Понятие и значение ускоренного производства
МИНИСТЕРСТВО ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
Учреждение образования
«Академия МВД Республики Беларусь»
Кафедра уголовного процесса
ФОНДОВАЯ ЛЕКЦИЯ
По дисциплине «Уголовный процесс»
Тема № 26 «Ускоренное производство»
Для курсантов 3 курса дневного обучения
Факультета милиции, следственно-экспертного факультета,
Уголовно-исполнительного факультета
Структура фондовой лекции
1.Тема: Ускоренное производство
2. План лекции.
Введение………………………………………………………………5 мин.
1-й вопрос: Понятие и значение ускоренного
производства ………………………….…………………………….15 мин.
2-й вопрос: Основания, условия и порядок
ускоренного производства ………………….…………………….25 мин.
3-й вопрос: Производство дознания и предварительного
следствия по уголовным делам о преступлениях, по которым
предусмотрено ускоренное производство ………….……..…….10 мин.
4-й вопрос: Рассмотрение уголовного дела в суде ……….……..20 мин.
Заключение……………….……………………………………..……..5 мин.
3. Учебно-материальное обеспечение: (компьютерная презентация, учебная литература).
В в е д е н и е
Уголовно-процессуальный закон, учитывая тяжесть и общественную опасность совершенного преступления, содержит различные формы досудебного производства. Наряду с дознанием и предварительным следствием для уголовно наказуемых деяний, не представляющих большой общественной опасности, и менее тяжких предусмотрен особый процессуальный порядок установления обстоятельств, имеющих значение для рассмотрения дела в суде, именуемый ускоренным производством. Ему присущи изъятия из общих правил уголовного процесса в виде сокращенных сроков, отсутствия отдельных стадий, запрета на проведение следственных действий и других упрощений процессуальной формы.
Предшественницей ускоренного производства являлась так называемая протокольная форма досудебной подготовки материалов, которая была введена Указом Президиума Верховного Совета СССР от 26.07.1966 года «Об усилении ответственности за хулиганство» и применялась лишь по делам о неквалифицированном хулиганстве. В связи с необходимостью повышения эффективности борьбы с хищениями собственности 12 июня 1978 года особенности данного производства были распространены на преступления, связанные с мелким хищением государственного и общественного имущества.
12 февраля 1985 года число составов преступлений, по которым могла проводиться протокольная форма подготовки материалов, увеличилось до 16.
Суть указанного производства состояла в том, что органу дознания предписывалось не позднее чем в десятидневный срок установить обстоятельства совершения преступления и личность правонарушителя, получить объяснения от него, а также от очевидцев и других лиц, истребовать справку о наличии или отсутствии судимости у правонарушителя, характеристику с места его работы или учебы и другие материалы, имеющие значение для рассмотрения дела в суде. Об обстоятельствах совершенного преступления составлялся протокол, к которому приобщались все материалы, а также список лиц, подлежащих вызову в суд. Протокол вместе с материалами с санкции прокурора направлялся в суд, где возбуждалось и рассматривалось уголовное дело. На суд (судью) возлагалась обязанность (ст. 404 УПК Республики Беларусь 1960 года) выносить определение (постановление) о возбуждении уголовного дела, излагать в нем формулировку обвинения, предавать правонарушителя суду, избирать ему в необходимых случаях меру пресечения и разрешать дело в судебном заседании.
Конституционный Суд Республики Беларусь 11 декабря 1998 года рассмотрел дело «О соответствии Конституции части 3 ст. 404 УПК Республики Беларусь» и признал ее не соответствующей Основному Закону и международно-правовым актам, усмотрев, что суд, возбуждая уголовное дело и формулируя обвинение, выполняет несвойственную ему функцию обвинения, что не согласуется с принципами его независимости, объективности и беспристрастности при осуществлении правосудия.
Законодатель в июне 1999 года в Законе Республики Беларусь «О внесении изменений и дополнений в УПК Республики Беларусь» учел решение Конституционного Суда и освободил суд от функции обвинения, возложив ее на органы дознания. Тогда же вместо протокольной формы был введен термин «ускоренное производство», который используется в ныне действующем УПК.
Переходя к непосредственному рассмотрению темы, следует привести некоторые статистические сведения. В 2009 году подразделениями МВД в порядке ускоренного производства окончено 3 790 уголовных дел, что составляет 16.5 % от общего количества дел, направленных прокурору в порядке ст. 262 УПК.
