Анализ «затраты - объем – прибыль»
При планировании производственной деятельности часто используется анализ, основанный на исследовании соотношения затраты - объем – прибыль. Если определен объем производства исходя из портфеля заказов, то, используя этот анализ, можно рассчитать величину затрат и цену продажи, чтобы компания могла получить определенную величину прибыли.
Анализ «затраты — объем — прибыль»— это анализ поведения затрат, в основе которого лежит взаимосвязь затрат, выручки (дохода), объема производства и прибыли, это инструмент управленческого планирования и контроля. Эти взаимосвязи формируют основную модель финансовой деятельности, что позволяет менеджеру использовать его для краткосрочного планирования и оценки альтернативных решений.
Взаимосвязь «затраты - объем – прибыль» может быть выражена следующей формулой:
Выручка от реализации = Переменные затраты + Постоянные затраты + Прибыль
Анализ взаимосвязи«затраты - объем – прибыль» позволяет определить объем производства, который необходим для покрытия всех затрат, как переменных, так и постоянных.
Критическая точка-это та, в которой суммарный объем выручки равен суммарным затратам.
Таким образом, критическая точка- это точка, начиная с которой компания начинает зарабатывать прибыль. Критическую точку также называют точкой безубыточности или порогом рентабельности.
|
Объем реализации продукции, который бы обеспечивал получение целевой величины прибыли, можно рассчитать по следующей формуле:
Целевой объем Постоянные затраты + Целевая прибыль
продаж в единицах = Цена – Переменные затраты на
единицу
При использовании маржинального подхода данное уравнение будет иметь вид:
Целевой объемПостоянные затраты +Целевая прибыль
продаж в единицах = Маржинальная прибыль на единицу
Для определения целевого уровня продаж в рублях необходимо использовать следующую формулу:
Целевой объем Постоянные затраты + Целевая прибыль
продаж в рублях = Уровень маржинальной прибыли
|
Анализ взаимосвязи «затраты – объем – прибыль» и анализ критической точки может быть полезен и давать точные данные, если выполняются предположения, лежащие в основе этого анализа, эти допущения следующие:
1. Поведение постоянных и переменных затрат может быть измерено точно и оно не меняется в течение периода планирования.
2. Переменные затраты и выручка от реализации имеют линейную зависимость от уровня производства.
3. Производительность не меняется внутри релевантного уровня активности.
4. Переменные затраты и цены не меняются в течение периода планирования.
5. Структура продукции не изменяется в течение планового периода.
6. Объем продаж и объем производства приблизительно равны, т. е. остатки готовой продукции равны нулю.
Если одно или более из данных предположений не соблюдается, то применение анализа «затраты — объем — прибыль» может привести к принятию ошибочных решений.
Вопросы для самопроверки
1. Внутри области релевантности количество переменных затрат на единицу:
а) различно при каждом объеме производства;
б) постоянно при различных объемах производства;
в) увеличивается пропорционально увеличению объема производства;
г) уменьшается при уменьшении объема.
2. При планировании своей деятельности на 2011 год, исходя из предполагаемого объема продаж 6.000.000 руб., компания подготовила следующие данные:
Показатели | Переменные | Постоянные |
Прямые материальные затраты | 1.600.000 | - |
Прямые трудовые затраты | 1.400.000 | - |
Общепроизводственные расходы | 600.000 | 900.000 |
Маркетинговые расходы | 240.000 | 360.000 |
Административные расходы | 60.000 | 140.000 |
Итого: | 3.900.000 | 1.400.000 |
Чему будет равна критическая точка в рублях?
а) 2.250.000;
б) 4.000.000;
в) 3.500.000;
г) 5.300.000.
3. Компания планирует продать 200.000 единиц продукции В. Постоянные затраты — 400000 руб. и переменные затраты — 60% от цены продажи. Для того чтобы иметь операционную прибыль 100.000 руб., цена продажи единицы продукции должна быть:
а) 3,75 руб.;
б) 4,17 руб.;
в) 5,00 руб.;
г) 6,25 руб.
4. Компания предполагает продавать продукцию АВ по 27 руб. за единицу, переменные расходы предполагаются равными 15 руб. на единицу. Постоянные расходы составят 197040 руб. за месяц. Критическая точка в единицах продажи равна:
а) 16.420;
б) 11.590;
в) 11.950;
г) 16.240.
5. Используя данные вопроса 4, рассчитать критическую точку в рублях:
а) 312.930;
б) 322.650;
в) 443.340;
г) 438.480.
