Примеры решения задач. Задача 1.Задан состав горючей массы топлива Сr = 90,5%, Нr = 4,3%
Задача 1.Задан состав горючей массы топлива Сr = 90,5%, Нr = 4,3%, Оr =2,5%, Sr = 0,7%, Nr = 2,0%.
Содержание золы Ар = 8,6%.
Содержание влаги WP =6,5%.
Коэффициент избытка воздуха при сжигании α =1,2.
Определить низшую теплоту сгорания данного топлива и действительное количество воздуха для сжигания 1 кг топлива.
Решение
1. Произведем пересчет горючей массы топлива на рабочую массу, пользуясь уравнениями для пересчета элементарного состава топлива (Л-1, с.10, табл.2):
AP +WP
СР =Сr (1- ----------------);
8,6 +6,5
СР =90,5 (1- ------------) =90,5 (1-0,151) =76,83%,
Аналогичные расчеты произведем по остальным элементам топлива:
HP =4,3 (1-0,151)=3,65%;
Nр= 2,0 (1-0,151)=1,71%;
Ор=2,5 (1-0,151)=2,12%;
Sрл=0,7 (1-0,151)=0,59%.
Сделаем проверку правильного пересчета:
Cр+Hр+Sрл+Ор+Nр+Ар+Wр=100%.
Тогда 76,83+3,65+0,59+2,20+1,71+8,6+6,5=100%.
2. Определяем низшую теплоту сгорания топлива по формуле Д.И. Менделеева (Л-1, с.12):
Qрн=339Ср+1030Нр-109(Ор-Sрл)-25,12Wр кДж/кг;
Qрн=339*76,83+1030*3,65-109(2,12-0,59)-25,12*6,5=29475 кДж/кг.
3. Определяем теоретически необходимое количество воздуха для сгорания 1 кг топлива данного состава при нормальных условиях по формуле (Л-1, с.18):
2,67Ср+8Нр+Sрл-Ор
Lт.в.=--------------------------- м3/кг;
2,67*76,83+8*3,65+0,59-2,12
Lт.в.=---------------------------------------- =7,76 м3/кг. 30
4. Действительное количество воздуха, неоходимре для сгорания 1 кг топлива при a=1,2, подсчитаем по формуле 19 (Л-1, с.18):
Lд.в.=a* Lт.в.
Lд.в=1,2*7,76=9,3 м3/кг.
По полученному значению низшей теплоты сгорания топлива Qрн и действительному количеству воздуха для сжигания 1 кг топлива Lд.в. определить название топлива, его марку и возможность применения в сельскохозяйственном производстве.
Данное топливо можно считать каменным углем, марка – К. Qрн=29310 кДж/кг, применять можно для отопления мастерских, сушилок и т.д.
Задача 2. Определить калорийный и технический эквиваленты при сжигании мазута марки М-5 с Qрн=41440 кДж/кг, если к.п.д. котельной ηк=0,93.
Решение
1. Определим калорийный эквивалент мазута по уравнению (Л-5, с. 14):
Qрн
Экал=-----------------,
где 29300= Qрн (усл.) – низшая теплота сгорания условного топлива.
Экал=-----------------=1,41
2. Определим технический эквивалент при сжигании мазута в котельной по уравнению (Л-5, с. 14):
Qрн * ηк 41440*0,93
Этех=-----------------=-------------------=1,31.
29300 29300
Ответ: Экал=1,41, Этех=1,31.
Задача 3. Определить теплоту сгорания топливной смеси для двух случаев работы дизельного двигателя при α1=1,2 и α2=1,5, если Qрн=42500 кДж/кг.
Решение
1. Определим теплоту сгорания топливной смеси при α1=1,2 (см. Л-3, с. 34):
Qгсм=------------------=2280 кДж/кг.
1+1,2*14,7
2. Определим теплоту сгорания топливной смеси при α=1,5:
Qрн 42500
Qгсм=----------------=---------------------=1843 кДж/кг.
1+α*Lтеор 1+1,5*14,7
Вывод: при увеличении коэффициента избытка воздуха на 25% теплота сгорания смеси снизилась на 20%.
Вопросы для самоконтроля
1. Дайте характеристику качеству топлива по его элементарному составу.
2. Что показывает теплота сгорания топлива и как она определяется?
3. Что такое условное топливо?
4. Как определить количество воздуха, необходимое для полного сжигания 1 кг топлива?
5. Что показывает коэффициент избытка воздуха и каково его влияние на работу двигателя?
Топливо для бензиновых двигателей
Эксплуатационные требования, предъявляемые к качеству бензина. Фракционный состав и его влияние на эксплуатационные свойства. Сгорание бензина, понятие о нормальном и детонационном сгорании. Влияние углеводородного состава и эксплуатационных факторов на возникновение и предотвращение детонационного сгорания. Методы повышения противодетонационных свойств бензина, антидетонаторы.
