Следователь и руководитель следственного органа: процессуальный статус
Следователь - должностное лицо, уполномоченное осуществлять предварительное следствие по уголовному делу, а также иные полномочия, предусмотренные Уголовно-процессуальным кодексом (п. 41 ст. 5 УПК РФ. Предварительное следствие производится следователями прокуратуры, органов федеральной службы безопасности, органов внутренних дел Российской Федерации, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ (ст. 151 УПК РФ).
Следователь осуществляет уголовно-процессуальную деятельность от имени государства. Следователь - участник уголовного судопроизводства со стороны обвинения (п. 47 ст. 5 УПК, глава 6 УПК РФ). При осуществлении одной из форм предварительного расследования - предварительного следствия - следователь обладает процессуальной самостоятельностью, позволяющей ему принимать решения, определяющие начало, ход и завершение производства по конкретному уголовному делу.
Полномочия следователя:
1.Возбуждение уголовного дела предполагает согласие прокурора (ст. 146 УПК РФ). При наличии поводов и оснований к возбуждению уголовного дела следователь выносит постановление о возбуждении уголовного дела, которое совместно с материалами проверки сообщения о преступлении и иными процессуальными документами незамедлительно направляет прокурору. Прокурор, в свою очередь, либо дает согласие на возбуждение уголовного дела, либо выносит постановление об отказе в даче такого согласия или о возвращении материалов для дополнительной проверки.
Юридическое значение постановление о возбуждении уголовного дела приобретает с момента получения согласия прокурора.
2.При получении согласия прокурора на возбуждение уголовного дела следователь принимает его к своему производству, то есть фактически приступает к расследованию. О принятии дела к производству может быть вынесено отдельное постановление, либо указанное обстоятельство отражается в резолютивной части постановления о возбуждении уголовного дела. После принятия дела к производству ответственность за ход и результаты расследования, соблюдение прав и законных интересов лиц и организаций, потерпевших от преступлений, защиту личности от незаконного и необоснованного обвинения, ограничения ее прав и свобод возлагается на следователя. Вопрос о направлении уголовного дела по подследственности решает прокурор, поэтому следователь либо принимает уголовное дело к своему производству, либо передает его прокурору для направления по подследственности.
3.Самостоятельно направляя ход расследования, следователь вправе формулировать и проверять версии, вовлекать в уголовное судопроизводство соответствующих участников, изменять их процессуальный статус, осуществлять процесс доказывания, определять круг следственных действий, необходимых для получения доказательств, осуществлять процессуальную деятельность, направленную на их выполнение. Закон предусматривает случаи ограничения процессуальной самостоятельности следователя в осуществлении различных видов процессуальной деятельности:
а) при избрании мер пресечения:
заключение под стражу подозреваемого или обвиняемого, а также продление срока содержания под стражей осуществляются с согласия прокурора на основании судебного решения (статьи 108, 109 УПК РФ), аналогичным образом решается вопрос об избрании в качестве меры пресечения домашнего ареста.
б) при избрании иных мер процессуального принуждения:
временное отстранение подозреваемого или обвиняемого от должности, наложение ареста на имущество, ценные бумаги осуществляются с согласия прокурора по судебному решению (статьи 114 - 116 УПК РФ);
в) при выполнении следственных действий:
эксгумация трупа при возражении со стороны родственников покойного осуществляется по судебному решению (ч. 3 ст. 178 УПК РФ), обыск, выемка в жилище, выемка предметов и документов, содержащих информацию о вкладах и счетах граждан в банках и иных кредитных организациях, наложение ареста на почтово-телеграфные отправления, их осмотр и выемка, контроль и запись переговоров, помещение подозреваемого или обвиняемого, не содержащихся под стражей, в медицинский или психиатрический стационар для производства судебной экспертизы осуществляются по судебному решению (ч. 3 ст. 182, части 2, 4 ст. 183, ст. ст. 185, 186, 203 УПК РФ), выемка предметов и документов, содержащих государственную или иную охраняемую законом тайну, производится с санкции прокурора (ч. 3 ст. 183 УПК РФ).
4.При необходимости производства следственных или розыскных действий вне места производства предварительного следствия следователь вправе поручить их выполнение органу дознания.
