Интеллектуальные нагрузки
При выявлении интеллектуальных нагрузок трудовой процесс рассматривают с точки зрения ее мыслительной составляющей. Нагрузки имеют экспертные оценки, которые исследователь устанавливает на основе изучения функциональных обязанностей работников, регламентов работы, наблюдения алгоритма деятельности.
Характеристика работы по показателю «интеллектуальные нагрузки» в зависимости от класса условий труда подразделяется на:
- содержание работы, которая указывает степень сложности выполнения задания: от решения простых задач до сложных при отсутствии алгоритма;
- восприятие сигналов (информации) и их оценка – способность работающего оценивать информацию, передаваемую посредством света, цвета, формы, тона, частоты и т.д. и производить определенные действия по выводу оборудования на нормальный режим функционирования или приведению факторов окружающей среды к нормативным значениям;
- распределение функций по степени сложности задания – трудовая деятельность характеризуется распределением функций между работниками, чем больше возложено функциональных обязанностей на работника, тем выше напряженность его труда;
- характер выполняемой работы – характеристика какого-либо вида работы по степени сложности, точности и ответственности.
Классы условий труда по показателю «нагрузки интеллектуального характера» представлены в табл. 2.1.
Рассмотрим несколько примеров.
Пример 1. Определить класс условий труда по показателю «интеллектуальные нагрузки» для слесаря механосборочных работ, осуществляющего сборку-разборку простых механизмов.
Исходные данные:
- вид работы – по установленному графику;
- используемая документация – операционная карта;
- способ восприятия сигналов (информации)- с последующей
коррекцией действий.
Вывод:согласно данным табл. 2.1 имеем:
- по показателю «содержание работы» согласно п. 1.1. - работа относится к классу 2;
- по показателю «восприятие сигналов (информации) и их оценка» согласно п. 1.2. - работа относится к классу 2;
- по показателю «распределение функций по степени сложности задания» согласно п. 1.3. - работа относится к классу 1;
- по показателю «характер выполняемой работы» согласно п. 1.3. - работа относится к классу 2;
Фактические значения классов условий труда по показателям напряженности трудового процесса заносятся в п. 1.1-1.4 протокола, графу «интеллектуальные нагрузки» (Приложение 5).
Таблица 2.1
Классы условий труда по показателю
«нагрузки интеллектуального характера»
Показатели тяжести трудового процесса | Классы условий труда | |||
Оптимальный (легкая физическая нагрузка) класс 1 | Допустимый (средняя физическая нагрузка) класс 2 | Вредный (тяжелый труд) | ||
1 степени класс 3.1 | 2 степени класс 3.2 | |||
1. Интеллектуальные нагрузки: | ||||
1.1. Содержание работы | Отсутствует необходимость принятия решения | Решение простых задач по инструкции | Решение сложных задач с выбором по известным алгоритмам (работа по серии инструкций) | Эвристическая (творческая) деятельность, требующая решения алгоритма, единоличное руководство в сложных ситуациях |
Окончание табл. 2.1
1.2. Восприятие сигналов (информации) и их оценка | Восприятие сигналов, но не требуется коррекция действий | Восприятие сигналов с последующей коррекцией действий и операций | Восприятие сигналов с последующим сопоставлением фактических значений параметров с их номинальными значениями. Заключительная оценка фактических значений параметров | Восприятие сигналов с последующей комплексной оценкой связанных параметров. Комплексная оценка всей производственной деятельности |
1.3. Распределение функций по степени сложности задания | Обработка и выполнение задания | Обработка, выполнение задания и его проверка | Обработка, проверка и контроль за выполнением задания | Контроль и предварительная работа по распределению заданий другим лицам. |
1.4. Характер выполняемой работы | Работа по индивидуальному плану | Работа по установленному графику с возможной его коррекцией по ходу деятельности | Работа в условиях дефицита времени | Работа в условиях дефицита времени и информации с повышенной ответственностью за конечный результат |
Пример 2.Определить класс условий труда по показателю «интеллектуальные нагрузки» для электрогазосварщика, осуществляющего сварку деталей.
