Экономика предприятия: Учебник для ВУЗов/Под ред. Проф. В.Я. Горфинкеля, проф. В.А. Швандара. Изд. 3-е изд., перераб. и доп.
Таблица 10- Расчет рабочего времени одного рабочего
Наименование показателя | Формула расчета | Значение показателя |
1. Количество календарных дней в году, дн.; | - | |
2. Количество праздничных и выходных дней в году, дн.; | - | |
3. Номинальный фонд рабочего времени: | ||
3.1. номинальный фонд рабочего времени, дн.; | стр. 1 – стр. 2 | |
3.2. номинальный фонд рабочего времени, час..; | стр. 3.1 * 8 час. | |
4. Планируемые потери рабочего времени, дн. (в том числе согласно российского трудового законодательства): | - | - |
4.1. очередной отпуск; | - | |
4.2. прочие плановые потери (ученические отпуска, плановые потери времени по болезни); | - | |
5. Эффективный фонд рабочего времени, дн.; | стр. 3.1. – (стр. 4.1 + стр. 4.2.) | |
6. Длительность смены, час.; | - | |
7. Эффективный фонд рабочего времени, час.; | стр. 5 * стр. 6 | |
8. Сокращенная длительность смены в предпраздничные дни, час.; | Например, 8 предпраздничных дней по 1 часу | |
9. Планируемые потери рабочего времени по прочим причинам (сокращенный рабочий рабочих, работающих во вредных условиях, сокращенный рабочий день подростков и т.п.) | - | |
10. Действительный фонд рабочего времени, час. | стр. 7 – (стр. 8 + стр. 9) |
Если в расчетах численности участвует значение номинального фонда рабочего времени, то в результате будет получена явочная численность – сколько человек должно присутствовать на рабочих местах каждый день. Для расчета среднесписочной численности необходимо явочную численность умножить на коэффициент списочного состава. Однако на расчет прямой заработной платы эта величина не влияет.
Расчет численности рабочих приведен в табл. 11.
Таблица 11 - Расчет численности рабочих
Наименование операции | Тротуарн. плитка | Бордюрный камень | Расчетное значение численности по двум наименованиям изделий, чел. (ст. 3 + ст. 5) | План. численность, чел. (округлить ст. 6) | Коэф-т загрузки рабочих (ст. 6 / ст. 7) | ||
ti, мин. | Расчетное значение численности, чел. | ti, мин. | Расчетное значение численности, чел. | ||||
1. Подготовка бетонной смеси | 24/4*38400/(2048*60)= =1,88 | 20/4*6000/ (2048*60)= =0,24 | 2,12 | 0,71 | |||
2. Подготовка форм | 1,88 | 0,31 | 2,19 | 0,73 | |||
3. Формирование первого слоя бетона | 0,78 | - | - | 0,78 | 0,78 | ||
4. Формирование второго слоя | 0,94 | 0,78 | 1,72 | 0,86 | |||
5. Сушка изделий | 1,09 | 1,33 | 2,42 | 0,81 |
Как видно из таблицы 11, в расчетах численности получаются не круглые значения, поэтому их необходимо округлить с учетом того, что перегрузка одного рабочего не может превышать 10‑15%.
Однако, стоит отметить, что в реальности перегрузка рабочих не допустима, поэтому на практике полученное значение округляется в большую сторону. В случае недогрузки рабочего следует предусмотреть возможность совмещения одним рабочих нескольких операций. Например, для первого варианта рабочий на третьей операции не догружен, поэтому можно было бы предусмотреть совмещение его работы с другими видами работ, в частности на четвертой и пятой операциях рабочие перегружены, поэтому в помощь им может направляться рабочий с третьей операции.
В нашем варианте принимаем 3 рабочих места на 1 операцию, 3 рабочих места на 2 операцию, одно рабочее место на 3, два рабочих места на 4 и 3 рабочих места – на 5 операции. Всего 12 рабочих. Следует отметить, что количество основных рабочих не влияет на расчет сдельной заработной платы.
