Макроэкономические факторы, детерминирующие деятельность фирмы и принятие фирмой управленческих решений

В условиях рыночных отношений фирма (предприятие) является основным звеном всей экономики, поскольку именно на этом уровне создается нужная обществу продукция, оказываются необходимые услуги. Предприятие – это самостоятельный, экономически (организационно и технологически) обособленный хозяйствующий субъект национальной экономики, который производит и реализует продукцию. Любое предприятие является юридическим лицом, имеет законченную систему учета и отчетности, самостоятельный бухгалтерский баланс, расчетный и другие счета, печать с собственным наименованием и товарный знак (марку).

Главной целью создания и функционирования фирмы (предприятия) является получение максимально возможной прибыли за счет реализации потребителям производимой продукции (выполненных работ, оказанных услуг). На основе общей цели предприятия формируются и устанавливаются общефирменные цели, которые определяются интересами владельца, размерами капитала, ситуацией внутри предприятия, внешней средой и должны отвечать следующим требованиям: быть конкретными и измеримыми, ориентированными во времени, досягаемыми и взаимно поддерживаемыми.

Факторами функционирования и развития фирмы являются его внутренняя среда и внешняя среда. Многие авторы дают следующие толкования этих понятий.

Внутренняя среда фирмы – это состав и соотношение его внутренних звеньев: цехов, лабораторий и других компонентов, составляющих единый хозяйственный объект. Структура предприятия определяется следующими основными факторами: размером предприятия; отраслью производства; уровнем технологии и специализации предприятия. Все структурные звенья предприятия связаны между собой с помощью системы управления.

Роль системы управления состоит в принятии основных решений по управлению производством и ведению бизнеса и организации производства путем соединения всех необходимых факторов производства. Система управления фирмы определяется различными факторами. В частности, организационно - правовой формой предприятия, масштабами производства, спецификой бизнеса, в том числе, его рискованностью, особенностями рыночной ниши и т.д.

Система управления любой фирмы отвечает за принятие решений по вопросам, которые были приведены нами в разделе 1.1 данного учебного пособия и продублированы ниже:

8. Каковы экономические условия на конкретном рынке, на котором мы конкурируем или могли бы конкурировать?

9. Стоит ли нашей фирме заниматься этим бизнесом?

10. Если стоит, какой уровень цен и выработки нам следует установить, что­бы максимизировать нашу экономическую прибыль или свести к мини­муму наши убытки в краткосрочном периоде?

11. Как мы можем организовать и инвестировать наши ресурсы (земля, труд, капитал, управленческие навыки) так, чтобы сохранить конкурентное преимущество перед другими компаниями на рынке?

12. Стоит ли расширять бизнес?

13. На каком уровне сконцентрировать усилия по завоеванию рынка (на уровне региона, страны, международном рынке)?

14. Какие существуют риски?

Эффективность системы управления фирмы является ключевым фактором эффективности деятельности фирмы.

Внешняя среда фирмы – это совокупность активных хозяйствующих субъектов, экономических, общественных и природных условий, национальных и межгосударственных институциональных структур и других внешних условий и факторов, действующих в окружении предприятия и влияющих на различные сферы его деятельности.

Предприятие – это открытая система, которая может существовать лишь при условии активного взаимодействия с окружающей (внешней) средой.