Исходные данные:
- вид работы – по установленному графику;
- используемая документация – операционная карта;
- способ восприятия сигналов (информации)- с последующей
коррекцией действий.
Вывод:согласно данным табл. 2.1 имеем:
- по показателю «содержание работы» согласно п. 1.1. - работа относится к классу 2;
- по показателю «восприятие сигналов (информации) и их оценка» согласно п. 1.2. - работа относится к классу 2;
- по показателю «распределение функций по степени сложности задания» согласно п. 1.3. - работа относится к классу 2;
- по показателю «характер выполняемой работы» согласно п. 1.3. - работа относится к классу 2.
Фактические значения классов условий труда по показателям напряженности трудового процесса заносятся в п. 1.1-1.4 протокола, графу «интеллектуальные нагрузки» (Приложение 6).
Пример 3. Определить класс условий по показателю «интеллектуальные нагрузки» для главного бухгалтера, осуществляющего организацию и ведение бухгалтерского учета на предприятии.
Исходные данные:
- вид работы – по установленному графику;
- используемая документация – нормативные документы;
- способ восприятия сигналов (информации)- с последующим
сопоставлением фактических значений с их номинальными значениями.
Вывод:согласно данным табл. 2.1 имеем:
- по показателю «содержание работы» согласно п. 1.1. - работа относится к классу 3.1.
- по показателю «восприятие сигналов (информации) и их оценка» согласно п. 1.2. - работа относится к классу 3.1
- по показателю «распределение функций по степени сложности задания» согласно п. 1.3. - работа относится к классу 3.1
- по показателю «характер выполняемой работы» согласно п. 1.3. - работа относится к классу 3.1
Фактические значения классов условий труда по показателям напряженности трудового процесса заносятся в п. 1.1-1.4 протокола, графу «интеллектуальные нагрузки» (Приложение 7).
2.2. Сенсорные нагрузки
Сенсорные нагрузки – напряжение сенсорных систем, к которым относят зрение, слух, речь, характерных для любого вида труда, и особенно умственного.
Блок сенсорных характеристик, включающий длительность сосредоточенного наблюдения, плотность сигналов за 1 час, число объектов одновременного наблюдения, условно характеризует произвольное, волевое внимание, направленное на предмет деятельности
Характеристика работы по показателю «сенсорные нагрузки» в зависимости от класса условий труда подразделяется на:
- длительность сосредоточенного наблюдения (в % от времени смены) - сосредоточение, или концентрация внимания на каком-либо объекте - чем больше процент времени отводится в течение смены на сосредоточенное наблюдение, тем выше напряженность. Общее время рабочей смены принимается за 100 %;
- плотность сигналов (световых, звуковых) и сообщений в среднем за 1 час работы - количество воспринимаемых и передаваемых сигналов (сообщений, распоряжений), позволяющее оценивать занятость или специфику деятельности работника. Чем больше число поступающих и передаваемых сигналов или сообщений, тем выше информационная нагрузка, приводящая к возрастанию напряженности. По форме (или способу) предъявления информации сигналы могут подаваться со специальных устройств (световые, звуковые сигнальные устройства, шкалы приборов, таблицы, графики, диаграммы, символы, текст, формулы и т. д.) и при речевом сообщении (по телефону, при непосредственном прямом контакте работников);
- число производственных объектов одновременного наблюдения» - указывает, на возрастает напряженность труда с увеличением числа объектов одновременного наблюдения;
- размер объекта различения при длительности сосредоточенного внимания (% от времени смены) - нагрузка на зрительный анализатор определяется размером объекта различения и продолжительностью наблюдения за предметом. Напряженность по данному показателю возрастает с уменьшением размера рассматриваемого предмета (изделия, детали, цифровой или буквенной информации и т. п.) и продолжительности времени наблюдения за предметом;
- «работа с оптическими приборами (микроскоп, лупа и т.п.) при длительности сосредоточенного наблюдения (% от времени смены)»- определяется на основе хронометражных наблюдений время (часы, минуты) работы за оптическим прибором. Продолжительность рабочего дня принимается за 100%, а время фиксированного взгляда с использованием микроскопа, лупы переводится в проценты - чем больше процент времени, тем больше нагрузка, приводящая к развитию напряжения зрительного анализатора;
- «наблюдение за экраном видеотерминала (ч в смену)»- конкретное время (ч, мин) непосредственной работы пользователя ВДТ с экраном дисплея в течение всего рабочего дня при вводе данных, редактировании текста или программ, чтении информации буквенной, цифровой, графической с экрана. Чем больше время фиксации взора на экран пользователя ВДТ, тем больше нагрузка на зрительный анализатор и тем выше напряженность труда;
- «нагрузка на слуховой анализатор» - степень напряжения слухового анализатора в зависимости от разборчивости слов в процентах от соотношения между уровнем интенсивности речи и «белого» шума;
- «нагрузка на голосовой аппарат (суммарное количество часов наговариваемых в неделю)» - степень напряжения голосового аппарата в зависимости от продолжительности речевых нагрузок.