Также предполагаем, что помимо основных рабочих на производстве нам необходимы мастер, водитель электрокара, один слесарь по ремонту оборудования и уборщица производственных помещений. Кроме того, запланируем транспортно-складскую службу (по одному рабочему месту на упаковку и отгрузку продукции, одного грузчика и кладовщика, водителя грузового автомобиля), уборщицу помещений, бухгалтерию (бухгалтера с совмещением функций юриста, кассира), отдел продаж (2 специалиста по продажам), директора, а также трех сторожей.
Любое предприятие не может нормально функционировать без наличия организационной структуры, которая позволяет проследить взаимоподчиненность связей.
Оптимальная организационная структура предприятия должна:
- обеспечивать оптимальное взаимодействие штабного, научно-технического и линейного персонала предприятия;
- способствовать оперативному и эффективному взаимодействию с внешней средой;
- базироваться на стратегии фирмы;
- обеспечивать качественное, своевременное и эффективное достижение поставленных целей.
Планируемая организационная структура приведена на рис. 1.
Рисунок 1 – Планируемая организационная структура
Как видно из рисунка 1, организационно-управленческая структура является линейной. Линейные структуры характеризуются тем, что во главе каждого подразделения стоит руководитель, сосредоточивший в своих руках все функции управления и осуществляющий единоличное руководство подчинёнными ему работниками.
Далее составим штатное расписание (табл. 12).
Таблица 12 – Форма штатного расписания
Структурное подразделение | Должность | Оклад, руб./ мес. | Количество ставок | Сумма в месяц, руб. | |
Производственный отдел | Осн. рабочие | ||||
Мастер | |||||
Водитель электрокара | |||||
Слесарь по ремонту оборудования | |||||
Уборщик производственных помещений | |||||
Транспортно-складской отдел | Рабочий на упаковке | ||||
Рабочий на отгрузке | |||||
Грузчик | |||||
Кладовщик | |||||
Водитель грузового автомобиля | |||||
Уборщик помещений | |||||
Отдел бухгалтерии | Бухгалтер | ||||
Отдел сбыта | Специалист по сбыту | ||||
Сторожа | Сторожа | ||||
Директор | |||||
Итого | |||||
Как видно из таблицы 12, величина заработной платы всего персонала составит 201,5 тыс. руб. в месяц.
2.3. Расчет себестоимости
2.3.1. Основные сырье и материалы
Основные сырье и материалы (Мосн) рассчитываются по следующей формуле:
Мосн = ΣНрi * Цi, (5)
где Нрi – норма расхода i-го материала, кг/ед.;
Цi – цена материала, руб./кг.
Мосн = (45*53+50*120+35*300+0,7*36000+0,07*38400+20*3)/1000 = 478,33 руб./ 1 плитка
Мосн = (45*53+60*120+25*300+25*3)/1000 = 17,16 руб./ 1 борд. камень
Из расчетов получили, для производства 1 плитки потребуется материалов на сумму 478,33 руб., для производства бордюрного камня – 17,16 руб.
2.3.2. Расчет величины затрат на электроэнергию на технологические нужды (Э):
Затраты на электроэнергию на технологические нужды рассчитывается по формуле:
(6)
где НВi – норма времени на выполнение i-ой операции, час./ед.;
Мi – мощность единицы оборудования, задействованной на операции, кВТ;
Цэ – цена 1 кВт-час., руб. В нашем случае примем стоимость одного киловатт-часа, равной 3,24 руб. (по г. Сарапулу);
Кпопр – поправочный коэффициент, учитывающий потребление электроэнергии оборудованием в состоянии покоя. В нашем случае Кпопр примем равным 1.
Э = (24/60*2,2*3,24*1)+(24/60*1,5*3,24*1)+(10/60*2,2*3,24*1)+
+(12/60*2,2*3,24*1)+(14/60*1,5*3,24*1) = 8,54 руб./ 1 плитка
Э = (20/60*2,2*3,24*1)+(25/60*1,5*3,24*1)+(10/60*2,2*3,24*1)+
+(17/60*1,5*3,24*1) = 6,97 руб./ 1 борд.камень
Как видно из расчетов на 1 плитку потребуется затрат на электроэнергию в сумме 8,54 руб., на 1 бордюрный камень – 6,97 руб.