Цели лекции:
- учебная: состоит в формировании теоретических знаний и представлений об ускоренном производстве в уголовном процессе, его правовой регламентации и особенностях, а также выработке первичных навыков применения отдельных норм уголовно-процессуального закона, регламентирующих ускоренное производство.
- воспитательная: привитие курсантам чувства глубокого уважения к правам, свободам и законным интересам граждан, участвующих в уголовном процессе, формирование убежденности в необходимости строгого и неукоснительного соблюдения законности при производстве по материалам и уголовным делам.
Понятие и значение ускоренного производства
Уголовно-процессуальное законодательство не дает понятия ускоренного производства. В юридической литературе его правовая природа определяется по-разному. Например, М.С. Строгович, касаясь протокольной формы, утверждал, что это сугубо административная деятельность, не способная обеспечить соблюдение правовых гарантий.[1] В.М. Корнуков, А.Р.Михайлов, В.Н. Чичко относят ее к проверке заявлений и сообщений о преступлении в стадии возбуждения уголовного дела.[2] Л.И. Кукреш считает, что данная форма уголовного процесса является ускоренным дознанием.[3] Ряд авторов полагают, что она выступает как самостоятельная форма досудебного исследования обстоятельств совершенного преступления.[4] Эта позиция представляется наиболее предпочтительной. К такому выводу приводит редакция п. 4 ст. 6 УПК, отделившего ускоренное производство от производства со дня поступления заявления, сообщения о преступлении до передачи уголовного дела прокурору для направления в суд. Тем самым законодатель признает ускоренное производство в качестве самостоятельной формы досудебного производства. Вместе с тем следует иметь ввиду, что уголовно-процессуальный институт ускоренного производства охватывает не только досудебный этап, но и особый, упрощенный порядок рассмотрения уголовного дела в суде в тех случаях, когда оно проводится без участия государственного обвинителя.
Ускоренное производство следует отличать от административной деятельности правоохранительных органов, стадии возбуждения уголовного дела и дознания по делам, по которым следствие необязательно.
С административной деятельностью правоохранительных органов и стадией возбуждения уголовного дела ускоренное производство связывают одинаковые способы установления обстоятельств правонарушения: получение объяснений, истребование предметов и документов и т.д. Однако очевидны и принципиальные отличия. Ускоренное производство получает свою практическую реализацию как следствие имевшего место преступного деяния, а не административного проступка. При этом деятельность органов дознания в рамках ускоренного производства урегулирована нормами уголовно-процессуального, а не административного закона. Поэтому она не может носить административный характер, а является уголовно-процессуальной.
Предварительная проверка в стадии возбуждения уголовного дела осуществляется, как правило, в тех случаях, когда имеются сомнения в наличии достаточных данных, указывающих на признаки преступления. Решение же о проведении ускоренного производства, наоборот, принимается при очевидности факта преступления. Кроме того, характерной особенностью, отличающей ускоренное производство от проверки заявления, сообщения о преступлении, проводимой в порядке ст. 173 УПК, является то, что для начала ускоренного производства необходимо не только появление повода, но и обязательное наличие оснований и условий, перечисленных в ч.1 ст. 452 УПК. Наконец, задача проверки заявления, сообщения о преступлении состоит в определении законности повода и наличия либо отсутствия оснований к возбуждению уголовного дела. Задачи ускоренного производства на аналогичном этапе гораздо шире: здесь нужно установить все фактические данные, имеющие значение для правильного разрешения уголовного дела в судебном заседании.
Ускоренное производство и дознание по делам, по которым предварительное следствие необязательно, связывают единые внутренние задачи, вытекающие из общих задач уголовного процесса, содержащихся в ч. 1 ст. 7 УПК. Ускоренное производство, как и дознание, осуществляется одними и теми же субъектами – органами дознания - и представляет собой законченный цикл процессуальных действий по выяснению обстоятельств совершенного преступления; его результаты имеют такую же юридическую силу, как и результаты дознания: на основании собранных доказательств суд рассматривает уголовное дело по существу. Вместе с тем существенны различия ускоренного производства и дознания. Они касаются сроков, способов собирания и проверки доказательств, процессуального положения лиц, участвующих в дознании и ускоренном производстве, степени процессуального принуждения. Наконец, ускоренное производство распространяется и на стадию судебного разбирательства, поскольку регламентирует его сокращенный порядок в случае, когда в нем не участвует государственный обвинитель. Сказанное не позволяет безоговорочно считать ускоренное производство дознанием и приводит к убеждению в том, что это самостоятельная форма установления обстоятельств совершенного преступления и принятия по нему законного, обоснованного, мотивированного и справедливого решения.