Каждое предприятие – это сложная производственно-экономическая система с многогранной деятельностью. Виды деятельности предприятия, которые следует отнести к главным, это – маркетинговая деятельность (комплексное изучение рынка); инновационная деятельность (научно-исследовательские и опытно-конструкторские разработки, внедрение технологических, организационных, управленческих и других новшеств в производство); производственная деятельность (изготовление продукции, выполнение работ и оказание услуг, разработка номенклатуры и ассортимента, адекватных спросу на рынке); коммерческая деятельность (организация и стимулирование сбыта произведенной продукции, услуг, действенная реклама); материально-техническое обеспечение производства (поставка сырья, материалов, комплектующих изделий, обеспечение всеми видами энергии, техникой, оборудованием, тарой, и т.д.); экономическая деятельность (все виды планирования, ценообразования, учет и отчетность, организация и оплата труда, анализ хозяйственной деятельности и т.п.); послепродажный сервис продукции производственно-технического и потребительского назначения (пусконаладочные работы, гарантийное обслуживание, обеспечение запасными частями для ремонта и т.д.); социальная деятельность (поддержание на надлежащем уровне условий труда и жизни трудового коллектива, создание социальной инфраструктуры предприятия, включающей собственные жилые дома, столовые, лечебно-оздоровительные и детские дошкольные учреждения, учебные заведения и т.д.)

Результаты и перспективы деятельности предприятия зависят от огромного числа разнообразных по характеру и уровню факторов. Сложно выявить их все, оценить значимость отдельных факторов в функционировании предприятия и степень их взаимозависимости, определить возможность и варианты управления ими.

В условиях рыночной экономики предприятие может выжить, а тем более улучшить свои позиции на рынке только при условии, что разрабатывает стратегию и своевременно принимает управленческие решения, учитывая как можно больше факторов, определяющих результаты его деятельности. Предприятие должно ограничивать воздействие негативных факторов, влияющих на результаты его деятельности, и более полно использовать благоприятные возможности.

Обострение и усложнение конкуренции, как на региональном, национальном и международном рынках увеличивают число угроз экономической безопасности предприятия, усложняют проблему принятия управленческих решений.

В учебно-методической и научной литературе не существует единого подхода к классификации факторов, влияющих на параметры, динамику и перспективы деятельности предприятия. Остановимся на некоторых.

Многие исследователи подразделяют факторы, определяющие результаты и перспективы деятельности предприятия на две группы: макроэкономические и микроэкономические факторы.

К макроэкономическим факторам отнесены такие факторы, как:

1) экономическая и политическая ситуация в стране;

2) состояние инвестиционного и финансового рынка;

3) комплекс законодательных и нормативных основ деятельности хозяйствующего субъекта;

4) политика налогообложения.

К микроэкономическим факторам отнесены: объём и структура ресурсной базы; характер и значимость стратегических целей; стадия жизненного цикла; размеры, организационное строение и функциональная структура субъекта предпринимательской деятельности.

Близкой по смыслу вышеприведенной, является классификация факторов на три группы: макроэкономические, мезоэкономические и микроэкономические.

Макроэкономические факторы:

1) экономическая конъюнктура;

2) государственная политика;

3) технологический прогресс;

4) географические условия;

5) социально-экономические условия.

Мезоэкономические факторы: состояние отрасли; конкурентное окружение предприятия – инвестора. Микроэкономические факторы: финансовые ресурсы; трудовые ресурсы; элементы производственно-маркетингового характера.

Некоторые авторы предлагают все факторы, оказывающие влияние на функционирования предприятия, сгруппировать и выделить внутренние и внешние факторы. Внешние факторы, в свою очередь, ими подразделяются на факторы макроэкономические и микроэкономические.

К макроэкономическим факторам относятся, по их мнению:

1) состояние инвестиционной сферы страны;

2) государственная экономическая политика;

3) доступность результатов научно-технического прогресса;

4) географические условия;

5) социально-демографические факторы.

К внутренним относятся факторы, характеризующие внутреннюю организацию предприятия: общая стратегия развития предприятия, финансово-экономическое состояние предприятия, наличие собственных ресурсов и возможность привлечения их из внешних источников, стадия жизненного цикла предприятия. Внешние микроэкономические факторы, в свою очередь, включают: состояние отрасли, конкурентное окружение; рыночная позиция предприятия; доступность внешних источников финансирования; степень развитости рыночной инфраструктуры в регионе; качество трудовых ресурсов.

