Расчет числа постов на СТОА
Для того, чтобы определить число рабочих постов данного вида ТО и ТР, необходимо знать распределение объема работ по виду и месту их выполнения, которые для городских СТОА, в свою очередь, зависят от числа рабочих постов на СТОА.
Во втором приближении количество рабочих постов на городской СТОА определяется по формуле:
Xпр 2 = (2.8),
где Т- годовой объем работ по ТО и ТР автомобилей; чел-ч;
Драб- число рабочей дней СТОА в году;
Тс- продолжительность смены; ч (принимается самостоятельно);
с- число смен в сутки (принимается самостоятельно).
Xпр 2 = постов
Число рабочих постов данного вида ТО и ТР определяется по формуле:
Х = (2.9),
где Тп - годовой объем постовых работ данного вида;
φ - коэффициент неравномерности загрузки постов (таблица 5);
Драб- число рабочих дней поста;
Тс – продолжительность смены ч;
с – число смен работы поста в сутки;
η- коэффициент использования рабочего времени поста (таблица 6);
Рср - средняя численность одновременно работающих на одном посту (таблица 7);
По данным таблицы 4 следует произвести распределение объема работ по видам и месту их выполнения на городских СТОА.
Тп= (2.10),
где Т – годовой объем работ по ТО и ТР автомобилей на СТОА; чел-ч;
α – распределение объема работ в зависимости от числа рабочих постов на СТОА, % (таблицы 4 или 4.1);
γ – распределение объема работ по месту их выполнения, % (таблицы 4 или 4.1).
Табл Таблица 4 – Распределение объема работ по их видам и месту выполнения на городских СТОА, в процентах (ОНТП-01-86) |
Таблица 5 – Коэффициент неравномерности загрузки постов, φ
Тип рабочих постов | Вид СТОА | |
городские | дорожные | |
Уборочно-моечные работы | 1,05 | 1,15 |
Технического обслуживания и диагностирования | 1,1 | - |
Текущего ремонта, регулировочных работ | 1,15 | 1,25 |
Сварочно-жестяницких, малярных работ | 1,1 | - |
Таблица 6 – Коэффициент использования рабочего времени поста, η
Тип рабочих постов | η при числе смен работы поста в сутки | ||
Уборочных работ | 0,96 | 0,97 | 0,96 |
Моечных работ | 0,92 | 0,9 | 0,87 |
Технического обслуживания: На поточных линиях индивидуального | 0,97 0,98 | 0,92 0,9 | 0,91 0,87 |
Диагностирования | 0,92 | 0,9 | |
Текущего ремонта, регулировочных, сварочно-жестяницких, шиномонтажных работ | 0,98 | 0,97 | 0,96 |
Малярных | 0,92 | 0,90 | 0,87 |
Таблица 7 – Численность одновременно работающих на одном посту, Рс
Тип рабочих постов | Рс, чел |
Уборочных работ | |
Моечных работ | |
Технического обслуживания | |
Диагностирования | |
Текущего ремонта, регулировочных работ | |
Сварочно-жестяницких работ | |
Малярных работ | 1,5 |
Диагностические:
Тдиагностика п= чел-ч, Хдиагностика = чел-ч
Техническое обслуживание в полном объеме:
Ттех.обсл. п= чел-ч, Хтех.обсл. = чел-ч
Смазочные:
Тсмазка п= чел-ч, Хсмазка = чел-ч
Регулировочные по установке углов колес:
Тугол колес п= чел-ч, Хугол колес = чел-ч
Регулировочные по тормозам:
Ттормоза п= чел-ч, Хтормоза = чел-ч
Обслуживание и ремонт приборов системы питания и электротехнические:
Тсистема пит. п= чел-ч, Хсистема пит.= чел-ч
Шиномонтажные:
Тшиномонтаж п= чел-ч, Хшиномонтаж= чел-ч
Текущий ремонт узлов и агрегатов:
Ттек.рем. п= чел-ч, Хтек.рем.= чел-ч
Кузовные (жестяницкие сварочные, медницкие):
Ткузовные п= чел-ч, Хкузовные= чел-ч
Малярные:
Тмолярные п= чел-ч, Хмолярные= чел-ч
Обойные и арматурные:
Тобойные п чел-ч, Хобойные= чел-ч
Результаты расчетов сводятся в таблицу 8.
