Составление ведомости оборота локомотивов (поездов)
Ведомость оборота локомотивов учитывает время работы локомотивов с поездами и время оборота локомотивов по станциям оборота ив основном депо. В ведомости оборота, таким образом, учтено все время, которое затрачено всеми локомотивами при обслуживании всех пар поездов за сутки. Если сумму всех элементов этого времени разделить на 24 часа, можно определить, сколько локомотивов потребуется для обслуживания заданного числа пар поездов в сутки на заданном участке. Форма ведомости оборота и порядок ее заполнения показаны в Приложении В.
Поезда в ведомости располагают последовательно в порядке их прибытия и отправления на станцию основного и оборотного депо, начиная с 0 часов. Вносят время в пути для каждого поезда, время простоя каждого поезда на станциях. Графически изображают линии связи между поездами, которые указывают последовательность обслуживания поездов локомотивом.
Можно выполнить составление ведомости перед графиком оборота и затем на основании ведомости построить трафик оборота локомотивов.
1.3. Определение показателей использования ТЛС
1.3.1. Определение количественных показателей
Количественные показатели оценивают объем перевозок и ремонтно-технической работы депо. Объемные показатели являются необходимыми исходными данными для планирования работы депо. Основными объемными показателями работы депо являются:
в грузовом движении
• грузооборот в тонно-километрах брутто;
• отправление и прибытие груза в тоннах;
• погрузка, выгрузка вагонов;
• пробеги локомотивов;
в пассажирском движении
• пассажирооборот в пассажиро-километрах;
• отправление и перевозки пассажиров;
• пробеги локомотивов; в ремонтной работе
• программа ремонтов локомотивов.
В курсовом проекте необходимо определить наиболее важные показатели работы депо как в эксплуатационной работе, так и в ремонтной. Расчеты показателей и оценки ремонтной работы будут даны ниже при рассмотрении вопросов организации ремонта локомотивов. Из объемных показателей эксплуатационной работы необходимо определить грузооборот и пробег локомотивов при заданном размере движения.
Грузооборот— это одна из величин, которая служит для оценки и измерения количества транспортной продукции, определения потребности топливно-энергетических ресурсов и эксплуатационных расходов. Грузооборот вычисляют за определенный период времени — сутки или год.
Грузооборот за сутки вычисляют по формуле
где Sсут— суточный пробег локомотивов, лок-км;
Q — вес поезда, т (из исходных данных).
Годовую величину грузооборота определяют по формуле
где 365 — число дней в году.
Пробег локомотивов— это одна из величин, которая оценивает выполненную работу локомотивов за определенный период времени и используется для составления программы ремонтов локомотивов, а также для решения некоторых других задач по организации работ в депо.
В курсовом проекте требуется определить суточный пробег всех локомотивов при выполнении заданного размера движения, годовой пробег локомотивов для выполнения расчетов программы ремонтов локомотивов. Расчет выполнить для грузового и пассажирского движения.
Расчет суточного пробега ведется по формуле
где п — число пар поездов в сутки (из исходных данных).
Расчет годового пробега локомотивов ведется по формуле
где 30,4 — среднее число дней в годовом исчислении (365/12=30,4);
12 — число месяцев в году.
Таким образом, для курсового задания определены необходимые объемные показатели выполняемой локомотивами работы в депо по заданным размерам движения. Однако для оценки качества принятых решений по организации работ в депо необходимо использовать другую категорию показателей — качественные показатели.
1.3.2. Определение качественных показателей
Качественные показатели позволяют оценить уровень организации работ в депо и качество выполненных работ, а также степень использования локомотивов и выполнение графика движения поездов. Степень использования локомотивов отображают показатели:
• время полезной работы локомотива в сутки;
• техническая скорость;
• среднесуточный пробег локомотива эксплуатируемого парка;
• масса поезда;
• производительность локомотива.
Время полезной работы— это время, в течение которого локомотив находится в движении с поездом за сутки (именно за это время производится и потребляется продукция транспорта).
Время полезной работы определяется по формуле
где Sср — среднесуточный пробег локомотива, лок-км;
Vтех — техническая скорость движения, км/ч (из исходных данных).