В литературе также встречается деление факторов на объективные и субъективные. К объективным относятся факторы, не зависящие непосредственно от самой фирмы. К ним можно отнести законодательство, конкуренцию, политические и экономические кризисы, состояние кредитно-банковской сферы, наличие налоговых льгот и других преференций.

Субъективные факторы имеют непосредственное отношение к данной фирме и напрямую зависят от эффективности её управления. К таким факторам можно отнести производственный и кадровый потенциал, уровень организации труда, уровень производительности труда, вид продукции и т.п.

Как видно, объективные факторы явно могут быть отнесены к макроэкономическим факторам.

Предприятие – это открытая система, которая может существовать лишь при условии активного взаимодействия с окружающей (внешней) средой.

На наш взгляд, макроэкономические факторы, детерминирующие деятельность фирм и принятие ими управленческих решений, вряд ли можно четко сгруппировать. Вряд ли все внешние условия, в которых функционирует предприятие, целесообразно относить к макроэкономическим факторам его деятельности. Ясно, например, что фирма не сможет успешно развиваться без активного взаимодействия с поставщиками, клиентами, маркетинговыми посредниками, конкурентами и другими контактными аудиториями. Но, на наш взгляд, излишне относить перечисленное выше к макроэкономическим факторам деятельности фирмы.

По нашему мнению, к макроэкономическим факторам, детерминирующим деятельность фирм и принятие ими управленческих решений, относятся:

1) политические и правовые условия. Политические условия играют значительную роль в развитии предприятий: могут, как способствовать реализации их деловой активности, так и создавать в этом дополнительные барьеры. Они зависят от качества законодательной базы, соблюдения законодательства при урегулировании правоотношений в обществе, в том числе в части гарантий обеспечения прав граждан, защиты интересов собственников, конкуренции и т.д.;

2) макроэкономические условия. Это, прежде всего, состояние национальной экономики. Значение имеет также уровень экономического развития отдельных регионов. Экономические условия являются, в том числе, результатом не только бюджетно-налоговой, денежно-кредитной, инвестиционной, таможенной политики, но и правового регулирования конкуренции, миграции, ввоза капитала, инвестиционного режима для нерезидентов;

3) коммуникационные условия: уровень развития транспортной сети, наличие железных дорог, автомобильных магистралей, воздушных, морских и речных путей сообщения, степень развитости сетей связи, информационного обмена и телекоммуникаций, на наш взгляд, целесообразно выделить в отдельный блок;

4) внешние научные и технические факторы. Наличие научных и технических факторов способствует предприятиям в выпуске новой и модернизации устаревшей продукции, освоении новых и совершенствовании применяемых технологических процессов, широком внедрении инноваций;

5) природно-климатические факторы и др. На деятельность предприятия в той или иной степени будут оказывать влияние изменения климата, ограниченность природных ресурсов, усиление солнечной активности, другие природные катаклизмы, загрязнение окружающей среды и др.;

6) экологические факторы. Государственный и негосударственный контроль качества и безопасности товаров, за соблюдением предприятиями требований и нормативов в сферах загрязнения окружающей среды, рационального использования и воспроизводства природных ресурсов играет в развитых странах все более существенную роль при принятии фирмами управленческих решений и реализации их деятельности;

7) международные факторы и др. К таковым можно отнести интернационализацию мировой экономики, изменение курсов национальных валют на мировом рынке, изменения роли и степени влияния страны на международных рынках. Эти факторы особенно значимы для предприятий, осуществляющие внешнеэкономическую деятельность.

Полагаем, каждый студент высшего учебного заведения, который успешно окончил образовательную программу подготовки бакалавров, следовательно, изучал дисциплины «Микроэкономика» и «Макроэкономика» сможет высказать свои соображения по поводу воздействия на деятельность фирмы и ее управленческие решения фискальной, монетарной, или инвестиционной политики государства.

