Характеристика Западно – Сибирского экономического района
Западно-Сибирский район занимает обширную территорию в 2 427,2 тыс. км2 (14,2% территории России), на которой расположены Республика Алтай, Алтайский край и пять областей – Кемеровская, Новосибирская, Омская, Томская и Тюменская. В состав Тюменской области входят Ямало-Ненецкий и Ханты-Мансийский автономные округа.
На севере Западная Сибирь граничит с Карским морем, на западе – с Урало-Поволжьем, в частности со Свердловской, Пермской областями, Республикой Коми и Ненецким АО, на юге – с Казахстаном и Монголией, на востоке – с Восточной Сибирью, в частности с Красноярским краем, Республикой Хакасия и Тыва
Население Западной Сибири составляет 15,1 млн человек, или 11,5% населения России. Значительный рост численности населения связан с быстрым освоением природных ресурсов.
Западная Сибирь – район крайне неравномерного размещения населения. Средняя плотность населения составляет 6,2 чел. на 1 км2, в то время как Тюменской области она составляет около 2 чел. на 1 км2, а в Кемеровской – 33 чел. на 1 км2. в Западной Сибири преобладает городское население, его удельный вес составляет 72,4%. В районе насчитывается 80 городов и 204 поселка городского типа.
На территории района находятся два города миллионера – Омск (1160000 жителей), Новосибирск (1368000 жителей) и три крупных города: Тюмень (493000 жителей), Томск (500000 жителей), Кемерово (517000 жителей).
Омская область 2017 тысяч человек 6 городов 24 посёлка городского типа.
Алтайский край 2508 тысячи человек 11 городов 30 посёлков городского типа.
Республика Алтай 207.1 тысяч человек городское население 27% 1 город (Горно-Алтайск) 2 посёлка городского типа.
Новосибирская область 2635 тысяч человек городское население 74% 14 городов 19 посёлков городского типа.
Томская область 1034 тысяч человек городское население 69% 5 городов 6 посёлков городского типа.
Тюменская область 1325 тысяч человек городское население 91% 26 городов 46 посёлков городского типа.
Ханты-Мансийский автономный округ 1505 тысяч человек городское население 92% 15 городов 25 посёлков городского типа.
Ямало-Ненецкий автономный округ 542.7 тысяч человек городское население 83% 6 городов 9 посёлков городского типа.
Кемеровская область 2823 тысяч человек 87% городское население 19 городов 47 посёлков городского типа.
Удельный вес района в общероссийской территории составляет 14%. В нем проживает 47% населения, производится 53% товарной промышленной продукции, сосредоточенно 46% основных производственных фондов, выпускается 66% валовой продукции сельского хозяйства восточной зоны.
Основой экономики Западной Сибири является нефтяная и газоваяпромышленность.
Отраслью специализации является также черная металлургия. Она, также как и угольная промышленность, имеет общероссийское значение. Отрасль представлена Новокузнецким металлургическим комбинатом и Западно-Сибирским заводом полного цикла, передельным заводом в Гурьевске, трубопрокатным в Новосибирской области, а также коксохимическими заводами. На западную Сибирь приходится 20% от российского производства черных металлов.
Следующей отраслью специализации является машиностроение. Оно представлено энергетическим машиностроением (производство турбин и генераторов – в Новосибирской области, котлов – в Алтайском крае), производством оборудования для угольной промышленности (Кемеровская, Новосибирская, Томская области), станкостроением (новосибирская область и Алтайский край). Основные центры машиностроения западной Сибири – Новосибирск, Омск, Барнаул, Кисилевск, Прокопьевск, Новокузнецк, Анжеро-Судженск, Рубцовск, Бийск и др.
Сельское хозяйство Западной Сибири характеризуется производством зерновых, технических культур, овощей, картофеля, а также развитием молочно-мясного скотоводства, овцеводства и оленеводства. Из зерновых основными культурами являются пшеница, рожь, ячмень и овес.
Опираясь главным образом на то, что ЗСЭР занимает лидирующее положение по добыче топливно-энергетических ресурсов, огромное значение имеет транспортный комплекс Западной Сибири, который наибольшее развитие получил в южной степной зоне, где проходят широтные Транссибирская и Среднесибирская железнодорожные магистрали с ответвлением в сторону Южного Казахстана (Турксиб).
Транспортные магистрали Западной Сибири отличаются высокой грузонапряженностью.