В случае несогласия следователя с указаниями прокурора:
- о привлечении лица в качестве обвиняемого,
- о квалификации преступления,
- об объеме обвинения,
- об избрании меры пресечения, об отмене или изменении меры пресечения, избранной следователем в отношении подозреваемого или обвиняемого,
- об отказе в даче согласия на возбуждение перед судом ходатайства об избрании меры пресечения или о производстве иных процессуальных действий, предусмотренных пунктами 2 - 11 части второй ст. 29 УПК РФ,
- о направлении уголовного дела в суд или о его прекращении,
- об отводе следователя или отстранении его от дальнейшего ведения следствия,
- о передаче уголовного дела другому следователю, - он вправе, письменно изложив свои возражения и приостановив выполнение данных указаний, направить дело вышестоящему прокурору. При согласии вышестоящего прокурора с позицией следователя он отменяет указание нижестоящего прокурора. Когда возражения следователя недостаточно аргументированы и из материалов уголовного дела усматривается правомерность указаний прокурора, вышестоящий прокурор поручает производство расследования другому следователю.
Руководитель следственного органа - должностное лицо, возглавляющее следственное подразделение прокуратуры, органов федеральной службы безопасности, органов внутренних дел, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, а также его заместитель (статьи 5, 151 УПК РФ). Руководитель следственного органа - участник уголовного судопроизводства со стороны обвинения, который в рамках регламентированной уголовно-процессуальным законом компетенции осуществляет процессуальное руководство деятельностью подчиненных ему следователей.
Полномочия руководителя следственного орган, осуществляют Председатель Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации, руководитель Главного следственного управления Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации, руководители следственных управлений Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации по субъектам Российской Федерации, следственных отделов Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации по районам, городам, их заместители, а также руководители следственных органов соответствующих федеральных органов исполнительной власти (при соответствующих федеральных органах исполнительной власти), их территориальных органов по субъектам Российской Федерации, районам, городам, их заместители, иные руководители следственных органов и их заместители, объем процессуальных полномочий которых устанавливается Председателем Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации, руководителями следственных органов соответствующих федеральных органов исполнительной власти (при соответствующих федеральных органах исполнительной власти).
В целях обеспечения оптимального режима функционирования следственного подразделения, своевременного и качественного расследования уголовных дел руководитель следственного органа уполномочен:
* поручать производство предварительного следствия по уголовному делу конкретному следователю либо нескольким следователям, а также изымать уголовное дело у одного подчиненного следователя и передавать его другому.
* Руководитель следственного органа, осуществляя проверку уголовных дел, вправе отменить постановление следователя о приостановлении производства по уголовному делу как необоснованное.
* Руководитель следственного органа вправе вносить прокурору ходатайство об отмене иных незаконных или необоснованных постановлений следователя. Под незаконными постановлениями следователя следует понимать такие, которые противоречат нормам российского законодательства. Необоснованными считаются постановления, вынесенные при отсутствии в материалах уголовного дела доказательств, подтверждающих наличие оснований для их принятия. По смыслу закона начальник следственного отдела вправе ходатайствовать перед прокурором об отмене тех постановлений следователя, для исполнения которых не требуется согласие прокурора. В случае ходатайства начальника следственного отдела относительно отмены постановлений, для реализации которых требуется согласие прокурора, он вторгается в сферу прокурорского надзора и выходит за рамки предоставленных полномочий.
Руководитель следственного органа вправе возбудить уголовное дело, принять уголовное дело к своему производству и произвести предварительное следствие в полном объеме.
Руководитель следственного органа также вправе:
* Проверять материалы уголовного дела - регулярное ознакомление начальника следственного отдела с материалами уголовных дел, находящихся в производстве у подчиненных следователей. В ходе проверки подлежат оценке основные вопросы: соблюдены ли сроки следствия, права участников уголовного судопроизводства; правильно ли осуществляется ход расследования; нет ли оснований для прекращения уголовного дела; соответствует ли процессуальный статус участников уголовного судопроизводства фактическим обстоятельствам дела; обосновано ли избраны меры пресечения и иные меры уголовно-процессуального принуждения.
* Руководитель следственного органа вправе давать следователю письменные указания о направлении расследования, производстве отдельных следственных действий, о привлечении в качестве обвиняемого, об избрании в отношении соответствующих участников меры пресечения, о квалификации преступления и объеме обвинения. Указания начальника следственного отдела даются в письменном виде и обязательны для исполнения.
Письменные указания Руководитель следственного органа могут быть обжалованы прокурору. Обжалование указаний начальника следственного отдела в целом не приостанавливает их исполнения. Однако, гарантируя процессуальную самостоятельность следователя, законодатель предусмотрел, что при решении наиболее значимых для результатов расследования и принципиальных вопросов, касающихся:
- изъятия уголовного дела и передачи его другому следователю;
- привлечения лица в качестве обвиняемого;
- квалификации преступления;
- объема обвинения;
- избрания меры пресечения;
- производства отдельных следственных действий, которые допускаются только по судебному решению, - указания могут быть обжалованы без исполнения.
При обжаловании указаний Руководитель следственного органа прокурору и приостановлении их выполнения следователь вправе предоставить прокурору аргументированные письменные возражения и материалы уголовного дела.