В рамках данного раздела остановимся на государственном регулировании процессов монополизации рынков, деятельности монополий и конкурентных отношений в экономике. Это направление государственного регулирования затрагивает каждый из трех основных элементов фундамента рыночной экономики: отношения собственности, свободу экономического выбора субъектов рыночной экономики и конкуренцию.

Конкуренция является базовым элементом рыночной экономики, необходимым условием реализации рыночных принципов организации экономической системы. Однако следует помнить о некоторых объективных обстоятельствах. Конкурентная борьба на рынке ведется с использованием самых различных методов и средств осуществления предпринимательской деятельности.

Опыт развития рыночной экономики уже на рубеже 19 и 20 веков показал, что применение некоторых приемов и методов конкуренции оказывает негативное воздействие на функционирование механизма экономики в целом. Государство встало перед необходимостью разграничения конкуренции на законную и незаконную и установления правовых средств борьбы с некоторыми приемами и методами деятельности на рынке, получившими наименование недобросовестной конкуренции.

Институт борьбы против недобросовестной конкуренции в разных странах предназначен для решения одной или нескольких из приведенных ниже задач:

1) упорядочить конкуренцию, ввести ее в определенные рамки, исключить отдельные формы и методы предпринимательства;

2) защитить интересы мелких и средних предпринимателей;

3) внедрить в сознание публики представление о неотвратимости преследования и наказания государством субъектов, использующих недобросовестные и аморальные методы хозяйствования;

4) защитить интересы потребителей.

Решение этих задач имеет целью обеспечить эффективное функционирование механизма рыночной экономики в целом.

В юридико-техническом отношении институт борьбы с недобросовестной конкуренцией занимает различное положение в правовой системе разных стран.

В одних государствах, например США, Японии и Канаде, положения о борьбе с недобросовестной конкуренцией составляют часть антимонопольного законодательства, поскольку сама нечестная конкуренция рассматривается как один из элементов монопольной практики. В рамках законодательства по борьбе с монопольной практикой выделяются конкретные составы правонарушений, характеризуемые как недобросовестная конкуренция.

В других государствах, в частности в странах Общего рынка, этот правовой институт является самостоятельной ветвью гражданско- и административно-правового регулирования, существующего наряду со специальным антимонопольным законодательством, именуемым здесь законодательством по борьбе с ограничительной хозяйственной практикой. Само право на защиту против такой незаконной конкуренции рассматривается в национальном законодательстве этих стран как одно из прав промышленной собственности. Нормативная основа представлена, следовательно, разными актами. В некоторых из них, в частности во Франции, Италии, Нидерландах и ряде других, в качестве юридической основы борьбы с недобросовестной конкуренцией используются общие положения гражданского права об ответственности за гражданский деликт. Судебная практика этих стран выработала понятие и определила отдельные виды действий как недобросовестную конкуренцию. Недобросовестная конкуренция рассматривается как неправомерное действие, причиняющее ущерб, подлежащий возмещению по общим нормам деликатной ответственности. В других же странах имеется специальное законодательство, начало которому положил германский закон о недобросовестной конкуренции от 7 июня 1909 г., действующий и ныне в Германии в современной редакции. В специальных законах Германии и некоторых других стран, в частности Швейцарии, Австрии, Испании, Скандинавских стран (единообразном законе), Греции и др., выдвигается общее определение недобросовестной конкуренции, в соответствии с которым и осуществляют квалификацию соответствующих актов. При этом в некоторых законах также указываются и отдельные конкретные ее виды. И наконец, в ряде стран, к числу которых относятся, например, Англия и Бельгия, борьба с недозволенной конкуренцией опирается на общие нормы гражданского и уголовного законодательства, но имеются одновременно и специальные положения о недобросовестной конкуренции в различных актах, регулирующих гражданский оборот. Так, в Англии используются иски о смешении, клевете, нарушении доверия и др., кроме того, в ряде нормативных актов выдвигается общее определение недобросовестной конкуренции и указывается ряд ее конкретных проявлений.