Техническая скорость— это среднее расстояние, пройденное поездом в течение одного часа без учета стоянок на промежуточных станциях. Эта величина в курсовом проекте может быть задана как исходные данные.
Среднесуточный пробегхарактеризует величину среднего пробега локомотивов эксплуатируемого парка в сутки. Для увеличения пробега необходимо повышать скорость движения и сокращать простои локомотивов.
Среднесуточный пробег локомотивов может быть определен по формуле
где Sсут — суточный пробег локомотивов, лок-км (см. п. 1.3.1);
Nэкс — количество локомотивов эксплуатируемого парка (см. п. 1.2.5).
Масса поезда— это измеритель, который показывает степень использования мощности локомотива. В данном курсовом проекте масса поезда задана в исходных данных.
Производительность локомотива— это количество продукции в тонно-километрах брутто, приходящейся в среднем за сутки на один локомотив эксплуатируемого парка.
Производительность локомотива за сутки можно определить по формуле
Где Асут— суточный грузооборот, лок-км (см. п. 1.3.1);
Nэкс — количество локомотивов эксплуатируемого парка (см. п. 1.2.5).
Производительность локомотива определяется для каждого вида работ раздельно, чтобы можно было оценить работу конкретно в грузовом и в пассажирском движении.
Другие качественные показатели в данном курсовом проекте определять не требуется. Желательно при выполнении курсового проекта привести примерные мероприятия для улучшения качественных показателей работы локомотивов.
1.4. Организация работы локомотивных бригад
Локомотивные бригады назначаются для управления и технического обслуживания локомотивов.
Локомотивная бригада состоит из двух человек: машиниста и помощника машиниста. Возглавляет бригаду машинист, который отвечает за управление локомотивом и ведение поезда.
Локомотивная бригада обязана явиться на работу в установленное время в работоспособном состоянии. Во время поездки бригада обязана строго выполнять цикл работ по поддержанию в нормальном состоянии локомотива.
Членом бригады могут быть лица не моложе 18 лет, получившие специальное образование и успешно сдавшие испытания на управление локомотивом, годные по состоянию здоровья.
Контроль за работой локомотивных бригад осуществляет машинист-инструктор и заместитель начальника депо по эксплуатации. Результаты проверки фиксируются в формуляре.
При организации работы локомотивных бригад необходимо строго выполнять установленные нормативные требования по продолжительности работы локомотивных бригад.
1.4.1. Определение потребности в локомотивных бригадах для пассажирского движения (графический способ)
Расчет потребности в локомотивных бригадах можно выполнить различными способами, в том числе и графическим. Для решения задачи этим способом строится развернутый график работы бригад, ведомость работы бригад и именное расписание работы бригады.
Все эти графики строятся в соответствии с заданным графиком движения. Для решения этой задачи в курсовом проекте используют исходные данные — число пар поездов в пассажирском движении, а также рассчитанные ранее данные — время хода поездов по тяговым плечам
АГ и АД(tAГ , tAД).
Пример графика обслуживания поездов локомотивными бригадами (развернутый график работы локомотивных бригад), расписание движения поездов показаны в Приложениях Г и Д.
При этом следует учесть, что непрерывное время работы локомотивных бригад не должно быть больше 7—8 часов. В случае, если время хода по перегонам оказалось больше времени непрерывной работы локомотивных бригад, необходимо через 7—8 часов работы организовать пункты смены локомотивных бригад.
Например, если время хода по перегону АД равно 9,7 ч, можно разместить в точке Е пункт смены локомотивных бригад. Время следования до пункта Е принимаем равным 7 ч (рис. 4), тогда длина плеча
LАЕ(ЕА) =tАЕ(ЕА) –Vуч =7·66,02 = 462,14 км (время смены локомотивных бригад и стоянку поезда на станции смены локомотивных бригад можно учесть как одну из стоянок на промежуточных станциях, время на которые задано в исходных данных, или за счет увеличения технической скорости).
Если время непрерывной работы бригады будет превышено и на другом плече, то решение принимается аналогично рассмотренному варианту на плече АД.
Оборот локомотивной бригады на заданном участке можно показать на схеме (см. рис. 4).
