышестоящего уровня нижестоящему (межбюджетный трансферт). Например, финансовая помощь федерального бюджета региональному бюджету, или регионального — местному.
3. Операция, при которой институционная единица, представляющая товар, услугу или актив (финансовый или нефинансовый) другой единице, не получает взамен никаких возмещений (в виде товара, услуги или актива).
Межбюджетные отношения в России основаны на следующих принципах:
· распределения и закрепления расходов бюджетов по определенным уровням бюджетной системы РФ;
· разграничения (закрепления) на постоянной основе доходов по уровням бюджетной системы РФ;
· равенства бюджетных прав субъектов РФ, равенства бюджетных прав муниципальных образований;
· выравнивания уровней минимальной бюджетной обеспеченности субъектов РФ, муниципальных образований;
· равенства всех бюджетов РФ во взаимоотношениях с федеральным бюджетом, равенства местных бюджетов во взаимоотношениях с бюджетами субъектов Федерации.
В соответствии с этими принципами отдельные виды бюджетных расходов могут передаваться из федерального бюджета в бюджеты субъектов РФ, а из бюджетов субъектов РФ — в местные бюджеты.
Экономическая сущность налогов, функции, виды и их классификация.
Налоги можно определить как доходы государства, собираемые на регулярной основе с помощью принадлежащего ему права принуждения. Также, налоги можно определить как обязательные, безвозмездные, невозвратные платежи, взыскиваемые государственными учреждениями с целью удовлетворения потребностей государства в финансовых ресурсах.
Функция налога — это проявление его социально-экономической сущности в действии. Функции свидетельствуют, каким образом реализуется общественное назначение данной экономической категории.
В современных условиях налоги выполняют две основные функции:
· фискальная функция, которая заключается в обеспечении государства финансовыми ресурсами, необходимыми для осуществления его деятельности (источник доходов государства);
· регулирующая функция, благодаря которой налоги либо стимулируют, либо сдерживают ту или иную хозяйственную деятельность (регулятор экономической системы).
Виды и классификация:
1) Виды налогов по объекту:
· прямые(налог на прибыль, подоходный налог, налог на имущество.);
· косвенные (налог на добавленную стоимость (НДС), акцизы, импортные пошлины, налог с продаж и др.).
2) Виды налогов по субъекту:
· центральные;
· местные.
3) Виды налогов по характеру налогообложения:
· пропорциональные (доля налога в доходе, или средняя ставка налога с ростом дохода);
· прогрессивные (доля налога в доходе с ростом дохода увеличивается);
· регрессивные (доля налога в доходе с ростом дохода падает).
4) Виды налогов в зависимости от источников их покрытия:
· налоги, расходы по которым относятся на себестоимость продукции (работ, услуг):
· земельный налог;
· налог на пользователей автомобильных дорог, налог с владельцев транспортных средств, сборы за использование природных ресурсов.