Конкуренция, как свободное экономическое соперничество фирм за лучшие условия воспроизводства, объективно и логично приводит к концентрации и централизации капитала и монополизации в экономике. Высокий уровень власти отдельных фирм на рынке приводит к общественным экономическим потерям. Эти потери носят название «чистых потерь» или «мертвого груза». Негативные последствия концентрации и монополизации для экономики определили необходимость разработки и реализации политики регулирования этих процессов.

Комплекс мер государственной власти, направленных на предупреждение и ограничение чрезмерной концентрации, пресечение монополистической деятельности, на защиту добросовестной конкуренции путем принятия ограничений относительно деятельности компаний принято называть антимонопольной политикой. Хотя правильнее, конечно, называть политикой защиты добросовестной конкуренции и регулирования деятельности монополий.

Антимонопольная политика в различных странах имеет свой специфический характер. Тем не менее, антимонопольное законодательство едино в своих основах. Оно, во-первых, ставит под государственный контроль слияния компаний; во-вторых, запрещает соглашения и сговоры предпринимателей; в-третьих, пресекает недобросовестную конкуренцию.

В экономической и юридической литературе по антимонопольному регулированию экономики условно выделяют две модели: американскую и европейскую.

Американская (англо – саксонская) модель основывается на принципе запрещения монополии как рыночной структуры независимо от её социальных или экономических последствий. Её основой является антимонопольное (антитрестовское) законодательство США. Американская модель предполагает расчет определенных показателей, характеризующих степень концентрации и уровень власти отдельной фирмы на рынке. Исходя из оценки этих параметров, регулятором рынка принимается решение о необходимости применения мер воздействия к фирме или запрета на планируемые ею действия. Американская модель предполагает реорганизацию монопольных образований; разрыв антиконкурентных соглашений; внедрение конкуренции на монополизированный рынок.

Европейская (континентальная) модель основывается на принципе контроля над злоупотреблениями. Она акцентирует внимание не на анализе структуры рынка, а на анализе конкурентного поведения отдельных хозяйствующих субъектов. Признаётся незаконной деятельность не любой монополии или картеля, а лишь тех, чьи действия имеют для общества негативные последствия. Кроме того, признаётся незаконной деятельность любого субъекта экономики, безотносительно уровню его власти на рынке, чьи действия нарушают конкурентные права других участников рынка и имеют для общества негативные последствия. Европейская модель предполагает регулирование деятельности естественных монополий; выявление и пресечение злоупотреблений монополистами рыночной властью.

В конце 20 века регулирующие органы в большинстве стран начали все более активно применять в практике регулирования национальных и международных рынков подходы и инструменты и той, и другой модели. Концепции регулирования в большинстве стран имеют в основе общие правовые принципы:

1) факт наличия у фирмы или группы фирм высокого уровня рыночной власти не определяет неизбежность негативных последствий для рынка, других фирм и покупателей. Высокий уровень рыночной власти фирмы определяет только потенциал негативных проявлений, который не реализуется с необходимостью;

2) антимонопольная политика призвана обеспечить условия для сохранения достаточно равных конкурентных возможностей на рынке для всех фирм, а не уменьшать долю фирм-монополистов.

В зависимости от характеристик рынка в разных странах анализ его состояния проводиться с использованием нескольких из нижеприведенных показателей:

1) индекс Херфиндаля-Хиршмана;

2) индекс Лернера;

3) индекс Линда;

4) индекс концентрации;

5) коэффициент Бейна;

6) коэффициент Тобина;

7) индекс Ротшильда.

Так в США основным показателем, который используется органами, регулирующими конкуренцию, монополизацию рынков, деятельность монополий является индекс Херфиндаля-Хиршмана, а в странах Европейского Союза - индекс Линда. Индекс Херфиндаля - Хиршмана используется Департаментом Юстиции и Федеральной Торговой Комиссией США как при определении необходимости вмешательства регулятора в случае слияния на рынке, так и при принятии решения о разрешении или запрещении слияния (табл. 7.1).

