Роль и значение торговли в условиях рынка, ее функции
Перечень вопросов к экзамену по дисциплине
«Экономика предприятия (организации)»
1. Роль и значение торговли в условиях рынка, ее функции.
2. Рынок: сущность, виды, функции.
3. Сущность предпринимательства, его виды.
4. Сущность и методы государственного регулирования.
5. Торговое предприятие, его сущность.
6. Основные функции и цели торгового предприятия в условиях рынка. Факторы влияющие на эффективную работу предприятия.
7. Организационно-правовые формы предпринимательства.
8. Организационно-экономические формы предпринимательства.
9. Планирование, как экономическая категория, его функции и задачи.
10. Бизнес-план: сущность и его основные разделы.
11. Понятие и сущность коммерческого расчёта, его роль в условиях рыночной экономики.
12. Принципы коммерческого расчёта.
13. Сущность и значение оптовой торговли.
14. Сущность и значение розничной торговли.
15. Товарооборот: понятие, состав. Сущность товарооборачиваемости.
16. Оптовый товарооборот.
17. Розничный товарооборот, его роль и значение.
18. Валовый доход в торговых организациях.
19. Прибыль торгового предприятия.
20. Товарные запасы и их виды.
21. Источники формирования товарных запасов.
22. Сущность себестоимости и её экономическое значение.
23. Классификация затрат образующих себестоимость продукции.
24. Состав и структура затрат, включаемых в себестоимость продукции.
25. Постоянные и переменные затраты.
26. Основные фонды торговых организаций, экономическая сущность и классификация.
27. Основные показатели использования основных фондов.
28. Понятие, состав и структура оборотных средств.
29. Сущность, классификация и значение капитальных вложений.
30. Структура капитальных вложений.
31. Планирование инвестиций на предприятии.
32. Экономическая эффективность капитальных вложений.
33. Нематериальные активы. Аренда. Лизинг.
34. Кадры предприятия торговли: характеристика, состав, структура.
35. Производительность труда.
36. Нормирование труда.
37. Основные положения оплаты труда.
38. Формы и системы оплаты труда.
39. Прибыль и рентабельность.
40. Понятие и функции финансов торгового предприятия.
41. Финансовый механизм и его элементы.
42. Финансовые ресурсы торгового предприятия и их источники.
43. Цена, как экономическая категория, функции цены.
44. Система и виды цен.
45. Торговая наценка и её влияние на установление розничной цены.
46. Налог: понятие, сущность и назначение.
47. Сущность и формы внешнеэкономической деятельности предприятия.
48. Показатели уровня использования оборотных средств.
49. Производственная мощность предприятия.
50. Показатели использования основных фондов.
Роль и значение торговли в условиях рынка, ее функции.
Торговля –одна из ключевых отраслей всего народного хозяйства и всей экономики. Она является сердцевиной сферы обращения. Торговля способствует обращению товаров, их кругообороту. При периоде к рыночной экономике роль торговли еще больше возрастает, так как она является звеном, соединяющим производителей и потребителей. Так же торговляиграет важную роль времени социально-экономических задач.
Экономия свободного времени населения за счет сокращения затрат на покупку товаров позволяет больше заниматься духовным и культурным обогащением, решать семейные проблемы, заниматься детьми и т.д. Осуществляя экономические и социальные функции, торговля учитывает действие тех факторов, которые влияют на коньюктуру рынка.
Виды торговли:
1. Внешняя –характеризуется тем, что продаваемый или покупаемый товар пересекает границу страны и здесь имеет место экспорт и импорт товаров.
2. Внутренняя –торговля в пределах одной страны. Внутренняя торговля может переходить во внешнюю, если товар куплен в стране за национальную валюту, а потом вывезен и продан за рубеж.
Способы:
· Непосредственная продажа –заключается в том, что продавец получает, приобретает и продает товары за наличные деньги.
· Продажа за безналичные деньги –при этом способе непосредственно или через перечисление в государственном банке оплачивается покупка покупателю. Здесь может применяться предоплата.
По признаку объема продаж различают оптовую и розничную торговлю. Виды и способы торговли также различаются в зависимости от того, кто является владельцем, т.е. собственником средств торговли. Различают:
Государственная торговля –когда магазины и товары находятся в государственной собственности. Они работают под руководством государственных органов управления, подчиняются им и выполняют их указания. Иногда работники государственных торговых предприятий берут их в аренду и тогда эти предприятия становятся арендными.
Фирменные магазины –это предприятия, являющиеся собственностью промышленных предприятий, производители которых реализуют свою продукцию.
В связи с переходом к рыночной экономике стали возникать самостоятельные торговые предприятия в виде акционерных обществ, товариществ и торговых домов, приобретающих и продающих товары, находящиеся в их собственности. В странах с рыночной экономикой широко распространена частная торговля –товары и средства торговли принадлежат частным владельцам.
Торговые предприятия в процессе купли-продажи выполняют множество операций и разнообразные функции, основными их которых являются:
1. Функции реализации производственной собственности – выполняя эту функцию, торговля способствует планированному развитию процесса воспроизводства, как в общем масштабе, так и в рамках отдельных предприятий. Осуществляя эту функцию, торговля указывает производство с потреблением.
2. Функция доведения предметов потребления до потребителей – представляет собой процесс, включающий в себя перемещение товаров из мест производства в места потребления. Здесь возникает необходимость в транспортировке, в расфасовке, упаковке и т.д. Все эти операции представляют собой продолжение процесса производства в сфере обращения.
3. Функция непрерывного поддержания равновесия между спросом и предложением – равновесие может устанавливаться с начальной цены, однако, основным методом регулирования рынка является применение и изменение объемов производства. Для того, чтобы производство было эффективным, оно должно учитывать динамичность покупательского спроса, при этом торговля должна четко и своевременно ориентировать производство на выпуск необходимых товаров, которые соответствуют требованиям потребителя.
4. Функция воздействия на финансово-кредитную систему денежного обращения – движение товаров опосредствуется денежным обращением, т.е. наличным и безналичным. При этом денежные средства концентрируются в банковской системе и ею контролируются.