6. Используя данные вопроса 4, определить, сколько единиц продукции должно быть продано за месяц, чтобы компания получила 6000 руб. прибыли за месяц:
а) 12.450 единиц;
б) 16.740 единиц;
в) 12.090 единиц;
г) 16.920 единиц.
7. Используя данные вопроса 4, определить, сколько единиц продукции должно быть продано за месяц, чтобы компания получила 9000 руб. прибыли, если затраты на рекламу составят дополнительно 15000 руб. за месяц:
а) 18.240 единиц;
б) 18.420 единиц;
в) 13.590 единиц;
г) 13.950 единиц.
8. Поведение издержек организации описывается формулой:
y = 800 + 4Х.
При выпуске 400 ед. изделий планируемые затраты организации составят:
а) 3000 руб.;
б) 2400 руб.;
в) 2000 руб.;
г) ни один ответ не верен.
9. Чему будет равен критический объем, если цена реализации — 6 руб., переменные затраты на единицу — 4 руб., постоянные затраты за период — 100 руб.:
а) 50 ед.;
б) 100ед.;
в) 80 ед.
10. Сколько единиц произведенной и реализованной продукции обеспечат получение прибыли в размере 200 руб. (исходные данные в предыдущем вопросе):
а) 100ед.;
б) 150ед.;
в) 190 ед.
11. Если при увеличении объема производства на 10% одновременно увеличиваются переменные производственные затраты на 10%, то это означает:
а) дигрессивное поведение затрат;
б) прогрессивное поведение затрат;
в) пропорциональное поведение затрат.
12. Предприятие изготавливает электролампы. Удельные переменные расходы составляют 50 руб. Совокупные постоянные расходы — 1 млн. руб.
Цена продажи электроламп рассчитывается исходя из их полной себестоимости, увеличенной на 10%-ю наценку. Какова цена реализации электроламп при объеме производства 100 000 шт.:
а) 70 руб.;
б) 66 руб.;
в) 58 руб.;
г) 75 руб.
13. Маржинальный доход рассчитывается как:
а) разница между выручкой от продаж продукции и ее переменной себестоимостью;
б) сумма постоянных расходов и прибыли организации;
в) разница между выручкой от продаж продукции и ее производственной себестоимостью;
г) верны первые два ответа.
Задачи
3.3.1. Менеджер компании рассматривает проблему производства нового вида продукции. Ожидается, что она будет иметь большой спрос. Предполагается, что переменные расходы на производство единицы продукции будут следующие:
прямые материальные затраты — 18,50 руб.;
прямые трудовые затраты — 4,25 руб.;
вспомогательные материалы — 1,10 руб.;
коммерческие расходы — 2,80 руб.;
прочие расходы — 1,95 руб.
Постоянные расходы за год составят:
амортизация зданий и оборудования — 36000 руб.;
расходы на рекламу — 45000 руб.;
прочие — 11400 руб.
Компания планирует продавать продукцию по цене 55,00 руб.
Требуется:
1. Используя маржинальный подход, рассчитать объем продукции, который должна продать компания, чтобы:
а) достичь критической точки;
б) получить прибыль 70224 руб.
2. Используя те же данные, рассчитать объем продукции, который должна продать компания, чтобы получить прибыль 139520 руб. при условии, что расходы на рекламу увеличатся на 40000 руб.
3. Исходя из первоначальной информации и предполагая, что объем продаж составит 10000 единиц, рассчитать, по какой цене необходимо продавать продукцию, чтобы получить прибыль 131600 руб.
4. Менеджер по маркетингу считает, что объем продаж за год может достичь 15000 единиц. Сколько компания может дополнительно потратить на рекламу, если цена единицы продукции составит 52,00 руб., переменные затраты не могут быть уменьшены и компания хочет получить прибыль 251000 руб. при объеме продажи в 15000 единиц продукции?
3.3.2. Компания Альфа производит и продает ручки, переменные затраты — 3 руб. на каждую ручку, постоянные затраты — F. Компания может продавать 600.000 ручек по 5 руб. и иметь прибыль от этого 200.000 руб. или может продавать 350.000 ручек по 6 руб. и 200.000 по 4 руб. каждая. Какую альтернативу выберет компания?
3.3.3. Компания недавно вышла на рынок с очень высокой конкуренцией. Менеджер предпринимает усилия завоевать часть рынка. Цена на продаваемую им продукцию 5 руб. за единицу, что намного ниже большинства цен у конкурентов. Переменные затраты у компании составили 4,50 руб. на единицу, а постоянные затраты за год были 600.000 руб.
