Соотношение административной ответственности с другими видами юридической ответственности: уголовной, дисциплинарной, гражданско-правовой ответственностью
Административная ответственность имеет общие черты с другими видами юридической ответственности - уголовной, дисциплинарной, материальной, что выражается в принудительном характере мер воздействия на нарушителей, отрицательной оценке их поведения, и общей цели, которую преследуют все виды правовой ответственности по воспитанию нарушителей и профилактике правонарушений. В то же время она имеет свои специфические особенности.
1. Основание АО- АП, тогда как основание УО- преступление, дисциплинарной отв-сти- дисциплинарный проступок, материальной- причинение материального вреда (ущерба) или гражданско- правовой деликт.
2. Субъектами АО мб как ФЛ, так и ЮрЛ, тогда как уголовной и дисциплинарной- только ФЛ.
3. Если при дисциплинарной отв-сти между начальником, применяющим меры воздействия, и лицом, привлекаемым к ответственности, существуют отношения служебной подчиненности, то при АО такая подчиненность исключается. Наложение А взысканий осуществляется специальными органами исполнительной власти и в некоторых случаях судами (судьями).
4. Большинство составов АП можно назвать “формальными”: административная ответственность наступает, как правило, независимо от того, есть ли непосредственное отрицательные последствия от данного нарушения или нет, - достаточно самого факта нарушения правил, охраняемых нормами административно-правовых актов.
19. Понятие административного правонарушения. Состав административного правонарушения.
Закон определяет административное правонарушениекак противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое Кодексом РФ об административных правонарушениях или законами субъектов РФ об административных правонарушениях установлена административная ответственность (ч. 1 ст. 2.1 КоАП РФ). Из анализа указанного определения выделим признаки административного правонарушения: противоправность, наказуемость, виновность. Доктринальный признак - общественная опасность –материальным, позволяет отграничивать административные правонарушения от преступлений. Административное правонарушение является нежелательным для общества явлением, поскольку нарушает общественные отношения, угодные и выгодные для общества и охраняемые нормами права.
Фактическое основание административной ответственности— это наличие всех элементов юридического состава административного правонарушения.
Под юридическим составом административного правонарушенияпонимается обязательная совокупность элементов, установленных правом и характеризующих деяние как административное правонарушение. Наличие всех элементов юридического состава строго обязательно для квалификации конкретного деяния в качестве административного правонарушения. В административно-правовой литературе выделяются четыре элемента, представляющие юридический состав административного правонарушения: объект, объективная сторона, субъект, субъективная сторона. Объект — это общественные отношения, охраняемые законодательством РФ об административных правонарушениях, на которые направлены противоправные действия (бездействия). Важнейшим элементом юридического состава административного правонарушения является объективная сторона — конкретные действия либо бездействие, причинившие вред общественным отношениям. Она также включает в себя способ, время, место, орудия совершения административного правонарушения. Установление признаков объективной стороны юридического состава правонарушения является основным условием определения основания административной ответственности. При этом совершенное деяние и все его дополнительные характеристики должны в точности соответствовать их описанию в конкретном составе. В качестве третьего структурного элемента юридического состава правонарушения называется субъект. Субъектами административных правонарушений являются физические и юридические лица. И четвертый элемент юридического состава административного правонарушения — субъективная сторона, которая выражается в вине и представляет собой совокупность признаков, характеризующих состояние лица в момент совершения правонарушения и его отношение к совершенному им противоправному деянию и его последствиям.
Признаки административного правонарушения выделяются следующим образом: одни из них входят в состав (конструктивные признаки), а другие не входят в состав административного правонарушения (обстоятельства, смягчающие, отягчающие административную ответственность). К конструктивным признакам относятся: объект, объективная сторона, субъект, субъективная сторона.
Составы административных правонарушений могут быть классифицированы по различным основаниям: 1)по особенностям конструкции — материальныеи
формальные. Материальными называются составы, в которых: а) содержится такой признак, как наступление вредных последствий деяния; б) описывается действие, обязательно влекущее вредные последствия, хотя последние не названы КоАП РФ или законом субъекта РФ. Формальные составы не содержат признака наступления вредных последствий деяния. 2) в зависимости от степени обобщения признаков антиобщественных правонарушений — казуальныеиобобщенные.В первом случае состав охватывает сравнительно узкую группу деяний; во втором случае — широкую; 3) по количеству признаков — однозначныеиальтернативные. Однозначный состав называет те единственные признаки, совокупность которых его образует. В альтернативном составе перечисляется несколько вариантов признаков. Разнообразие в описании признаков обусловлено стремлением законодателя избежать общих формулировок, раскрыть содержание признака, конкретизировать его; 4) по признаку субъективной стороны как формы вины — умышленныеи неосторожные.
Определение всех элементов состава административного правонарушения способствует выполнению задач производства по делу об административном правонарушении.