Анализ чувствительности прибыли к изменениям цены и структуры затрат
В основе этого метода лежит расчет объема реализации, который должен обеспечивать требуемую величину прибыли при изменении цены или структуры затрат (постоянные и переменные затраты).
Если изменяются постоянные затраты (расходы), то объем реализации, обеспечивающий желаемую величину прибыли, определяется по формуле:
(19.5)
где Мо — желаемая прибыль, руб.;
Мвн — новая валовая маржа, руб.
Если изменяются переменные затраты, то расчет производится по следующей формуле:
(19.6)
где ан — новый процент валовой маржи к выручке от реализации.
Если изменяется цена, то расчет осуществляется по такой формуле:
(19.7)
где аn — исходный процент валовой маржи к выручке от реализации;
Мви — исходная валовая маржа, руб.
Рассмотрим характер этих изменений на примере хлебозавода, который имеет следующие показатели:
годовое производство батонов 100 000 шт.
цена одного батона 2,80 руб./шт.
средние переменные расходы 1,80 руб./шт.
При таком объеме реализации, цене и переменных затрат хлебозавод имеет следующие показатели:
выручка от реализации равна: 2,80. 100 000 = 280 тыс. руб.;
переменные расходы составили: 1,80 100 000 = 180 тыс. руб.;
валовая маржа равна: 100 тыс. руб.;
постоянные расходы равны: 50 тыс. руб.
Прибыль равна 50 тыс. руб.
Допустим, цена увеличилась на 10%. В этом случае руководству предприятия важно знать, как изменится величина прибыли и каков должен быть объем реализации, чтобы сохранить прежний уровень прибыли.
Итак, новая цена равна: 2,80 + 0,28 = 3,08 руб./шт.;
новая выручка = - 3,08 руб./шт. 100 000 = 308 тыс. руб.;
переменные расходы составят: 1,80 100 000 = 180 тыс. руб., или 59%;
валовая маржа равна 128 тыс. руб., или 43%;
постоянные расходы равны 50 тыс. руб., или 17%.
Прибыль равна 78 тыс. руб., или 26%.
Как видим, прибыль увеличилась с 50 до 78 тыс. руб., или на 56%. Объем реализации, необходимый для достижения прежней величины прибыли при повышении цены согласно формуле (19.7), составит:
Все это можно оформить так, как показано в табл. 19.З.
Таблица 19.3
Анализ чувствительности показателей хлебозавода при увеличении цены на 10%
Показатели | Первоначальный объем, 100 000 шт. | Объем, обеспечивающий неизменную прибыль 80,8 тыс./шт. | ||
тыс. руб. | % | тыс. руб. | % | |
Выручка от реализации | ||||
Переменные расходы | ||||
Валовая маржа | ||||
Постоянные расходы | ||||
Прибыль |
Таким образом. повышение цены на 10% компенсирует сокращение объема реализации на 19,2% и увеличивает прибыль на 56% (с 50 до 78 тыс. руб.).
Что же произойдет с показателями при изменении структуры затрат? Допустим, хлебозаводу в результате модернизации удалось снизить постоянные затраты на 10%. Тогда при первоначальном объеме реализации прибыль должна возрасти на 5,0 тыс. руб. и составить 55,0 тыс. руб. (50 + 5,0), а валовая маржа — 102 тыс. руб. Объем реализации, на который может пойти хлебозавод при сохранении прежней прибыли (50 тыс. руб.), составит:
Эти расчеты можно оформить так, как показано в табл. 19.4.
Таблица 19.4
Анализ чувствительности предприятия при сокращении постоянных расходов на 10%
Показатели | Первоначальный объем, 100 тыс. шт. | Объем, обеспечивающий неизменную прибыль 96,5 тыс./шт. | ||
тыс. руб. | % | тыс. руб. | % | |
Выручка от реализации | ||||
Переменные расходы | ||||
Валовая маржа | ||||
Постоянные расходы | ||||
Прибыль |
Влияние изменения объема реализации проанализируем с помощью эффекта операционного рычага:
Это означает, что если хлебозавод увеличит объем реализации на 10%, то выручка также возрастет на 10%, а прибыль с учетом действия операционного рычага будет равна 20% (М = 10 2). Проверим полученный результат:
• новая выручка при увеличения объема на 10% составит: (280+28) = 308 тыс, руб.;
• переменные расходы — 180 + 18 = 198 тыс. руб.;
• валовая маржа равна 110 тыс. руб.;
• постоянные расходы составят 50 тыс. руб.;
Прибыль равна 60,0 тыс. руб.
Как видим, прибыль возросла на 10 тыс. руб. (60 — 50), т.е. на 20% (10: 50*100).
На основе принятой схемы анализа чувствительности можно определить и распределить элементы рентабельности по степени их влияния на прибыль, получаемую хлебозаводом.
Итак, повышение цены на 10% увеличивает прибыль на 56%; увеличение объема реализации продукции на 10% вызывает рост прибыли на 20%; уменьшение переменных расходов на 10% приводит к росту прибыли на 36%; 10%-ное изменение постоянных расходов увеличивает рост прибыли на 10%.
В связи с этим руководству предприятия важно знать границы, в пределах которых оно может изменять показатели. Это определяется с помощью установления запаса финансовой прочности. Вначале вычисляют порог рентабельности и годовой объем реализации.
Ипост – постоянные расходы, тыс. руб.;
Rn – пороговая рентабельность, тыс. руб.;
Qn – пороговый объем реализации, шт.;
апр – процент дохода (валовая маржа) от покрытия к выручке от реа-
лизации, %;
Ц – цена батона, руб.
Запас финансовой прочности в этом случае составляет:
3пр = (Вp — Rn) = 280 тыс. руб. — 136 тыс. руб. = 144 тыс. руб.,
или 52% выручки (144: 280*100).
Как видим, хлебозавод имеет большой запас финансовой прочности, позволяющий ему безбоязненно оперировать факторами, влияющими на ее величину. В данном случае руководство хлебозавода должно сосредоточить внимание на ценовой политике и снижении переменных расходов, которые более всего оказывают влияние на получаемую массу прибыли.