Классы условий труда по показателю «сенсорные нагрузки» представлены в табл. 2.2.
Рассмотрим несколько примеров.
Пример 1. Определить класс условий по показателю «сенсорные нагрузки» для слесаря механосборочных работ, осуществляющего сборку-разборку простых механизмов.
Исходные данные:
- длительность сосредоточенного наблюдения (% от времени смены) – до 45;
- плотность сигналов (световых, звуковых) и сообщений в среднем за 1 час работы – отсутствует;
Таблица 2.2
Классы условий труда по показателю
«сенсорные нагрузки»
Показатели тяжести трудового процесса | Классы условий труда | |||
Оптимальный (легкая физическая нагрузка) класс 1 | Допустимый (средняя физическая нагрузка) класс 2 | Вредный (тяжелый труд) | ||
1 степени класс 3.1 | 2 степени класс 3.2 | |||
2. Сенсорные нагрузки: | ||||
2.1. Длительность сосредоточенного наблюдения (% времени смены) | до 25 | 26 – 50 | 51 – 75 | более 75 |
2.2.Плотность сигналов (световых, звуковых) и сообщений в среднем за 1 час работы | до 75 | 76 – 175 | 176 – 300 | более 300 |
Продолжение табл.2.2
2.3.Число производственных объектов одновременного наблюдения | до 5 | 6 – 10 | 11 – 25 | более 25 |
2.4. Размер объекта различения (при расстоянии от глаз работающего до объекта различения не более 0,5 м) в мм при длительности сосредоточенного наблюдения (% времени смены) | более 5 мм - 100% | 5 - 1,1 мм - более 50 %; 1 - 0,3 мм - до 50 %; менее 0,3 мм - до 25 % | 1 - 0,3 мм - более 50 %; менее 0,3 мм - 26 - 50 % | менее 0,3 мм - более 50 % |
2.5. Работа с оптическими приборами (микроскопы, лупы и т.п.) при длительности сосредоточенного наблюдения (% времени смены) | до 25 | 26 – 50 | 51 – 75 | более 75 |
2.6. Наблюдение за экранами видеотерминалов(часов в смену): при буквенно-цифровом типе отображения информации: при графическом типе отображения информации: | до 2 до 3 | до 3 до 5 | до 4 до 6 | более 4 более 6 |
Окончание табл.2.2.
2.7. Нагрузка на слуховой анализатор (при производственной необходимости восприятия речи или дифференцированных сигналов) | Разборчивость слов и сигналов от 100 до 90 %. Помехи отсутствуют | Разборчивость слов и сигналов от 90 до 70 %. Имеются помехи, на фоне которых речь слышна на расстоянии до 3,5 м | Разборчивость слов и сигналов от 70 до 50 %. Имеются помехи, на фоне которых речь слышна на расстоянии до 2 м | Разборчивость слов и сигналов менее 50 % Имеются помехи, на фоне которых речь слышна на расстоянии до 1,5 м |
2.8. Нагрузка на голосовой аппарат (суммарное количество часов, наговариваемое в неделю) | до 16 | до 20 | до 25 | более 25 |
- число производственных объектов одновременного наблюдения – до 2;
- размер объекта различения при длительности сосредоточенного внимания (% от времени смены) – более 5 мм 100% времени смены;
- работа с оптическими приборами (микроскоп, лупа и т.п.) при длительности сосредоточенного наблюдения (% от времени смены) – отсутствует;
- наблюдение за экраном видеотерминала (ч в смену)- отсутствует;
- нагрузка на слуховой анализатор – речь слышна на расстоянии до 3,5 м;
- нагрузка на голосовой аппарат (суммарное количество часов наговариваемых в неделю)- до 10.
