Составление ведомости оборота локомотивов (поездов)

Ведомость оборота локомотивов учитывает время работы локомо­тивов с поездами и время оборота локомотивов по станциям оборота ив основном депо. В ведомости оборота, таким образом, учтено все время, которое затрачено всеми локомотивами при обслуживании всех пар поездов за сутки. Если сумму всех элементов этого времени раз­делить на 24 часа, можно определить, сколько локомотивов потребует­ся для обслуживания заданного числа пар поездов в сутки на задан­ном участке. Форма ведомости оборота и порядок ее заполнения пока­заны в Приложении В.

Поезда в ведомости располагают последовательно в порядке их при­бытия и отправления на станцию основного и оборотного депо, начиная с 0 часов. Вносят время в пути для каждого поезда, время простоя каж­дого поезда на станциях. Графически изображают линии связи между поездами, которые указывают последовательность обслуживания поез­дов локомотивом.

Можно выполнить составление ведомости перед графиком оборота и затем на основании ведомости построить трафик оборота локомотивов.

1.3. Определение показателей использования ТЛС

1.3.1. Определение количественных показателей

Количественные показатели оценивают объем перевозок и ремонтно-технической работы депо. Объемные показатели являются необходимыми исходными данными для планирования работы депо. Основными объемными показателями работы депо являются:

в грузовом движении

• грузооборот в тонно-километрах брутто;

• отправление и прибытие груза в тоннах;

• погрузка, выгрузка вагонов;

• пробеги локомотивов;

в пассажирском движении

• пассажирооборот в пассажиро-километрах;

• отправление и перевозки пассажиров;

• пробеги локомотивов; в ремонтной работе

• программа ремонтов локомотивов.

В курсовом проекте необходимо определить наиболее важные пока­затели работы депо как в эксплуатационной работе, так и в ремонтной. Расчеты показателей и оценки ремонтной работы будут даны ниже при рассмотрении вопросов организации ремонта локомотивов. Из объем­ных показателей эксплуатационной работы необходимо определить гру­зооборот и пробег локомотивов при заданном размере движения.

Грузооборот— это одна из величин, которая служит для оценки и измерения количества транспортной продукции, определения потребности топливно-энергетических ресурсов и эксплуатационных расходов. Гру­зооборот вычисляют за определенный период времени — сутки или год.

Грузооборот за сутки вычисляют по формуле

Составление ведомости оборота локомотивов (поездов) - student2.ru

где Sсут— суточный пробег локомотивов, лок-км;

Q — вес поезда, т (из исходных данных).

Годовую величину грузооборота определяют по формуле

Составление ведомости оборота локомотивов (поездов) - student2.ru

где 365 — число дней в году.

Пробег локомотивов— это одна из величин, которая оценивает вы­полненную работу локомотивов за определенный период времени и ис­пользуется для составления программы ремонтов локомотивов, а также для решения некоторых других задач по организации работ в депо.

В курсовом проекте требуется определить суточный пробег всех ло­комотивов при выполнении заданного размера движения, годовой про­бег локомотивов для выполнения расчетов программы ремонтов локо­мотивов. Расчет выполнить для грузового и пассажирского движения.

Расчет суточного пробега ведется по формуле

Составление ведомости оборота локомотивов (поездов) - student2.ru

где п — число пар поездов в сутки (из исходных данных).

Расчет годового пробега локомотивов ведется по формуле

Составление ведомости оборота локомотивов (поездов) - student2.ru

где 30,4 — среднее число дней в годовом исчислении (365/12=30,4);

12 — число месяцев в году.

Таким образом, для курсового задания определены необходимые объемные показатели выполняемой локомотивами работы в депо по за­данным размерам движения. Однако для оценки качества принятых ре­шений по организации работ в депо необходимо использовать другую категорию показателей — качественные показатели.

1.3.2. Определение качественных показателей

Качественные показатели позволяют оценить уровень организации работ в депо и качество выполненных работ, а также степень использо­вания локомотивов и выполнение графика движения поездов. Степень использования локомотивов отображают показатели:

• время полезной работы локомотива в сутки;

• техническая скорость;

• среднесуточный пробег локомотива эксплуатируемого парка;

• масса поезда;

• производительность локомотива.

Время полезной работы— это время, в течение которого локомо­тив находится в движении с поездом за сутки (именно за это время про­изводится и потребляется продукция транспорта).

Время полезной работы определяется по формуле

Составление ведомости оборота локомотивов (поездов) - student2.ru

где Sср — среднесуточный пробег локомотива, лок-км;

Vтех — техническая скорость движения, км/ч (из исходных данных).

