Требования по обеспечению готовности к аварийным ситуациям

АНАЛИЗ ОПАСНОСТИ ПРОИЗВОДСТВЕННОГО ОБЪЕКТА.

ОБЕСПЕЧЕНИЕ БЕЗОПАСНОСТИ РАБОТНИКОВ

В АВАРИЙНЫХ СИТУАЦИЯХ

Методические указания к лабораторной работе

по дисциплине

«Управление безопасностью в чрезвычайных ситуациях»

для студентов специальности

«Защита в чрезвычайных ситуациях»

Составитель:к.т.н. доцент

И.И. Игайкина

Саранск 2015

АНАЛИЗ ОПАСНОСТИ ПРОИЗВОДСТВЕННОГО ОБЪЕКТА.

ОБЕСПЕЧЕНИЕ БЕЗОПАСНОСТИ РАБОТНИКОВ

В АВАРИЙНЫХ СИТУАЦИЯХ

Цель работы:освоить методы анализа опасностей и обеспечения безопасности работников в аварийных ситуациях.

Задачи:1. Ознакомиться с правовой основой обеспечения безопасности работников в аварийной ситуации;

2. Изучить виды аварийных ситуаций, классификацию аварий и инцидентов на опасных производственных объектах, требования по обеспечению готовности к аварийным ситуациям, действия работников в аварийных ситуациях, страхование ответственности за причинение вреда в случае аварии, освоить действия работников при ЧС;

3. Составить перечень основных факторов и возможных причин, способствующих возникновению и развитию аварий на объекте (данные взять по указанию преподавателя).

4. Дать краткое описание сценариев аварийных ситуаций на объекте (выбрать объект в соответствии с указанным преподавателем варианта).

5. Построить «дерево отказов» анализа причин возникновения аварий на объекте, согласно варианта.

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Основные понятия. Виды аварийных ситуаций

Аварийная ситуация – это развивающаяся во времени авария, состоящая в последовательности сменяющих друг друга различных опасных событий.

Авария, с технической точки зрения, это опасное событие, состоящее во внезапном разрушении каких-либо элементов технических устройств или строительных сооружений, или в опасном нарушении нормального режима работы какого-либо объекта, или течения каких-либо процессов. Аварию, от других событий, отличают присущая ей опасность, угроза жизни или здоровью человека и/или другим живым и неживым объектам (окружающей природе, материальным ценностям). В силу этого термин авария. носит организационный и юридический смысл.

Авария – это опасное происшествие (природного или техногенного характера), создающее на объекте, определенной территории или акватории угрозу жизни и здоровью людей и приводящее к разрушению зданий, сооружений, оборудования и транспортных средств, нарушению производственного или транспортного процесса, а также нанесению ущерба окружающей природной среде.

Наличие взрыво- химически, радиационно- и пожароопасных предприятий, разнообразной промышленной и городской инфраструктуры, транспортной сети обуславливает высокий уровень аварий и катастроф.

Высокий риск возникновения аварий обуславливается:

– концентрацией объектов с взаимной опасностью;

– ухудшением эксплуатации оборудования с опасными веществами;

– снижением уровня мер безопасности на предприятиях;

– сокращением санитарно-защитных зон вокруг потенциально опасных объектов;

– падением производственной дисциплины и увеличением в связи с этим числа отклонений от установленных технологических режимов работы;

– отсутствием надлежащих профилактических мер.

Понятие авария для опасных производственных объектов введено Федеральным законом «О промышленной безопасности опасных производственных объектов».

В целях упорядочения отнесения происходящих аварий к тому или иному виду Ростехнадзором введена их классификация в зависимости от объектов, относящихся к категории опасных производственных объектов.