Рис. 4. Схема оборота локомотивных бригад на участке Г-А-Д
После принятых решений необходимо провести расчеты по определению времени отдыха локомотивной бригады в пункте смены локомотивных бригад и на станции основного депо после поездки "туда" и "обратно" и время отдыха выходного дня.
Время отдыха в пунктах смены локомотивных бригад рассчитывается по формуле
Необходимо, чтобы время отдыха в пунктах смены локомотивных бригад было не менее 3 часов, даже если результат при расчете оказался менее 3 часов.
После завершения поездки "туда" и "обратно" бригаде предоставляется отдых в основном депо:
где — время оборота локомотивной бригады, ч;
где tпз — время подготовительно-заключительных операций;
Следует отметить, что отдых в основном депо должен быть не меньше 16 часов и не больше 40 часов.
После 6 дней работы локомотивной бригаде предоставляется отдых выходного дня в основном депо:
где — среднеарифметическое значение времени отдыха в основном депо.
В зависимости от графика движения поездов выходной день может смещаться в сторону увеличения или в сторону уменьшения, таким образом, выходной день может не совпадать с календарными выходными днями.
Вся работа локомотивной бригады организуется строго по графикам в соответствии с графиком движения, каждая бригада получает именное расписание на месяц или развернутый график работ на месяц.
При расчетах аналитическим и графическим способом результаты расчетов не совпадают - это объясняется тем, что при расчете аналитическим способом не учитываются время отдыха в пунктах смены и в основном депо, а также выходные дни. Пример выполненных графиков приведен в Приложениях.
1.4.2. Определение потребности в локомотивных бригадах для грузового движения аналитическим способом
Размеры грузовою движения значительно больше, чем пассажирского, поэтому в курсовом проекте задачу можно решить аналитическим способом, чтобы не увеличивать объем работы.
Для этого сначала определяем оборот бригады на данном участке обращения, зачем расчет ведется по формуле
где — время оборота локомотивной бригады, ч;
п — число пар поездов в сутки (из исходных данных);
166,7 — среднемесячная норма рабочих часов при 40-часовой рабочей неделе;
где tАБ, tАВ — время хода поезда по участкам АБ и АВ, ч (см. п. 1.2.2);
tПС — время приема и сдачи локомотива, ч (принимают на каждом пункте равным 0,5 ч, эта операция предусмотрена технологическим процессом);
где КЗАП — коэффициент замещения, учитывающий отсутствие бригад по уважительным причинам (в очередном отпуске, по болезни и т.п.), обычно принимается увеличение штата бригад па 12—15 % (этот коэффициент значительно больше, чем такой же, принимаемый при определении численности ремонтных рабочих);
ЧСП = 217 · (1 + 0,15) = 250 бригад.
1.5. Организация ремонтного производства в депо
Для поддержания локомотивов и мотор-вагонного подвижного состава в работоспособном и надлежащем санитарно-гигиеническом состоянии, для обеспечения поездов исправными локомотивами, а также для обеспечения безопасности движения в локомотивном депо организовывается производственный процесс ремонта локомотивов. Разработана система ремонтов и обслуживания, в которую входят текущий ремонт локомотивов в депо, капитальный ремонт в условиях ремонтных заводов и техническое обслуживание в период эксплуатации.
Техническое обслуживание ТО-1предусматривает работы по предупреждению появления неисправностей, а также поддержанию локомотивов и мотор-вагонного подвижного состава в работоспособном состоянии. Все работы выполняются локомотивными бригадами во время приемки и сдачи локомотива, в пути следования и на стоянках.
Техническоеобслуживание ТО-2предусматривает работы по предупреждению появления неисправностей, а также поддержанию локомотивов и мотор-вагонного подвижного состава в работоспособном и надлежащем санитарно-гигиеническом состоянии, обеспечивающем его бесперебойную работу, высокий уровень комфортности и удобств для проезда пассажиров и безопасность движения. Все работы выполняются комплексными бригадами в специальных пунктах технического обслуживания локомотивов (ПТОЛ).
