Понятия организации, цели и направления деятельности

Экономика– это наука о том, как общество использует определенные ограниченные ресурсы для производства полезных продуктов и распределяет их среди различных групп людей.

Организа́ция— это целевое объединение ресурсов, созданное человеком и характеризующееся наличием человека как активного ресурса. Для организаций, созданных человеком, характерно наличие функций управления и планирования.

Организации – производственные и непроизводственные. В связи с экономикой имеет смысл говорить о производственных организациях – предприятиях.

Предприятие – это самостоятельно хозяйствующий субъект, созданный (учрежденный) в соответствии с действующим законодательством для производства продукции, выполнения работ или оказания услуг в целях удовлетворения общественных потребностей и получения прибыли.

Предприятие обладает:

Производственно-техническим единством (взаимосвязь отдельных стадий производственного процесса, в результате которого исходные материалы превращаются в готовую продукцию),

Организационно-административной самостоятельностью (имеет единый коллектив, единую администрацию и обладает правом юридического лица),

Финансово-экономической самостоятельностью (организует свою деятельность на основе самоокупаемости и имеет единую законченную форму учета и отчетности).

Предприятие обладает следующими признаками:

1) предприятие должно иметь в своей собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество, которое обеспечивает материально-техническую возможность функционирования предприятия;

2) оно отвечает своим имуществом по обязательствам, которые возникают у него во взаимоотношениях с кредиторами, в том числе и перед бюджетом;

3) предприятие выступает в хозяйственном обороте от своего имени и имеет право заключать все виды гражданско-правовых договоров с юридическими и физическими лицами;

4) имеет право быть истцом и ответчиком в суде;

5) должно иметь самостоятельный баланс, законченную систему учета, своевременно представлять установленную государственными органами отчетность;

6) имеет расчетный и другие счета в банках;

7) должно иметь свое наименование, содержащее указание на его организационно-правовую форму.

Капитал и имущество предприятий.

Основными целями предприятия могут быть:

  • завоевать или удержать большую долю какого-либо рынка для своего товара;
  • добиться более высокого качества своего товара;
  • занять в отрасли лидирующее положение в области технологии;
  • добиться максимального использования имеющихся сырьевых, людских и финансовых ресурсов;
  • повысить прибыльность своих операций;
  • добиться максимально возможного уровня занятости.
  • Главной целью (миссией) создания и функционирования предприятия является получение максимально возможной прибыли за счет реализации потребителям производимой продукции (выполненных работ, оказанных услуг), на основе которой удовлетворяются социальные и экономические запросы трудового коллектива и владельцев средств производства.

Наиболее четко выделяются направления, которые следует отнести к главным:

1) маркетинговая деятельность;

2) инновационная

3) производственная

4) коммерческая

5) материально-техническое обеспечение производства

6) экономическая

7) послепродажный сервис

8) социальная деятельность

2. Классификационные признаки предприятий

1. По цели и характеру деятельности: предпринимательские (коммерческие) и непредпринимательские (некоммерческие), существование которых обеспечивается бюджетным финансированием государства.

2. В соответствии с особенностями используемых ресурсов:

- использующие в основном трудовые ресурсы (трудоемкие)

- интенсивно использующие средства производства (фондоемкие)

- интенсивно использующие материалы (материалоемкие

3. В соответствии с отраслевой принадлежностью:

1) промышленные, осуществляют добычу и переработку полезных ископаемых, и производство товаров;

2) строительные;

3) торговые, сами не производят товары, но выполняют дистрибьюторские функции;

4) банки, собирают финансовые средства и предоставляют кредиты;

5) транспортные, занимаются перевозками с использованием различных транспортных средств;

6) страховые организации, осуществляют страхование от различных видов рисков;

7) предприятия в сфере услуг, гостиницы, турфирмы, консалтинговые фирмы и другие.

4. Выбор места расположения определяется на основе следующих критериев:

- Ориентация на материалы

- Ориентация на трудовые ресурсы

- Ориентация на продажу товаров и налоги

- Ориентация на транспортные средства

- Ориентация на источники энергии

- Ориентация на окружающую

- Ориентация на потребителя

- Ориентация на зарубежных партнеров - в случаях, когда предприятие непосредственно связано с зарубежными поставщиками или заказчиками.

5. Размер предприятия

Предприятия могут быть отнесены к малым, средним или крупным в зависимости от следующих факторов: количество работников, годовой оборот, размер основного капитала, количество рабочих мест, затраты на оплату труда, использование исходных материалов.

6. По типам производственного процесса делятся на предприятия с единичным типом производства, серийным, массовым.

10. По формам собственности различают частные, государственные и смешанные.

Наши рекомендации