Определение точки безубыточности и целевой прибыли
В условиях рыночной экономики перед предприятием стоит задача не только точно рассчитать затраты на производство продукции, но и предвидеть их изменение при любой динамике объемов продаж, т. е. разные объемы требуют разных по объему и структуре издержек. Практически необходимым становится деление издержек на постоянные и переменные. Постоянные издержки (ТFС) не зависят от объема выпуска продукции в краткосрочном периоде. Переменные издержки (ТVС) меняются вместе с объемом выпуска продукции и обычно определяются этим объемом.
Методика основана на определении: 1) объема реализации, который покрывает всю сумму постоянных затрат и сумму переменных затрат, приходящихся на этот объем; 2) объема реализации, который будет компенсировать переменные расходы, связанные с производством и реализацией этого объема продукции, и формировать прибыль, т. е. до определенного момента (назовем его точкой безубыточности), вся выручка от реализации идет на компенсацию затрат, а после этой точки безубыточности из выручки формируется прибыль.
Валовую прибыль, приходящуюся на единицу продукции (на одно изделие) и определяемую как разность между ценой товара и переменными расходами на единицу товара, в зарубежной экономической литературе называют маржинальной.
Объем продаж, обеспечивающий покрытие всей суммы постоянных затрат и суммы переменных затрат на этот объем (точка безубыточности Qкр), определяется по формуле
ТFС
Qкр = –––––– ,
P – VC
где ТFС – сумма постоянных затрат на весь объем реализации, руб.;
P – цена единицы изделия, руб.;
VC – удельные переменные затраты на единицу продукции, руб.;
(P – VC) – маржинальная прибыль, руб.
Если определять, каким должен быть объем продаж, чтобы достигнуть заданной (или целевой) прибыли, необходимо:
∑Пр ТFС + ∑Пр
Qпр = Qкр + –––––––– , или Qпр = ––––––––––– ,
Рн – VC Pн – VC
где Qпр – объем продаж, необходимый для получения целевой суммы прибыли, шт.;
∑Пр – целевая сумма прибыли, руб.;
(Pн– VC) – маржинальная прибыль, руб.;
Pн – новая цена единицы изделия, руб.;
VC – удельные переменные затраты на единицу продукции, руб.
Для выполнения расчетов задания необходимо помнить, что сумма всех затрат определяется по формуле
ТС = ТFС + ТVС,
где ТС – сумма всех затрат на весь объем реализации, руб.;
ТFС – сумма постоянных затрат на весь объем реализации, руб.;
ТVС – сумма переменных затрат на весь объем реализации, руб.
Себестоимость единицы изделия – это сумма удельных постоянных и переменных затрат:
С = FС + VC,
где С – себестоимость единицы изделия, руб.;
FС – удельные постоянные затраты на единицу продукции, руб.;
VC – удельные переменные затраты на единицу продукции, руб.
Уровень рентабельности определяется как отношение прибыли на единицу продукции к себестоимости единицы продукции и выражается в процентах.
Примеры решения задач
Задача 1.А. У фирмы имеется возможность заключить договор на поставку 5 000 шт. изделий по цене 350 у. е. за штуку. Переменные расходы на единицу продукции составляют 125 у. е. Сумма постоянных расходов равна 700 000 у. е. Требуется определить минимальный объем заказа (в натуральных показателях), обеспечивающий безубыточность фирмы.
Решение.
Рассчитываем точку безубыточности:
700 000 : (350 – 125) = 3 111 шт.
Производство 3 111 шт. покрывает все постоянные и переменные расходы.
Производство и продажа остальных 1 889 шт. (5 000 – 3 111) дает прибыль. Сумма прибыли будет равна:
1889 ∙ (350 – 125) = 425 тыс. у. е.
Б. Если за заключение договора идет конкурентная борьба, то фирма может предложить более выгодные условия заказчику, снизив цену на продукцию. Фирма при этом должна учитывать, что для получения той же прибыли, что и при прежней цене, ей необходим заказ на большее количество изделий.
Если фирма снизит цену до 280 у. е., то точка безубыточности переместится с 3 111 шт. в точку со значением 4 516 шт.:
700 000 : (280 – 125) = 4 516 шт.
Для получения той же прибыли, что и при цене 350 у. е., фирме надо иметь заказ на производство 7 258 шт.
4 516 + 425 000 : (280 – 125) = 7 258 шт.
Если при этом рентабельность продукции не ниже среднеотраслевой, то сделку можно считать удачной.
В. Фирма уже имеет заказ на 5 000 шт. изделий по цене 280 у. е. и покрывает этим заказом все постоянные расходы. Выручка составляет 1 400 000 у. е. (5 000 ∙ 280), постоянные расходы – 700 000 у. е., сумма переменных затрат – 625 000 у. е. (5 000 ∙ 125) и соответственно прибыль составит 75 000 у. е.
Усложним пример. Этой прибыли недостаточно для реализации задуманных программ. Фирма предполагает, что при загрузке имеющихся мощностей можно выпустить дополнительный объем продукции 3000 шт. Находится и покупатель этой партии товара, но на условии – по цене 210 у. е.
Надо помнить, что вся сумма постоянных расходов была компенсирована продажей 4 516 шт. первой партии: 700 000 : (280 – 125). И сейчас затраты фирмы сведутся только к переменным расходам, а прибыль по изделию – к маржинальной.
Прибыль от реализации второй партии (по цене 210 у. е.) составит: 3 000 ∙ (210 – 125) = 255 000 у. е., а общая сумма прибыли от реализации всех 8 000 шт. изделий: 75 000 + 255 000 = 330 000 у. е.
Таким образом, продажа 5 000 шт. изделий по цене 280 у. е. обеспечивает прибыль от реализации 75 000 у. е., продажа еще 3 000 шт. по цене 210 у. е. дает прибыль от реализации 255 000 у. е.
Задача 2.Определить точку безубыточности и объем продаж, обеспечивающий получение прибыли. Исходные данные задачи и необходимые для расчета показатели представлены в табл. 27.
Рассчитать по варианту 1недостающие показатели.
Решение.
1. Сумма постоянных затрат на весь объем реализации составит:
3 500 ∙ (35 000 – 25 000) = 35 000 000 руб.
2. Зная уровень рентабельности и себестоимость единицы, определим цену единицы продукции:
(Р – 35 000) : 35000 ∙ 100 = 12,
следовательно, цена составит: 35 000 + 35 000 ∙ 0,12 = 39 200 руб.
3. Прибыль на единицу изделия составит:
39 200– 35 000 = 4 200 руб.
4. Точка безубыточности рассчитывается следующим образом:
35 000 000 : (39 200 – 25 000) = 2 465 шт.
5. Объем реализации, обеспечивающий получение прибыли:
3 500 – 2 465 = 1 035 шт.
Т а б л и ц а 27.Расчет точки безубыточности и объема продаж,