Несчастных случаев, происшедших вследствие общего заболевания

Происшедший несчастный случай квалифицируется как несчастный случай на производстве или как несчастный случай, не связанный с производством, в соответствии со ст. 229.2 ТК РФ и пунктом 23 постановления Минтруда России от 24 октября 2002 г. № 73 «Об утверждении форм документов, необходимых для расследования и учета несчастных случаев на производстве, и положения об особенностях расследования несчастных случаев на производстве в отдельных отраслях и организациях» (далее – Положение).

Отнесение несчастных случаев к категории производственных (несчастных случаев на производстве) происходит исключительно по оценке основных и дополнительных определяющих признаков:

основные - выполнение работником трудовых обязанностей (работы по заданию организации или предпринимателя); совершение действий, обусловленных трудовыми отношениями с работодателем либо участием его в производственной деятельности; следование работника к месту выполнения работы (с работы) на закрепленном за ним или предоставленном работодателем транспортном средстве;

дополнительные — территория организации или место выполнения работ (задания), время и особые обстоятельства происшествия. Иные обстоятельства, включая отсутствие вины работодателя в несчастном случае, отсутствие опасных и вредных производственных факторов, нарушение пострадавшим требований правил и норм охраны труда и т. д., следует считать несущественными, а при разрешении вопроса о квалификации несчастного случая, как правило, не принимать во внимание.

Только наличие и сочетание основных и дополнительных определяющих признаков однозначно указывает на то, что несчастный случай подлежит расследованию и оформлению в порядке, установленном Положением (ТК РФ).

Несчастные случаи, квалифицированные комиссией как связанные с производством, по результатам расследования оформляются актом формы Н-1.

Расследуются в установленном порядке и могут квалифицироваться, по решению комиссии, как не связанные с производством следующие несчастные случаи:

- смерть вследствие общего заболевания или самоубийства, подтвержденная в установленном порядке учреждением здравоохранения и следственными органами;

- смерть или иное повреждение здоровья, единственной причиной которых явилось алкогольное, наркотическое или иное токсическое опьянение (отравление) работника, не связанное с нарушениями технологического процесса, где используются технические спирты, ароматические, наркотические и другие токсические вещества;

- несчастный случай, происшедший при совершении пострадавшим действий, квалифицированных правоохранительными органами как уголовно наказуемое деяние.

В ходе проведения расследования несчастных случаев необходимо обратить особое внимание на нарушения требований трудового законодательства, допускаемые должностными лицами организации по предотвращению причинения вреда жизни и здоровью работников.

При расследовании несчастных случаев, происшедших вследствие общего заболевания государственным инспектором труда в обязательном порядке необходимо запрашивать и получать не только медицинское заключение о причинах смерти, но и постановление органов следствия или суда.

Указанное постановление следственных органов необходимо для исключения возможного нанесения скачавшему работнику прижизненных телесных повреждений или доведения его до смерти в результате неправомерных действий коллектива (травли) или руководства.

Указанные несчастные случаи со смертельными исходом происшедшие вследствие общего заболевания госинспекторами труда, недолжны квалифицироваться как несчастные случаи несвязанные с производством основываясь только на заключениях Бюро СМЭ.

Анализ факторов, которые привели к смерти работника вследствие наличия у него общего заболевания должны исследоваться в обязательном порядке.

Так, в первую очередь исследуются условия труда работника, такие как соблюдение режима труда и отдыха.

Рассматривается вопрос обеспеченности работника средствами индивидуальной защиты.

Своевременное и качественное прохождение работником медицинских осмотров.

Проведение специальной оценки условий труда на его рабочем месте и ознакомление с ее результатами.

Предоставление работнику установленных законодательством гарантий и компенсаций за работу во вредных и (или) опасных условиях труда.

Решение о квалификации государственный инспектор труда принимает только на основе проведенного анализа.

В случае необходимости государственный инспектор труда рассматривает вопрос о назначении проведения судебно-медицинской экспертизы.

Судебно-медицинская экспертиза по данным делам позволяет установить факт наступления последствий в виде тяжкого вреда здоровью или смерти пострадавшего и устанавливает причинно-следственную связь между несчастным случаем и последствиями для здоровья потерпевшего.

При наличии указанных выше нарушений государственный инспектор труда имеет все основания квалифицировать несчастный случай как несчастный случай, связанный с производством с оформлением акта формы Н-1.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

За последние годы накоплен большой опыт расследования несчастных случаев. Органическая целостность и динамизм такого расследования требуют более обоснованного подхода к выявлению всего комплекса причин происшествия. При этом все возрастающую роль играют совершенствование планирования расследования, разработка предварительной версии несчастного случая и верное определение необходимых действий, проводимых комиссией для установления основных и сопутствующих причин случившегося, а также причин нарушения правил охраны и безопасности труда.