В соответствии с РД 09–398–00 к авариям на опасных производственных объектах химической, нефтехимической и нефтеперерабатывающей промышленности относятся:

– взрыв пылегазовоздушной смеси с возгоранием;

– взрыв реакционной среды внутри технологической системы в результате отклонения параметров технологического процесса от регламента;

– пожар, связанный с разливом взрывопожароопасных веществ;

– выброс или истечение химически опасных и горючих веществ;

– полное или частичное разрушение технологического оборудования и трубопроводов, зданий и сооружений, не связанное с взрывом, пожаром;

– события, перечисленные выше, в результате которых имеются пострадавшие, полностью или частично выведено из строя оборудование и прекращен выпуск продукции;

– взрыв пылегазовоздушной смеси без возгорания;

– загорание, самовозгорание в результате утечки опасных веществ, при разгерметизации технологической системы, не повлекшее за собой вывода из строя технологического оборудования;

– переполнение емкостной аппаратуры (аппаратов, цистерн, емкостей, резервуаров…) с розливом взрывопожароопасных и вредных продуктов.

Классификация аварий и инцидентов на подъемных сооружениях, паровых и водогрейных котлах, сосудах, работающих под давлением, трубопроводах пара и горячей воды приведена в РД 10–385–00.

К авариям при эксплуатации подъемных сооружений относят:

– разрушение или излом металлоконструкций грузоподъемной машины (стрелы, гуська, моста, портала, рамы, платформы, башни), вызвавшие необходимость в ремонте металлоконструкций или замене их отдельных секций;

– разрушения, возникшие в результате падения грузоподъемной машины, разрушения (обрыв) канатов грузоподъемной машины; разрушения кабины или элементов противовеса лифта (в результате их падения);

– разрушение расчетных металлоконструкций канатной дороги или фуникулера; разрушение металлоконструкций стрелы и ходовой рамы подъемника (вышки);

– разрушение краноманипуляторной установки крана-манипулятора, разрушение выносной консоли или самого крана–трубоукладчика.

Кавариям при эксплуатации котлов, сосудов, работающих под давлением, трубопроводов пара и горячей водыотносят:

– разрушения и повреждения (разрывы) котлов, сосудов, работающих под давлением, трубопроводов пара и горячей воды (их элементов).

К авариям на опасных производственных объектах, подконтрольных газовому надзору, относят (РД 12–378–00):

– разрушения (механические или коррозийные) газопроводов;

– разрушения газового оборудования (технических устройств);

– взрывы (воспламенение) газа в сооружениях (зданиях);

– взрывы газа в топках и газоходах газоиспользующих установок (котлов, печей, агрегатов), вызвавшие их разрушение;

– неконтролируемые выброс природного газа, паровой фазы сжиженных углеводородных газов (СУГ), выброс (пролив) жидкой фазы СУГ.

Признаками аварий в газовом хозяйстве являются разрушения газопроводов (сооружений) и/или газового оборудования (технических устройств), находящихся в эксплуатации и применяемых на опасном производственном объекте газового хозяйства, неконтролируемые взрыв и/или выброс газа (загазованность).

Классификация аварий и инцидентов на взрывоопасных объектах хранения и переработки зерна,приведенная в РД 14–377–40, относит к авариям:

– взрывы пылевоздушных, пыле, -газовоздушных смесей, в результате которых разрушены полностью или частично сооружения и/или технические устройства (технологическое, аспирационное, транспортное или другое оборудование), применяемые на опасных производственных объектах;

– полное или частичное разрушения сооружения и/или технических устройств (технологическое, аспирационное, транспортное и другое оборудование), применяемые на опасных производственных объектах, в результате пожара;

– разрушения зданий, сооружений и строительных конструкций (бункеры, силосы) в результате потери их прочностных свойств.

Классификация аварий и инцидентов при перевозке опасных грузов железнодорожным транспортом дана в РД 15–73–94.

Аварийные происшествия (аварии) при перевозке опасных грузов на железнодорожном транспорте– это случаи нарушения безопасности перевозок опасных грузов, в результате которых:

– произошел взрыв опасного груза в вагоне (независимо от последствий);

– произошло возгорание или высвобождение из вагона или контейнера опасного груза с тяжелыми последствиями;

– погибли люди, причинен вред их здоровью;

– производилась эвакуация населения и/или обслуживающего персонала из зоны аварий;

– нанесен ущерб окружающей среде, произошло загрязнение источников водоснабжения;

– поврежден до степени исключения из эксплуатации подвижной состав, предназначенный для перевозки опасных грузов.