Обобщая изложенное, можно определить ускоренное производство как особую форму уголовного процесса, предполагающую совокупность процессуальных действий и процессуальных решений, совершаемых и выносимых органами дознания в сокращенные сроки по поводу совершения преступлений, указанных в статье 452 УПК, а также упрощенное рассмотрение уголовного дела в судебном заседании. Его содержание состоит в том, что в случаях, когда факт преступления очевиден, известно подозреваемое лицо, не отрицающее своей причастности к его совершению, орган дознания не позднее 10, а в случае необходимости не позднее 15 суток со дня поступления заявления или сообщения о преступлении до передачи уголовного дела прокурору для направления в суд выясняет обстоятельства преступления, истребует характеризующие сведения о личности лица, его совершившего, и другие материалы, имеющие значение для рассмотрения дела в суде; возбуждает уголовное дело; привлекает лицо в качестве обвиняемого; оканчивает производство по уголовному делу по общим правилам и передает его прокурору для направления в суд, а суд в ускоренный срок и по упрощенным правилам рассматривает и разрешает уголовное дело по существу.
Специфика указанного производства заключается в упрощении и ускорении процессуального порядка установления обстоятельств, подлежащих доказыванию, в сокращении срока принятия решения прокурором и судьей по поступившему к ним уголовному делу, законченному в порядке ускоренного производства, а также в упрощении судебной процедуры его рассмотрения в указанных законодателем случаях.
Необходимо подчеркнуть, что названные отступления от общей формы уголовного процесса не нарушают ее единства и порядка, поскольку они не отрицают процессуальных принципов и направлены на осуществление единых для всех органов уголовного преследования и суда задач. Уголовно-правовой основой существования ускоренного производства служит, прежде всего, классификация преступлений в зависимости от характера и степени их общественной опасности. Так, уголовно-правовые нормы, давая единое понятие преступления, вместе с тем выделяют уголовно-наказуемые деяния, не представляющие большой общественной опасности, и менее тяжкие (ст. 12 УК), исследование обстоятельств совершения которых зачастую не вызывает сложности. Это и предопределило законодательное закрепление сжатых сроков и упрощения процессуальной процедуры производства по ряду преступлений отмеченных категорий путем изъятия некоторых элементов, составляющих содержание стадии предварительного расследования.
Здесь целесообразно отметить, что дифференциация формы процесса в сторону упрощения есть неизбежное следствие существующей в любой системе тенденции к предельной оптимизации ее функционирования, стремление к достижению цели возможно кратчайшим путем. Наделяя органы дознания правом проведения ускоренного производства, при этом существенно расширяя перечень преступлений, по которым оно допускается, законодатель преследует комплекс материально-правовых, процессуальных и организационно-экономических целей.
К уголовно-правовым относится цель усиления борьбы с перечисленными в статье 452 УПК преступлениями, поскольку сокращение временного отрезка между совершением общественно опасного деяния и наступлением уголовной ответственности повышает предупредительно-профилактическое значение уголовного закона.
Процессуальные цели характеризуются тем, что в ходе ускоренного производства достигается быстрота и эффективность выявления процессуальным путем фактических данных, имеющих значение для правильного разрешения уголовного дела, что обеспечивает в конечном итоге решение задачи уголовного процесса по защите личности, ее прав и свобод, интересов общества и государства посредством быстрого и полного установления обстоятельств совершенного преступления и изобличения виновных.
Организационно-экономические цели заключаются в стремлении законодателя разгрузить органы дознания, сэкономить их время и силы посредством упрощения процессуальной процедуры расследования преступлений, перечисленных в ч. 1 ст. 452 УПК.
Изложенные цели обусловливают значение ускоренного производства, которое состоит, прежде всего, в создании оптимально эффективных условий для быстрого установления обстоятельств, подлежащих доказыванию по уголовному делу, и привлечения виновных к уголовной ответственности, существенной экономии сил и средств органов дознания, прокуратуры и суда как при установлении обстоятельств совершенного преступления, так и при рассмотрении уголовного дела в суде.