Таблица 8 – Число рабочих постов на СТОА
Виды работ | Число постов | |
Расчётное число постов данного вида | Принятое число постов, Х | |
Диагностические | 1,4 | |
Обслуживание и ремонт системы питания и электротехнические | 0,9 3,6 | |
Техническое обслуживание в полном объеме | ||
Регулировочные по тормозам | 1,3 1,9 | |
Регулировочные по установке углов колёс | ||
ТР узлов и агрегатов | 5,4 0,7 | |
Смазочные работы | ||
Шиномонтажные | 1,3 | |
Кузовные | 2,7 | |
Арматурные | 0,3 | |
Малярные | 1,8 | |
ИТОГО | 21,3 |
При механизации уборочно-моечных работ число рабочих постов определяется по формуле:
ХУМР= (2.11),
где Nc – суточное число заездов автомобилей на СТИОА для выполнения УМР;
φ – коэффициент неравномерного поступления автомобилей на участок УМР (таблица 5);
Тс- суточная продолжительность работы участка УМР, ч;
Ау- производительность моечной установки (принимается по паспортным данным установки), авт/ч;
η – коэффициент использования рабочего времени поста (таблица 6).
ХУМР= , принимаем 3 поста
Суточное число заездов автомобилей на УМР для городских СТОА:
Nc= (2.12),
NСТО- число автомобилей, обслуживаемых СТОА в год;
d – число заездов на городскую СТОА одного автомобиля в год для выполнения УМР; d = 5.
Nc= число заездов
Число постов на участке приемки-выдачи автомобилей определяется в зависимости от числа автомобилей на СТОА и времени приемки автомобилей:
Хпр= (2.13),
где Nc- суточное число заездов автомобилей на СТОА;
tп – трудоемкость приемки-выдачи одного автомобиля, чел-ч (таблица 3);
φ – коэффициент неравномерного поступления автомобилей на участок приемки-выдачи (таблица 5);
Тс- суточная продолжительность работы участка приемки-выдачи, ч
Рср - средняя численность одновременно работающих на посту приемки-выдачи, чел (таблица 7);
Хпр= поста
Общее число автомобиле-мест ожидания на производственных участках СТОА составляет 0,3 на один рабочий пост:
Xож=0,3∙x (2.14),
Xож=0,3∙21=6,3 автомобиле-мест.
Общее число автомобиле-мест хранения, ожидающих обслуживания и готовых к выдаче, принимается из расчета 4 места на один рабочий пост для городских СТОА.
21 пост-84 мест хранения, ожидающие обслуживания.
2.4 Расчет числа производственных рабочих
Технологически необходимо число рабочих обеспечивает выполнение суточной производственной программы по ТО и ТР автомобилей на СТОА, определяется по формуле:
Рт= (2.15),
где- Тп - годовой объем работ на производственном участке (посту), чел-ч
Фг- годовой фонд времени технологически необходимого работающего, ч
Для производств с нормальными условиями труда Фг принимается 2070 ч, для производств с вредными условиями труда – Фг принимается 1830 ч.
Диагностические:
Pдиагностические т= чел, принимаем 3 человека.
Техническое обслуживание в полном объеме:
P тех.обсл т= чел, принимаем 16 человек.
Смазочные:
P смазка т= чел, принимаем 3 человека.
Регулировочные по установке углов колес:
P угл колес т= чел, принимаем 4 человека.
Регулировочные по тормозам:
P тормоза т= чел, принимаем 3 человека.
Обслуживание и ремонт приборов системы питания и электротехнические:
P система пит. т= чел, принимаем 4 человека.
Шиномонтажные:
P шиномонтаж т= чел, принимаем 3 человека.
Текущий ремонт узлов и агрегатов:
P текущий рем. т= чел, принимаем 13 человек.
Штатное число рабочих обеспечивает выполнение годовой производственной программы по ТО и ТР автомобилей на СТОА.
Рш= (2.16),
где Фш- годовой фонд времени штатного рабочего, ч (таблица 9);
Годовой фонд времени штатного рабочего определяет фактическое время, отработанное исполнителем непосредственно на рабочем месте. Фонд времени штатного рабочего меньше фонда времени технологически необходимого рабочего за счет предоставления отпусков и невыходов рабочих по уважительным причинам.
