Бульдозеры зарубежных фирм
Из этой четверки выделяются Caterpillar и Komatsu, у которых доля производства землеройного, строительного и горного оборудования в общем стоимостном объеме производимой продукции составляет соответственно 59 и 70%. Доля экспорта данных видов техники у этих фирм составляет 54…55%. Типоразмерный ряд гусеничных бульдозеров, выпускаемых компанией Caterpillar, включает 9 классов.
В настоящее время на отечественном рынке бульдозеров представлен ряд зарубежных фирм, от всемирно известных до мало знакомых российскому потребителю. Ведущие позиции на отечественном рынке бульдозеров продолжают занимать четыре ведущие компании, определяющие технический уровень и политику в этой области машиностроения: это Caterpillar, Komatsu, Dressta и Liebherr.
На машинах первых трех классов сохранена традиционная ходовая система с овальным контуром гусеничного обвода. Последующие классы имеют ходовую систему с треугольным гусеничным обводом.
Имеющийся разрыв между базовыми моделями D5GXL и D6RXL серии III фирма заполнила модификациями D6KXL (93 кВт) и D6NXL (112 кВт) также с треугольной ходовой системой. Необходимо отметить, что фирма сохранила в производстве классические модели D6G серий II и III (119 и 138 кВт) и D7G серии II (150 кВт), пользующиеся спросом на мировом рынке.
Распределение выпускаемой землеройной, строительно-дорожной и горной техники по отраслям-потребителям характеризуется следующими данными:
• крупные строительные объекты с большими объемами работ – 31%;
• гражданское строительство – 30%;
• горнорудная промышленность, включая открытые горные работы – 20%;
• другие отрасли – 19%.
Caterpillar оценивает и рекомендует ориентироваться на амортизационные сроки эксплуатации своих бульдозеров в зависимости от условий эксплуатации.
Фирма отмечает, что рекомендуемые сроки эксплуатации никак не связаны с какими-либо налоговыми факторами, а представляют собой как бы график списания, базирующийся исключительно на количестве лет или часов, в течение которых владелец надеется с прибылью эксплуатировать конкретную машину.
Komatsu аналогично Caterpillar установила рекомендуемые сроки эксплуатации своих бульдозеров, которые в принципе имеют ту же градацию по характеристикам условий эксплуатации.
Завод HutaStalowaWoła был основан в 1937 г. для выпуска военной техники. В послевоенные годы по мере снижения напряженности в мире компания постепенно поменяла профиль на производство строительных и горных машин. Она стала одной из первых центральноевропейских промышленных компаний, которые решились на сотрудничество с хорошо известными западноевропейскими компаниями, такими как JonesCranesLtd. – 1969 г., StetterGmbH – 1970 г., ColesCranes, Ltd. – 1971 г. и компаниями из США ClarkEquipmentCo. – 1972 г., InternationalHarvesterCo. (IHC) – 1972 г. В начале 1980-х годов партнером HSW вместо IHC стала DresserIndustries, а затем и KomatsuAmericaInternationalCompany. В 2005 г. истек срок партнерского соглашения между Dressta/HSW и KomatsuAmericaInternationalCompany.
Фирма Liebherr является одной из ведущих компаний по производству строительной, дорожной и землеройной техники. Наряду с производством строительных кранов, карьерных экскаваторов и самосвалов фирма в конце 1970-х приступила к производству гусеничных тракторных бульдозеров. Разработанный фирмой совместно с фирмой Linde гидростатический привод (трансмиссия) лег в основу трансмиссий многих машин, в том числе гусеничных бульдозеров. В этом плане компания Liebherr стала первой, кто применил гидростатические трансмиссии на землеройных тягово-энергетических средствах.
Как видим, наиболее полную гамму гусеничных бульдозеров имеет Komatsu. Другие фирмы-производители бульдозерно-рыхлительных агрегатов, такие как Mitsubishi, NewHolland, Shantui, не имеют достаточно развернутых типоразмерных рядов бульдозеров, ограничиваясь выпуском машин не более четырех классов в легкой и средней категориях.
Производство бульдозерных агрегатов в странах ближнего зарубежья не получило широкого развития. В основном такое оборудование выпускает на Украине Харьковский тракторный завод, который по заказу освоил производство бульдозеров на базе гусеничных тракторов ХТЗ-150Д-03 и -05-09 (160 и 175 л.с.) массой 8,8 т. На киевском ЗАО «АТЕК» был создан бульдозер АТЕК-351 мощностью 235 л.с., с гидростатической трансмиссией на базе гидромоторов MannesmannRexroth.