2.3.3. Затраты на оплату труда основных производственных рабочих (ЗОТ)
Затраты на оплату труда основных производственных рабочих включают:
- основную заработную плату ЗПосн;
- дополнительную заработную плату ЗПдоп;
- отчисления на социальные нужды (страховые взносы - СВ):
ЗОТ = ЗПосн + ЗПдоп + СВ, (7)
Основная заработная основным производственным рабочим начисляется по сдельной форме оплаты труда:
ЗПосн = ΣРi + ΣДо.в., (8)
где Рi – расценка за детале-операцию, руб./ед.,
До.в. – доплаты за отработанное время.
Рi = НВi * ТСi, (9)
где ТСi – тарифная ставка соответствующего разряда работы, руб./час.
НВi – норма времени на выполнение детале-операции, час./ ед.
ТСi = ТС1р * ТКi, (10)
где ТС1р – оклад рабочего, руб./час.;
ТКi – тарифный коэффициент соответствующего разряда работы.
ТС1 = МРОТ, принятый на предприятии : (22 раб. дня * 8 час.), (11)
ТСi = 12000/(22*8) = 68,18 руб./час.
Для плитки:
Рi = 24/60*68,18 = 27,27 руб.- подготовка бетонной смеси
Рi = 24/60*68,18 = 27,27 руб. - подготовка форм
Рi = 10/60*68,18 = 11,36 руб. - формирование 1 слоя
Рi = 12/60*68,18 = 13,64 руб. – формирование 2 слоя
Рi = 14/60*68,18 = 15,91 руб. - сушка
Р = 27,27+27,27+11,36+13,64+15,91=95,45 руб.
Для бордюрного камня:
Рi = 20/60*68,18 = 22,73 руб.- подготовка бетонной смеси
Рi = 25/60*68,18 = 28,41 руб. - подготовка форм
Рi = 10/60*68,18 = 11,36 руб. – формирование 2 слоя
Рi = 17/60*68,18 = 19,32 руб. - сушка
Р = 22,73+28,41+11,36+19,32=81,82 руб.
К основной заработной плате также относятся различные доплаты за отработанное время (премии, доплаты за работу в ночное и вечернее время, в выходные и праздничные дни, сверхурочную работу, за отклонение условий труда от нормальных, региональные доплаты и т.п.). Для простоты расчета примем их, равными 10% от основной заработной платы.
З/п доп = 95,45*10/100 = 9,55 руб. / 1 плитка
З/п доп = 81,82*10/100 = 8,18 руб. / 1 борд. камень
Помимо расходов на выплату основной и дополнительной заработной платы предприятия обязаны делать социальные отчисления (СВ). В 2015 году ставка страховых взносов составляет 30%:
СВ = (ЗПосн + ЗПдоп) * 0,30 (12)
СВ = (95,45+9,55)*0,3 = 31,5 руб./ 1 плитка
СВ = (81,82+8,18)*0,3 = 27,0 руб./ 1 борд.кам.
По результатам расчетов п. 2.3.1-2.3.3 сделать сводную смету прямых расходов (табл. 13). При этом прямые затраты рассчитывались на единицу продукции по каждому виду продукции, а в смету следует включить сумму затрат по двум видам продукции с учетом запланированных объемов производства.
Таблица 13 – Смета прямых расходов
Статьи затрат | Сумма, руб./ год |
1. Материальные затраты | |
2. Электроэнергия на технологические нужды | |
3. Основная заработная плата производственных рабочих | |
4. Дополнительная заработная плата производственных рабочих | |
5. Отчисления на соц. нужды от з/п производственных рабочих | |
Итого прямых расходов |
Расчет к таблице 13:
Материальные затраты = 478,33*38400+17,16*6000 = 18470832 руб.
Затраты на электроэнергию = 8,54*38400+6,97*6000 = 369756 руб.
З/п осн. = 95,45*38400+81,82*6000=4156200 руб.
З/п доп = 9,55*38400+8,18*6000=415800 руб.
Стр.взн. = (4156200+415800)*0,3 =1371600 руб.
Таким образом, как видно из таблицы 12, сумма прямых материальных затрат составила 24784,188 тыс. руб.
2.3.4. Общепроизводственные расходы
Общепроизводственные расходы делятся на 2 крупные статьи:
- расходы на содержание и эксплуатацию оборудования (РСЭО),
- общецеховые (цеховые) расходы.