Техническое обслуживание ТО-3предусматривает работы по предупреждению появления неисправностей, поддержанию локомотивов и мотор-вагонного подвижного состава в работоспособном состоянии, а также выполнению мелкого служебного ремонта и профилактических работ и регулировок. Все работы производятся комплексными бригадами в депо, в цехе ТО-3. Локомотив, стоящий в ТО-3, числится в неэксплуатируемом парке.
Техническое обслуживание ТО-4предусмотрено для обточки бандажей колесных пар без выкатки их из-под локомотивов и моторвагонного подвижного состава с целью поддержания оптимальной величины проката.
Техническое обслуживание ТО-5предусматривает выполнение работ по подготовке локомотива к пересылке или подготовке локомотива к работе после заводского ремонта (расконсервация).
Текущий ремонт (ТР-1, ТР-2, ТР-3)проводится для восстановления основных рабочих характеристик локомотивов и мотор-вагонного подвижного состава через соответствующие межремонтные периоды путем ревизии, ремонта и замены отдельных деталей, сборочных единиц и агрегатов, регулировки и испытания, а также частичной модернизации. Текущие ремонты выполняются в соответствии с Правилами ремонта ТПС. Работы выполняются в цехах локомотивного депо. Локомотивы числятся в неэксплуатируемом парке.
Капитальный ремонт КР-1проводится для восстановления эксплуатационных характеристик, исправности и ресурса (срока службы) путем замены, ремонта изношенных и поврежденных агрегатов, сборочных единиц и деталей, а также модернизации.
Капитальный ремонт КР-2проводится для восстановления эксплуатационных характеристик, исправности и полного ресурса (срока службы) всех агрегатов, сборочных единиц и деталей, включая базовые, полной замены проводов и кабелей, а также модернизации.
Капитальный ремонт КРПобеспечивает продление срока службы локомотивов; при проведении этого вида ремонта предполагается частичная замена узлов и агрегатов локомотива на более совершенные и современные.
Капитальные ремонты выполняются на специальных локомотиворемонтных заводах.
Принятая система ремонтов и обслуживания лежит в основе планово-предупредительной системы, действующей в настоящее время. Эта система долгое время была средством поддержания парка локомотивов в исправном состоянии. Она лежала в основе организации ремонтного производства локомотивов в депо. В основе всех экономических расчетов этого производства была программа ремонтов и обслуживания локомотивов. Однако эта система становится менее экономичной на фоне быстро развивающегося технического прогресса. На смену приходят методы диагностического контроля технического состояния техники и более точного определения необходимого объема ремонтных и профилактических работ для поддержания рабочего состояния локомотивов. Ремонтные работы становятся затратными и неэкономичными. Наметилась тенденция снижения больших объемов ремонта. Большое значение придается техническому обслуживанию и менее дорогостоящим видам ремонта. Но для полного отказа от планово-предупредительной системы необходимы определенные изменения
в экономических отношениях и хозяйственных структурах локомотивного хозяйства и на железнодорожном транспорте в целом. В курсовом проекте рассматривается порядок расчета традиционного ремонтного производства в депо. Рассмотрим порядок расчета программы ремонта локомотивов по определенным исходным данным.
1.5.1. Определение программы ремонта
и технического обслуживания локомотивов
В настоящее время разработана и действует четкая система ТО и ТР. В основе этой системы лежат установленные МПС пробеги в локомотиво-километрах или локомотиво-часах между каждым видом ТО и ТР. Основной документацией, устанавливающей эти пробеги, являются:
1) Указание МПС РФ от 03.06.99 г. № Л-991/У;
2) Приказ 9Н Окт. ж. д. от 12.01.2000 г.
Программой ремонтаназывают количество ремонтов одного вида за 1 год. Для расчета необходимо подготовить и систематизировать нужные для расчетов исходные данные: годовой пробег локомотивов по видам выполняемой работы, выбрать необходимые данные о величине межремонтных пробегов, данные о времени простоя в каждом виде ремонтов и серии локомотивов по заданию. Удобно эти данные привести в таблицах 3, 4, 5.
Таблица 3
Исходные данные
Вид выполняемой работы | Серия локомотива | Годовой пробег, км |
Грузовые перевозки | ||
Пассажирские перевозки | ||
Маневровая работа |
Таблица 4