Таблица 9 – Годовые фонды времени штатных рабочих
Рабочие | Годовой фонд времени, ч |
Мойщики и уборщики | |
Слесари по ТО и ТР, слесари по ремонту узлов и агрегатов, мотористы, электрики, шиномонтажники, слесари-станочники, жестянщики, слесари по ремонту оборудования | |
Слесари по ремонту приборов системы питания, аккумуляторщики, кузнецы, сварщики, вулканизаторщики | |
Маляры |
Диагностические:
Pдиагностические ш= чел, принимаем 3 человека.
Техническое обслуживание в полном объеме:
P тех.обсл ш= чел, принимаем 18 человек.
Смазочные:
P смазка ш= чел, принимаем 3 человека.
Регулировочные по установке углов колес:
P угл колес ш= чел, принимаем 5 человек.
Регулировочные по тормозам:
P тормоза ш= чел, принимаем 3 человека.
Обслуживание и ремонт приборов системы питания и электротехнические:
P система пит. ш= чел, принимаем 4 человека.
Шиномонтажные:
P шиномонтаж ш= чел, принимаем 3 человека.
Текущий ремонт узлов и агрегатов:
P текущий рем. ш= чел, принимаем 14 человек.
Общее число основных производственных рабочих на СТОА определяется суммированием числа производственных рабочих на участках
Данные расчетов заносятся в таблицу 10:
Таблица 10 – Численность производственных рабочих на СТОА
Вид работ | Технологически необходимо число рабочих | Штатное число рабочих |
Диагностические | ||
Техническое обслуживание в полном объеме | ||
Смазочные | ||
Регулировочные по установке углов колес | ||
Регулировочные по тормозам | ||
Обслуживание и ремонт приборов системы питания и электротехнические | ||
Шиномонтажные | ||
Текущий ремонт узлов и агрегатов | ||
Итого |
2.5 Расчет площадей производственных помещений
Площадь зоны постов по ТО и ТР автомобилей определяется по формуле:
FТО и ТР= fа · Xобщ · Кпл (2.18),
где fа- площадь, занимаемая автомобилем в плане (принимается по габаритным размерам автомобилей), м2.
Xобщ – число рабочих постов на СТОА;
Кпл- коэффициент плотности расстановки постов.
При одностороннем расположении постов Кпл = 6 – 7. При двухсторонней расстановке постов Кпл может быть принят 4 – 5. При числе постов не более 10 – Кпл =3.
FТО и ТР=8·21·4=672 м2; fа=8,1м2
Площади производственных участков определяются по площади, занимаемой оборудование и коэффициенту плотности расстановки оборудования:
Fy=fоб∙Kпл (2.17),
где fоб – суммарная площадь горизонтальной проекции по габаритным размерам оборудования, м2;
Kпл – коэффициент плотности расстановки оборудования (таблица 11);
Таблица 11 – Значение коэффициента плотности расстановки оборудования согласно ОНТП-АТП-СТО-80
Наименование производственных помещений | Значение коэффициента Kпл |
Ремонт электрооборудования, приборов системы питания, обойный, краскоприготовительный | 3 – 4 |
Агрегатный, шиномонтажный, арматурный | 3,5 – 4,5 |
Кузнечно-рессорный, деревообрабатывающий | 4,5 – 5,5 |
Для расчета Fу предварительно на основе табеля оборудования и каталогов технологического оборудования составляется ведомость оборудования (таблица 12) и определяется его суммарная площадь fоб. Если в помещении предусматриваются места для автомобилей или кузовов, то к площади, занимаемой оборудованием необходимо добавить площадь горизонтальной проекции автомобиля или кузова.
