Понятия организации, цели и направления деятельности
Экономика– это наука о том, как общество использует определенные ограниченные ресурсы для производства полезных продуктов и распределяет их среди различных групп людей.
Организа́ция— это целевое объединение ресурсов, созданное человеком и характеризующееся наличием человека как активного ресурса. Для организаций, созданных человеком, характерно наличие функций управления и планирования.
Организации – производственные и непроизводственные. В связи с экономикой имеет смысл говорить о производственных организациях – предприятиях.
Предприятие – это самостоятельно хозяйствующий субъект, созданный (учрежденный) в соответствии с действующим законодательством для производства продукции, выполнения работ или оказания услуг в целях удовлетворения общественных потребностей и получения прибыли.
Предприятие обладает:
Производственно-техническим единством (взаимосвязь отдельных стадий производственного процесса, в результате которого исходные материалы превращаются в готовую продукцию),
Организационно-административной самостоятельностью (имеет единый коллектив, единую администрацию и обладает правом юридического лица),
Финансово-экономической самостоятельностью (организует свою деятельность на основе самоокупаемости и имеет единую законченную форму учета и отчетности).
Предприятие обладает следующими признаками:
1) предприятие должно иметь в своей собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество, которое обеспечивает материально-техническую возможность функционирования предприятия;
2) оно отвечает своим имуществом по обязательствам, которые возникают у него во взаимоотношениях с кредиторами, в том числе и перед бюджетом;
3) предприятие выступает в хозяйственном обороте от своего имени и имеет право заключать все виды гражданско-правовых договоров с юридическими и физическими лицами;
4) имеет право быть истцом и ответчиком в суде;
5) должно иметь самостоятельный баланс, законченную систему учета, своевременно представлять установленную государственными органами отчетность;
6) имеет расчетный и другие счета в банках;
7) должно иметь свое наименование, содержащее указание на его организационно-правовую форму.
Капитал и имущество предприятий.
Основными целями предприятия могут быть:
- завоевать или удержать большую долю какого-либо рынка для своего товара;
- добиться более высокого качества своего товара;
- занять в отрасли лидирующее положение в области технологии;
- добиться максимального использования имеющихся сырьевых, людских и финансовых ресурсов;
- повысить прибыльность своих операций;
- добиться максимально возможного уровня занятости.
- Главной целью (миссией) создания и функционирования предприятия является получение максимально возможной прибыли за счет реализации потребителям производимой продукции (выполненных работ, оказанных услуг), на основе которой удовлетворяются социальные и экономические запросы трудового коллектива и владельцев средств производства.
Наиболее четко выделяются направления, которые следует отнести к главным:
1) маркетинговая деятельность;
2) инновационная
3) производственная
4) коммерческая
5) материально-техническое обеспечение производства
6) экономическая
7) послепродажный сервис
8) социальная деятельность
2. Классификационные признаки предприятий
1. По цели и характеру деятельности: предпринимательские (коммерческие) и непредпринимательские (некоммерческие), существование которых обеспечивается бюджетным финансированием государства.
2. В соответствии с особенностями используемых ресурсов:
- использующие в основном трудовые ресурсы (трудоемкие)
- интенсивно использующие средства производства (фондоемкие)
- интенсивно использующие материалы (материалоемкие
3. В соответствии с отраслевой принадлежностью:
1) промышленные, осуществляют добычу и переработку полезных ископаемых, и производство товаров;
2) строительные;
3) торговые, сами не производят товары, но выполняют дистрибьюторские функции;
4) банки, собирают финансовые средства и предоставляют кредиты;
5) транспортные, занимаются перевозками с использованием различных транспортных средств;
6) страховые организации, осуществляют страхование от различных видов рисков;
7) предприятия в сфере услуг, гостиницы, турфирмы, консалтинговые фирмы и другие.
4. Выбор места расположения определяется на основе следующих критериев:
- Ориентация на материалы
- Ориентация на трудовые ресурсы
- Ориентация на продажу товаров и налоги
- Ориентация на транспортные средства
- Ориентация на источники энергии
- Ориентация на окружающую
- Ориентация на потребителя
- Ориентация на зарубежных партнеров - в случаях, когда предприятие непосредственно связано с зарубежными поставщиками или заказчиками.
5. Размер предприятия
Предприятия могут быть отнесены к малым, средним или крупным в зависимости от следующих факторов: количество работников, годовой оборот, размер основного капитала, количество рабочих мест, затраты на оплату труда, использование исходных материалов.
6. По типам производственного процесса делятся на предприятия с единичным типом производства, серийным, массовым.
10. По формам собственности различают частные, государственные и смешанные.