В ходе расследования несчастного случая должно быть налажено пол­ное взаимодействие между комиссией, работниками предприятия, соответствующих правоохранительных органов, свидетелями (очевидцами), пострадавшим и представителями общественности. Комплекс организационных мероприятий должен быть строго определенным, конкретным, разработанным во всех деталях. В ходе осмотра места происшествия необходимо выявить все трав­моопасные факторы, имевшие отношение к несчастному случаю или аварии; возможно, более пол­но смоделировать или воссоздать детали обстановки в момент несчаст­ного случая; а также установить круг лиц, допустивших нарушения за­конодательства о труде и правил по охране труда. Основными положени­ями при осмотре места происшествия являются: единство руководства; своевременность осмотра; его объективность, всесторонность и полнота; планомерность. Следует помнить, что осмотр - не механическое, визуальное восприятие того, что "лежит на поверхности". Это кропотливый поиск травмирующих факторов, упущений в работе по охране труда на данном предприятии, конструктивных недостатков оборудования. При опросе свидетелей, очевидцев, пострадавших и других лиц, име­ющих отношение к несчастному случаю, рекомендуется шире использо­вать звуко- и видеозапись.

Основная практическая цель расследования несчастного случая –разработать и затем осуществить такие мероприятия, которые предот­вратили бы повторение подобной ситуации с другими рабочими, уменьшили бы. вероятность таких происшествий. При анализе причин несчастных случаев или аварии комиссия должна не только правильно оценить состояние условий труда и производственного травматизма на данном предприятии, но и обосно­вать необходимость проведения тех или иных конкретных мероприятий по улучшению условий и охраны труда.

Четкое выполнение всех разработанных рекомендаций позволит квалифицированно провести расследование несчастного случая.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Конвенция Международной Организации Труда № 81«Об инспекции труда в промышленности и торговле» (Женева, 11.07.1947г.)

2. Международная классификация профессионального статуса (ICSE) (МОТ: Резолюция по международной классификации профессионального статуса (ICSE). Пятнадцатая международная конференция статистиков труда. Женева, январь 1993г.)

3. Соглашение о порядке расследования несчастных случаев на производстве, происшедших с работниками при нахождении их вне государства проживания.Москве 9 декабря 1994 года

4. Трудовой кодекс Российской Федерации

5. Федеральный закон РФ от 04.11.2014г. № 321 – ФЗ «О ратификации соглашения о порядке расследования несчастных случаев на производстве, происшедших с гражданами одного государства – члена Евразийского экономического сообщества при осуществлении трудовой деятельности на территории другого государства – члена Евразийского экономического сообщества»

6. Федеральный закон РФ от 24.07.1998г. № 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний»

7. Федеральный закон РФ от 31.05.2001г.№ 73 - ФЗ «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации»

8. Постановление Правительства Российской Федерации от 16.10.2000
№ 789 «Об утверждении Правил установления степени утраты профессиональной трудоспособности в результате несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний»

9. Постановление Правительства Российской Федерации от 15.12.2000
№ 967 «Об утверждении Положения о расследовании и учёте профессиональных заболеваний»

10.Постановление Правительства Российской Федерации от 02.03.2000
№ 184 (ред. от 31.12.2010) «Об утверждении Правил начисления, учёта и расходов средств на осуществление обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний»

11.Постановление Правительства Российской Федерации от 22.12.2011
№ 1084 «Об установлении коэффициента индексации размера ежемесячной страховой выплаты по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний»

12.Постановление Правительства Российской Федерации от 17.07.2000 № 529 «Об утверждении Положения об осуществлении обеспечения по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваниях лиц, имеющих право на его получение и выехавших на постоянное место жительства за пределы Российской Федерации»

13. Постановление Пленума Верховного суда Российской Федерации
от 10.03.2011 № 2 «О применении судами законодательства об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний»

14.Постановление Минтруда России от 24.10.2002 № 73 «Об утверждении форм документов, необходимых для расследования и учёта несчастных случаев на производстве, и Положения об особенностях расследования несчастных случаев на производстве в отдельных отраслях и организациях»

15.Приказ Минздравсоцразвития России от 24.02.2005 № 160 «Об определении степени тяжести повреждения здоровья при несчастных случаях на производстве»

16.Приказ Минздравсоцразвития России от 15.04.2005 № 275 «О формах документов, необходимых для расследования несчастных случаев на производстве»

17. Приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 30.12.2009 № 1045н «Об утверждении статистического инструментария по учёту пострадавшего от несчастного случая на производстве»

18. Приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 30.12.2009 № 1045н «Об утверждении административного регламента исполнения Федеральной службой по труду и занятости государственной функции по осуществлению федерального государственного надзора за соблюдением установленного порядка расследования и учёта несчастных случаев на производстве»

