Классификация основных функциональных областей вспомогательного производства
Базой деятельности любого предприятия является основное и вспомогательное производство. Как известно, процесс производства, нацеленный на выпуск продукции и образующий основную деятельность, согласно учредительным документам, называется основным производством. Обычно оно связано с использованием различных ресурсов: сырья, энергии, материалов, топлива, трудовых ресурсов, основных фондов, а также прочих затрат.
К ним относят:
· прямые трудовые затраты;
· прямые материальные расходы;
· косвенные затраты, а также накладные расходы производственного назначения.
Согласно экономическому содержанию, затраты, включаемые в производственную себестоимость, группируют по следующим параметрам:
· производственные материальные затраты;
· отчисления на страхование работников;
· расходы по оплате труда;
· амортизация основных средств, нематериальных активов компании производственного назначения;
· другие затраты.
Следует отметить, что в состав материальных затрат, включаемых в производственную себестоимость любой продукции, включаются следующие статьи:
· покупные комплектующие и полуфабрикаты;
· материалы и сырье, приобретенное на стороне;
· покупные материалы, нужные в процессе производства товаров;
· услуги и работы производственного характера, выполняемые другими предприятиями либо физлицами.
Учет вспомогательного производства.
Для эффективного, нормального функционирования основного производства в организациях создается ряд вспомогательных производств, нужных для обеспечения энергией, тарой, ремонтными и транспортными услугами, инструментами и др.
Основные виды вспомогательных производств - это:
· энергетический вид, производящий и распределяющий тепловую, электрическую и другую энергию, пароснабжение, водоснабжение; обеспечивающий сжатым воздухом, вентиляцией, позволяющий проводить монтаж и ремонт;
· транспортный, выполняющий функции погрузки–разгрузки, различные транспортные работы, сопровождение и экспедицию сопровождение грузов в пути, а также функцию обслуживания транспортных средств и т.д.;
· ремонтный, обеспечивающий монтаж, обслуживание, модернизацию, основных средств, а также изготовление, восстановление строительных деталей, запасных частей и различных конструкций;
· тарный вид, для изготовления, ремонта тары.
Вспомогательное производство - это часть производственной деятельности предприятия, необходимая для обслуживания основного производства и обеспечения бесперебойного изготовления и выпуска его продукции.
Вспомогательное производство решает следующие задачи, не менее важные, чем те, которые решает основное. Например, это:
- изготовление и ремонт технологической оснастки, тары и специнструмента и снабжение ими основных цехов;
- обеспечение предприятия всеми видами энергии;
- ремонт энергетического, транспортного и механического оборудования, контрольно-измерительной аппаратуры;
- уход и надзор за оборудованием;
- ремонт зданий и сооружений и хозяйственного инвентаря;
- приёмка, хранение и выдача в цеха предприятия сырья, материалов, полуфабрикатов и др.
К вспомогательному производству может быть отнесена деятельность транспортного и складского хозяйства предприятия.
Вспомогательное производство определяется особенностями основного производства, размерами предприятия и его производственными связями. Вспомогательное производство в основном осуществляется во вспомогательных цехах.
В составе крупных комбинатов и объединений (например, металлургический, химический и др.) создаются специализированные цеха и предприятия по обслуживанию основного производства.
Перспективное направление совершенствования вспомогательного производства - передача наиболее ответственной и трудоёмкой части вспомогательных работ специализированным предприятиям, обслуживающим промышленность некого района. Это позволяет применять во вспомогательном производстве высокопроизводительную технологию и передовые методы производства, удешевлять выполнение соответствующих работ на предприятиях, обслуживаемых специализированными ремонтными, инструментальными и другими базами, обеспечивать рост производительности труда.
По мере технического совершенствования основного производства необходимо параллельное развитие вспомогательного производства и повышение его технического и организационного уровня. На крупных предприятиях и объединениях вспомогательное производство следует развивать на основе централизации и специализации работ, обеспечивающих его наибольшую эффективность. В состав каждого промышленного предприятия входит определенный комплекс цехов, участков и служб так называемого вспомогательного хозяйства.
Структура вспомогательного хозяйства предприятия состоит из следующих элементов:
- вспомогательные цеха: ремонтно-механические, энергетические, инструментальные и ряд других (в зависимости от специфики отраслей промышленности);
- обслуживающего хозяйства (транспорт, склады и пр.) службы в основных производственных цехах.
Рабочие, занятые в этих подразделениях, относятся к вспомогательным рабочим.
Основное назначение вспомогательного хозяйства - обеспечение профилактическим, предупредительным обслуживанием нормального протекания основных производственных процессов <http://www.peo.su/?p=135> и устранение возникающих перебоев в производстве.
Вспомогательные работы и функции обслуживания по степени их связи с основным производством подразделяются: на выполняемые непосредственно в составе основного производства; на непосредственно не связанные с основным производством, которые могут быть выполнены отдельно от него.
Соответственно, и вспомогательные рабочие подразделяются на две группы.
Что касается резервов повышения производительности труда, то данное в значительной мере заключается в совершенствовании организации и технической оснащенности вспомогательных работ.