Таблица 7.1.

Критерии принятия решения о разрешении / запрещении слияния фирм

Значение HHI до слияния Степень концентрации в отрасли Изменение HHI в результате намеченного слияния Вариант решения регулятора о возможности слияния
не превышает 1000 отрасль не концентрирована любое разрешено
выше 1000, но не превышает 1500 низкая не более 100 более 100 разрешено запрещено
1500, но не превышает 1800 средняя не более 100 более 100 разрешено запрещено
превышает 1800 но не превышает 2500 умеренно высокая не более 50 более 50 разрешено запрещено
превышает 2500   высокая любое решение принимается после дополнительного специального разбирательства

Практика анализа и количественной оценки рыночных структур, выявила, что уровень монополизации не всегда может быть адекватно оценен с помощью показателей уровня рыночной концентрации. Каждый показатель имеет или некоторые недостатки, или его применение связано с некоторыми сложностями.

Однако, опыт регулирования деятельности монополий, картелей и конкурентных отношений в разных странах показал, что сложности регулирования в этой сфере связаны не с выбором индекса. Проблемы выявления и пресечения злоупотреблений монополистами рыночной властью, актов недобросовестной конкуренции на рынке связаны в основном со следующими моментами:

1) определения товарной и географической границы релевантного рынка;

2) оценки уровня барьеров в отрасли;

3) получения достоверной информации регулирующим органом об издержках производства и прибыльности фирм;

4) адекватной оценки уровня монополизации и уровня концентрации на рынке;

5) у регулируемого субъекта экономики исчезают стимулы к снижению издержек, а у государства возникают издержки, связанные с обеспечением и реализацией регулирования. Это негативно сказывается на экономической эффективности.

В теоретической экономике, в юридических науках, актах международного законодательства и национального законодательства многих стран, определяющих нормы регулирования конкурентных отношений существует классификация конкуренции по соответствию приемов, которые используют фирмы в практике конкурентной борьбы, законодательным актам и обычаям делового оборота: добросовестная и недобросовестная конкуренция. Понятно, что реализация такой классификации, как и любой другой, возможна лишь тогда, когда существует основание для классификации.

Идеальным, с точки зрения возможности применения в практике регулирования конкурентных отношений, является вариант, когда в законодательстве приводится определение недобросовестной конкуренции, некоторые ее возможные проявления на практике, примерный перечень запрещаемых действий. Такой вариант встречается достаточно редко.

Чаще определениям, которые встречаются в актах международного законодательства и национального законодательства многих стран, присущ характер самых общих положений. Например, во многих странах, основным оценочным критерием в определении недобросовестной конкуренции служит использование в деловой практике таких форм и методов предпринимательской деятельности, которые противоречат «доброй совести», «добрым нравам» или «честным обычаям», сложившимся в обороте. Основополагающими для такого критерия оценки являются положения «Парижской конвенциипо охране промышленной собственности» и «Римского договора о создании ЕС».

В «Римском договоре о создании ЕС» (ст. 85, 86 и 91) изложены правила конкуренции. В соответствии с этими статьями запрещаются любые соглашения между предприятиями, решения об объединении предприятий и их координированная деятельность, имеющие целью воспрепятствовать, ограничить или нарушить свободу конкуренции внутри ЕС. Соглашения такого рода считаются лишенными юридической силы. Несовместимой с принципами с ЕС считается также индивидуальная монополистическая практика, основанная на установлении одной или несколькими фирмами господствующего положения на рынке и злоупотребления им. Запрещается любая форма помощи со стороны государства, которая нарушает или грозит нарушить конкуренцию, благоприятствуя некоторым предприятиям или видам продукции.

