Санитарно-бытовое обеспечение работников
В соответствии с требованиями норм жилая застройка должна быть отделена от промышленного предприятия санитарно-защитной зоной (их всего 5). Размер зоны зависит от назначения предприятия и технологического процесса (от 50 до 1000 м).
В соответствии со статьей 19 ФЗ-384 для обеспечения выполнения санитарно-эпидемиологических требований на каждом предприятии проектируются: внутренний водопровод на производственные, хозяйственно-питьевые и противопожарные нужды; канализация; если необходимо – очистные сооружения; отопление; естественная или механическая вентиляция; санитарно-бытовые помещения. В местах постоянного пребывания людей обязательно должно быть естественное освещение.
В соответствии со ст. 223 ТК РФ обеспечение санитарно-бытового обслуживания работников организации возлагается на работодателя. С этой целью по установленным нормам оборудуются санитарно-бытовые помещения, помещения для приема пищи, оказания медицинской помощи, комнаты для отдыха в рабочее время и психологической разгрузки.
В состав санитарно-бытовых помещений входят гардеробные, душевые, умывальные, уборные, курительные, места для размещения полудушей, устройств питьевого водоснабжения, помещения для обогрева или охлаждения, обработки, хранения и выдачи спецодежды. Душевые оборудуются кабинами открытого или закрытого типа.
Уборные в многоэтажных зданиях должны быть на каждом этаже. Если численность работающих на двух смежных этажах 30 человек или менее, уборные размещаются на одном из этажей с наибольшей численностью работников.
На предприятиях со списочной численностью работающих более 300 чел. должны предусматриваться фельдшерские здравпункты.
При списочной численности работающих от 50 до 300 необходимо предусматривать медицинский пункт.
Фельдшерские или врачебные здравпункты следует размещать на первом этаже.
При численности работающих в смену более 200 чел. необходимо предусматривать столовую, работающую, как правило, на полуфабрикатах, а при численности до 200 чел.- столовую-раздаточную. При численности работающих в смену менее 30 чел. вместо столовой-раздаточной допускается предусматривать комнату приема пищи.
Все санитарно-бытовые помещения должны ежедневно убираться и регулярно проветриваться. Гардеробные, раздевалки, душевые и другие санитарно-бытовые помещения и устройства должны периодически подвергаться дезинфекции.
Согласно приказу Минздравсоцразвития РФ от 1 июня 2009 г.N290н «Об утверждении межотраслевых правил обеспечения работников специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты» работодатель обязан обеспечить приобретение и выдачу прошедших в установленном порядке сертификацию или декларирование соответствия СИЗ работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением. Приобретение СИЗ осуществляется за счет средств работодателя в соответствии с Типовыми нормами выдачи СИЗ (для каждой отрасли экономики свои).
Кроме того, допускается приобретение работодателем СИЗ во временное пользование по договору аренды.
Работодатель имеет право с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации или иного уполномоченного работниками представительного органа заменять один вид средств индивидуальной защиты, предусмотренных типовыми нормами, аналогичным, обеспечивающим равноценную защиту от опасных и вредных производственных факторов.
Выдача работникам и сдача ими средств индивидуальной защиты должны фиксироваться записью в личной карточке учета выдачи СИЗ.
Согласно приказу Минздравсоцразвития РФ от 17 декабря 2010 г. N1122н «Об утверждении типовых норм бесплатной выдачи работникам смывающих и (или) обезвреживающих средств» работодатель обязан обеспечить работников, занятых на работах с загрязнениями смывающими и (или) обезвреживающими средствами.
Приобретение смывающих и обезвреживающих средств осуществляется за счет средств работодателя. Приобретение смывающих и обезвреживающих средств, не имеющих либо декларации о соответствии или сертификата соответствия не допускается. При этом, если срок действия средств истек, использование их запрещено.
Нормы выдачи смывающих и обезвреживающих средств, соответствующие условиям труда на рабочем месте работника, указываются в трудовом договоре работника.
Перечень рабочих мест и список работников, для которых необходима выдача смывающих и (или) обезвреживающих средств, составляются службой охраны труда (специалистом по охране труда) либо иным уполномоченным структурным подразделением (должностным лицом) и утверждаются работодателем с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации или иного уполномоченного работниками представительного органа.
На работах, связанных с легкосмываемыми загрязнениями, работодатель имеет право не выдавать непосредственно работнику смывающие средства, а обеспечивает постоянное наличие в санитарно-бытовых помещениях мыла или дозаторов с жидким смывающим веществом.
Согласно приказу Минздравсоцразвития РФ от 12 апреля 2011 г.N302н
«Об утверждении перечней вредных и (или) опасных производственных факторов и работ, при выполнении которых проводятся предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования), и порядка проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований) работников, занятых на тяжелых работах и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда» обязанности по организации проведения предварительных и периодических осмотров работников возлагаются на работодателя.
Ответственность за качество проведения предварительных и периодических осмотров работников возлагается на медицинскую организацию.
Периодические осмотры проводятся на основании поименных списков, разработанных на основании контингентов работников, подлежащих периодическим и (или) предварительным осмотрам с указанием вредных (опасных) производственных факторов, а также вида работы в соответствии с Перечнем факторов и Перечнем работ (Приложение 1 и Приложение 2 к приказу).
Факторы:химические, биологические, физические, факторы трудового процесса (в том числе работа с ПЭВМ не менее 50% времени рабочей смены).
Работы, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры: работы на высоте, работы по обслуживанию и ремонту действующих электроустановок, работы в организациях общественного питания, торговли, буфетах, на пищеблоках, в том числе на транспорте и т.д.
Порядок проведения обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических медицинских осмотров (обследований) работников, занятых на тяжелых работах и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, согласно приложению N 3.
Периодические осмотры проводятся не реже, чем в сроки, указанные в Перечне факторов и Перечне работ.
Работники в возрасте до 21 года проходят периодические осмотры ежегодно.
Список контингента, разработанный и утвержденный работодателем, в 10 дневной срок направляется в территориальный орган федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора по фактическому месту нахождения работодателя.