Совершенствование техники и организации вспомогательного производства предприятия представляет систему мер, направленных на улучшение обслуживания основного производства, в целях общего повышения эффективности производства.
Система рационального обслуживания производства предусматривает:
- специализацию и централизацию на предприятиях важнейших функций обслуживания, которые могут быть отделены от процесса непосредственного изготовления продукции;
- технологическое регламентирование выполнения транспортно-складских, погрузочно-разгрузочных <http://www.peo.su/?p=369> и других вспомогательных работ на основе применения принципов комплексной технологии и увязывание его с работами по техническому перевооружению предприятия;
- механизацию транспортно-складских, погрузочно-разгрузочных работ на основе типовых решений, унификации средств механизации;
- концентрацию транспортно-складских и погрузочно-разгрузочных работ на крупных предприятиях, выполнение их единым транспортно-складским цехом предприятия ;
- проведение работ по ремонту промышленных зданий и сооружений специализированными ремонтно-строительными организациями;
- совершенствование ремонтного хозяйства предприятий;
- выбор вариантов выполнения всех операций по обслуживанию, которые были бы связаны с наименьшими затратами труда и средств;
- сокращение объема работ на основе рационализации и совмещения операций по обслуживанию с основными производственными процессами;
- производительное использование машин и механизмов, применяемых при осуществлении транспортных, ремонтных, инструментальных, контрольно-сортировочных и других работ;
- внедрение сравнительного анализа, рациональных форм организации, научно обоснованных методов нормирования, планирования и учета труда.
Вполне очевидно, что состав и масштабы вспомогательного производства определяются особенностями основного производства, размерами предприятия и его производственными связями.
26 Классификация основных функциональных областей сервисного обеспечения (обслуживающего хозяйства).
В состав каждого промышленного предприятия входит определенный комплекс цехов, участков и служб так называемоговспомогательного производства (хозяйства).
Структура вспомогательного хозяйства предприятия состоит из следующих элементов:
- вспомогательные цеха: ремонтно-механические, энергетические, инструментальные и ряд других (в зависимости от специфики отраслей промышленности);
- обслуживающего хозяйства (транспортно-складского и вспомогательного участка);
- службы в основных производственных цехах.
Рабочие, занятые в этих подразделениях, относятся к вспомогательным рабочим.
Основное назначение вспомогательного хозяйства — обеспечение профилактическим, предупредительным обслуживанием нормального протекания основных производственных процессов и устранение возникающих перебоев в производстве.
Вспомогательные работы и функции обслуживания по степени их связи с основным производством подразделяются:
- на выполняемые непосредственно в составе основного производства;
- на непосредственно не связанные с основным производством, которые могут быть выполнены отдельно от него.
Соответственно и вспомогательные рабочие подразделяются на две группы.
Как показывает анализ, резервы повышения производительности труда в значительной мере заключаются в совершенствовании организации и технической оснащенности вспомогательных работ. Например, в промышленности СССР всеми видами обслуживания промышленного производства была занята почти половина всех рабочих.
Совершенствование техники и организации вспомогательного производства предприятия представляет систему мер, направленных на улучшение обслуживания основного производства, в целях общего повышения эффективности производства.
Система рационального обслуживания производства предусматривает:
- специализацию и централизацию на предприятиях важнейших функций обслуживания, которые могут быть отделены от процесса непосредственного изготовления продукции;
- технологическое регламентирование выполнения транспортно-складских, погрузочно-разгрузочных и других вспомогательных работ на основе применения принципов комплексной технологии и увязывание его с работами по техническому перевооружению предприятия;
- механизацию транспортно-складских, погрузочно-разгрузочных работ на основе типовых решений, унификации средств механизации;
- концентрацию транспортно-складских и погрузочно-разгрузочных работ на крупных предприятиях, выполнение их единым транспортно-складским цехом предприятия ;
- проведение работ по ремонту промышленных зданий и сооружений специализированными ремонтно-строительными организациями;
- совершенствование ремонтного хозяйства предприятий;
- выбор вариантов выполнения всех операций по обслуживанию, которые были бы связаны с наименьшими затратами труда и средств;
- сокращение объема работ на основе рационализации и совмещения операций по обслуживанию с основными производственными процессами;
- производительное использование машин и механизмов, применяемых при осуществлении транспортных, ремонтных, инструментальных, контрольно-сортировочных и других работ;
- внедрение сравнительного анализа, рациональных форм организации, научно обоснованных методов нормирования, планирования и учета труда.
Варианты размещения производственного оборудования.
Варианты размещения оборудования
Существует три основных варианта размещения.
· Функциональное (технологичное) размещение. Применяется в основном в позаказном и серийном производстве. Вместе группируется оборудование, выполняющее схожие функции. При серийном производстве такой технологический участок будет включать в себя все станки, выполняющие одну и ту же стадию процесса, а также всех обслуживающих их рабочих, и представляет собой отдельно контролируемую единицу. В процессе оптимизации такой схемы размещения обычно стремятся максимизировать использование пространства и минимизировать транспортировку заготовок. Функциональное размещение требует соответствующего управления. В качестве единиц планирования и учета выступают отдельные участки. Контроль качества обычно осуществляется на границах участков, перед тем, как допустить детали до следующей стадии процесса. Функциональное размещение допускает гибкость, чтобы работники могли обслуживать любое оборудование в рамках одного участка. Изменения в общем объеме выпуска продукции могут сказаться на степени загруженности оборудования, изменения в номенклатуре – не должны.