Таблица 12 – Ведомость оборудования
Наименование оборудования | Марка модель | Габаритные размеры, мм | Количество | Общая площадь, м2 | Мощность, кВт | Стоимость тыс. руб. | ||
Мойка | Stihl RE 661 PLUS | 680x750x1360 | 1,02 | 5,6 кВт | ||||
Верстак слесарный металлический двухтумбовый | ВСУ-2РК-ПРО | 1500 x 550 x 880 | 3,3 | - | 32470 | |||
Настольный пресс с манометром | N3612 (12 тонн) | 545х400х1380 | 0,22 | - | ||||
Стенд для разборки приводов колес | "Р-500Е" | 1195 х 791 х 1050 | 2,8 | - | ||||
Подъемник двухстоечный электрогидравлический | ATIS A235M(PEAK208) | 2900х3400х2820 | 29,6 | 2,4 | ||||
Тележка для перевозки узлов и агрегатов | Master Gear 2,0 | 750х970х300 | 2,2 | - | ||||
Катушка для удаления выхлопных газов | TROMMELBERG HR70-08;102EH | 1155х750х610 | 2,5 | 0,59 | 73800 | |||
Шкаф инструментальный подкатной | TC-1995 | 1900х900х500 | 5,4 | - | ||||
Компрессор поршневой | AURORA GALE-50 | 765x340x715 | 0,52 | 2,2 | ||||
Установка для слива отработанных масел с пантографной сливной ванной. | 1600x550x640 | 2,64 | - | |||||
Стеллаж для деталей |
| 2500x700x500 | 5,25 | - | ||||
Стеллаж для инструмента | 1500x750x300 | 3,37 | - | |||||
Ларь для обтирочных материалов | ОРГ-1468-07-090А | 100×500x420 | 0,1 | - | ||||
Итого |
К технологическому оборудованию относят стационарные, передвижные и переносные стенды, станки, всевозможные приборы и приспособления, производственный инвентарь (верстаки, стелажи, шкафы, столы), необходимые для выполнения работ по ТО, ТР и диагностирования автомобилей.
Количество оборудования применяется в соответствии с технологической необходимостью.
При выборе оборудования для проектируемого участка необходимо пользоваться каталогами-справочниками по авторемонтному оборудованию, альбомами чертежей и другой справочной литературой. Предпочтение следует отдавать высокопроизводительному, современному оборудованию.
Fу=59 ∙3,5=206 м2
Для СТОА площади складских помещений определяются по удельной площади склада на каждые 1000 обслуживаемых автомобилей:
-площадь склада запасных частей – 32 м2;
- площадь склада агрегатов – 12 м2;
- площадь склада материалов – 6 м2;
- площадь склада лакокрасочных материалов и химикатов – 4 м2;
- площадь склада смазочных материалов – 6 м2;
- площадь склада кислорода и ацетилена в баллонах – 4м2.
Площадь кладовой для хранения авто принадлежностей, снятых с автомобилей на период обслуживания и ремонта, принимается из расчета 1,6 м2 на один рабочий пост.
Площадь склада запасных частей:
S= м2
Площадь склада агрегатов:
S= м2
Площадь склада материалов:
S= м2
Площадь склада лакокрасочных материалов и химикатов:
S= м2
Площадь склада смазочных материалов:
S= м2
Площадь склада кислорода и ацетилена в баллонах:
S= м2
Площадь кладовой:
Sкл= 21∙1,6=33,6 м2
Вспомогательные помещения (административные, общественные, бытовые) должны соответствовать требованиям СНиП 11-92-76 “Вспомогательные задания и помещения промышленных предприятий”. Расчет площадей вспомогательных помещений производится по соответствующим нормам и числу работающих.
Административные помещения (для руководящего персонала, отделов, общественных организаций):
- площадь комнат рабочих отделов – 4 м2 на одного работающего в помещении;
Бытовые помещения:
- гардеробное количество закрытых ящиков принимается по числу производственных рабочих. Размеры шкафа: глубина – 0,5 м, ширина – 0,33 м, площадь пола гардеробной на один шкафчик – 0,25 м2.
- в туалетах число кабин с унитазами при работе в наиболее многочисленной смене принимают из расчета одна кабина на 30 мужчин и одна кабина на 15 женщин. Площадь пола туалета берется равной 2,0 x 3,0 м одну кабину.
Площадь комнат рабочих отделов:
Sрабочий отдел=15∙4=60м2
Площадь гардероба:
Sгардероб=54∙0,42=22,68м2
Площадь туалетов:
Sтуалет=2∙4=8 м2
Результаты расчетов сводятся в таблицу 13:
Таблица 13 – Площадь производственного корпуса СТОА