В Белоруссии Минский тракторный завод разработал конструкцию гусеничного промышленного трактора МТЗ-1502 с двигателем Д260.4 мощностью 212 л.с., синхронизированной трансмиссией, обеспечивающей 12 передач переднего и 6 передач заднего хода, с гусеницей, оснащенной резинометаллическими шарнирами. Масса трактора – около 12,3 т. Трактор оснащается прямым бульдозерным отвалом.
Рассматривая технический уровень гусеничных бульдозеров ведущих производителей, надо отметить достаточную полноту выпускаемых ими типоразмерных рядов. Анализ структур этих рядов бульдозеров, рассмотренных как геометрические прогрессии и оцениваемых по двум параметрам – мощность и эксплуатационная масса, позволил установить некоторые зависимости между ростом мощности и массы при переходе от одного класса машин к другому.
Достаточно затруднительным шагом в такой оценке могут стать вопросы, связанные с равноценной комплектацией бульдозеров одним и тем же видом бульдозерных отвалов, а также определение эксплуатационной массы машин, так как практически все производители не указывают, для какой рабочей комплектации приводятся весовые параметры. В этой связи при проведении оценки были сделаны следующие допущения:
• агрегатирование базовых моделей с тем или иным видом бульдозерного и рыхлительного оборудования принималось по данным фирмы;
• эксплуатационная масса приведена по фирменным данным без детального указания комплектности базовых тракторов.
Оценка уровня пропорциональности между ростом мощности и массы машин проводилась для трех категорий: легкая (массой до 20 т), средняя (20…40 т) и тяжелая (свыше 40 т).
В среднем удельная материалоемкость бульдозеров в зависимости от вида бульдозерных отвалов колеблется в пределах 120…150 кг/кВт, а энергонасыщенность – от 6,6 до 8,3 кВт/т.
Следует отметить, что для бульдозеров тяжелой категории характерно повышенное значение удельной материалоемкости и пониженное значение энергонасыщенности.
Обработка первичных данных импорта бульдозеров позволила установить следующее. За период 2000–2005 гг. объем импорта бульдозеров распределился таким образом: 53% приходилось на новые машины и 47% на машины вторичного рынка. Доля ежегодного объема импорта по сравнению с объемом ежегодного производства колебалась в значительных пределах – от 4% в 2000 г. до 25% в 2005 г. При этом необходимо отметить, что снижение объемов производства отечественных бульдозеров приводило к росту объемов их импорта.
Анализ распределения суммарного объема импорта между основными фирмами за этот период показал, что первое место среди импортеров занимает Komatsu с долей около 53%, на втором месте находится Caterpillar с долей около 27%, третье и четвертое места занимают Dressta и Liebherr, каждая с долей около 6%, на долю остальных фирм приходится около 8%.
Бульдозеры России
Еще с советских времен основными поставщиками мощных бульдозеров для промышленности являются два завода – Челябинский тракторный завод (ЧТЗ, в настоящее время – ООО «ЧТЗ-Уралтрак») и Чебоксарский завод промышленных тракторов (ЧЗПТ, в настоящее время – ОАО «Промтрактор»).
Самой массовой машиной, используемой до сегодняшнего дня, является трактор Т-170 (рис.1.13) производства ЧТЗ. Еще в марте 1988 г. тракторостроители приступили к производству Т-170, который оснащали модернизированным дизельным двигателем от Т-130. Эта машина предназначена для эксплуатации в агрегате с бульдозерным и рыхлительным оборудованием и другими дорожно-строительными и мелиоративными машинами и орудиями. Т-170 – один из самых распространенных тракторов на отечественных стройках. Трактор внешне очень походит на своего предшественника – трактор Т-130 и отличается от него модернизированной трансмиссией. В процессе выпуска Т-170 неоднократно модернизировали, менялся и его внешний облик. С 2002 г. начат серийный выпуск нового базового трактора Т-10 (рис.1.14) с гидромеханической трансмиссией, который сменил ветерана Т-170.
