Классификация и ассортимент ювелирных изделий
Вопрос классификации ювелирных товаров сложен, поскольку до настоящего времени точно не определено, какие именно виды изделий входят в ювелирную группу.
Так, по классификации, представленной в учебниках по товароведению советского периода, главным признаком, на основе которого изделия относились к группе ювелирных товаров, являлся сырьевой. Все изделия, в составе которых присутствовали драгоценные металлы и ювелирные камни, относились к ювелирным товарам. В эту же группу были включены и часы.
Современная товароведная классификация рассматривает ювелирные изделия как украшения, выполненные из драгоценных металлов и ювелирных камней с использованием техники ювелирного дела. В соответствии с определением классификация ювелирных изделий будет выглядеть следующим образом в соответствии с рисунком 45.
Украшения делят на нательные и украшения для одежды. Нательные в свою очередь могут подразделяться на украшения для головы (серьги, клипсы, диадемы), шеи и груди (бусы, колье, цепочки, кулоны, медальоны), рук и ног (кольца, браслеты, цепочки). Далее каждая подгруппа может быть разделена с использованием различных классификационных признаков: более узкое назначение, используемый металл или сплав, материал вставки, модельно-конструктивные особенности изделия и т. д. В конечном итоге на последнем уровне классификации окажутся конкретные изделия с признаками, которые отличают каждое наименование от всех других изделий (артикул).
Рисунок 45 – Классификация ювелирных изделий
В серьгах выделяются основная (лицевая) часть и замок. Лицевая часть состоит из основания (верхушка серьги), каста, ранта под оправу, накладок или вставок, а иногда и подвесок. Подвески крепятся к верхушке серьги соединительными кольцами для обеспечения подвижности.
Замки серег для проколотых и непроколотых ушей различны по своей конструкции.
Для проколотых ушей используют свободные навесные крючки, крючки с петелькой и пружинные; штекерное крепление (в быту его часто называют «гвоздики»): штифт с канавкой и пуссетой и штифт с резьбой и гайкой. Самыми надежными в использовании являются пружинные замки, но вместе с тем они наиболее сложны в изготовлении. Эти замки состоят из двух основных частей - пружинного крючка и швензы. Самой сложной деталью при изготовлении серег считается ювелирная швенза, которая состоит из двух смежных деталей: клюва и хвостовика. Клюв является опорной основой для всей швензы и поэтому он несколько утолщен, хвостовик же, напротив, все более утоньшается ближе к крючку. Такая конструкция швензы препятствует полному раскрытию замка серьги, практически сводя на нет возможность самопроизвольного соскальзывания изделия с мочки уха.
Серьги для непроколотых ушей крепятся либо при помощи зажимного винта, либо при помощи специального замка - клипсы, который имеет вид защелки.
Серьги могут составлять элемент набора украшений в сочетании с кольцом, браслетом, ожерельем, кулоном, диадемой. Старинное название набора украшений – «парюр» (фр.). Он состоит из браслета, серег, перстня, выполненных в едином стиле. Набор украшений, называемый гарнитуром, может состоять из броши и кольца, браслета и кольца, браслета, кулона, кольца и серег.
Диадема (гр.) - головная повязка, носимая в Древней Греции женщинами - в качестве украшения, юношами и мужчинами - как символ победы, жрецами - как знак духовного сана.
В современном понимании диадема считается исключительно женским украшением в форме открытой короны с плоским основанием, ободка или полуободка.
Данные изделия изготавливают, как правило, из высокопробных сплавов золота (в т. ч. «белого золота»), платины и серебра, украшают россыпью или симметрично расположенными ювелирными драгоценными и полудрагоценными камнями. Очень популярно использование бриллиантов различной величины или же сочетание .россыпи бриллиантов с рубинами или сапфирами.
Цепочки - ювелирные изделия, состоящие из переплетенных звеньев. Цепочки - традиционные шейные украшения, одинаково популярные и у женщин, и у мужчин. Они могут использоваться как самостоятельное украшение или быть вспомогательным изделием, предназначенным для крепления подвесок и медальонов. В настоящее время в России по объему производства цепочки занимают первое место среди других видов ювелирных украшений.
По назначению различают цепочки:
- шейные;
- бортовые (для прикрепления карманных часов к одежде);
- поясные;
- браслетные (для украшения запястья рук).
Длина цепочек в зависимости от их назначения может колебаться от 15 до 90 см. Наибольшим спросом в настоящее время пользуются цепочки длиной от 40 до 65 см. Масса цепочек зависит от используемого сплава, применяемого способа плетения и конструктивных особенностей отдельных звеньев и может колебаться в широких пределах.