Техническая скорость— это среднее расстояние, пройденное по­ездом в течение одного часа без учета стоянок на промежуточных стан­циях. Эта величина в курсовом проекте может быть задана как исход­ные данные.

Среднесуточный пробегхарактеризует величину среднего пробега локомотивов эксплуатируемого парка в сутки. Для увеличения пробега необходимо повышать скорость движения и сокращать простои локомо­тивов.

Среднесуточный пробег локомотивов может быть определен по формуле

Составление ведомости оборота локомотивов (поездов) - student2.ru

где Sсут — суточный пробег локомотивов, лок-км (см. п. 1.3.1);

Nэкс — количество локомотивов эксплуатируемого парка (см. п. 1.2.5).

Масса поезда— это измеритель, который показывает степень ис­пользования мощности локомотива. В данном курсовом проекте масса поезда задана в исходных данных.

Производительность локомотива— это количество продукции в тонно-километрах брутто, приходящейся в среднем за сутки на один ло­комотив эксплуатируемого парка.

Производительность локомотива за сутки можно определить по формуле

Составление ведомости оборота локомотивов (поездов) - student2.ru

Где Асут— суточный грузооборот, лок-км (см. п. 1.3.1);

Nэкс — количество локомотивов эксплуатируемого парка (см. п. 1.2.5).

Производительность локомотива определяется для каждого вида ра­бот раздельно, чтобы можно было оценить работу конкретно в грузовом и в пассажирском движении.

Другие качественные показатели в данном курсовом проекте опре­делять не требуется. Желательно при выполнении курсового проекта при­вести примерные мероприятия для улучшения качественных показате­лей работы локомотивов.

1.4. Организация работы локомотивных бригад

Локомотивные бригады назначаются для управления и технического обслуживания локомотивов.

Локомотивная бригада состоит из двух человек: машиниста и по­мощника машиниста. Возглавляет бригаду машинист, который отвечает за управление локомотивом и ведение поезда.

Локомотивная бригада обязана явиться на работу в установленное время в работоспособном состоянии. Во время поездки бригада обязана строго выполнять цикл работ по поддержанию в нормальном состоянии локомотива.

Членом бригады могут быть лица не моложе 18 лет, получившие спе­циальное образование и успешно сдавшие испытания на управление ло­комотивом, годные по состоянию здоровья.

Контроль за работой локомотивных бригад осуществляет машинист-инструктор и заместитель начальника депо по эксплуатации. Результаты проверки фиксируются в формуляре.

При организации работы локомотивных бригад необходимо строго выполнять установленные нормативные требования по продолжительно­сти работы локомотивных бригад.

1.4.1. Определение потребности в локомотивных бригадах для пассажирского движения (графический способ)

Расчет потребности в локомотивных бригадах можно выполнить раз­личными способами, в том числе и графическим. Для решения задачи этим способом строится развернутый график работы бригад, ведомость работы бригад и именное расписание работы бригады.

Все эти графики строятся в соответствии с заданным графиком дви­жения. Для решения этой задачи в курсовом проекте используют исход­ные данные — число пар поездов в пассажирском движении, а также рассчитанные ранее данные — время хода поездов по тяговым плечам

АГ и АД(tAГ , tAД).

Пример графика обслуживания поездов локомотивными бригадами (развернутый график работы локомотивных бригад), расписание движе­ния поездов показаны в Приложениях Г и Д.

При этом следует учесть, что непрерывное время работы локомотив­ных бригад не должно быть больше 7—8 часов. В случае, если время хода по перегонам оказалось больше времени непрерывной работы ло­комотивных бригад, необходимо через 7—8 часов работы организовать пункты смены локомотивных бригад.

Например, если время хода по перегону АД равно 9,7 ч, можно раз­местить в точке Е пункт смены локомотивных бригад. Время следова­ния до пункта Е принимаем равным 7 ч (рис. 4), тогда длина плеча

LАЕ(ЕА) =tАЕ(ЕА) –Vуч =7·66,02 = 462,14 км (время смены локомотив­ных бригад и стоянку поезда на станции смены локомотивных бригад можно учесть как одну из стоянок на промежуточных станциях, время на которые задано в исходных данных, или за счет увеличения техничес­кой скорости).

Если время непрерывной работы бригады будет превышено и на дру­гом плече, то решение принимается аналогично рассмотренному вари­анту на плече АД.

Оборот локомотивной бригады на заданном участке можно показать на схеме (см. рис. 4).

Составление ведомости оборота локомотивов (поездов) - student2.ru

Рис. 4. Схема оборота локомотивных бригад на участке Г-А-Д

После принятых решений необходимо провести расчеты по определе­нию времени отдыха локомотивной бригады в пункте смены локомотив­ных бригад и на станции основного депо после поездки "туда" и "обрат­но" и время отдыха выходного дня.