Рисунок 1.13. Трактор Т-170 производства ЧТЗ
Рисунок 1.14. Трактор Т-10
Дизель-электрический трактор ДЭТ-250 мощностью 310 л.с. запущен в серию в 1961 г. На его счету три золотые медали различных международных выставок. Отличные ходовые качества, плавность хода, высокая мощность – в те времена машина не имела аналогов, и ее сразу высоко оценили на предприятиях. Электромеханическая трансмиссия постоянного тока (два режима – вперед-назад) обеспечивает бесступенчатое изменение скорости движения и тягового усилия в зависимости от внешней нагрузки, освобождает водителя от переключения передач. Количество элементов управления сведено до минимума. Управление движением навесного землеройного оборудования и его поворотом – гидравлическое. Механизмы поворота – планетарные. Компоновка трактора выполнена по схеме с передним расположением двигателя и задним расположением трансмиссии. ДЭТ-250 использовался на самых тяжелых участках работ. Впоследствии базовый трактор модернизирован в ДЭТ-250М (330 л.с.). Сегодня ДЭТ-250М2 с усиленными бортовыми редукторами представлен в линейке продукции ООО «ЧТЗ-Уралтрак».
Традиционно компоновка промышленных тракторов была с передним расположением двигателя и расположением кабины сзади, только на ДЭТ-250 использована схема с расположением кабины по центру трактора. Так повелось со времен создания первых сельскохозяйственных тракторов, на которых рабочее оборудование (плуги, культиваторы, бороны и т. д.) крепилось к тяговому крюку в задней части рамы, и тракторист мог наблюдать за прицепным оборудованием. Для промышленных тракторов, являющихся базой землеройных машин, расположение рабочего оборудования сзади целесообразно только для прицепных скреперов и навесных рыхлителей.
С бульдозерным оборудованием, которое агрегатируют с большинством промышленных тракторов, оператор за массивным капотом трактора традиционной компоновки может видеть только края отвала. Первый промышленный трактор с передним расположением кабины построен в середине 1970-х годов на Челябинском тракторном заводе в кооперации с Челябинским заводом дорожных машин им. Колющенко. Специально для агрегатирования с бульдозерным и рыхлительным оборудованием разработан модельный ряд из трех тракторов: Т-220, Т-330, Т-500 мощностью соответственно 220, 330 и 500 л.с. Для выпуска этих машин в Чувашии и был построен ЧЗПТ, в настоящее время – ОАО »Промтрактор». Однако впоследствии испытания показали – переднее расположение кабины приводит к тому, что куски породы, переваливаясь через верхнюю кромку отвала, способны повредить кабину. С учетом этого на серийных Т-330 кабину отвели от переднего края, разместив впереди бронированный капот. Так появилась всем известная компоновка Т-330 – «чебоксарец».
Трактор Т-330 одного тягового класса с ДЭТ-250 (двигатель мощностью 330 л.с.), его начали выпускать серийно в 1981 г., и он стал первой продукцией ЧЗПТ. Трактор предназначен для производства земляных работ больших объемов в строительстве, мелиорации и горном деле в самых суровых климатических условиях. Бульдозер Т-330Р1-01 на базе трактора Т-330 оснащали однозубым или трехзубым рыхлителем. В сочетании с поперечным перекосом отвала это позволяет разрабатывать прочные и мерзлые грунты. Трактор оснащен оригинальным восьмицилиндровым V-образным четырехтактным дизелем с турбонаддувом и воздушным охлаждением, благодаря чему его легко запустить при температурах окружающей среды до –40 °С. Конструкция гидромеханической трансмиссии с раздельным приводом к колесам – модульная. Непрозрачный гидротрансформатор обеспечивает использование максимального крутящего момента двигателя и бесступенчатое его регулирование в зависимости от нагрузки на рабочих органах. С 1995 г. Т-330 заменили более современным <Т-25.01.
Опытная партия сверхтяжелых Т-500 была выпущена на ЧЗПТ в конце 1985 г. На первых машинах кабина, как и у опытных Т-330, была придвинута вплотную к переднему краю. В серийных машинах кабину устанавливали уже сзади. Дизель с непосредственным впрыском топлива, с жидкостным охлаждением, турбонаддувом и охлаждением наддувочного воздуха ЯМЗ-850.10 развивал мощность 480 л.с. Конструкция Т-500 в целом перекликалась с Т-330. С 1995 г. Т-500 заменен новым Т-35.01.
В настоящее время, использовав имеющиеся наработки собственного конструкторского бюро, в ОАО «Промтрактор» создали новое семейство современных типизированных и унифицированных тракторов: Т-11.01, Т-15.01, Т-20.01, Т-25.01, Т-35.01, Т-40.01, Т-50.01 и бульдозерно-рыхлительных агрегатов (БРА) на их базе.
ООО «ЧТЗ-Уралтрак» также предлагает линейку современных тракторов – Т-10М, Т-12, ДЭТ-250М2, ДЭТ-320, Т-75. Внушительный Т-75 (Т-800) в 1988 г. занесен в Книгу рекордов Гиннесса и в настоящее время является самым мощным бульдозером российского производства.