Форма звена в цепочке может быть простой: круглой, овальной, прямоугольной, лежащей в одной плоскости или же сложной, т. е. представлять собой некую сложную и изогнутую в нескольких плоскостях фигуру. Петля необязательно симметрична относительно продольной оси. Звенья в цепочке могут быть одного размера и формы или разных размеров и форм, чередующихся в определенном порядке. Звенья крупных цепочек иногда выполняют пустотелыми.
По форме звена и характеру переплетения цепочки делятся на базовые, производные и фантазийные. Каждая базовая цепочка имеет свое название: якорная, панцирная, кордовая, «веревочка». Наибольший удельный вес занимают цепочки якорного и панцирного переплетения и их производные.
Разъемные цепочки имеют замки различной конструкции: застежка на костыль, крючковый замок, замок-карабин, шпрингельный замок и др.
Бусы - женское шейное украшение, состоящее из бусин, промежуточных звеньев, замка с предохранителем и нити. Бусины бывают разнообразных размеров и форм (круглые, овальные, фигурные), с различными видами отделки. Их изготовляют из драгоценных металлов и сплавов, драгоценных, полудрагоценных и поделочных камней, кости, стекла, пластмассы, фарфора, дерева.
Материал, из которого изготовлены бусы, обычно определяет их название. Жемчужные бусы составляют из жемчуга определенной формы и одинакового или разного размера. Для изготовления янтарных бус используют необработанный или полированный янтарь шаровой, овальной или многогранной формы. Для изготовления коралловых бус - бусины круглой или овальной формы, а также в виде палочек различной длины.
Колье - шейное женское украшение (лат. collum - шея). По конструкции напоминает бусы, однако отличается более сложной композицией рисунка центральной части и шарнирным соединением отдельных элементов. В центре колье всегда расположены более крупные звенья, которые к краям постепенно уменьшаются. Иногда звенья заканчиваются тонкой цепочкой.
Изготавливают колье из сплавов золота, серебра, платины с самыми разнообразными вставками. В центральной части, как правило, располагается крупный самоцвет, окруженный более мелкими вставками. Камни в одном колье имеют не только разный размер, но зачастую и разную форму в соответствии с индивидуальным фасоном изделия. Центральная часть может иметь художественно оформленные подвески в виде кулонов. Ближе к замку колье завершается бусинами или звеньями цепочки, которые в некоторых случаях могут быть многорядными.
Обычно колье имеют длину 40-50 см. Колье застегивается замком, который одновременно выполняет роль декоративного элемента. Наиболее распространены для колье коробчатые замки и коробчатые замки с фиксаторами в виде штифта, петли, пластины или крючка.
Кулон представляет собой шейное украшение в виде подвески, предназначенной для ношения на цепочке, при этом цепочка имеет специальное переходное кольцо (звено), на которое и крепится подвеска. Кулон долгое время считался женским украшением, однако в последнее время все чаще стал употребляться как украшение и для мужчин.
Подвески для кулонов изготавливают с оправой из золота, серебра, платины и сплавов цветных металлов со вставками из драгоценных, полудрагоценных и поделочных камней, кости, рога, керамики и др. Они могут быть разнообразной формы: круглой, овальной, квадратной, каплевидной, в виде знака зодиака или символа веры (например, православный нательный крест). Кулоны могут иметь дополнительную декоративную отделку: полирование, гравировку, алмазную обработку, чеканку, эмалирование, чернение и т. д.
Кольцо - это украшение, предназначенное для ношения на пальце руки. Оно может быть оформлено в виде декоративного ободка, со вставками или без них.
В настоящее время кольца чаще всего изготавливают из сплавов золота 375-й, 585-й, 750-й и 958-й проб и серебра 875-й и 925-й проб. Для колец с бриллиантовой вставкой традиционно используют платиновые сплавы или же сплав «белое золото» на основе палладия. Встречаются изделия, изготовленные из двух и более различных сплавов.
По конструкции различают кольца гладкие (в частности, обручальные) и со вставками. Кольцо со вставкой состоит из следующих деталей (рисунок 46): ободка (шинки), каста, ранта под оправу, накладки и вставки.
Шинка кольца в сечении может быть различной формы: круглая, полукруглая, выпуклая, полуовальная, прямоугольная, треугольная, трапециевидная, фасонная.
Рисунок 46 - Элементы конструкции кольца:
1 - ободок (шинка); 2 - крапан; 3 - вставка; 4 - рант, 5 - накладка
Так, в XIII в. в Европе модным было гладкое трехгранное кольцо, а в XIV в. - полуовальное.
С наружной стороны кольца шинка может быть как гладкой, так и с гравированным или чеканным рисунком, надписью, отделкой финифтью, филигранью или гризантом.
