Российский опыт управления качеством
Упомянув выше о зарубежном опыте управления качеством, как не обратить внимания на наш, Российский опыт управления качеством и совершенствования качества.
В российской практике управления качеством используется ряд концепций повышения качества, такие концепции какБИП (Бездефектного Изготовления Продукции), КАНАРСПИ (Качество, Надежность, Ресурс с Первых), НОРМ и КСУКП (Комплексная система управления качеством продукции).
Рассмотрим по подробнее эти концепции, начнем с БИП.БИП — это концепция бездефектной работы, которая нашла свое отражение в Саратовской системе бездефектного изготовления продукции, внедрённой на предприятиях Саратовской области в 1955 г.
В основу этой системы был принят устройство активирования всех участников производственного процесса, стимулирующий их к определению и устранению не дефектов продукции, а их причин. После повторного предъявления продукции рабочий лишался премии.
Неизбежность наказания принуждала рабочего намного строже соблюдать технологическую дисциплину и предоставлять претензии мастеру, инструментальной службе или другим службам, если основанием дефекта были некачественные материалы, инструменты или оборудования.
Лучшая в стране система КАНАРСПИ, включает в себя, такие принципы, как:
- универсальность (возможность использования в других отраслях промышленности)
- комплексное обеспечение качества продукции
- проведение исследований, направленных на повышение качества продукции и развитие опытно-конструкторских служб предприятия
- организация всестороннего учета качества выпускаемой продукции
- концентрация внимания на качестве продукции на стадии ее разработки
- привлечение к совершенствованию продукции потребителей
В 1960г. на Ярославском моторном заводе «Автодизель» была внедрена система НОРМ. В данной системе критерием качества являлся один из важнейших технических параметров — это ресурс до первого капитального ремонта.
Повышенное внимание уделялось разработке конструкций и технологий, обеспечивающих повышение технического уровня и качества двигателя. В системе НОРМ были применены и развиты главные элементы Саратовской и Горьковской системы управления качеством выпускаемой продукции.
Особенность управления качеством в России заключается в том, что эффективные системы управления качеством создавались на предприятиях военно-промышленного комплекса. Именно в военно-промышленных комплексах были признаны принципы обеспечения качества на стадиях исследования и конструирования новой продукции, статистический контроль качества с применением контрольных карт и специальные стандарты. В недрах военно-промышленных комплексах появилась КСУКП (комплексные и автоматизированные системы управления качеством продукции).
В 1970 г. вследствие коллективного научно-производственного эксперимента предприятий Львовской области, ВНИИ стандартизации Госстандарта СССР и научно-производственного объединения «Система» была разработана и прошла апробацию комплексная система управления качеством продукции.
Основная цель системы заключалась в гарантии больших и устойчивых темпов роста качества продукции, выпускаемой предприятием, за счет:
- создания и освоения новых высококачественных видов продукции;
- своевременной постановки на производство новой продукции;
- снятия с производства морально устаревшей продукции;
- улучшения показателей качества выпускаемой продукции путем ее совершенствования и модернизации.
Практика применения советской системы управления качеством выявила их многие недостатки, которые не допускали изготовления конкурентоспособной продукции. К данным недостаткам относятся:
- слабое методическое руководство со стороны отраслевых и головных организаций по стандартизации и управлению качеством
- пассивность руководителей предприятий в вопросах создания и совершенствования систем управления качеством
- формальное отношение к организации систем управления качеством
- недооценку роли обучения персонала методам управления качеством
- работу по управлению качеством возглавляли отделы технического контроля, а не первые руководители предприятия, что создавало противоречия между руководителями и ОТК при работе «на план» и «за качество»
- недостаточность стимулирования производства высококачественной продукции
- недостаточный уровень материально-технического, технологического и метрологического обеспечения производства
Основным минусом отечественной системы управления качеством считается то, что российские системы не были ориентированы на потребителя.
Впрочем, данный опыт показал, что возможно было бы создать более эффективный механизм управления качеством продукции.
Однако в данный момент лишь немногие отечественные товары и услуги выносят конкуренцию на мировом рынке. Но интенсивное использование зарубежного и своего опыта в сфере управления качеством может дать положительные результаты в самый ближайший момент.
Так же России на конкурсной основе была присуждена премия Правительства РФ в области качества. При создании российской премии по качеству сразу разрешалась два вопроса:
- Как обеспечить совместимость с зарубежными премиями.
- Как максимизировать возможный учет российской специфики.
Причем, приоритетным оказался первый вопрос, что было обоснованно, во-первых, необходимостью соединения российской экономике в мировую экономику, а во-вторых, обеспечением отечественным предприятиям ресурсом сравнения результатов своей работы в сфере совершенствования качества с выдающимися зарубежными достижениями в области совершенствования качества. В пример российской особенности можно привести замену критерия «воздействие на общество» EFQM (European Foundation for Quality
Management) на актуальные для россиян критерии «Безопасность продукции ил услуг» и «Экологичность продукции или услуг».
В критерии оценивания конкурса по качеству входили:
1. Роль руководства в организации работ.
2. Использование потенциала персонала.
3. Планирование в области качества.
4. Рациональное использование ресурсов.
5. Управление технологическими процессами.
6. Удовлетворенность персонала работой в организации.
7. Удовлетворенность потребителей.
8. Результаты деятельности организации.
9. Безопасность продукции для общества.
А баллы, которые получила Россия, распределились следующим образом:
1. Роль руководства в организации работ (100 баллов).
2. Использование потенциала персонала (120 баллов).
3. Планирование в области качества (100 баллов).
4. Рациональное использование ресурсов (100 баллов).
5. Управление технологическими процессами (130 баллов).
6. Удовлетворенность персонала работой в организации (90 баллов).
7. Удовлетворенность потребителей (180 баллов).
8. Результаты деятельности организации (120 баллов).
9. Безопасность продукции для общества (60 баллов).
Первые пять критериев относятся к условиям благополучной деятельности организации в области качества. Последние четыре критерия относятся к результатам. Суммарная оценка первых критериев составила 550 баллов, а вторая — 450 баллов. Из этого можно сделать вывод, что стремление активизировать работу российских организаций в области совершенствования внутрифирменной деятельности, связанной с качеством.
Участие в данном конкурсе интересно, прежде всего, своей престижностью. На уровне общества присуждение премии качества является признанием заслуг организации в области улучшения качества. Приз и диплом с эмблемой Российской премии по качеству является фактический сертификат лидерства российского предприятия в области управления качеством, умелое использование которого в различных мероприятиях, например в рекламе намного повысит конкурентоспособность продукции и самого предприятия.