Общецеховые расходы включают затраты на содержание аппарата управления цехом и прочего цехового персонала, амортизацию, содержание и ремонт зданий, сооружений цехового назначения и др.
В нашем примере в затратах на содержание аппарата управления цехом учесть затраты на оплату труда мастера, а в затратах на содержание зданий, сооружений – затраты на оплату труда уборщицы. Так как предполагается, что площади арендуются, то амортизации и затрат на отопление, водоснабжение по площадям не будет. Все прочие расходы принять равными 120 тыс. руб. в мес.
С учетом вышеприведенных данных заполнить табл. 14.
Таблица 14 – Смета общепроизводственных расходов, руб./год
Статья затрат | Сумма |
Расходы на содержание и эксплуатацию оборудования | |
1. Амортизация оборудования и транспортных средств: | |
- оборудования | |
- электрокара | |
- расход вспомогательного инструмента | |
2. Ремонт производственного оборудования и транспортных средств (заработная плата слесаря по ремонту с отчислениями на социальные нужды) 14000*12*1,3 | |
3. Внутризаводское перемещение грузов (заработная плата водителя электрокара с отчислениями на социальные нужды) 9000*12*1,3 |
Продолжение таблицы 14
Статья затрат | Сумма |
4. Прочие затраты (224590+60000+69000)*0,1 | |
Общецеховые расходы | |
1. Содержание аппарата управления цехом (заработная плата мастера с отчислениями на социальные нужды) 15000*12*1,3 | |
2. Содержание зданий, сооружений, инвентаря (заработная плата уборщицы с отчислениями на социальные нужды) 8000*12*1,3 | |
3. Прочие затраты 120000 * 12 | |
Итого общепроизводственные расходы |
Как видно из таблицы 14, величина общепроизводственных расходов составит 25465497 тыс. руб.
2.3.5. Общехозяйственные расходы
Общехозяйственные (общезаводские) расходы делятся на общехозяйственные и управленческие расходы.
При планировании общехозяйственных расходов в обязательном порядке учесть затраты на оплату труда управленческого персонала предприятия, работников бухгалтерии, отдела продаж, сторожей и пр. персонала. Прочие расходы задать одной суммой 250 тыс. руб. в мес.
Составим смету общехозяйственных расходов, руб./год (табл. 15).
Таблица 15 – Смета общехозяйственных расходов, руб./ год
Статья затрат | Сумма |
з/п администрации | (25000+20000*2+40000)*12*1,3 = 1638000 |
з/п прочего обслуживающего персонала | (10000*3+8000+10000+7000+7500+8000+8000)*12*1,3 = 1224600 |
Прочие затраты | 250000 * 12 =3000000 |
Итого общехозяйственные расходы |
Как видно из таблицы 15, величина общехозяйственных расходов составит 5862,6 тыс. руб. в год.
2.3.6. Коммерческие (внепроизводственные) расходы
Коммерческие (внепроизводственные) расходы включают:
- на тару и упаковку продукции;
- на транспортировку продукции;
- на участие в выставках, ярмарках;
- на рекламу;
- комиссионные сборы (по оплате посреднических услуг по сбыту продукции);
- на организацию сервисного обслуживания и др.
Данные расходы предусмотрим в размере 100 тыс. руб. в мес.
Результаты расчетов по п. 2.3.4- 2.3.7 оформим в виде сметы косвенных расходов (табл. 16).
Таблица 16- Смета косвенных расходов, руб./ год
Статьи затрат | Сумма | Уд. вес, % |
1. Общепроизводственные расходы | 30,0 | |
2. Общезаводские расходы | 69,0 | |
3. Коммерческие расходы | 1,0 | |
Итого |
Как видно из таблицы 16, величина косвенных расходов составит 8509,149 тыс. руб.
2.3.7. Расчет себестоимости единицы продукции
Следующим шагом является расчет себестоимости единицы каждого вида продукции.
Зп осн = 95,45+9,55+31,5 = 136,5руб. / 1плитка
Зп осн = 81,82+8,18+27 = 117,0 руб./1 борд. кам.
Зп общ = 136,5+117 = 253,5 руб.
Б распр. = 136,5/253,5*100 = 53,8% плитка
Б распр. = 117/253,5*100=46,2% борд.камень
Общепроиз плитка = 2546549*53,8/100 = 1370043 руб.