Октановые числа, методы их определения. Этилированные бензины и меры предосторожности при их применении. Влияние качества топлива на смоло- и нагарообразование в двигателе. Смолы фактические и потенциальные. Изменение свойств топлива при транспортировании и хранении. Влияние наличия воды в топливе на коррозию деталей двигателя. Марки и основные характеристики автомобильных бензинов. Меры по предотвращению качественных и количественных потерь бензина. Альтернативные виды топлива (метанол, водород и др.).
Литература: Л-1, с. 42-78; Л-2, с. 25-39; Л-3, с. 38-59.
Методические указания
При изучении данной темы необходимо уяснить, что бензины как топливо для двигателей находят широкое применение в сельскохозяйственном производстве при эксплуатации легковых автомобилей, тракторов малого тягового класса для фермеров и подсобных хозяйств. Долговечность и надежность работы двигателя, его мощность и экономичность во многом зависят от качества применяемого топлива и его фракционного состава.
Необходимо уяснить, какие эксплуатационные требования предъявляются к топливу для двигателей, работающих на бензине, как происходит смесеобразование в карбюраторных и инжекторных системах питания.
Рассмотрите основные отличия зимних сортов бензина от летних. Выясните, почему нельзя использовать эти бензины не по сезону.
Обратите внимание на основные принципы смолообразования и нагарообразования. Разберитесь, каким методами оценивается стабильность бензинов и от чего зависит коррозия деталей двигателя, а также резервуаров и другого оборудования для бензинов.
Необходимо научится проводить анализ топлива и делать заключение о его пригодности к эксплуатации по кривой разгонки и фракционному составу.
Рассматривая свойства, обратите внимание на детонационную стойкость – одно из основных требований, предъявляемых к качеству топлива. Хорошо разберитесь в причинах возникновения детонации и теории об органических перекисях. По этой теории процесс сгорания рабочей смеси распадается на две фазы. Первая фаза характеризуется повышением температуры и давления, происходит предпламенное окисление углеводородов, а во второй фазе протекает сгорание с видимым пламенем, скорость распространения которого зависит от скорости реакций окисления и достигает скорости звука.
На явление детонации большое влияние оказывает углеводородный состав топлива, а также условия смесеобразования и конструкционные особенности двигателей.
Необходимо записать в рабочую тетрадь основные причины возникновения детонации и меры борьбы с данным явлением.
Детонационная стойкость бензина оценивается октановым числом (О. Ч.), которое указывает в его марке и определяется моторным или исследовательским методом на специальной установке – УИТ-65.
Необходимо разобраться, в чем суть этих методов и почему октановые числа для одного и того же бензина неодинаковы.
Выясните, какие антидетонаторы применяют для повышения детонационной стойкости бензинов. Изучите их основные свойства и допустимую концентрацию в топливе.
Для определения О. Ч. сравнивают топливо реальное с эталонным, у которого октановое число известно по процентному содержанию изооктана с н-гептаном.
Выпишите в рабочую тетрадь основные марки автомобильных бензинов, расшифруйте значения букв и цифр. Запомните, что заменителем бензина какого-либо сорта может быть бензин с более высоким октановым числом. В случае применения бензина с меньшим О. Ч. необходимо использовать меры против детонации:
- уменьшить угол опережения зажигания октан-корректором;
- не допускать резкого открытия дроссельной заслонки карбюратора;
- не двигаться с малой частотой вращения коленвала;
- не допускать перегрева двигателя.
Уясните, как происходит изменение свойств бензинов при транспортировке и хранении, а также основные мероприятия, применяемые на практике по предотвращению потерь бензина и ухудшению его качества.
Примеры решения задач
Задача 4. Определить минимальную температуру воздуха, при которой возможен легкий пуск двигателя для бензина А-76, у которого t10%=600С.
Решение
Температуру воздуха определим из уравнения:
tв=0.5*t10%-50.5=0.5*60-50.5=-20.50С
Ответ: tв=-20.50С
Задача 5. Определить октановое число бензина для двигателя автомобиля ГАЗ-24 «Волга», если степень сжатия ε=8,2, а диаметр цилиндра d=92 мм.
Решение
Детонационную стойкость бензина найдем по эмпирической зависимости (см. Л-1, с. 58; Л-3, с. 45):
ОЧ=125,4-413/ε+0,183d=125,4-413/8,2+0,183*92=58,3
Ответ: ОЧ/м=58,3.
Вопросы для самоконтроля:
1. Основные эксплуатационные требования, предъявляемые к бензину.
2. Фракционный состав бензина, характеристика фракций.
3. Как определяется теплота сгорания горючей смеси?
4. Объясните сущность нормального и детонационного сгорания бензина в двигателе.
5. Что называется октановым числом топлива?
6. Охарактеризуйте методы определения октанового числа (моторный, исследовательский).
7. Антидетонаторы, их свойства, допустимая концентрация.
Лабораторная работа №1
Определение качества бензинов (выполняется в учебном заведении).