Виды транспорта, их краткая технико-экономическая характеристика и сферы их применения
Роль и значение транспорта в народном хозяйстве страны.
Транспорт является важнейшей составной частью экономической системы РФ. В условиях рыночных отношениях всё больше внимания уделяется вопросам совершенствования системы взаимодействия каждого отдельного вида транспорта с грузоотправителями и грузополучателями, определяющим для финансового благополучия ж/д т является выполнение основного требования:
- обеспечение своевременного качественного и полного удовлетворение потребностей предприятий, организаций и населений в перевозке.
Именно в развивающийся конкурентной борьбе формируется в настоящее время транспортная система страны. Все виды транспорта образуют единую транспортную сеть страны, в состав которой входят:
-Наземные: трубопровод железнодорожный, автомобильный, канатные дороги
-Подземные: Метрополитен
-Водный: Морской и речной
-Воздушный: авиационный
В процессе производства транспорт делится: Магистральный(обеспечивает экономические связи между производителями и потребителями продукции а также пассажирские перевозки) и Промышленный(обеспечивающий в основном технологические нужды производства.
Основные показатели работы транспорта.
Транспорт не создает нового вещественного продукта, а лишь изменяет положение перевозимых грузов и людей в пространстве.
К показателям, отражающим работу по перевозкам на железнодорожном транспорте, относятся:
-отправление грузов;
-погрузка, выгрузка;
-грузооборот
-отправление пассажиров
-пассажирооборот
-грузонапряженность
-оборот вагона
-себестоимость
-производительность труда
Вид транспорта | грузооборот | Пассажирооборот |
Железнодорожный | 35,3 | 43,2 |
Автомобильный | 3,6 | 42,8 |
Морской | 3,7 | |
Речной | 0,2 | 0,2 |
воздушный | 0,1 | 13,8 |
нефтепровод | 55,1 |
виды транспорта, их краткая технико-экономическая характеристика и сферы их применения.
Трубопроводный- предназначен для транспортировки жидких и газообразных продуктов с мест добычи. В России эксплуатируется созданная сеть. Эта трубопроводная сеть дает возможность наравне с внутренними поставками осуществлять экспорт нефти в страны Центральной и Западной Европы транзитом через Белоруссию и Украину. По трубопроводам перемещается более 95% добываемой нефти.
Достоинства: -трубы можно прокладывать любого диаметра, в прямом направлении от места производства к месту потребления; -самая низкая себестоимость перевозок; -минимальные потери груза при транспортировке.
Недостатки: -транспортирует только жидкое или газообразное состояние груза.
Морской транспорт- обслуживает внешние государственные перевозки. За последние десять лет доля участия российских судов во внешнеторговых перевозках упала с 80% до 12%. Объем внутригосударственных перевозок незначителен.
Достоинства: -большая грузоподъемность, -дальность перевозок, -низкая себестоимость.
Недостатки: -сезонность перевозки, - функционирует только между портами, -низкая скорость доставки.
Речной- один из самых доступных видов транспорта. Обслуживает дальние и местные перевозки, маршруты которых совпадают с движением рек и каналов. Обладает высокой провозной способностью. Перевозка массовых грузов. Обходятся значительно дешевле, чем на железнодорожном транспорте.
Достоинства: -естественность путей: нет капитальных затрат на строительство и освоение; -низкая себестоимость перевозки при дальности расстояния; -малое сопротивление движению
Недостатки: -сезонность работы, -малая скорость доставки, -извилистость путей.
Автомобильный- один из самых распространенных, выступает и как самостоятельный, и как вспомогательный транспорт. На короткопробежных перевозках автомобильный транспорт является наиболее экономичным, благодаря значительно меньшим расходам по начальным и конечным операциям по сравнению с железнодорожным транспортном.
Достоинства: -большая маневренность, благодаря чему груз может быть доставлен от места погрузки отправителем до склада получателя. –скорость доставки, -эффективен при перевозке пассажиров.
Недостатки: -высокая себестоимость, - маленькая грузоподъемность.
Воздушный- это самый скоростной вид транспорта, обеспечивающий беспосадочные полеты на большие расстояния со скоростями 1000км/ч и выше. Преимущественно используется для пассажирских перевозок, кроме того, для перевозок пушнины, живой рыбы ,цветов и т.д.
Достоинства: -возможность быстрой организации регулярной связи между любыми районами страны, -кратчайшие расстояния, короче соответствующих маршрутов по железным дорогам на 25-30 %, по морским и речным на 50%, - требует меньших удельных капиталовложений.
Недостатки: -зависит от метерологических условий, -значительный расход топлива, -высокая себестоимость перевозок.
Железнодорожный транспорт- этот вид транспорта наиболее приспособлен к массовым перевозкам, функционирует днем и ночь независимо от времени года и атмосферных условий. Железные дороги приносят жизнь в трудодоступные местности помогают освоить природные богатства нашей Родины.
Достоинства: -высокая провозная способность, -способность осваивать массовые потоки грузов и пассажиров, -сравнительно небольшая себестоимость перевозок, -высокая скорость доставки, -большая гибкость и маневренность при выполнении перевозок, -универсальный вид транспорта для всех грузов.
Недостатки: -требует больших капитальных вложений, зависящих от топографических, климатических и экологических условий, -высокая доля расходов, мало зависящих от размеров движения.
Железные дороги по сравнению с другими видами транспорта в меньшей степени воздействуют на окружающую среду и имеют меньшую энергоемкость перевозочной работы.