Расчет маржинального дохода на единицу ограничивающего фактора
№ строки | Показатели | Продукция | |
«А» | «В» | ||
Количество единиц продукции, производимое за 1 м/час Маржинальный доход на единицу, руб. Маржинальный доход на 1 м/час, руб. (стр.2 × стр.1) Маржинальный доход за 1 800 м/час, руб. | 450 000 | 405 000 |
Из таблицы видно, что в условиях, когда плановый фонд времени работы оборудования ограничен, предприятию выгоднее производить изделие «А».
Замена или ремонт оборудования
Важнейшей управленческой задачей можно рассматривать проблему замены оборудования на операционном уровне, когда альтернативой приобретению новых основных средств является ремонт старых.
Релевантными затратами в случае приобретения нового оборудования будут:
- затраты на приобретение самого нового оборудования;
- затраты, связанные с приобретением, доставкой, установке нового оборудования (в том числе вмененные затраты, связанные с остановкой производства на период замены старой оборудования на новое);
- затраты, связанные с содержанием и техническим обслуживанием нового оборудования в течение всего срока его службы;
- затраты, связанные с демонтажем, утилизацией или реализацией старого оборудования;
- затраты, связанные с содержанием и техническим обслуживанием старого оборудования (в том числе затраты на его содержание или консервацию в случае невозможности или нежелания реализации или утилизации);
- затраты, связанные с наймом более квалифицированных специалистов для обслуживания нового оборудования;
- зарплата персонала, обслуживающего оборудование.
Среди релевантных доходов можно выделить:
- доходы от реализации старого оборудования;
- прирост производства продукции, который произошел по причине использования нового оборудования;
- снижение затрат на оплату труда рабочих, обслуживающих оборудование, если оно более автоматизировано, чем старое.
Рассматривая возможность ремонта старого оборудования, в качестве релевантных затрат, следует рассматривать сами затраты на ремонт, при этом релевантных доходов, скорее всего, не буде вовсе (разумеется, кроме продукции, которая будет произведена на этом оборудовании).
Поскольку решения о замене оборудования касаются относительно длительных периодов времени, целесообразно распределенные во времени приростные доходы и затраты еще и дисконтировать, т.е. привести к моменту принятия решения. На практике процесс дисконтирования осложняется в силу неопределенности будущих объемов реализации продукции, а так же проблемой определения ставки дисконтирования денежных потоков.
8.6. Ценовые решения. Внешнее и внутреннее ценообразование
Выбранная политика ценообразования в значительной степени влияет на экономический рост организации. Ценообразование осуществляется с учетом конкуренции и спроса покупателей, но наибольшее влияние на него оказывают затраты, понесенные организацией при производстве и продаже продукции.
Внешнее ценообразование
Основная цель внешнего ценообразования - определить такую цену на реализуемую продукцию, которая позволит достичь объема продаж, максимизирующего прибыль.
Выбор стратегии ценообразования основывается на ряде факторов, имеющих наибольшее влияние: покупатели, конкуренты и затраты. Необходимо знать возможные пределы снижения цен в зависимости от влияния различных рыночных факторов. Поэтому в управленческом учете существуют понятия долгосрочного и краткосрочного нижнего предела цены.
Долгосрочный нижний предел ценыпоказывает, какую цену можно установить, чтобы минимально покрыть полные затраты на производство и сбыт товара. Он равен полной себестоимости изделия. Краткосрочный нижний предел ценыориентирован на цену, покрывающую только переменные затраты. Он равен себестоимости лишь в части переменных затрат. Расчет долгосрочного нижнего предела цены связан с калькулированием полной себестоимости изделий, расчет краткосрочного нижнего предела цены - с учетом и калькулированием по системе директ-костинга.
Преимущества маржинального подхода в ценообразовании, как и в других управленческих решениях, заключаются в возможностях определения поведения прибыли, затрат и объема. Применение детальной информации об этом распространяется на моделирование любых стратегий. Ценообразование при маржинальном подходе начинают с расчета переменных затрат. Затем для установления предварительной цены заказа можно использовать фактически сложившийся коэффициент отношения прибыли к переменным затратам в целом и по отдельным видам продукции.
Таким образом, для внешнего ценообразования могут использоваться следующие методы установления цены:
1) переменные затраты на производство конкретных изделий
плюс доход;
2) совокупные переменные затраты плюс доход;
3) производственная себестоимость плюс доход;
4) полная себестоимость плюс доход.
Доход задается в абсолютных суммах или процентах. Процесс внешнего ценообразования должен быть подкреплен предварительной работой по обоснованию затрат, учитываемых при ценообразовании, выбору метода калькулирования, планированию размера прибыли и определению уровня производства, при котором постоянные затраты минимальны.
Внутреннее ценообразование
Проблема внутреннего ценообразования весьма актуальна для предприятий, имеющих структурные центры ответственности, а так же для холдингов и корпораций.
Трансфертная цена – это цена, по которой центр ответственности передает свою продукцию другому центру ответственности. При передаче продукции (услуги) одного центра ответственности (сегмента предприятия) другому внутри предприятия возникает необходимость определения трансфертной цены.
Существуют три основных метода определения трансфертных цен:
а) На рыночной основе(устанавливается исходя из рыночных цен). В основу трансфертной цены закладывается действующая рыночная цена на продукцию (полуфабрикат), если таковая существует. Данный метод применяется в тех подразделениях, которые имеют как внутренних, так и внешних заказчиков. Достоинство метода в том, что рыночная цена не зависит от взаимоотношений менеджеров покупающих и продающих центров, поэтому носит наиболее объективный характер. Такое ценообразование может существовать при следующих условиях: наличие устойчивых рыночных цен и высокая степень децентрализации управления организацией.
Недостаток данного метода заключается в необходимости наличия развитого рынка продукции и услуг, производимых центрами ответственности, и необходимость сбора информации об уровне рыночных цен на них, что приводит к увеличению затрат.
б) На основе себестоимости(устанавливается исходя из затрат). Данный метод ценообразования предполагает, что в основу расчета трансфертной цены закладываются затраты. Расчет производится по формуле «себестоимость плюс», т.е. в трансфертную цену на продукцию закладывается применяемый показатель себестоимости и прибыль центра ответственности в виде процента.
В зависимости от применяемого показателя себестоимости выделяют следующие варианты расчета трансфертной цены:
- на основе полной фактической себестоимости;
- на основе нормативной себестоимости;
- на основе переменной себестоимости.
Метод «на основе себестоимости» используется чаще других, однако, формируемая на его основе цена не отражает конкуренции, присущей рыночным отношениям, а закладываемый процент прибыли может быть необоснованным.
в) На основе договорной цены. Применяется в организациях, подразделения которых обладают достаточной степенью свободы в своей хозяйственной деятельности. Расчет проводится в несколько этапов, на которых определяются:
-удельный маржинальный доход от предполагаемых внешних продаж;
-объем внешних продаж, от которого вынужден отказаться центр ответственности в связи с необходимостью выполнения внутреннего заказа;
-размер маржинального дохода, упущенного в связи с отказом от внешних продаж;
-удельный маржинальный доход от внутренних продаж, который должен быть компенсирован подразделением в результате отказа от внешних продаж (3: объем внутренних продаж);
-трансфертная цена по формуле: Удельная переменная себестоимость + Удельный маржинальный доход, утраченный продающим подразделением в результате отказа от внешних продаж.
В странах с рыночной экономикой предприятия умело сочетают все рассмотренные методы трансфертного ценообразования.