· Размещение по видам продуктов (предметное). В данном типе размещения оборудование и рабочая сила приписываются к какому-то одному продукту. Как правило, при этом организуется поточная линия, с приводом или без. Рабочие места располагаются в порядке стадий технологического процесса и обычно сближены настолько, чтобы хватало места только для межоперационного задела между ними. В случае применения механического конвейера такие заделы иногда создаются за счет удлинения конвейерной ленты между операциями. Структура управления отражает структуру планировки: мастера отвечают за отдельные линии, а не за отдельные технологические этапы. Размещение по видам продуктов обладает малой гибкостью, поскольку поточная линия обладает фиксированной производительностью для данного продукта. Падение спроса на него приводит к недозагрузке мощностей, рост – к невозможности его удовлетворить. Темп выпуска готовой продукции на поточной линии определяется скоростью самой медленной операции, отсюда следует, что для эффективного функционирования линия должна быть сбалансирована: каждая стадия должна занимать примерно одинаковое время. Поскольку оборудование работает на выпуск всего одного продукта, имеет смысл потратить время на разработку максимально эффективного техпроцесса. Для грубой оценки достаточно будет рассчитать трудоемкость выполнения недельного плана выпуска продукции.
Если для производства 1000 единиц продукции в неделю требуется 800 рабочих часов, а длительность рабочей недели составляет 35 часов, то для выполнения плана потребуется 23 оператора. Это означает, что поточная линия должна состоять из 23 стадий. Так как трудоемкость изготовления одной единицы продукции равняется 800/1000, или 48 минутам, средняя длительность операций на одной стадии должна быть равна 48/23, или 2,09 минуты.
Эффективность работы всей линии зависит от того, насколько близко каждая ее стадия подходит к идеальному времени. Стадию, которую невозможно разбить па отдельные операции, можно продублировать, чтобы она отнимала не 5 минут, а, например, 2,5, если ее параллельно будут выполнять два оператора. Дальнейшее распараллеливание, как правило, приводит к излишней усложненности технологического процесса.
При тщательной разработке поточной линии можно добиться от нее очень высокой производительности, поскольку основная масса непроизводительной работы будет устранена. Это, однако, неприменимо в случае организации по работам или проектам, где в первую очередь важна гибкость.
· Размещение по группам операций (технологий). Нередко случается, что при недостаточно большом для предметного распределения объеме выпуска можно сгруппировать продукты по семействам, основываясь на схожести их технологических процессов. При этом необходимо учитывать непосредственно последовательности операций, которые, впрочем, не обязательно должны быть идентичны у каждого продукта в семействе, а также тип и размер необходимых станков. Общий объем выпуска по семейству может быть достаточно большим для предметной организации производства. Размещение оборудования по группам технологий обычно приводит к появлению мелких замкнутых рабочих участков взамен дорогих поточных линий и может применяться лишь для отдельной части технологического процесса. Преимущества данного размещения включают в себя сокращение времени наладки оборудования, площадей для хранения запасов, пути, который проходит деталь и длительности технологических переходов. Еще важнее то, что тесная связь работников и мастеров с небольшим семейством продуктов ведет к повышению опыта и компетентности. Операторы сами отмечают, что, когда они видят, как их изделие переходит на финальные стадии и превращается в готовый продукт, их мотивация повышается. Такое редко происходит при технологическом или предметном размещении оборудования.
Планировка производственных помещений
Идеальным подходом к составлению плана размещения оборудования будет учет стоимостных факторов всех определенных ранее показателей с последующим проведением оптимизации всех затрат. На практике такое обычно недостижимо. Обычно сначала выявляются ограничения, которые жестко зафиксированы и не могут быть изменены (размеры здания, расположение входящих и исходящих потоков товаров и т. д.). Затем минимизируются издержки от неиспользованных площадей и потери времени на транспортировку и передачу деталей.
Размещение оборудования начинается с плана помещений, на котором должны быть отражены все постоянные двери и окна, внутренние несущие стены и колонны. Все неструктурные сооружения можно игнорировать. Если толщина пола непостоянна, это также следует отметить на плане, чтобы тяжелое оборудование не попало на участок с тонким полом. План может представлять собой масштабный чертеж, выполненный на миллиметровой бумаге. В отдельных случаях на схему расположения помещений накладываются заранее заготовленные квадратики, пропорциональные размерам станков и машин.
Как вариант, можно воспользоваться специальными пластиковыми конструкторами, позволяющими одновременно учитывать и высоту. Третьим способом является компьютерное моделирование площадей.
Обычно основное внимание уделяют транспортировке, поэтому необходимо сразу определить маршруты с наибольшим движением деталей и минимизировать их. Для выявления наиболее важных маршрутов удобнее всего пользоваться маршрутными (или технологическими) картами. Проиллюстрируем их использование на следующем примере.