Вывод:согласно данным табл. 2.2 имеем:
- по показателю «длительность сосредоточенного наблюдения (в % от времени смены)» согласно п. 2.1. - работа относится к классу 2;
- по показателю «плотность сигналов (световых, звуковых) и сообщений в среднем за 1 час работы» согласно п. 2.2. - работа относится к классу 1;
- по показателю «число производственных объектов одновременного наблюдения» согласно п. 2.3. - работа относится к классу 1;
- по показателю «размер объекта различения при длительности сосредоточенного внимания (% от времени смены)» согласно п. 2.4. - работа относится к классу 1;
- по показателю «работа с оптическими приборами (микроскоп, лупа и т.п.) при длительности сосредоточенного наблюдения (% от времени смены)» - согласно п. 2.5. - работа относится к классу 1;
- по показателю «наблюдение за экраном видеотерминала (ч в смену)» - согласно п. 2.6. - работа относится к классу 1;
- по показателю «нагрузка на слуховой анализатор» - согласно п. 2.7. - работа относится к классу 2;
- по показателю «нагрузка на голосовой аппарат» - согласно п. 2.8. - работа относится к классу 1.
Фактические значения классов условий труда по показателям напряженности трудового процесса заносятся в п. 2.1-2.8 протокола, графу «сенсорные нагрузки» (Приложение 5).
Пример 2. Определить класс условий по показателю «сенсорные нагрузки» для электрогазосварщика, осуществляющего сварку деталей.
Исходные данные:
- длительность сосредоточенного наблюдения (% от времени смены) – до 40;
- плотность сигналов (световых, звуковых) и сообщений в среднем за 1 час работы – отсутствует;
- число производственных объектов одновременного наблюдения – до 2;
- размер объекта различения при длительности сосредоточенного внимания (% от времени смены) – более 5 мм 100% времени смены;
- работа с оптическими приборами (микроскоп, лупа и т.п.) при длительности сосредоточенного наблюдения (% от времени смены) – отсутствует;
- наблюдение за экраном видеотерминала (ч в смену)- отсутствует;
- нагрузка на слуховой анализатор – речь слышна на расстоянии до 3,5 м;
- нагрузка на голосовой аппарат (суммарное количество часов наговариваемых в неделю)- до 12.
Вывод:согласно данным табл. 2.2 имеем:
- по показателю «длительность сосредоточенного наблюдения (в % от времени смены)» согласно п. 2.1. - работа относится к классу 2;
- по показателю «плотность сигналов (световых, звуковых) и сообщений в среднем за 1 час работы» согласно п. 2.2. - работа относится к классу 1;
- по показателю «число производственных объектов одновременного наблюдения» согласно п. 2.3. - работа относится к классу 1;
- по показателю «размер объекта различения при длительности сосредоточенного внимания (% от времени смены)» согласно п. 2.4. - работа относится к классу 1;
- по показателю «работа с оптическими приборами (микроскоп, лупа и т.п.) при длительности сосредоточенного наблюдения (% от времени смены)» - согласно п. 2.5. - работа относится к классу 1;
- по показателю «наблюдение за экраном видеотерминала (ч в смену)» - согласно п. 2.6. - работа относится к классу 1;
- по показателю «нагрузка на слуховой анализатор» - согласно п. 2.7. - работа относится к классу 2;
- по показателю «нагрузка на голосовой аппарат» - согласно п. 2.8. - работа относится к классу 1.
Фактические значения классов условий труда по показателям напряженности трудового процесса заносятся в п. 2.1-2.8 протокола, графу «сенсорные нагрузки» (Приложение 6).
Пример 3. Определить класс условий по показателю «сенсорные нагрузки» для главного бухгалтера, осуществляющего организацию и ведение бухгалтерского учета на предприятии.