На севере железнодорожная сеть продолжает формироваться. От ранее построенной железной дороги к центрам нефтедобычи Тюмень – Тобольск – Сургут – Нижневартовск была проложена магистраль до Уренгоя (центра крупнейшего газопромыслового района). В настоящее время осуществляется подготовка к пионерному строительству каркаса железных дорог в Надым-Пур-Тазовском и Ямальском газовых промрайонах и планируется соединение Западно-Сибирского Севера с Норильским промрайоном в Красноярском крае.
Немало важны и автомобильные дороги. Исходя из свойств и значимости автомобильных дорог в экономике и социальной сфере, разработанная«Концепция строительства магистральных автомобильных дорог в Западно- Сибирском регионе»определяет целесообразность формирования следующих магистральных автомобильных дорог:
• Автомобильная дорога в широтном направлении «Нижневартовск – Сургут – Ханты-Мансийск – Советский»
Направления развития этой дороги за пределами округа обеспечивается:
• на запад–г.Ивдель – г.Серов (Свердловская-область)–г.Пермь с вхождением в общетраспортную инфраструктуру европейской части России и в северный транспортный коридор;
• на восток –г.Томск, с вхождением в транспортный коридор вдоль главной Сибирской железнодорожной магистрали. С формированием этой дороги образуется вторая широтная дорога России, которая в перспективе должна иметь важное государственное значение.
• Автомобильная дорога в меридиональном направлении«Тюмень – Тобольск – Сургут –Ноябрьск – ст. Пуровск» с дальнейшим развитием на г.г.Надым, Салехард и Воркуту. Это единственная дорога, которая сегодня обеспечивает выход автотранспорта из Ханты – Мансийского и Ямало–Ненецкого автономных округов на дорожную сеть России.
• Автомобильная дорога, формирующаяся в меридиональном направленииг.Надым –г.Нягань (вдоль коридора газопроводов) с выходом на широтную дорогу и, в последующем, на г.Урай- п.Междуреченский –г.Тюмень.
Обе меридиональные автомобильные дороги, помимо большого воздействия на социально-экономическое развитие автономных округов, в перспективе с другими видами транспорта, образуют крупный транспортный коридор «север-юг». На севере – это вхождение в Северный морской путь, на юге (через Казахстан) – вхождение в транспортную сеть Азиатского региона.
Железные дороги обслуживают, в основном, межрегиональные и транзитные перевозки, а автомобильный транспорт занимается большей частью внутрирайонными перевозками.
Речной транспорт в Западной Сибири выполняет главную функцию – завоз различных грузов в районы добычи нефти и газа в Ханты-Мансийском и Ямало-Ненецком округах.
Морской транспорт мало востребован в Западной Сибири из-за невозможности захода морских судов в мелководную Обскую губу. Исключение составляет экспериментальная доставка морским путем грузов, предназначенных газовикам Ямала, однако ее сдерживает отсутствие здесь морских портов.
В районе до сих пор не получили достаточного развития отрасли машиностроения, имеющие большое значение для нужд местного хозяйства.
Пунктом строительства в Западно-Сибирском экономическом районе был выбран г. Калачинск Омской области.
Город расположен на левом берегу реки Омь (приток Иртыша), в 80 км от Омска. Город Калачинск является восточным экономическим центром Омской области. В городе расположены: механический завод; завод керамических стеновых материалов; обувная фабрика; маслодельный комбинат; мясокомбинат; пищекомбинат; элеватор; завод кондитерских изделий. Железнодорожная станция на Транссибирской магистрали. Население 23,9 тыс. чел.
С целью экономического обоснования выбора пункта строительного завода необходимо определить:
1. Транспортные показатели снабжения проектируемого предприятия материалами (грузооборот в тонно-километрах).
2. Транспортные показатели сбыта готовой продукции потребителям (грузооборот в тонно-километрах).
3. Сводные транспортные показатели (по снабжению и сбыту) в тонно-километрах.
4. Средневзвешенный пробег каждой тонны грузов: материалов, готовой продукции, всех грузов.
5. Соотношение между стоимостью всех перевозок и стоимостью готовой продукции
Таблица 2
Транспортные показатели по снабжению материалов.
Наименование материалов | Количество материалов на программу | г. Братск | |||
База снабжения | Расстояние, км | Грузооборот, ткм | Стоимость перевозок материалов, р | ||
Литьё | Новокузнецк (40%) | ||||
Машнитогорск (10%) | |||||
Челябинск(50%) | |||||
Ст.прокат | Красноярск(30%) | ||||
Екатеринбург(30%) | |||||
Челябинск(40%) | |||||
Цв.металл | Абакан(100%) | ||||
Эл/аппаратура Эл/моторы | Красноярск(50%) | ||||
Новокузнецк(50%) | |||||
Эл/моторы | Челябинск(20%) | ||||
Канск(20%) | |||||
Карсоярск(60%) | |||||
Итого | |||||
150508677,2 | 225763015,8 |
Количество материалов на программу получаем умножением нормы расхода материала на единицу продукции на программу предприятия.