19. Приказ Минздравсоцразвития России от 07.11.2011 № 1325 «Административный регламент исполнения Федеральной службой по труду и занятости государственной функции по осуществлению Федерального государственного надзора за соблюдение требований, направленных на реализацию прав работников на получение обеспечения по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также порядка назначения, исчисления и выплаты пособий по временной нетрудоспособности за счёт средств работодателя»

20. Приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 12.05.2010 № 346н «Об утверждении порядка организации и производства судебно-медицинских экспертиз в государственных судебно-экспертных учреждениях Российской Федерации»

21. Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 14.03.2014 № 88 «Об организации мероприятий Федеральной службы по труду и занятости по социальной защите пострадавших»

22.Приказ Минтруда России от 25.10.2013 № 577н «Об утверждении Административного регламента предоставления Фондом социального страхования Российской Федерации государственной услуги по назначению обеспечения по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в виде единовременной и (или) ежемесячной страховых выплат застрахованному либо лицам, имеющим право на получение страховых выплат в случае его смерти»

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА
ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ

1. Что такое несчастный случай на производстве? Какие несчастные случаи должен расследовать работодатель?

2. Кто формирует комиссию по расследованию несчастного случая, который произошел с работником на территории работодателя?

3. Существует ли образец приказа о создании комиссии по расследованию несчастных случаев на предприятии?

4. Существуют ли какие-либо ограничения по численности и составу комиссии по расследованию несчастного случая?

5. Кто формирует, и кто возглавляет комиссию по расследованию группового несчастного случая, при котором пострадавшие получили повреждения здоровья, отнесенные к категории «легких»?

6. Кто не входит в состав комиссии по расследованию «легкого» несчастного случая на производстве?

7. Кто утверждает состав комиссии по расследованию смертельного несчастного случая на производстве?

8. Кто возглавляет комиссию по расследованию группового несчастного случая, происшедшего при эксплуатации производственного объекта, подконтрольного Ростехнадзору?

9. Кто формирует комиссию по расследованию несчастного случая, который произошел с работником за пределами территории работодателя?

10. Кто расследует и учитывает несчастный случай происшедший с работником при выполнении работы по совместительству?

11. Какие конкретные меры должно предпринять руководство организации для сохранения обстановки на месте происшествия?

12. Какие государственные органы работодатель должен известить о несчастном случае? Срок и форма извещения

13. Кому сообщает работодатель о случаях острого отравления?

14. Каковы обязанности работника предприятия при возникновении несчастного случая на производстве?

15. Каков порядок получения работодателем медицинского заключения о характере полученных работником повреждений?

16. В какой срок расследуется лёгкий несчастный случай?

17. Каков порядок расследования несчастного случая на производстве, при котором нетрудоспособность у пострадавшего наступила не сразу?

18. Имеет ли пострадавший при страховом несчастном случае право получить на руки оформленный Акт формы Н-1?

19. Как оформляется несчастный случай, при котором пострадали два работника: один получил травму, относящуюся к категории «легкая», другой - «тяжелая»?

20. Во время производственной практики в структурном подразделении предприятия студент колледжа получил травму. Каковы особенности проведения расследования данного несчастного случая? Кто проводит расследование?

21. B ходе плановой проверки организации государственной инспекцией труда выявлен Акт (форма Н-1), составленный три года назад, не соответствующий материалам расследования. Какими правами в этом случае наделен государственный инспектор труда?

22. Какие несчастные случаи, произошедшие на производстве, включаются в ежегодный статистический отчет по форме №7-травматизм «Сведения о травматизме на производстве и профессиональных заболеваниях»?

23. Сроки хранения акт Н-1 на предприятии?

24. Какой документ составляется для продления срока расследования несчастного случая?

25. Кому и в какой срок сообщается о несчастных случаях, которые перешли из категории тяжелых в категорию смертельных?

23.Кто возглавляет комиссию по расследованию смертельного несчастного случая, происшедшего в результате катастрофы или аварии или иного повреждения транспортного средства?

24.Для проведения расследования несчастного случая необходимо провести технические расчеты, провести лабораторные исследования, испытания, привлечь для этих целей специалистов-экспертов, за чей счет проводится эта работа?

26. Какие документы, кому и в какой срок обязан направить работодатель после окончания расследования несчастного случая?

27. Кто рассматривает разногласия по вопросам расследования, оформления и учета несчастных случаев на производстве?

28. Какой документ составляет государственный инспектор труда при выявлении сокрытого несчастного случая на производстве?

29. К каким видам ответственности может быть привлечён работодатель после окончания расследования несчастного случая?

30. Какие несчастные случаи могут квалифицироваться как несчастные случаи, не связанные с производством?

Наши рекомендации