В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 21 мая 2007 г. № 304 «О классификации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» чрезвычайные ситуацииклассифицируются в зависимости от количества людей, пострадавших в этих ситуациях, людей, у которых оказались нарушены условия жизнедеятельности, размера материального ущерба, а также границ зон распространения поражающих факторов чрезвычайных ситуаций.

Чрезвычайные ситуации подразделяются на локальные, муниципальные, межмуниципальные, региональные, межрегиональныеифедеральные.

К локальной относитсячрезвычайная ситуация, которая не выходит за пределы территории объекта, при этом количество людей, погибших или получивших ущерб здоровью (далее – количество пострадавших), составляет не более 10 человек либо размер ущерба окружающей природной среде и материальных потерь (далее – размер материального ущерба) составляет не более 100 тыс. рублей.

Кчрезвычайным ситуацияммуниципального характераотносится чрезвычайная ситуация,в результате которой зона чрезвычайной ситуации не выходит за пределы территории одного поселения или внутригородской территории города федерального значения, при этом количество пострадавших составляет не более 50 человек либо размер материального ущерба составляет не более 5 млн. рублей, а также данная чрезвычайная ситуация не может быть отнесена к чрезвычайной ситуации локального характера.

К чрезвычайной ситуации межмуниципального характера относят ЧС, в результате которой зона чрезвычайной ситуации затрагивает территорию двух и более поселений, внутригородских территорий города федерального значения или межселенную территорию, при этом количество пострадавших составляет не более 50 человек либо размер материального ущерба составляет не более 5 млн. рублей.

К региональной относится чрезвычайная ситуация, в результате которой зона чрезвычайной ситуации не выходит за пределы территории одного субъекта Российской Федерации, при этом количество пострадавших составляет свыше 50 человек, но не более 500 человек либо размер материального ущерба составляет свыше 5 млн. рублей, но не более 500 млн. рублей.

К межрегиональной относится чрезвычайная ситуация, в результате которой зона чрезвычайной ситуации затрагивает территорию двух и более субъектов Российской Федерации, при этом количество пострадавших составляет свыше 50 человек, но не более 500 человек либо размер материального ущерба составляет свыше 5 млн. рублей, но не более 500 млн. рублей.

Чрезвычайная ситуация федерального характера – это ЧС, в результате которой количество пострадавших составляет свыше 500 человек либо размер материального ущерба составляет свыше 500 млн. рублей.

Катастрофа – неблагоприятное (несчастное) событие значительных масштабов. Международный исследовательский центр по эпидемиологии катастроф (CRED) признает событие катастрофой, если оно отвечает хотя бы одному из четырех критериев – погибло 10 или более человек, 100 и более человек пострадало, местные власти объявили о введении чрезвычайного положения и/или пострадавшее государство обратилось за международной помощью.

Все катастрофы делят на природные и техногенные.

Природные катастрофы часто называют стихийными бедствиями. На первом месте всех видов стихийных бедствий по числу погибших находятся гидрометеорологические природные катастрофы (наводнения, цунами), на втором – геологические (землетрясения, извержения вулканов, сходы селевых потоков и другие).

Число техногенных катастроф резко возрастает, растет уровень смертности в результате техногенных катастроф.

Однако есть ряд факторов позволяющих предотвращать техногенные катастрофы и миниминизировать их последствия.