Грузооборот получаем умножением расстояния на количество материалов. Стоимость перевозок – это грузооборот умноженный на 1,5 руб. (Стоимость перевозки материалов за 1 ткм)
Суммарные затраты на перевозку материалов получаем:
164131600*1,5*0,917=225763015,8
При увеличении размера предприятия вдвое, норма расхода уменьшается на 10% соответственно при увеличении мощности (10000/6000≈1,66) в 1,66 раза норма расхода уменьшается на 8,3%. Т.е. в формулу для расчета количества материалов нужно ввести понижающий коэффициент 0,917.
Таблица 3
Транспортные показатели по снабжению материалов.
Наименование материалов | Количество материалов на программу | г. Нефтьюганск | |||
База снабжения | Расстояние, км | Грузооборот, ткм | Стоимость перевозок материалов, р | ||
Литьё | Новокузнецк (40%) | ||||
Машнитогорск (10%) | |||||
Челябинск(50%) | |||||
Ст.прокат | Красноярск(30%) | ||||
Екатеринбург(30%) | |||||
Челябинск(40%) | |||||
Цв.металл | Абакан(100%) | ||||
Эл/аппаратура Эл/моторы | Красноярск(50%) | ||||
Новокузнецк(50%) | |||||
Эл/моторы | Челябинск(20%) | ||||
Канск(20%) | |||||
Карсоярск(60%) | |||||
Итого | |||||
182035045,5 |
Таблица 4
Транспортные показатели по сбыту готовой продукции потребителям | ||||||||
Экономичес кие районы потребления | Условные Транспортн ые центры | Удельный вес в потреблении, % | Количество грузов | г. Братск | ||||
шт. | т. | Расстояние | Грузооборот | Стоимость перевозок готовой продукции, р. | ||||
Восточно – Сибирский | Канск | 10440ё | ||||||
Красноярск | ||||||||
Чита | ||||||||
Абакан | ||||||||
Челябинск | ||||||||
Улан – Удэ | ||||||||
Иркутск | ||||||||
Назарово | ||||||||
Ангарск | ||||||||
Минусинск | ||||||||
Итого: |
Пример расчета(Канск):
1. Количество грузов: 0,12*10000=1200 шт
2. Количество грузов(т.): 1200*8,7=10440т. (8,7 вес одного станка)
Таблица 5
Транспортные показатели по сбыту готовой продукции потребителям | ||||||||
Экономичес- кие районы потребления | Условные Транспорт- ные центры | Удельный вес в пот – реблении | Количество грузов | г. Нефтьюганск | ||||
шт. | т. | Расстояние | Грузооборот | Стоимость перевозок готовой продук- ции, р. | ||||
Западно – Сибирский | Новоси- бирск | |||||||
Новоку- знецк | ||||||||
Ишим | ||||||||
Кемерово | ||||||||
Тюмень | ||||||||
Томск | ||||||||
Рубцовск | ||||||||
Барнаул | ||||||||
Славгород | ||||||||
Сургут | ||||||||
Итого: |
Таблица 6
Стоимость перевозок по вариантам
Наименование изделий | Годовой выпуск, р | Стоимость перевозок, р. | |||
готовых изделий | всех перевозок | ||||
Братск | Нефтьюганск | Братск | Нефтьюганск | ||
Токарно-винтор- Езный станок ZMM CU-1250 | 772804735,05 | 228018288,8 | 184498885,5 |
Годовой выпуск продукции - 125% от себестоимости выпуска (т.е. Re = 25%).
618243788,04 =772804735,05
Таблица 7
Стоимость перевозок в % к стоимости готовых изделий
готовых изделий | всех перевозок | ||
г.Братск | Г.Нефтьюганск | Г.Братск | Г.Нефтьюганск |
0,29 | 0,31 | 25,5 | 23,87 |
Анализируя данные таблиц 4 и 5, 6, 7делаем вывод, что экономически выгоднее построить завод в Нефтьюганске, а не в Братске.
Сумма экономии, полученная на перевозках (по сбыту и снабжению) при этом:
Э = 228018288,8- 184498885,5= 43519403,3 рублей