Трубопроводы котельной
Трубопроводами называется система, состоящая из труб и соединительных деталей (арматуры, опор, подвесных креплений труб, компенсаторов, тепловой изоляции), предназначенная для транспортировки, распределения и отвода жидкостей, паров и газов.
В зависимости от вида транспортируемого вещества трубопроводы делятся на водопроводы, предназначенные для подачи конденсата, питательной. подпиточной, химическиочищенной итехнической воды; паропроводы для перемещения и распределения насыщенного и перегретого пара; мазуто- и газопроводы, обеспечивающие подачу жидкого и газообразного топлива; газо- и воздухопроводы, доставляющие воздух в топку котла и удаляющие из нее продукты сгорания; пыле- и золопроводы, предназначенные для перемещения угольной пыли и золы.
В котельных установках водо- и паропроводы принято подразделять на основные, работающие под давлением, подведомственные местным органам Гостехнадзора, и второстепенные трубопроводы К основным относят питательные трубопроводы, соединяющие питательные насосы с котлом и предназначенные для подачи воды в котел, и паропроводы насыщенного и перегретого пара, соединяющие котлы с различными потребителями пара. К вспомогательным относят служебные паропроводы (обдувочные, подводящие к форсункам пар и выхлопные), а также продувочные, спускные и дренажные, трубопроводы для удаления воздуха из котла при растопке, отбора проб воды и ввода присадок в котловую воду.
Трубопроводы, предназначенные для транспортировки пара с абсолютным давлением выше 0,2 МПа или горячей воды с температурой свыше 1200С, изготавливают, монтируют и эксплуатируют в соответствии с Правилами устройства и безопасной эксплуатации трубопроводов парa и горячей воды.
Трубопроводы соединяют при помощи фланцев или сваркой встык. Стальные фланцы на трубах укрепляют развальцовкой и отбортовкой концов труб во фланце. Для плотности соединения допускается приваривать шейку фланца к трубе. При давлении не выше 2,5 МПа фланцевые соединения уплотняют прокладками из паронита.
Для крепления трубопроводов применяют опоры: неподвижные, при помощи которых трубопровод жестко прикрепляется к конструкциям здания, и подвижные, позволяющие трубопроводу свободно перемещаться при тепловых удлинениях. На прямолинейных участках трубопроводов пара и воды между неподвижными опорами для восприятия температурных изменений их длины устанавливаютспециальные компенсаторы из гнутых стальных труб.
Для питания паровых котлов паропроизводительностью до 4 т/ч допускается устраивать один питательный трубопровод. Для котлов большей производительности необходимы два трубопровода, чтобы в случае выхода из строя одного из них, можно было пользоваться вторым. Трубопроводы монтируют так, чтобы можно было от любого насоса, имеющегося в котельной, подавать воду в любой котел как по одному, так и по другому питательному трубопроводу. Котлы с разностью давлений более 20% снабжают самостоятельными питательными трубопроводами. На питательных трубопроводах перед насосом и за насосом устанавливают запорные устройства (вентили, задвижки), а непосредственно перед котлом – обратный клапан и вентиль. Питательный трубопровод снабжают воздушниками для удаления воздуха из верхних точек трубопровода и дренажным устройством для спуска воды из нижних точек трубопровода. Пропускная способность каждого питательного и всасывающего трубопровода должна обеспечить номинальную паропроизводительность котла с учетом расхода воды на продувку.
Вновь смонтированные или отремонтированные трубопроводы подвергают гидравлическому испытанию пробным давлением, равным 1,5 рабочего давления среды.
Трубопроводы, по которым движется среда с температурой выше 500 С, вместе с фланцевыми соединениями и арматурой покрывают тепловой изоляцией. Трубопроводы по всей длине окрашивают в соответствующие цвета (таблица 27.1).
В котельной вывешивают схему трубопроводов в условных цветах с нумерацией вентилей и задвижек, как и в натуре.
Таблица 27.1. Окраска трубопроводов
Теплоноситель | Условные обозначения | Цвет окраски | |
трубопровода | кольца | ||
Насыщенный пар | ПН | Красный | Желтый |
Химически очищенная вода | ВХ | Зеленый | Белый |
Конденсат | ВК | Зеленый | Синий |
Питательная вода | ВП | Зеленый | Без колец |
Дренаж | ВД | Зеленый | Красный |
Техническая вода | ВТ | Черный | Без колец |
Пожарный водопровод | В.Пож | Оранжевый | Без колец |
Тепловые сети: прямая линия обратная линия | ПС ОС | Зеленый Зеленый | Желтый Коричневый |
Расстояние между кольцами должно быть 1–5 м. Ширину цветного кольца для трубопроводов диаметром до 150 мм принимают 50 мм, диаметром 150–300 мм – 70 мм.
На магистральных линиях трубопроводов необходимо делать следующие надписи: номер магистрали римской цифрой и стрелку, указывающую направление движения, в случае движения в нормальном режиме в обе стороны – две стрелы, направленные в разные стороны. На ответвлениях вблизи магистралей делают следующие надписи: номер магистрали римской цифрой, буквенные обозначения котлов (К), номер котла арабской цифрой и стрелку, указывающую направление движения.
При пуске трубопровода удаляют из него воздух, открывая в наиболее высокой его части воздушный вентиль. Паропровод при пуске прогревают постепенно и равномерно, удаляя образовавшийся в нем конденсат и продувая после этого паропровод свежим паром. Основные неисправности трубопроводов – это неплотности, вибрация, коррозия, разрывы.
Плотность фланцевых соединений, сальников арматуры, состояние конденсатоотводчиков проверяют ежедневно наружным осмотром. Неплотности фланцевых соединений трубопроводов устраняют во время работы котла подтяжкой болтов в крестообразном порядке, избегая чрезмерного затягивания. Применять при этом удлиненные рычаги для завертывания гаек запрещается. Если умеренное затягивание оказывается недостаточным, надо заменить прокладки. Неплотности в сварных швах устраняют путем дополнительной их заварки после выключения данного участка трубопровода и удаления находящейся в нем среды (воды, пapa).