Организация и технология работы в зоне ТО
Назначение и специализация отделения.
Зона ТО предназначена для проведения технического обслуживания и диагностирования Д-1 автомобилей. Основное содержание работ ТО-1 и ТО-2. Первое и второе технические обслуживания предназначаются для снижения интенсивности износа деталей, выявления и предупреждения отказов и неисправностей автомобилей. Они выполняются в плановом порядке через определенный пробег автомобилей, рекомендуемый действующим положением [18].
На величину пробега между ТО автомобилей оказывает влияние большое количество различных факторов, которые не могут быть в полной мере учтены в единых нормативах. Поэтому на передовых АТП периодичность ТО систематически уточняется.
Сезонное техническое обслуживание проводится 2 раза в год при подготовке автомобилей к эксплуатации в холодное и теплое время года и, как правило, приурочивается к выполнению очередного ТО-2.
При ТО-1 и ТО-2 выполняют контрольно-диагностические, регулировочные, крепежные, электротехнические, шинные, смазочно-очистительные работы, работы по обслуживанию приборов системы питания двигателя и при этом обычно выявляется необходимый сопутствующий текущий ремонт автомобилей. Более детальный, чем рекомендуется в Положении, перечень работ систематически составляется и публикуется отдельно по маркам и моделям автомобилей. На передовых АТП рекомендуемый в литературе перечень работ систематически уточняется применительно к конкретным условиям эксплуатации автомобилей.
Нормативы трудоемкости ТО-1 и ТО-2 приводятся в Положении [18]. Они зависят от конструкции автомобилей и размеров АТП. Так, например, трудоемкость ТО-1 различных автомобилей по положению колеблется от 2,2 до 16,4 чел-ч, а ТО-2 — от 7,2 до 76,9 чел-ч.
Общее диагностирование Д-1 проводится с периодичностью ТО-1. Оно в основном предназначено для обеспечения первичного и заключительного диагностирования механизмов, обеспечивающих безопасность движения, в процессе ТО-1.
Кроме того, посты и средства Д-1 используются для регулировок и заключительного диагностирования тормозов и механизмов переднего моста автомобилей, прошедших ТО-2 или текущий ремонт. Поэтому посты (линии) диагностирования оснащаются стационарными роликовыми стендами, обеспечивающими углубленный контроль, выполнение регулировочных работ и заключительных проверок автомобиля. С помощью переносных приборов проводится диагностирование систем питания и зажигания.
Организация обслуживания ведется методом специализированных бригад. Организацией труда методом специализированных бригад называется такая форма организации, при которой бригада рабочих выполняет определенный вид ТО или ремонта автомобилей.
При такой организации труда отдельные специализированные бригады создаются для выполнения ЕО, ТО-1, ТО-2 и ТР автомобилей. На каждую специализированную бригаду возлагается своевременное и качественное выполнение соответствующего вида ТО или ремонта по всем автомобилям АТП. Специализированные бригады в зависимости от численности рабочих возглавляют начальники, механики или бригадиры.
В состав специализированных бригад входят рабочие различных специальностей, необходимых для выполнения всего объема работ соответствующего вида ТО: слесари, авторегулировщики, автоэлектрики, кузовщики, смазчики и др. За каждым рабочим специализированной бригады по ТО автомобилей закрепляют определенные виды работ: крепежные, регулировочные, смазочно-очистительные, электротехнические, кузовные и др. Часто за конкретными рабочими закрепляют отдельные операции. Перечень операций, выполняемых каждым исполнителем, определяется в конкретных условиях с учетом программы работ, конструкции автомобиля, устройства постов, принятого метода организации обслуживания, числа рабочих на посту и т. п. При такой организации труда объем работ, выполняемых на автомобиле, распределяется между рабочими любым способом.
Это позволяет при проектировании организации труда равномерно загрузить рабочих и посты. Однако осуществление этих проектов на практике затруднено отсутствием эффективного стимулирования рабочих за выполнение установленных заданий.
Режим работы зоны ТО.
Под режимом работы производства обычно понимают продолжительность и время работы различных производственных подразделений АТП за сутки. Он зависит от графика работы подвижного состава на линии, величины производственной программы, числа имеющихся постов, обеспеченности автохозяйства производственными помещениями и оборудованием.
Режим работы периодически изменяют и постоянно приспосабливают к условиям производства и принимают такой, при котором обеспечиваются своевременное и качественное выполнение производственной программы, минимальные простои автомобилей и затраты на ТО и ремонт. Время выполнения ЕО и ТО-1, поскольку они производятся в межсменное время, устанавливается по результатам анализа графика работы автомобилей на линии и времени пребывания их на АТП (рис. 2.1.).
Рис. 2.1. Суточный график выпуска и возврата автомобилей на АТП и время выполнения ТО и ремонта подвижного состава:
1 — все автомобили находятся на АТП и можно выполнять все виды обслуживания и ремонта подвижного состава; 2 — период выпуска и возврата автомобилей, часть этого времени может быть использована для выполнения обслуживания и ремонта; 3 — в АТП остались автомобили, находящиеся в ТО-2 и текущем ремонте; Тор — период суток, который можно использовать для производства ТО и ремонта подвижного состава.
ТО-2 обычно выполняют в одну дневную смену. При надлежащей организации производства объем работ ТО-2 нужно выполнять в межсменное время в одну рабочую смену, что позволит повысить техническую готовность и использование парка. При работе производства в одну первую смену достигается наилучшее использование рабочего времени всех специалистов.
Однако в первую смену наблюдается наибольшая потребность в автомобилях на линии, и поэтому обычно большая часть производственной программы выполняется во вторую я третью смены. Когда автомобили простаивают в ожидании постов, необходимо увеличивать продолжительность работы на соответствующих постах (до трех рабочих смен). Увеличение времени работы производства в сутки является резервом при необходимости выполнения большей производственной программы. Когда увеличение времени работы не обеспечивает выполнения производственной программы, необходимо особое внимание уделять улучшению качества ТО и ремонта и повышению ответственности водителей за техническое состояние автомобилей. Эти мероприятия обеспечивают значительное увеличение периодичности и снижение трудоемкости ТР, а следовательно снижают и загрузку производственной базы и производственного персонала.
В соответствии с вышеизложенным принимаем режим работы зоны в две смены: проведения ТО-1 предусматривается во вторую смену, а ТО-2 – в первую.
В зоне работают 4 человека.
начало работы – 8.00 ч.
продолжительность смены – 7 часов
перерыв – 1 час
окончание работы – 24.00 ч
На ТО автомобилей на данной станции приходится 15,4% общей трудоемкости работ. Это составляет 12228 чел.час