1370043/38400=35,68 руб. / 1 плитка
Общехоз плитка = 5862600*53,8/100 = 3154079 руб.
3154079/38400 = 82,14 руб./ 1 плитка
Общепроиз борд.кам. = 2546549*46,2/100 = 1176506 руб.
1176506/6000 = 196 руб. / 1 борд. кам.
Общехоз борд.кам. = 5862600*46,2/100 = 2708521 руб.
2708521/6000 = 451,4 руб./ 1борд. кам.
Комм. расх. = 100000*53,8/100 = 53800 руб. – плитка
53800/38400 = 1,4 руб./1 плитка
Комм.расх. = 100000*46,2/100 = 46200 руб. - борд. кам.
46200/6000 = 7,7 руб. /1 борд.кам.
Результаты расчета представить в виде таблицы (табл. 17).
Таблица 17- Результаты расчета себестоимости, руб.
Статья затрат | Плитка | Бордюрный камень | ||
1 шт. | на программу | 1 шт. | на программу | |
1. Материальные затраты | 478,33 | 8,54 | ||
2. Электроэнергия на технологические нужды | 17,16 | 6,97 | ||
3. Основная з/п производственных рабочих | 95,45 | 81,82 |
Продолжение таблицы 17
Статья затрат | Плитка | Бордюрный камень | ||
1 шт. | на программу | 1 шт. | на программу | |
4. Дополнительная з/п поизводственных рабочих | 9,55 | 8,18 | ||
5. Отчисления на социальные нужды от заработной платы производственных рабочих | 31,5 | 27,0 | ||
6. Общепроизводств.расходы | 35,68 | 196,0 | ||
7. Общехозяйственные расходы | 82,14 | 451,4 | ||
Итого производственная себестоимость | 749,81 | 779,91 | ||
8. Коммерческие расходы | 1,4 | 7,7 | ||
Итого полная с/с | 751,21 | 787,61 |
Как видно из таблицы 17, стоимость 1 плитки составит 751,21 руб., за 1 бордюр. кам. – 787,61 руб.
Далее составим смету затрат предприятия за период по двум видам продукции (табл. 18).
Таблица 18- Смета полной себестоимости, руб. в год
Статья затрат | Сумма |
1. Материальные затраты | 18367872+51240 = 18419112 |
2. Электроэнергия на технологические нужды | 658944+41820 = 700764 |
3. Основная заработная плата производственных рабочих | 3665280+490920=4156200 |
4. Дополнительная заработная плата производственных рабочих | 366720+49080=415800 |
5. Отчисления на социальные нужды от заработной платы производственных рабочих | 1209600+162000=1371600 |
6. Общепроизводственные расходы | 1370112+1176000=2546112 |
7. Общезаводские расходы | 3154176+2708400=5862576 |
Итого производственная себестоимость | |
8. Коммерческие расходы | 53800+46200 = 100000 |
Итого полная с/с |
Как видно из таблицы 18, общая себестоимость составит 33572,164 тыс. руб.
2.4. Расчет цены
Рассчитать цену продукции (Ц) по методу «полных затрат»:
, (13)
где Рi - рентабельность продукции, %, примем 25%.
Цплитка = 751,21*(1+25/100) = 939 руб. /шт.
Цборд.камень = 787,61*(1+25/100) = 948,5 руб. /шт.
2.5. Расчет планируемой суммы прибыли, точки безубыточности и запаса прочности
Прибыль от реализации(ПРП) рассчитывается как разница между выручкой от реализации продукции, работ, услуг и их полной себестоимостью:
ПРП = РП – Сполн., (14)
где РП – выручка от реализации продукции (доход от продажи) товаров, работ, услуг, руб.;
Сполн. – себестоимость проданных товаров, работ, услуг, руб.
Прп = (939*38400+948,5*6000) – (751,21*38400+787,61*6000) =
= 8179176 руб.
Таким образом, от реализации плитки и бордюрного камня предприятие получит прибыль от реализации в размере 8179, 176 тыс. руб.
Рассчитаем точку безубыточности.
Точка безубыточности - это такой объем реализации, при котором предприятие возмещает все свои затраты, но еще не получает прибыли.
Точку безубыточности можно определять двумя методами:
а) аналитическим методом;
б) графическим методом.