Требуется:
1. Предположим, что компания могла продать 1.000.000 единиц продукции за год. Какая была прибыль (убытки) за год?
2. Менеджер добился успеха в завоевании положения на рынке. Какую цену на продукцию надо установить, чтобы прибыль составила 30.000 руб.? Предполагается, что переменные и постоянные затраты не изменились, а уровень производства не может превышать объема производства в первом году.
3.3.4.Компания производит музыкальные инструменты, в том числе органы. Модель органа Д очень перспективна и имеет большой потенциальный рынок. Ниже приведена смета затрат по данной модели органа на 2010 год (в рублях):
Переменные затраты на единицу | |
Прямые материальные затраты | |
Прямые трудовые затраты | |
Общепроизводственные расходы | |
Затраты на реализацию |
Суммарные постоянные затраты | |
Общепроизводственные расходы | |
Затраты на рекламу | |
Административные расходы |
Цена продажи составляет 9500
Требуется:
1. Рассчитать критическую точку для 2010 года.
2. Компания продала 65 органов в 2010 году. Какую прибыль получила компания?
3. Менеджер компании составляет план на следующий 2011 год.
а) Рассчитать количество органов, которое компания должна продать, чтобы получить прибыль 95.400 руб. Предполагается, что цена продажи и затраты остаются неизменными.
б) Рассчитать прибыль, если компания увеличит объем продажи на 20%, а цена продажи одного органа уменьшится на 500 руб.
в) Определить критическую точку, если затраты на рекламу увеличатся на 47.700 руб.
г) Если переменные затраты на единицу уменьшатся на 10%, определить количество органов, которое компания должна продать, чтобы получить прибыль 125.000 руб.
Все варианты для плана на следующий год рассматривать независимо друг от друга.
3.3.5.Президент производственной компании обещал рабочим увеличить в следующем году заработную плату (переменные трудовые затраты) на 10 процентов. Других изменений в величине затрат не ожидается. Президент компании просит бухгалтера помочь подготовить данные для обоснования плана производства продукции на следующий год. Вы располагаете следующими данными за отчетный год:
Цена продажи за единицу 80 руб.
Переменные затраты на единицу: Материальные 30 руб.
Трудовые 12 руб.
Общепроизводственные 6 руб.
Итого переменные затраты 48 руб.
Годовой объем реализации 5.000 единиц
Постоянные затраты за год 51.000 руб.
Требуется:
Используя анализ критической точки, подготовьте следующую информацию для президента:
1. На сколько необходимо увеличить цену продажи, чтобы покрыть увеличение заработной платы на 10 процентов и сохранить уровень маржинальной прибыли в размере 40 процентов?
2. Сколько единиц продукции необходимо продать, чтобы получить объем прибыли, как в текущем году, при условии, что цена продажи сохранится на уровне 80 руб., а заработная плата увеличится на 10 процентов?
3.3.6.Компания планирует начать производство новой продукции, которая может производиться или капиталоемким или трудоемким способом. Метод производства не влияет на качество продукции. Имеются следующие данные о производственных затратах этими способами.
Показатели | Капиталоемкий способ | Трудоемкий способ |
Сырье | 5,0 руб. | 5,60 руб. |
Прямые трудовые затраты | 0,5 чел. – час по 12 руб. | 0,8 чел. – час по 9 руб. |
Переменные общепроизводственные расходы | 0,5 чел. – час по 6 руб. | 0,8 чел. – час по 6 руб. |
Дополнительные постоянные общепроизводственные затраты | 2.440.000 | 1.320.000 |
Отдел исследования рынка предлагает установить цену реализации — 30 руб. за единицу. Предполагают, что коммерческие расходы за год составят 500.000 руб. плюс 2 руб. на каждую реализованную единицу, независимо от способа производств
Требуется:
1. Рассчитать критическую точку в единицах продукции за год, если компания использует
а) капиталоемкий способ;
б) трудоемкий способ производства.
2. Определить объем единиц реализации продукции за год, при котором для компании не было бы различий в способах производства.
3. Менеджер компании хочет определить, какой способ производства использовать. Объяснить обстоятельства, при которых компания использовала бы каждый из этих производственных способов.
4. Определить производственные факторы, которые компания должна учитывать при выборе капиталоемкого или трудоемкого способа производства.