Отличия между дизельными маслами для легковых и грузовых автомобилей

Дизельные двигатели легковых и грузовых автомобилей не отличаются друг от друга принципом действия, но есть ряд других отличий.

Двигатели грузовых автомобилей имеют больший объем двигателя, количество потребляемого топлива, увеличенные интервалы замены масла. Высокие требования к экологическим показателям выхлопа заставляют применять в дизелях систему рециркуляции (EGR) отработавших (выхлопных) газов, оснащать их катализаторами нейтрализации выхлопных газов и дополнительным сажевым фильтром, что также ужесточает условия работы масла. При использовании EGR в мощных коммерческих дизельных автомобилях еще больше увеличивается количество сажи в масле, и, естественно, нагрузка этой сажи на моторное масло.

Отсюда и некоторые различия в спецификациях масел: масла для грузовых и коммерческих автомобилей имеют большее щелочное число и зольность (фактически – большее количество присадок) и проходят моторные испытания, несколько отличающиеся от легковых дизелей.

По этим причинам применять «грузовые» дизельные масла в двигателях легковых дизельных автомобилей крайне не рекомендуется: высокая зольность и щелочность грузового масла приводит к повышенному образованию нагара на поршнях двигателя со всеми вытекающими отсюда проблемами.

CF- это последний действующий на сегодняшний день стандарт для легковых дизельных автомобилей.

CG-4, CH-4, CI-4, CJ-4 - стандарты для тяжелых дизельных двигателей коммерческого назначения.

16. О применении маловязких масел

Разработка и применение в современных двигателях маловязких энергосберегающих масел вызваны требованиями защиты окружающей среды, энергетическим кризисом, неудержимым ростом цен на топливо и смазочные материалы. Снижение высокотемпературной вязкости моторного масла является самым дешевым методом экономии топлива в двигателях внутреннего сгорания.

В настоящее время существует тенденция перехода на более жидкие при рабочих температурах масла, то есть на смену ранее традиционным маслам с вязкостью по SAE 10W40, 5W40, 5W50, 0W40 пришли новые: 5W30, 5W20, 0W30, 0W20.

Маловязкие масла способны создавать ультратонкую масляную пленку на всех трущихся поверхностях, которая, к тому же, достаточно прочна для того чтобы обеспечивать полноценную защиту двигателя. Необходимая прочность смазочной пленки маловязких масел повышается до необходимых значений благодаря использованию жидких антифрикционных присадок. Применение маловязких масел возможно только в двигателях специальных конструкций, которые оснащены, как правило, системами корректировки фаз газораспределения. Эта система позволяет оптимизировать процесс сгорания топлива, снижать токсичность выхлопных газов и экономить топливо. Масла с индексами вязкости 5W-30, 5W-20, 0W-30 и т.п. созданы именно для двигателей, оснащенных системой изменяемых углов фаз газораспределения (системы типа VVTI).

Последствия применения масел с более высокой вязкостью в двигателях с системами VVTI: Густые масла не смогут обеспечивать полноценную смазку трущихся поверхностей, поскольку масляная пленка получается слишком толстой, вследствие чего теряется требуемая динамика масла в трущихся парах. Кроме того, работа клапана, приводящего в движение серводвигатель распределительного вала (или валов) в системах VVTI, обеспечивается за счет моторного масла. Клапан имеет очень тонкое сечение, и использование более густого масла приводит к погрешностям в работе.

Таким образом, используя масло вязкости, отличающейся от рекомендованной, вы попросту сводите «на нет» все усилия автопроизводителя по повышению мощности двигателя, топливной экономии и снижению токсичности выхлопных газов. Система корректировки фаз газораспределения фактически не работает. Автовладелец этого, как правило, не замечает. Двигатель работает, но делает это далеко не в оптимальных условиях. К серьезным неисправностям это не приводит, но существенно отражается на ресурсе мотора – по той причине, что сбои в работе системы газораспределения косвенным образом отражаются практически на всех рабочих процессах в двигателе.

17. О применении масел повышенной вязкости SAE 10W-60, 5W-50

Последствия применения масел повышенной вязкости SAE 10W-60, 5W-50 в двигателях, где отсутствуют рекомендации к заливке таких масел:


1. Большие гидродинамические потери в двигателе на больших оборотах (5-15% мощности) на прокачивание высоковязкого масла по магистрали (относится ко всем загущенным маслам: 5W-50,10W-60,20W-60 и т.п.).
2. Из-за толстой масляной пленки при рабочих температурах масло медленнее циркулирует в двигателе, отсюда охлаждение двигателя происходит неэффективно, пленка масла дольше задерживается в парах трения типа вкладыш \ шейка и др. , в связи с чем возможно повышение температуры масла в этих местах, а то и перегрев.
3. Высокозагущенные масла имеют в своем составе большое количество длинных цепочек молекул загустителя, которые в первую очередь разрушаются (разрываются) при нагрузках, вызывая изменение вязкости масла и срабатывание пакета присадок. Отсюда рекомендации на более частые замены таких масел (~5000 км пробега).
4. На холоде масло повышенной вязкости при пуске двигателя поступает медленнее в 2-3 раза к трущимся частям двигателя, чем масла универсальной вязкости 0W(5W)-40. В связи с этим происходит повышенный износ двигателя при холодных запусках (известно, что 70% износа двигателя приходится на холодный старт). Как следствие этого, масло начинает полноценно работать лишь через полчаса нормальной езды (около red line).


Применение высокозагущенных масел:

1.В двигателях, спроектированных в расчете на вязкость масла 10W-60 и т.п.:

Jaguar xj220, BMW M5, Brabus, некоторые модели Audi, BMW, MB.

2.В двигателях, форсированных сверх заводской меры, где произведена

расточка масляных каналов, увеличение зазоров, обрезание балансиров коленчатого вала и т.п.).

18. Защита от подделок

Сейчас подделок моторного масла практически нет ни на авторынках, ни в специализированных магазинах. Но для покупателей, которые все-таки опасаются подделок, можете обращать внимание на следующее:

· На этикетке моторного масла должна присутствовать следующая информация:

*полный адрес изготовителя,

*информация о спецификациях – SAE, API, ASEA, ILSAC, Гост.

*Дата изготовления, срок годности,

· канистра должна быть чистой, без подтеков,

· на пробках канистр мелкой фасовки на 1,4,5 литров должна быть сохранена целостность контрольной «юбки», на пробках 10, 20, 50-литровых канистр должна быть дополнительная этикетка из специальной бумаги.

· этикетка должна быть приклеена всей плоскостью, не отделяться от канистры, либо все надписи сделаны на канистре.

· многие производители снабжают канистры «стрип» - линией, через которую виден уровень масла.

Наши рекомендации