С внутренней стороны шинка чаще всего бывает гладкой, однако в некоторых случаях, например на обручальных кольцах, может быть выгравирован какой-либо рисунок. Края шинки могут украшать филигранной проволокой, орнаментом в виде цветов и листьев или, например, сплетенных рук.
Шинки любой формы сечения могут быть широкими и узкими.
Накладки могут быть гладкими, чеканными, гравированными, филигранными, с элементами чернения. Вставки выполняются из драгоценных, полудрагоценных и поделочных камней, кости, рога, перламутра, стекла, пластмасс, дерева и фарфора. Форма и количество вставок ограничиваются только фантазией дизайнера и мастерством ювелира: от классического золотого перстня с центральным цветным камнем в обрамлении мелких бриллиантов до самых нетрадиционных сочетаний ювелирных камней с разнообразными фантазийными способами огранки.
Кольцо вместо вставки может иметь прямоугольную, квадратную, реже овальную металлическую площадку, с выгравированным на ней рисунком или монограммой, напоминающую печать (в быту такой вид колец называют печаткой).
Браслеты используются для украшения запястья и предплечья рук, а также для закрепления на руке часов. Изготавливают из золота, серебра и платины, разнообразных камней, кости, рога, дерева и др. Могут быть позолоченными и посеребренными. Художественная отделка разнообразна.
Браслеты делят на жесткие и мягкие, замкнутые и незамкнутые.
Жесткие браслеты могут быть замкнутыми, пружинящими и шарнирными. Замкнутый браслет выполняется в виде обруча, он должен иметь определенные размеры, позволяющие проходить через запястье руки. Незамкнутый обруч из упругого материала или пружинящий виток из металлической проволоки (“змейка”) называется пружинящим браслетом. Шарнирные браслеты могут состоять из двух жестких половинок, соединенных шарниром или из нескольких отдельных элементов - звеньев. Звено браслета бывает различной формы и размера, с разнообразными вставками, отделанное чеканкой, гравировкой, филигранью или с эмалевым покрытием.
Мягкие браслеты подразделяют на глидерные, цепные и плетеные. Глидерные браслеты состоят из отдельных звеньев (глидеров), соединенных между собой особым образом, чаще всего с помощью шарниров.
Цепные браслеты состоят из колец разнообразной формы, переплетенных между собой способами, применяемыми для цепочек. В зависимости от формы звена и характера переплетения цепные браслеты так же, как и цепочки, имеют свои особые названия. Наиболее часто встречаются панцирные цепные браслеты.
Плетеные браслеты могут различаться по материалу и форме отдельных звеньев, а также по способу их соединения.
Броши - женское украшение, которое прикалывают к платью, блузке, жакету, скалывают воротники, шарфы, платки и т. д.
Изготавливаются из драгоценных и цветных металлов и сплавов со вставками и без них. Могут использоваться драгоценные, полудрагоценные и поделочные камни, стекло, фарфор, эмаль, кость, перламутр. Применяются всевозможные виды отделки: чеканка, гравировка, ажурная филигрань, эмалирование и т. д. Броши могут иметь подвески из камня или металла.
Формы брошей исключительно разнообразны. Броши могут изображать растения, цветы и цветочные композиции, животных, птиц, насекомых, иметь вид различных геометрических фигур, бантов, узлов, переплетений, абстрактной символики. Встречаются именные броши с монограммами или портретом-миниатюрой.
Брошь может крепиться к одежде также посредством винтового крепления, однако оно менее удобно и, кроме того, требует нарушения целостности ткани.
Булавки. Состоят из металлического заостренного стержня длиной несколько сантиметров, головки и предохранителя. Стержень изготавливают из золотой, серебряной или позолоченной проволоки. Головка может выполняться из драгоценного металла со вставкой и без нее. Вставка бывает из драгоценного и полудрагоценного камня, перламутра, финифти. Головку закрепляют наглухо на тупом конце стержня, а на другой острый конец вставляют или навинчивают предохранитель.
Булавки служат в качестве украшения галстука, лацкана пиджака или для украшения головного убора.
Запонки для манжет. Это мужское украшение-застежка, вдеваемое в петли манжет рубашки.
Манжетные запонки изготовляются из платины, золота, серебра, белого золота, с вставками из драгоценных, полудрагоценных, синтетических и поделочных камней, из янтаря, перламутра. Манжетные запонки выполняются с различной отделкой: финифтью и филигранью, чеканкой и гравировкой. Они бывают самой разнообразной формы и фасона. Запонки могут быть двусторонними, т. е. симметричными по отношению к наружным сторонам манжет, и односторонними, т. е. имеющими одну площадку (или вставку) и челнок.