Расчет маржинального дохода на единицу ограничивающего фактора

№ строки   Показатели Продукция
«А» «В»
    Количество единиц продукции, производимое за 1 м/час Маржинальный доход на единицу, руб. Маржинальный доход на 1 м/час, руб. (стр.2 × стр.1) Маржинальный доход за 1 800 м/час, руб.     450 000     405 000

Из таблицы видно, что в условиях, когда плановый фонд времени работы оборудования ограничен, предприятию выгоднее производить изделие «А».

Замена или ремонт оборудования

Важнейшей управленческой задачей можно рассматривать проблему замены оборудования на опе­рационном уровне, когда альтернативой приобретению новых ос­новных средств является ремонт старых.

Релевантными затратами в случае приобретения нового обору­дования будут:

- затраты на приобретение самого нового оборудования;

- затраты, связанные с приобретением, доставкой, установке нового оборудования (в том числе вмененные затраты, связанные с остановкой производства на период замены старой оборудования на новое);

- затраты, связанные с содержанием и техническим обслуживанием нового оборудования в течение всего срока его службы;

- затраты, связанные с демонтажем, утилизацией или реализацией старого оборудования;

- затраты, связанные с содержанием и техническим обслуживанием старого оборудования (в том числе затраты на его содержание или консервацию в случае невозможности или нежелания реализации или утилизации);

- затраты, связанные с наймом более квалифицированных специалистов для обслуживания нового оборудования;

- зарплата персонала, обслуживающего оборудование.

Среди релевантных доходов можно выделить:

- доходы от реализации старого оборудования;

- прирост производства продукции, который произошел по причине использования нового оборудования;

- снижение затрат на оплату труда рабочих, обслуживающих оборудование, если оно более автоматизировано, чем старое.

Рассматривая возможность ремонта старого оборудования, в качестве релевантных затрат, следует рассматривать сами затраты на ремонт, при этом релевантных доходов, скорее всего, не буде вовсе (разумеется, кроме продукции, которая будет произведена на этом оборудовании).

Поскольку решения о замене оборудования касаются относительно длительных периодов времени, целесообразно распределенные во времени приростные доходы и затраты еще и дисконтировать, т.е. привести к моменту принятия решения. На практике процесс дисконтирования осложняется в силу неопределенности будущих объемов реализации продукции, а так же проблемой определения ставки дисконтирования денеж­ных потоков.

8.6. Ценовые решения. Внешнее и внутреннее ценообразование

Выбранная политика ценообразования в значительной степени влияет на эконо­мический рост организации. Ценообразование осуществляется с учетом конкуренции и спроса покупателей, но наибольшее влияние на него оказывают затраты, понесенные организацией при производстве и продаже продукции.

Внешнее ценообразование

Основная цель внешнего ценообразования - определить такую цену на реализуемую продукцию, которая позволит достичь объема продаж, максимизирующего прибыль.

Выбор стратегии ценообразования основывается на ряде факторов, имеющих наибольшее влияние: покупатели, конкуренты и затраты. Необходимо знать возможные пределы снижения цен в зависимости от влияния различных рыночных факторов. Поэтому в управленческом учете существуют понятия долгосрочного и кратко­срочного нижнего предела цены.

Долгосрочный нижний предел ценыпоказывает, какую цену можно установить, чтобы минимально покрыть полные затраты на производ­ство и сбыт товара. Он равен полной себестоимости изделия. Кратко­срочный нижний предел ценыориентирован на цену, покрывающую только переменные затраты. Он равен себестоимости лишь в части переменных затрат. Расчет долгосрочного нижнего предела цены свя­зан с калькулированием полной себестоимости изделий, расчет крат­косрочного нижнего предела цены - с учетом и калькулированием по системе директ-костинга.

Преимущества маржинального подхода в ценообразовании, как и в других управленческих решениях, заключаются в возможностях определения поведения прибыли, затрат и объема. Применение детальной информации об этом распространяется на моделирова­ние любых стратегий. Ценообразование при маржинальном подхо­де начинают с расчета переменных затрат. Затем для установления предварительной цены заказа можно использовать фактически сложившийся коэффициент отношения прибыли к переменным затратам в целом и по отдельным видам продукции.

Таким образом, для внешнего ценообразования могут использоваться следующие методы установления цены:

1) переменные затраты на производство конкретных изделий
плюс доход;

2) совокупные переменные затраты плюс доход;

3) производственная себестоимость плюс доход;

4) полная себестоимость плюс доход.

Доход задается в абсолютных суммах или процентах. Процесс внешнего ценообразования должен быть подкреплен предварительной работой по обоснованию затрат, учитыва­емых при ценообразовании, выбору метода калькулирования, планированию размера прибыли и определению уровня производства, при котором постоянные затраты минимальны.

Внутреннее ценообразование

Проблема внутреннего ценообразования весьма актуальна для предприятий, имеющих структурные центры ответственности, а так же для холдингов и корпораций.

Трансфертная цена – это цена, по которой центр ответственности передает свою продукцию другому центру ответственности. При пере­даче продукции (услуги) одного центра ответственности (сегмента предприятия) другому внутри предприятия возникает необходимость определения трансфертной цены.

Существуют три основных метода определения трансфертных цен:

а) На рыночной основе(устанавливается исходя из рыночных цен). В основу трансфертной цены закладывается действующая рыноч­ная цена на продукцию (полуфабрикат), если таковая существует. Данный метод применяется в тех подразделениях, которые имеют как внутренних, так и внешних заказчиков. Достоинство метода в том, что рыночная цена не зависит от взаимоотношений менеджеров покупа­ющих и продающих центров, поэтому носит наиболее объективный характер. Такое ценообразование может существовать при следующих условиях: наличие устойчивых рыночных цен и высокая степень децентрализации управления организацией.

Недостаток данного метода заключается в необходимости нали­чия развитого рынка продукции и услуг, производимых центрами ответственности, и необходимость сбора информации об уровне рыноч­ных цен на них, что приводит к увеличению затрат.

б) На основе себестоимости(устанавливается исходя из затрат). Данный метод ценообразования предполагает, что в основу расчета трансфертной цены закладываются затраты. Расчет производится по формуле «себестоимость плюс», т.е. в трансферт­ную цену на продукцию закладывается применяемый показатель себе­стоимости и прибыль центра ответственности в виде процента.

В зависимости от применяемого показателя себестоимости выде­ляют следующие варианты расчета трансфертной цены:

- на основе полной фактической себестоимости;

- на основе нормативной себестоимости;

- на основе переменной себестоимости.

Метод «на основе себестоимости» используется чаще других, однако, формируемая на его основе цена не отражает конкуренции, присущей рыночным отношениям, а закладываемый процент прибыли может быть необоснованным.

в) На основе договорной цены. Применяется в организациях, подразделения которых обладают доста­точной степенью свободы в своей хозяйственной деятельности. Расчет проводится в несколько этапов, на которых определяются:

-удельный маржинальный доход от предполагаемых внешних продаж;

-объем внешних продаж, от которого вынужден отказаться центр ответственности в связи с необходимостью выполнения внутреннего заказа;

-размер маржинального дохода, упущенного в связи с отказом от внешних продаж;

-удельный маржинальный доход от внутренних продаж, кото­рый должен быть компенсирован подразделением в результате отказа от внеш­них продаж (3: объем внутренних продаж);

-трансфертная цена по формуле: Удельная переменная себестоимость + Удельный маржинальный доход, утраченный продающим подразделением в результате отказа от внешних продаж.

В странах с рыночной экономикой предприятия умело сочетают все рассмотренные методы трансфертного ценообразования.

Наши рекомендации