Исходные данные:
- длительность сосредоточенного наблюдения (% от времени смены) – до 50;
- плотность сигналов (световых, звуковых) и сообщений в среднем за 1 час работы – до 70;
- число производственных объектов одновременного наблюдения – 1;
- размер объекта различения при длительности сосредоточенного внимания (% от времени смены) – до 1 мм 50% времени смены;
- работа с оптическими приборами (микроскоп, лупа и т.п.) при длительности сосредоточенного наблюдения (% от времени смены) – отсутствует;
- наблюдение за экраном видеотерминала (ч в смену)- до 5 часов;
- нагрузка на слуховой анализатор – разборчивость слов и сигналов до 100%;
- нагрузка на голосовой аппарат (суммарное количество часов наговариваемых в неделю)- до 14.
Вывод:согласно данным табл. 2.2 имеем:
- по показателю «длительность сосредоточенного наблюдения (в % от времени смены)» согласно п. 2.1. - работа относится к классу 2;
- по показателю «плотность сигналов (световых, звуковых) и сообщений в среднем за 1 час работы» согласно п. 2.2. - работа относится к классу 1;
- по показателю «число производственных объектов одновременного наблюдения» согласно п. 2.3.- работа относится к классу 1;
- по показателю «размер объекта различения при длительности сосредоточенного внимания (% от времени смены)» согласно п. 2.4. - работа относится к классу 2;
- по показателю «работа с оптическими приборами (микроскоп, лупа и т.п.) при длительности сосредоточенного наблюдения (% от времени смены)» - согласно п. 2.5. - работа относится к классу 1;
- по показателю «наблюдение за экраном видеотерминала (ч в смену)» - согласно п. 2.6. - работа относится к классу 3.2;
- по показателю «нагрузка на слуховой анализатор» - согласно п. 2.7. - работа относится к классу 1;
- по показателю «нагрузка на голосовой аппарат» - согласно п. 2.8. - работа относится к классу 1.
Фактические значения классов условий труда по показателям напряженности трудового процесса заносятся в п. 2.1-2.8 протокола, графу «сенсорные нагрузки» (Приложение 7).
2.3. Эмоциональные нагрузки
Эмоциональные нагрузки – это способность работника влиять на результат собственного труда при различных уровнях сложности осуществляемой деятельности.
Характеристика работы по показателю «эмоциональные нагрузки» в зависимости от класса условий труда подразделяется на:
- «степень ответственности за результат собственной деятельности. Значимость ошибки» - указывает, в какой мере работник может влиять на результат собственного труда при различных уровнях сложности осуществляемой деятельности. С возрастанием сложности повышается степень ответственности, поскольку ошибочные действия приводят к дополнительным усилиям со стороны работника или целого коллектива, что соответственно приводит к увеличению эмоционального напряжения.
- «степень риска для собственной жизни»- вероятность наступления нежелательного события в случае наличия травмоопасных факторов (взрыв, удар, самовозгорание и т.д.).
-«степень ответственности за безопасность других лиц» - возможность возникновения нежелательных событий в случае наличия травмоопасных факторов при коллективном выполнении работ. Учитывается только прямая ответственность за безопасность других лиц, предусмотренная должностной инструкцией.
- «количество конфликтных производственных ситуаций, обусловленных профессиональной деятельностью за смену»- определяется на основании хронометражных наблюдений.
Классы условий труда по показателю «эмоциональные нагрузки» представлены в табл. 2.3.
Рассмотрим несколько примеров.
Пример 1. Определить класс условий по показателю «эмоциональные нагрузки» для слесаря механосборочных работ, осуществляющего сборку-разборку простых механизмов.
Исходные данные:
- характер работы – вспомогательная;
- степень риска для собственной жизни – отсутствует;
- степень ответственности за безопасность других лиц- отсутствует;
- количество конфликтных ситуаций, обусловленных профессиональной деятельностью за смену – отсутствует.