Согласно «Парижской конвенциипо охране промышленной собственности» (ст. 10 bis), недобросовестной конкуренцией считается всякий акт конкуренции, противоречащий честным обычаям в промышленных и торговых делах. Из аналогичного оценочного критерия исходят и национальные законодательства. Так, в Германии по ст. 1 закона «О недобросовестной конкуренции» от 7 июня 1909 г. лицо, которое в ходе деловой практики совершит в целях конкурентной борьбы действия, противоречащие добрым нравам, может быть через суд принуждено к прекращению этих действий и возмещению убытков. Некоторые конкурентные действия, характеризуемые как недобросовестные, определяются в «Парижской конвенции» (ст. 10 bis), но в основном содержание различных форм (видов) недобросовестной конкуренции раскрывается в решениях судов и обобщениях гражданско-правовой доктрины. Выделяется несколько категорий актов конкурентной деятельности, наиболее часто признаваемых в разных странах недобросовестной конкуренцией.

Во-первых, к недобросовестной конкуренции относят определенный круг приемов и недозволенных способов использования промышленных прав других лиц с целью продвижения товаров или услуг на рынке. Имеется в виду деятельность, которая способна ввести контрагента по договору или массового потребителя в заблуждение, вызвать у них смешение с самим предприятием конкурента либо с его изделиями или услугами, лишив такого конкурента выгод монопольного использования объекта промышленной собственности. Недобросовестность проявляется здесь в стремлении нечестно, обманно использовать завоеванную другим предпринимателем репутацию на рынке. Такая деятельность может проявляться, в частности, в применении товарного знака, идентичного или сходного с охраняемым обозначением другого предпринимателя; в использовании фирменного наименования, тождественного или сходного с фирмой другого участника оборота; в ложном указании обозначения происхождения изделия, право, на применение которого принадлежит определенному кругу продуцентов или торговцев и т.д.

Во-вторых, как акты недобросовестной конкуренции классифицируется осуществление деятельности, являющейся одновременно монопольной и искусственно ограничивающей конкурентную деятельность других лиц. В частности, навязывание контрагенту договорных условий, которые препятствуют его дальнейшей хозяйственной деятельности; организация бойкота; осуществление демпинга или дискриминации в торговле; дезорганизация производства конкурента и т. д.

В-третьих, считаются недобросовестной конкуренцией действия, нарушающие личные права предпринимателя на имя, честь и репутацию. Имеется в виду дискредитация, или диффамация, то есть распространение ложных сведений о конкуренте, порочащих самого предпринимателя либо его товар или работу.

В-четвертых, к недобросовестной конкуренции относят действия, преследующие цель нечестного извлечения выгод различными коммерческими или некоммерческими средствами. Приведем примеры таких действий:

1) передача третьему лицу конфиденциально полученной информации;

2) сманивание и подкуп персонала конкурента для получения от него секретной информации;

3) недобросовестная реклама (сравнительная или обманная), имеющая цель создать благоприятные условия для реализации товаров или услуг;

4) проведение торговли с нарушением установленных правил (несанкционированная распродажа товаров, продажа с объявленными скидками и премиями, не имеющими, по существу, имущественной ценности, торговля по воскресеньям).

Кроме того, в законодательстве и в практике регулирования конкурентных отношений используется понятие «незаконные методы неценовой конкуренции». К незаконным методам неценовой конкуренции относят достаточно широкий спектр действий:

1) промышленный шпионаж;

2) переманивание специалистов, владеющих производственными секретами;

3) выпуск поддельных товаров;

4) любые действия, способные каким бы то ни было образом вызвать путаницу в отношении предприятия, товаров, промышленной или торговой деятельности конкурента;

5) ложные утверждения при осуществлении коммерческой деятельности, способные дискредитировать предприятие, товары, промышленную или торговую деятельность конкурента;

6) указания или утверждения, использование которых при осуществлении коммерческой деятельности может ввести общественность в заблуждение относительно характера и способа изготовления, свойств, пригодности к применению или качества товара.

Важно, что незнание, заблуждение и иные подобные причины не являются оправдывающими обстоятельствами.

