Тема 11. ВНЕШНИЕ ЭФФЕКТЫ

1. Внешние эффекты. Частные и общественные издержки и выгоды. Положительные и отрицательные внешние эффекты и проблема эффективного размещения ресурсов в рыночной экономике.

2. Интернализация внешних эффектов: роль спецификации прав собственности и трансакционных издержек. Теорема Коуза.

3. Регулирование внешних эффектов: корректирующие налоги и субсидии.

4. Использование теории внешних эффектов в экономической практике. Административно-экономические методы природоохранного регулирования. Рынок прав на загрязнение окружающей среды. Киотский протокол.

5. Государственное регулирование внешних эффектов в Республике Беларусь.

Ключевые понятия и термины

Внешние эффекты, экстерналии (externalities)– издержки или выгоды, не отраженные в рыночных ценах, которые влияют на благосостояние третьих лиц, не участвовавших в сделке.

Интернализация внешних эффектов(intemalization of an externa-lity) – процесс, в результате которого предельные частные издержки или выгоды приближаются к предель­ным общественным издержкам или выгодам. Для решения данной проблемы А. С. Пигу предложил использовать корректирую­щие налоги и субсидии.

Корректирующая субсидия (correctwe subsidy) – субсидия производителям или потребителям экономических благ, характеризующихся положительными внешними эффектами, позволяющая приблизить предельные частные выгоды к предельным общественным выгодам.

Корректирующий налог (correctwe tax) – налог на выпуск экономических благ, характеризующихся отрицательными внешними эффектами, который повышает предельные частные издержки до уровня предельных общественных издержек.

Оппортунистическое поведение (opportunist behavior) – поведение индивидов, уклоняющихся от условий соблюдения контракта с целью получения выгоды за счет партнеров.

Отрицательный внешний эффект (negative externality)– воз­никает в случае, когда деятельность одного экономического аген­та приносит третьим лицам дополнительные издержки. Может проявляться как при производстве, так и при потреблении благ (загрязнение окружающей среды, потребление алкоголя и др.). Отрицательные внешние эффектывызывают перепроизводство товаров и услуг по сравне­нию с общественно эффективным объемом.

Положительный внешний эффект(positiveexternality) – возникает в случае, когда деятельность одного экономического аген­та приносит третьим лицам дополнительные выгоды (услуги в области здравоохранения, образования, озеленения и др.). Положительные эффекты вызывают недопроизводство товаров и услуг по сравнению с общественно эффективным объемом.

Права собственности (property rights) – санкционированные обществом (законами, традициями и др.) поведенческие отношения между людьми по поводу использования ими экономических благ и ресурсов.

Предельные внешние выгоды (marginal external benefit) – выгоды (полезность), получаемые третьими лицами, не участвующими в сделке.

Предельные внешние издержки (marginal external cost) – издержки на производство дополнительной единицы продукции, которые производители не оплачивают, возлагая их на третьи лица.

Предельные общественные выгоды (marginal social benefit) – общественная полезность производства дополнительной единицы блага. Предельные общественные выгоды равны сумме предельных частных и предельных внешних выгод.

Предельные общественные издержки (marginal social cost) – издержки, которые несет общество при производстве дополнительной единицы блага, создающего внешние эффекты. Предельные общественные издержки равны сумме предельных частных и предельных внешних издержек.

Предельные частные выгоды(marginal private benefit) – выгоды (полезность), получаемые потребителями при покупке дополнительной единицы блага.

Предельные частные издержки (marginal private cost) – издержки, которые несет фирма при производстве дополнительной единицы продукции.

Стандарты по вредным выбросам (emissions standarts) – установленные государством пределы концентрации загрязняющих веществ в промышленных отходах, которые могут быть выброшены в окружа-ющую среду.

Теорема Коуза (Coase theorem)– гласит, что если права собственности сторон четко определены (специфицированы), а трансакционные издержки близки к нулю, то внешние эффекты можно интернализировать без участия государства путем взаимовыгодного обмена правами собственности между заинтересованными сторонами.

Трансакционные издержки (transaction costs) – издержки в сфере обмена, связанные с передачей прав соб­ственности. Трансакционные издержки включают: затраты на поиск информации, затраты на ведение переговоров и заключение контракта, затраты измерения, затраты спецификации и защиты прав собственности, затра­ты на предотвращение и устранение последствий оппортунистического поведения.

Литература: [1, с. 2, 13, 21, 45, 46, 49, 55, 56; 4, с. 306–329; 5, с. 423–447; 9, с. 90–92, 659–671; 11, с. 296–309; 12, с. 282–315; 13, с. 163–184; 14, с. 246–266; 16, с. 409–415].