Вывод:согласно данным табл. 2.3 имеем:
- по показателю «степень ответственности за результат собственной деятельности. Значимость ошибки» согласно п. 3.1. - работа относится к классу 2;
Таблица 2.3
Классы условий труда по показателю
«эмоциональные нагрузки»
Показатели тяжести трудового процесса | Классы условий труда | |||
Оптимальный (легкая физическая нагрузка) класс 1 | Допустимый (средняя физическая нагрузка) класс 2 | Вредный (тяжелый труд) | ||
1 степени класс 3.1 | 2 степени класс 3.2 | |||
3. Эмоциональные нагрузки: | ||||
3.1.Степень ответственности за результат собственной деятельности. Значимость ошибки | Несет ответственность за выполнение отдельных элементов заданий. Влечет за собой дополнительные усилия в работе со стороны работника | Несет ответственность за функциональное качество вспомогательных работ (заданий). Влечет за собой дополнительные усилия со стороны вышестоящего руководства (бригадира, мастера и т.п.) | Несет ответственность за функциональное качество основной работы (задания). Влечет за собой исправления за счет дополнительных усилий всего коллектива (группы, бригады и т.п.) | Несет ответственность за функциональное качество конечной продукции, работы, задания. Влечет за собой повреждение оборудования, остановку технологического процесса и может возникнуть опасность для жизни |
Окончание табл.2.3
3.2. Степень риска для собственной жизни | Исключена | Вероятна | ||
3.3. Степень ответственности за безопасность других лиц | Исключена | Возможна | ||
3.4. Количество конфликтных ситуаций, обусловленных профессиональной деятельностью, за смену | Отсутствуют | 1 – 3 | 4 – 8 | Более 8 |
- по показателю «степень риска для собственной жизни» согласно п. 3.2. - работа относится к классу 1;
- по показателю «степень ответственности за безопасность других лиц» согласно п. 3.3. - работа относится к классу 1;
- по показателю «количество конфликтных ситуаций, обусловленных профессиональной деятельностью за смену» согласно п. 1.3. - работа относится к классу 1.
Фактические значения классов условий труда по показателям напряженности трудового процесса заносятся в п. 3.1-3.4 протокола, графу «эмоциональные нагрузки» (Приложение 5).
Пример 2. Определить класс условий по показателю «эмоциональные нагрузки» для электрогазосварщика, осуществляющего сварку деталей.
Исходные данные:
- характер работы – вспомогательная;
- степень риска для собственной жизни – отсутствует;
- степень ответственности за безопасность других лиц- отсутствует;
- количество конфликтных ситуаций, обусловленных профессиональной деятельностью за смену – до 2.
Вывод:согласно данным табл. 2.3 имеем:
- по показателю «степень ответственности за результат собственной деятельности. Значимость ошибки» согласно п. 3.1. - работа относится к классу 2;
- по показателю «степень риска для собственной жизни» согласно п. 3.2. - работа относится к классу 1;
- по показателю «степень ответственности за безопасность других лиц» согласно п. 3.3. - работа относится к классу 1;
- по показателю «количество конфликтных ситуаций, обусловленных профессиональной деятельностью за смену» согласно п. 1.3. - работа относится к классу 1.
Фактические значения классов условий труда по показателям напряженности трудового процесса заносятся в п. 3.1-3.4 протокола, графу «эмоциональные нагрузки» (Приложение 6).
Пример 3.Определить класс условий по показателю «эмоциональные нагрузки» для главного бухгалтера, осуществляющего организацию и ведение бухгалтерского учета на предприятии.
Исходные данные:
- характер работы – основная;
- степень риска для собственной жизни – отсутствует;
- степень ответственности за безопасность других лиц- отсутствует;
- количество конфликтных ситуаций, обусловленных профессиональной деятельностью за смену – до 8.
Вывод:согласно данным табл. 2.3 имеем:
- по показателю «степень ответственности за результат собственной деятельности. Значимость ошибки» согласно п. 3.1. - работа относится к классу 3.1;
- по показателю «степень риска для собственной жизни» согласно п. 3.2. - работа относится к классу 1;
- по показателю «степень ответственности за безопасность других лиц» согласно п. 3.3. - работа относится к классу 1;
- по показателю «количество конфликтных ситуаций, обусловленных профессиональной деятельностью за смену» согласно п. 1.3. - работа относится к классу 3.1.
