Межбюджетные отношения (дотации, субсидии, субвенции, трансферты), их принципы

Межбюджетные отношения - взаимоотношения между публично-правовыми образованиями по вопросам регулирования бюджетных правоотношений, организации и осуществления бюджетного процесс.

Дотация - денежные средства, выделяемые из государственного и местных бюджетов для оказания финансовой поддержки убыточным предприятиям, у которых денежная выручка от продажи производимого продукта меньше издержек на производство и продажу данного продукта, нижестоящим бюджетам для покрытия разрыва между их доходами и расходами.

Субсидия — выплаты потребителям, предоставляемые за счёт государственного или местного бюджета, а также специальных фондов юридическим и физическим лицам, местным органам власти.

Субсидия — денежные средства, предоставляемые из бюджетов и внебюджетных фондов юридическим лицам (не являющимся бюджетными учреждениями) и физическим лицам

Основные свойства субсидии:

· безвозмездная, безвозвратная передача средств (по субвенции возможен возврат средств, если средства ушли на другую цель)

· целевой характер

· софинансирование (на условиях долевого финансирования)

Субве́нция — вид денежного пособия местным органам власти со стороны государства, выделяемого на определенный срок на конкретные цели; в отличие от дотации подлежат возврату в случае нецелевого использования или использования не в установленные ранее сроки.

Бюджетным кодексом РФ предусмотрено предоставление субвенций бюджетам субъектов Российской Федерации из федерального бюджета (в совокупности формирующих Федеральный фонд компенсаций), а также местным бюджетам из бюджета субъекта Российской Федерации (в совокупности формирующих региональный фонд компенсаций).

Трансфе́рт:

1. Перевод иностранной валюты или золота из одной страны в другую.

2. Финансовая помощь бюджета вышестоящего уровня нижестоящему (межбюджетный трансферт). Например, финансовая помощь федерального бюджета региональному бюджету, или регионального — местному.

3. Операция, при которой институционная единица, представляющая товар, услугу или актив (финансовый или нефинансовый) другой единице, не получает взамен никаких возмещений (в виде товара, услуги или актива).

Межбюджетные отношения в России основаны на следующих принципах:

· распределения и закрепления расходов бюджетов по определенным уровням бюджетной системы РФ;

· разграничения (закрепления) на постоянной основе доходов по уровням бюджетной системы РФ;

· равенства бюджетных прав субъектов РФ, равенства бюджетных прав муниципальных образований;

· выравнивания уровней минимальной бюджетной обеспеченности субъектов РФ, муниципальных образований;

· равенства всех бюджетов РФ во взаимоотношениях с федеральным бюджетом, равенства местных бюджетов во взаимоотношениях с бюджетами субъектов Федерации.

В соответствии с этими принципами отдельные виды бюджетных расходов могут передаваться из федерального бюджета в бюджеты субъектов РФ, а из бюджетов субъектов РФ — в местные бюджеты.

Экономическая сущность налогов, функции, виды и их классификация.

Налоги можно определить как доходы государства, собираемые на регулярной основе с помощью принадлежащего ему права принуждения. Также, налоги можно определить как обязательные, безвозмездные, невозвратные платежи, взыскиваемые государственными учреждениями с целью удовлетворения потребностей государства в финансовых ресурсах.

Функция налога — это проявление его социально-экономической сущности в действии. Функции свидетельствуют, каким образом реализуется общественное назначение данной экономической категории.

В современных условиях налоги выполняют две основные функции:

· фискальная функция, которая заключается в обеспечении государства финансовыми ресурсами, необходимыми для осуществления его деятельности (источник доходов государства);

· регулирующая функция, благодаря которой налоги либо стимулируют, либо сдерживают ту или иную хозяйственную деятельность (регулятор экономической системы).

Виды и классификация:

1) Виды налогов по объекту:

· прямые(налог на прибыль, подоходный налог, налог на имущество.);

· косвенные (налог на добавленную стоимость (НДС), акцизы, импортные пошлины, налог с продаж и др.).

2) Виды налогов по субъекту:

· центральные;

· местные.

3) Виды налогов по характеру налогообложения:

· пропорциональные (доля налога в доходе, или средняя ставка налога с ростом дохода);

· прогрессивные (доля налога в доходе с ростом дохода увеличивается);

· регрессивные (доля налога в доходе с ростом дохода падает).

4) Виды налогов в зависимости от источников их покрытия:

· налоги, расходы по которым относятся на себестоимость продукции (работ, услуг):

· земельный налог;

· налог на пользователей автомобильных дорог, налог с владельцев транспортных средств, сборы за использование природных ресурсов.

Наши рекомендации