Тесты и задачи

1. Внешние эффекты возникают из-за того, что:

а) рыночное равновесие не является стабильным;

б) производство постоянно возрастает;

в) производители располагают рыночной властью;

г) рыночные цены благ не отражают внешних издержек и выгод.

2. Наличие отрицательного внешнего эффекта проявляется в том, что:

а) имеет место перепроизводство блага;

б) государство субсидирует производство благ;

в) фирмы используют новейшие технологии;

г) рыночные цены равны издержкам производства.

3. Причиной, порождающей внешние эффекты, является:

а) рост уровня жизни населения;

б) вмешательство государства в экономику;

в) отсутствие установленных прав собственности;

г) наличие у фирм рыночной власти.

4. Наличие внешних эффектов приводит к таким по­следствиям, как:

а) неэффективность распределения ресурсов;

б) развитие конкуренции;

в) рост общественного благосостояния;

г) возникновение рыночной власти.

5. До какого предела продолжались бы сделки при отсутствии трансакционных издержек?

а) до достижения оптимальности по Нэшу;

б) до достижения оптимальности по Парето;

в) бесконечно долго;

г) до вмешательства государственных органов.

6. Для ликвидации последствий чернобыльской катастрофы, согласно теории прав собственности, необходимо:

а) уменьшить зарплату тем, кто работает в зараженной зоне;

б) увеличить налоги на атомные электростанции;

в) выплатить компенсационные платежи всем, кто жил в зараженной зоне;

г) понизить законодательно предельно допустимую концентрацию вредных веществ в отходах.

7.Кривая предложения прав на загрязнение:

а) абсолютно эластична;

б) абсолютно неэластична;

в) имеет отрицательный наклон;

г) имеет положительный наклон.

8. Торговля правами на загрязнение окружающей среды наиболее эффективна в районах:

а) с высоким уровнем загрязнения;

б) с высокой плотностью населения;

в) где находятся особо редкие природные ресурсы;

г) с низким уровнем загрязнения.

9. Концепция корректирующих налогов предложена:

а) А. Пигу;

б) Дж. М. Кейнсом;

в) Р. Коузом;

г) Ф. фон Хайеком.

10. Что из перечисленного является корректирующей субсидией?

а) пособия для жертв чернобыльской катастрофы;

б) высокие таможенные пошлины на импортируемые в страну зарубежные автомобили;

в) «северные» надбавки к заработной плате;

г) ничего из перечисленного.

Ответы:1. г); 2. а); 3. в); 4. а); 5. б); 6. в); 7. б); 8. а); 9. а); 10. г).

Задача. Готовность абитуриентов платить за учебу в вузах выражается функцией

MPB = 50 – 0,5N,

где MPB – предельная частная выгода (полезность);

N – число абитуриентов, тыс. чел.

Выраженная в деньгах предельная общественная выгода (полезность) высшего образования выражается функцией

MSB = 70 – 0,5N.

Предельные затраты вузов на подготовку специалистов заданы функцией

МSС = 10 + 2N.

1. Определите величину внешнего эффекта подготовки специалиста с высшим образованием.

2. Какое число студентов будет обучаться в вузах?

3. Какое число студентов соответствует максимуму общественной полезности?

4. Определите величину платы за обучение одного студента и величину дотации на его обучение, которые соответствуют максимуму общественной полезности высшего образования.

Решение:

1. Величина внешнего эффекта (МЕВ) есть разница между предельной общественной полезностью (MSB) высшего образования и предельной частной полезностью (МРВ) для окончившего вуз. Согласно условию задачи она составит:

МЕВ = MSB – МРВ →

(70 – 0,5N) – (50 – 0,5N) = 20.

Ответ. Величина внешнего эффекта подготовки специалиста с высшим образованием равна 20.

2. Из равенства МРВ = МSС число студентов, которые будут обучаться в вузах, равно:

50 – 0,5N = 10 + 2N ® N = 16.

Ответ. В вузах будет обучаться 16 тыс. студентов.

3. Из равенства MSB = МSС следует, что число студентов, соответствующее максимуму общественной полезности, составит:

70 – 0,5N = 10 + 2N ® N = 24.

Ответ. Максимуму общественной полезности соответствует 24 тыс. студентов.

4. Сумма платы за обучение, обеспечивающая поступление 24 тыс. студентов, равна:

МРВ = 50 – 0,5N = 50 – 0,5 ´ 24 = 38.

Предельные затраты вуза при таком наборе составят:

МSС = 10 + 2N = 10 + 2 ´ 24 = 58.

Величина дотации будет равна:

MSС – МРВ → 58 – 38 = 20.

Ответ. Величина платы за обучение одного студента составит 38, величина дотации на обучение одного студента – 20.

Наши рекомендации