Во-первых, это достаточно высокий образовательный уровень работников и населения, а также активная внутренняя позиция на обеспечение безопасности. Чем ответственней и профессиональней люди подходят к своим трудовым обязанностям и чем лучше их контролирует общество, тем ниже вероятность техногенной катастрофы. Важную роль играет подготовленность организаций и государственных структур к действиям в аварийных зкстремальных ситуациях. Даже природные катастрофы приводят к разным последствиям в зависимости от готовности общества к их предупреждению. Так, строительство зданий, сооружений, не отвечающих требованиям сейсмоустойчивости, в районах с высокой вероятностью землетрясений заведомо увеличивает масштабы возможных последствий и число возможных жертв. Например, в декабре 1988 года в Армении в результате землетрясения силой в 6,9 баллов по шкале Рихтера погибло 25 тысяч человек, более 31 тысячи человек получили ранения и 514 тысяч человек остались без крова. В то же время землетрясение силой 7,1 балла в 1989 году в густонаселенных районах Северной Калифорнии имело более скромные последствия: 62 убитых, 3757 раненых, около 3 тысяч человек лишились крова.

Требования по обеспечению готовности к аварийным ситуациям

Руководство МОТ–СУОТ 2001 требует, чтобы предупреждение аварийных ситуаций, готовность к ним и реагирование были составной частью системы управления охраной труда на производстве. В документе прописано:

«3.10.3.1. Следует установить и поддерживать в рабочем состоянии мероприятия по предупреждению аварийных ситуаций, обеспечению готовности к ним и реагированию. Мероприятия должны определять возможный характер и масштаб несчастных случаев и аварийных ситуаций и предусматривать предупреждение связанных с ними рисков в сфере охраны труда. Все мероприятия должны быть разработаны в соответствии с размером и характером деятельности организации. Они должны:

а) гарантировать, что имеющаяся необходимая информация, внутреннее коммуникативное взаимодействие и координация обеспечат защиту всех людей в случае аварийной ситуации в рабочей зоне;

б) предоставлять информацию соответствующим компетентным органам, территориальным структурам окружающего района и службам аварийного реагирования и обеспечивать коммуникативное взаимодействие с ними;

в) предусматривать оказание первой и медицинской помощи, противопожарные мероприятия и эвакуацию всех людей, находящихся в рабочей зоне;

г) предоставлять соответствующую информацию и возможность подготовки всем членам организации на всех уровнях, включая проведение регулярных тренировок по предупреждению аварийных ситуаций, обеспечению готовности к ним и реагированию.

3.10.3.2. Мероприятия по предупреждению аварийных ситуаций, обеспечению готовности к ним и реагированию должны быть установлены совместно с внешними аварийными службами и другими органами там, где это целесообразно.»

На крупных предприятиях, кроме этого, эксплуатирующих опасные производственные объекты, имеются противопожарная служба, система противопожарной защиты, готовятся спасатели, имеется план ликвидации аварии (ПЛА) и т.п.

На больших предприятиях необходимо иметь противопожарные извещатели, огнетушители, знать назначение телефонного номера экстренного вызова. Все работники должны четко знать аварийные выходы и т.п.

Готовность работников к возможной аварии резко снижает последствия, гибель и травмирование людей из-за поражающих фактов аварии.

В соответствии с Федеральным законом «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана дополнительно:

– принимать меры по защите жизни и здоровья работников в случае аварии на опасном производственном объекте;

– осуществлять мероприятия по локализации и ликвидации последствий аварий на опасном производственном объекте, оказывать содействие государственным органам в расследовании причин аварии.

Для обеспечения готовности к действиям по локализации и ликвидации последствий аварий организация, эксплуатирующая опасный производственный объект обязана:

– планировать и осуществлять мероприятия по локализации и ликвидации последствий аварий на опасном производственном объекте;

– заключать с профессиональными аварийно-спасательными службами или с профессиональными аварийно-спасательными формированиями договоры на обслуживание, а в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, создавать собственные профессиональные аварийно-спасательные службы или профессиональные аварийно-спасательные формирования, а также нештатные аварийно-спасательные формирования из числа работников;

– иметь резервы финансовых средств и материальных ресурсов для локализации и ликвидации последствий аварий в соответствии с законодательством Российской Федерации;

– обучать работников действиям в случае аварии или инцидента на опасном производственном объекте;

– создавать системы наблюдения, оповещения, связи и поддержки действий в случае аварии и поддерживать указанные системы в пригодном к использованию состоянии.

Наши рекомендации