Время отдыха в пунктах смены локомотивных бригад рассчитывает­ся по формуле

Составление ведомости оборота локомотивов (поездов) - student2.ru

Необходимо, чтобы время отдыха в пунктах смены локомотивных бригад было не менее 3 часов, даже если результат при расчете оказался менее 3 часов.

После завершения поездки "туда" и "обратно" бригаде предоставля­ется отдых в основном депо:

Составление ведомости оборота локомотивов (поездов) - student2.ru

где Составление ведомости оборота локомотивов (поездов) - student2.ru — время оборота локомотивной бригады, ч;

Составление ведомости оборота локомотивов (поездов) - student2.ru

где tпз — время подготовительно-заключительных операций;

Составление ведомости оборота локомотивов (поездов) - student2.ru

Следует отметить, что отдых в основном депо должен быть не мень­ше 16 часов и не больше 40 часов.

После 6 дней работы локомотивной бригаде предоставляется отдых выходного дня в основном депо:

Составление ведомости оборота локомотивов (поездов) - student2.ru

где Составление ведомости оборота локомотивов (поездов) - student2.ru — среднеарифметическое значение времени отдыха в ос­новном депо.

В зависимости от графика движения поездов выходной день может сме­щаться в сторону увеличения или в сторону уменьшения, таким образом, выходной день может не совпадать с календарными выходными днями.

Вся работа локомотивной бригады организуется строго по графикам в соответствии с графиком движения, каждая бригада получает именное расписание на месяц или развернутый график работ на месяц.

При расчетах аналитическим и графическим способом результаты расчетов не совпадают - это объясняется тем, что при расчете аналити­ческим способом не учитываются время отдыха в пунктах смены и в основном депо, а также выходные дни. Пример выполненных графиков приведен в Приложениях.

1.4.2. Определение потребности в локомотивных бригадах для грузового движения аналитическим способом

Размеры грузовою движения значительно больше, чем пассажирс­кого, поэтому в курсовом проекте задачу можно решить аналитическим способом, чтобы не увеличивать объем работы.

Для этого сначала определяем оборот бригады на данном участке обращения, зачем расчет ведется по формуле

Составление ведомости оборота локомотивов (поездов) - student2.ru

где Составление ведомости оборота локомотивов (поездов) - student2.ru — время оборота локомотивной бригады, ч;

п — число пар поездов в сутки (из исходных данных);

166,7 — среднемесячная норма рабочих часов при 40-часовой рабо­чей неделе;

Составление ведомости оборота локомотивов (поездов) - student2.ru

где tАБ, tАВ — время хода поезда по участкам АБ и АВ, ч (см. п. 1.2.2);

tПС — время приема и сдачи локомотива, ч (принимают на каж­дом пункте равным 0,5 ч, эта операция предусмотрена технологичес­ким процессом);

Составление ведомости оборота локомотивов (поездов) - student2.ru

где КЗАП — коэффициент замещения, учитывающий отсутствие бри­гад по уважительным причинам (в очередном отпуске, по болезни и т.п.), обычно принимается увеличение штата бригад па 12—15 % (этот коэф­фициент значительно больше, чем такой же, принимаемый при определе­нии численности ремонтных рабочих);

ЧСП = 217 · (1 + 0,15) = 250 бригад.

1.5. Организация ремонтного производства в депо

Для поддержания локомотивов и мотор-вагонного подвижного со­става в работоспособном и надлежащем санитарно-гигиеническом со­стоянии, для обеспечения поездов исправными локомотивами, а также для обеспечения безопасности движения в локомотивном депо органи­зовывается производственный процесс ремонта локомотивов. Разрабо­тана система ремонтов и обслуживания, в которую входят текущий ре­монт локомотивов в депо, капитальный ремонт в условиях ремонтных заводов и техническое обслуживание в период эксплуатации.

Техническое обслуживание ТО-1предусматривает работы по пре­дупреждению появления неисправностей, а также поддержанию локо­мотивов и мотор-вагонного подвижного состава в работоспособном со­стоянии. Все работы выполняются локомотивными бригадами во время приемки и сдачи локомотива, в пути следования и на стоянках.

Техническоеобслуживание ТО-2предусматривает работы по пре­дупреждению появления неисправностей, а также поддержанию локо­мотивов и мотор-вагонного подвижного состава в работоспособном и надлежащем санитарно-гигиеническом состоянии, обеспечивающем его бесперебойную работу, высокий уровень комфортности и удобств для проезда пассажиров и безопасность движения. Все работы выполняют­ся комплексными бригадами в специальных пунктах технического об­служивания локомотивов (ПТОЛ).