Фактические значения классов условий труда по показателям напряженности трудового процесса заносятся в п. 3.1-3.4 протокола, графу «эмоциональные нагрузки» (Приложение 7).
2.4. Монотонность нагрузок
Монотонность нагрузок – однообразие и простота выполняемых операций, приводящая к снижению физиологического состояния организма. Определяется путем хронометражных наблюдений.
Характеристика работы по показателю «монотонность нагрузок» в зависимости от класса условий труда подразделяется на:
- «число элементов (приемов), необходимых для реализации простого задания или многократно повторяющихся операций» - число однообразных операций при выполнении технологического задания
- «продолжительность (с) выполнения простых производственных заданий или повторяющихся операций» - время выполнения однообразных операций при выполнении технологического задания.
- «время активных действий (в % к продолжительности смены)»- время, затрачиваемое на выполнение подготовительно-заключительных операций технологического процесса .
- «монотонность производственной обстановки (время пассивного наблюдения за ходом техпроцесса, в % от времени смены)» - время пассивного наблюдения за ходом технологического процесса.
Классы условий труда по показателю «монотонность нагрузок» представлены в табл. 2.4.
Рассмотрим несколько примеров.
Пример 1. Определить класс условий по показателю «монотонность нагрузок» для слесаря механосборочных работ, осуществляющего сборку-разборку простых механизмов.
Исходные данные:
- число элементов (приемов), на реализацию задания (операции) – 12;
- продолжительность (с) выполнения операции – 100;
- время активных действий (в % к продолжительности смены) – 22;
- монотонность производственной обстановки (время пассивного наблюдения за ходом техпроцесса, в % от времени смены)- 75.
Вывод:согласно данным табл. 2.4 имеем:
- по показателю «число элементов (приемов), необходимых для реализации простого задания (операции)» согласно п. 4.1. - работа относится к классу 1;
- по показателю «продолжительность (в сек) выполнения простых заданий или повторяющихся операций» согласно п. 4.2. - работа относится к классу 1;
- по показателю «время активных действий (в % к продолжительности смены)» согласно п. 4.3. - работа относится к классу 1;
- по показателю «монотонность производственной обстановки (время пассивного наблюдения за ходом техпроцесса, в % от времени смены)» согласно п. 4.4. - работа относится к классу 1.
Фактические значения классов условий труда по показателям напряженности трудового процесса заносятся в п. 4.1-4.4 протокола, графу «монотонность нагрузок» (Приложение 5).
Таблица 2.4
Классы условий труда по показателю
«монотонность нагрузок»
Показатели тяжести трудового процесса | Классы условий труда | |||
Оптимальный (легкая физическая нагрузка) класс 1 | Допустимый (средняя физическая нагрузка) класс 2 | Вредный (тяжелый труд) | ||
1 степени класс 3.1 | 2 степени класс 3.2 | |||
4. Монотонность нагрузок: | ||||
4.1. Число элементов (приемов), необходимых для реализации простого задания или в многократно повторяющихся операциях | более 10 | 9 – 6 | 5 – 3 | менее 3 |
4.2. Продолжительность (в сек) выполнения простых заданий или повторяющихся операций | более 100 | 100 – 25 | 24 – 10 | менее 10 |
4.3. Время активных действий (в % к продолжительности смены). В остальное время – наблюдение за ходом производственного процесса | 20 и более | 19 – 10 | 9 – 5 | менее 5 |
4.4. Монотонность производственной обстановки (время пассивного наблюдения за ходом техпроцесса в % от времени смены) | менее 75 | 76–80 | 81–90 | более 90 |
Пример 2. Определить класс условий по показателю «монотонность нагрузок» для электрогазосварщика, осуществляющего сварку деталей.