Использование аналитического метода предполагает, что точка безубыточности рассчитывается в стоимостных показателях (ТБруб.), тогда она показывает минимальный товарооборот (минимальную выручку от реализации), при котором покрываются все затраты:
, (15)
где ДПЗ - доля переменных затрат в выручке от реализации;
(1-ДПЗ) - удельный маржинальный доход.
В постоянные затраты входят общепроизводственные расходы, общехозяйственные расходы и коммерческие расходы.
Зпост = 2546112+5862576+100000 = 8508688 руб.
ДПЗ = (33572161-8508688)/33572161= 0,75
ТБ = 8508688/(1-0,75) = 34034752 руб.
Построим график (рис. 2).
PQ, С, V
34034752 Q, руб.
Рисунок 2 – Определение безубыточного объёма
Анализ точки безубыточности позволяет определить запас финансовой прочности, что является основой для анализа устойчивости предприятия на рынке:
. (16)
где Qфакт –выручка, руб.
Qфакт = (939*38400+948,5*6000) = 36057600+5691000 = 41748600 руб.
ЗПотн = (41748600– 34034752)/34034752*100% = 22,7%.
Получили, что запас финансовой прочности составит 22,7%. Чем на большую величину фактические объемы превышают точку безубыточности, тем устойчивее положения предприятия на рынке.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Таким образом, можно сделать следующие выводы.
Расчет себестоимости продукции является одним из главных этапов при создании и выпуске нового вида продукции.
Себестоимость продукции представляет собой стоимостную оценку используемых в процессе производства продукции (работ, услуг) природных ресурсов, сырья, материалов, топлива, энергии, основных фондов, трудовых ресурсов, а также других затрат, требуемых для ее производства и реализации.
Себестоимость продукции является важнейшим показателем экономической эффективности деятельности предприятия. В нем синтезируются все стороны производственно-хозяйственной деятельности, результаты использования всех производственных ресурсов. Ее снижение является одной из первоочередных и актуальных задач любого общества, каждой отрасли, предприятия. От уровня себестоимости продукции зависят следующие показатели деятельности предприятия:
- сумма прибыли и уровень рентабельности;
- финансовое состояние предприятия и его платежеспособность;
- размеры отчислений в фонды накопления и потребления;
- темпы расширенного воспроизводства;
- уровень закупочных и розничных цен.
Предприятие производит два вида продукции:
- плитку;
- бордюрный камень.
Объем производства плитки составляет 38400 шт. в год, бордюрного камня – 6000 шт. в год.
В данной курсовой работе была рассчитана себестоимость каждого вида продукции. Себестоимость складывается из постоянных и переменных затрат. В ходе расчетов получили, что себестоимость плитки составила 751,21 руб., бордюрного камня – 787,61 руб.
Цена была рассчитана с учетом 25% рентабельности. Получили, что цена плитки составит 939 руб., а бордюрного камня – 948,5 руб.
По результатам работы предприятие получит 41748600 руб. выручки.
Прибыль от реализации составит 8179176 руб.
Запас финансовой прочности составит 22,7%.
ЛИТЕРАТУРА
1. Кастуев А., Адамов Н. Классификация затрат в управленческом учете // Финансовая газета. Региональный выпуск, 2015. – №67. - С. 4-8.
2. Кастуев А., Адамов Н. Классификация затрат в управленческом учете // Финансовая газета. Региональный выпуск, 2015. - №78. – С. 5-9.
3. Максютов, А. Экономика и управление предприятием. Учебно-практическое пособие. – М.: Бератор - Пресс, 2012. – 304 с.
4. Савицкая Г. В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия: Учебник. – 5-е изд., испр. и доп. – М.: ИНФРА-М, 2014. – 345 с.
5. Фролова Т.А. Экономика предприятия: лекции. – Таганрог: ТТИ ЮФУ, 2015. – 216 с.
6. Экономика организации: Учебник/Под редакцией И.А. Сафронова. Изд. 2- е, перер. и доп. – М.: Экономистъ, 2014. - 618 с.
Экономика предприятия: Учебник для ВУЗов/Под ред. Проф. В.Я. Горфинкеля, проф. В.А. Швандара. Изд. 3-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ – ДАНА, 2013. - 469 с.