Техническое обслуживание ТО-3предусматривает работы по пре­дупреждению появления неисправностей, поддержанию локомотивов и мотор-вагонного подвижного состава в работоспособном состоянии, а также выполнению мелкого служебного ремонта и профилактических работ и регулировок. Все работы производятся комплексными бригада­ми в депо, в цехе ТО-3. Локомотив, стоящий в ТО-3, числится в неэксплуатируемом парке.

Техническое обслуживание ТО-4предусмотрено для обточки бан­дажей колесных пар без выкатки их из-под локомотивов и моторвагон­ного подвижного состава с целью поддержания оптимальной величины проката.

Техническое обслуживание ТО-5предусматривает выполнение ра­бот по подготовке локомотива к пересылке или подготовке локомотива к работе после заводского ремонта (расконсервация).

Текущий ремонт (ТР-1, ТР-2, ТР-3)проводится для восстановле­ния основных рабочих характеристик локомотивов и мотор-вагонного подвижного состава через соответствующие межремонтные периоды пу­тем ревизии, ремонта и замены отдельных деталей, сборочных единиц и агрегатов, регулировки и испытания, а также частичной модернизации. Текущие ремонты выполняются в соответствии с Правилами ремонта ТПС. Работы выполняются в цехах локомотивного депо. Локомотивы числятся в неэксплуатируемом парке.

Капитальный ремонт КР-1проводится для восстановления эксп­луатационных характеристик, исправности и ресурса (срока службы) путем замены, ремонта изношенных и поврежденных агрегатов, сбо­рочных единиц и деталей, а также модернизации.

Капитальный ремонт КР-2проводится для восстановления эксп­луатационных характеристик, исправности и полного ресурса (срока службы) всех агрегатов, сборочных единиц и деталей, включая базо­вые, полной замены проводов и кабелей, а также модернизации.

Капитальный ремонт КРПобеспечивает продление срока службы локомотивов; при проведении этого вида ремонта предполагается час­тичная замена узлов и агрегатов локомотива на более совершенные и современные.

Капитальные ремонты выполняются на специальных локомотиворемонтных заводах.

Принятая система ремонтов и обслуживания лежит в основе плано­во-предупредительной системы, действующей в настоящее время. Эта система долгое время была средством поддержания парка локомоти­вов в исправном состоянии. Она лежала в основе организации ремон­тного производства локомотивов в депо. В основе всех экономичес­ких расчетов этого производства была программа ремонтов и обслу­живания локомотивов. Однако эта система становится менее эконо­мичной на фоне быстро развивающегося технического прогресса. На смену приходят методы диагностического контроля технического со­стояния техники и более точного определения необходимого объема ремонтных и профилактических работ для поддержания рабочего со­стояния локомотивов. Ремонтные работы становятся затратными и не­экономичными. Наметилась тенденция снижения больших объемов ре­монта. Большое значение придается техническому обслуживанию и менее дорогостоящим видам ремонта. Но для полного отказа от плано­во-предупредительной системы необходимы определенные изменения

в экономических отношениях и хозяйственных структурах локомотив­ного хозяйства и на железнодорожном транспорте в целом. В курсо­вом проекте рассматривается порядок расчета традиционного ремонт­ного производства в депо. Рассмотрим порядок расчета программы ремонта локомотивов по определенным исходным данным.

1.5.1. Определение программы ремонта

и технического обслуживания локомотивов

В настоящее время разработана и действует четкая система ТО и ТР. В основе этой системы лежат установленные МПС пробеги в локомотиво-километрах или локомотиво-часах между каждым видом ТО и ТР. Основной документацией, устанавливающей эти пробеги, являются:

1) Указание МПС РФ от 03.06.99 г. № Л-991/У;

2) Приказ 9Н Окт. ж. д. от 12.01.2000 г.

Программой ремонтаназывают количество ремонтов одного вида за 1 год. Для расчета необходимо подготовить и систематизировать нуж­ные для расчетов исходные данные: годовой пробег локомотивов по ви­дам выполняемой работы, выбрать необходимые данные о величине меж­ремонтных пробегов, данные о времени простоя в каждом виде ремон­тов и серии локомотивов по заданию. Удобно эти данные привести в таблицах 3, 4, 5.

Таблица 3

Исходные данные

Вид выполняемой работы Серия локомотива Годовой пробег, км
Грузовые перевозки    
Пассажирские перевозки    
Маневровая работа    

Таблица 4

Наши рекомендации