Исходные данные:
- число элементов (приемов), на реализацию задания (операции) – 10;
- продолжительность (с) выполнения операции – 600;
- время активных действий (в % к продолжительности смены) – 35;
- монотонность производственной обстановки (время пассивного наблюдения за ходом техпроцесса, в % от времени смены)- 60
Вывод:согласно данным табл. 2.4 имеем:
- по показателю «число элементов (приемов), необходимых для реализации простого задания (операции)» согласно п. 4.1. - работа относится к классу 1;
- по показателю «продолжительность (в сек) выполнения простых заданий или повторяющихся операций» согласно п. 4.2. - работа относится к классу 1;
- по показателю «время активных действий (в % к продолжительности смены)» согласно п. 4.3. - работа относится к классу 1;
- по показателю «монотонность производственной обстановки (время пассивного наблюдения за ходом техпроцесса, в % от времени смены)» согласно п. 4.4. - работа относится к классу 1.
Фактические значения классов условий труда по показателям напряженности трудового процесса заносятся в п. 4.1-4.4 протокола, графу «монотонность нагрузок» (Приложение 6).
Пример 3. Определить класс условий по показателю «монотонность нагрузок» для главного бухгалтера, осуществляющего организацию и ведение бухгалтерского учета на предприятии.
Исходные данные:
- число элементов (приемов), на реализацию задания (операции) – 12;
- продолжительность (с) выполнения операции – 1200;
- время активных действий (в % к продолжительности смены) – 40;
- монотонность производственной обстановки (время пассивного наблюдения за ходом техпроцесса, в % от времени смены)- отсутствует.
Вывод:согласно данным табл. 2.4 имеем:
- по показателю «число элементов (приемов), необходимых для реализации простого задания (операции)» согласно п. 4.1. - работа относится к классу 1;
- по показателю «продолжительность (в сек) выполнения простых заданий или повторяющихся операций» согласно п. 4.2. - работа относится к классу 1;
- по показателю «время активных действий (в % к продолжительности смены)» согласно п. 4.3. - работа относится к классу 1;
- по показателю «монотонность производственной обстановки (время пассивного наблюдения за ходом техпроцесса, в % от времени смены)» согласно п. 4.4. - работа относится к классу 1.
Фактические значения классов условий труда по показателям напряженности трудового процесса заносятся в п. 4.1-4.4 протокола, графу «монотонность нагрузок» (Приложение 7).
2.5. Режим работы
Режим работы – это фактическая продолжительность рабочего дня, установленная правилами внутреннего трудового распорядка предприятия.
Характеристика по показателю «режим работы» в зависимости от класса условий труда подразделяется на:
- «фактическая продолжительность рабочего дня» - это время работы в производственных условиях не зависящее от числа смен и ритма. Она колеблется от 6—8 ч до 12 ч и более. Чем продолжительнее работа по времени, тем больше суммарная за смену нагрузка, и соответственно, выше напряженность труда;
- «сменность работы»- график выполнения работы в пределах календарных суток. Определяется на основании внутрипроизводственных документов, регламентирующих распорядок труда на данном предприятии, организации;
- «наличие регламентированных перерывов и их продолжительность (без учета обеденного перерыва)»- это время, предоставляемое работнику в течение рабочего дня (смены), для отдыха и питания, продолжительностью не более 2 часов и не менее 30 мин., которое в рабочее время не включается. Время предоставления такого перерыва и его продолжительность устанавливается правилами внутреннего трудового распорядка или по соглашению между работником и работодателем.
Классы условий труда по показателю «режим работы» представлены в табл. 2.5.
Рассмотрим несколько примеров.
Пример 1. Определить класс условий труда по показателю «режим работы» для слесаря механосборочных работ, осуществляющего сборку-разборку простых механизмов.
Исходные данные:
- фактическая продолжительность рабочего дня, ч – 8;
- сменность работы – двухсменная;
- наличие регламентированных перерывов и их продолжительность (без учета обеденного перерыва)- от 3 до 7% рабочего времени
Вывод:согласно данным табл. 2.5 имеем:
- по показателю «фактическая продолжительность рабочего дня» согласно п. 5.1. - работа относится к классу 2;
- по показателю «сменность работы» согласно п. 5.2. - работа относится к классу 2;
- по показателю «наличие регламентированных перерывов и их продолжительность» согласно п. 5.3. - работа относится к классу 2;
Фактические значения классов условий труда по показателям напряженности трудового процесса заносятся в п. 5.1-5.3 протокола, графу «режим работы» (Приложение 5).
Таблица 2.5
Классы условий труда по показателю
«режим работы»