Государственное регулирование конкуренции, монополизации рынков, деятельности монополий, исключая возможность использования отдельных форм и методов конкуренции, реструктуризации бизнеса, устанавливая ограничения расширению рыночной ниши фирм в определенных случаях, обуславливает не только дополнительные ограничения для отдельных фирм и сказывается на результатах и перспективах их деятельности. Как следствие, оказывает значительное влияние на функционирование механизмов отдельных рынков и экономики в целом.

Как уже было отмечено, макроэкономические факторы, оказывающие влияние на хозяйственную деятельность предприятия, тесно взаимосвязаны и проявляют свое воздействие комплексно.

Для анализа факторов, воздействующих на предприятие как составной части экономики страны, в современной микроэкономике используется экономико-математическое моделирование. Известными экономистами (К.Виксель, П.Самуэльсон) предпринимались попытки определения оптимальных, с точки зрения создания условий экономического роста, соотношений цены товара и цены фактора производства. Интерес представляют модели экономического роста Р. Харрода, Е.Домара, Р.Солоу, адаптированные под задачу оптимизации роста предприятия.

В заключение, еще раз отметим некоторые принципиально важные моменты.

Во-первых, результаты и перспективы деятельности предприятия зависят от огромного числа разнообразных по характеру и уровню факторов. Макроэкономические факторы, оказывающие влияние на хозяйственную деятельность предприятия, тесно взаимосвязаны и проявляют свое воздействие комплексно.

Во-вторых, сложно выявить их все, оценить значимость отдельных факторов в функционировании предприятия и степень их взаимозависимости, определить возможность и варианты управления ими.

В-третьих, в условиях современной рыночной экономики предприятие может выжить, а тем более улучшить свои позиции на рынке только при условии, что разрабатывает стратегию и своевременно принимает управленческие решения, учитывая как можно больше факторов, определяющих результаты его деятельности. Предприятие должно стремиться ограничивать воздействие негативныхфакторов, влияющих на результаты его деятельности, и более полно использовать благоприятные возможности.

В заключение, еще раз отметим некоторые принципиально важные моменты.

Во-первых, результаты и перспективы деятельности предприятия зависят от огромного числа разнообразных по характеру и уровню факторов. Макроэкономические факторы, оказывающие влияние на хозяйственную деятельность предприятия, тесно взаимосвязаны и проявляют свое воздействие комплексно.

Во-вторых, сложно выявить их все, оценить значимость отдельных факторов в функционировании предприятия и степень их взаимозависимости, определить возможность и варианты управления ими.

В-третьих, в условиях современной рыночной экономики предприятие может выжить, а тем более улучшить свои позиции на рынке только при условии, что разрабатывает стратегию и своевременно принимает управленческие решения, учитывая как можно больше факторов, определяющих результаты его деятельности. Предприятие должно стремиться ограничивать воздействие негативныхфакторов, влияющих на результаты его деятельности, и более полно использовать благоприятные возможности.

Вопросы для самопроверки

1. Какой смысл несет понятие «фирма» в рамках таких дисциплин как «Микроэкономика», «Экономика фирмы», «Макроэкономика»?

2. Какие экономические интересы фирмы Вы можете выделить?

3. Какие цели могут стремиться реализовать фирмы?

4. Могут ли экономические интересы предприятия противоречить экономическим интересам государства? Приведите примеры таких ситуаций.

5. Дайте характеристику «внутренней» и «внешней» среды фирмы. Какие проблемы их функционирования и взаимодействия исследуются в рамках дисциплины «Управленческая экономика»?

6. На Ваш взгляд, какие факторы деятельности фирмы следует отнести к макроэкономическим факторам? Какие из них принимаются во внимание в рамках дисциплины «Управленческая экономика»?

7. Аргументируйте значимость одного из названных Вами факторов как фактора, детерминирующего деятельность фирм и принятие ими управленческих решений.

Наши рекомендации