Причины изменения предложения
Положение кривой предложения зависит от множества факторов, которые мы предполагали заданными. К ним относятся все факторы, определяющие технологию производства, цены ресурсов, а также численность производителей. Давайте рассмотрим их по порядку.
1. Изменение качества используемых ресурсов приводит к изменению затрат на производство и (как следствие) готовности производителей предлагать к продаже блага.
Может произойти обнаружение нового природного ресурса, превосходящего по качеству используемые, например открытие нового месторождения руды с необычайно высоким содержанием металла. Кривая предложения всех благ, производство которых требует этого металла (вследствие снижения стоимости его производства), сдвигается вправо.
Кроме этого, в сельском хозяйстве существует такой "ресурс" (как вы помните из § 3 главы 1), который имеет постоянно меняющееся качество, = "ресурс" погодные условия. В зависимости от качества этого "ресурса" производители сельскохозяйственной продукции могут получать при одних и тех же затратах различные результаты.
Например, неожиданные морозы в момент цветения яблонь могут погубить большую часть урожая, и кривая предложения яблок сместится на значительное расстояние влево (рис. 2.5.5). В результате яблоки заметно повысятся в цене.
Хороший урожай любой культуры, наоборот, смещает кривую предложения вправо, и цена ее падает. Поскольку погодные условия из года в год колеблются возле некоторого среднего уровня, кривая предложения тоже постоянно смещается вокруг некоторого "среднего" положения.
2. Изменение цен используемых ресурсов тоже может привести к сдвигу кривой предложения. Увеличение цен ресурсов обычно приводит к уменьшению предложения, и наоборот.
Например, подорожание муки приведет к смещению влево кривой предложения хлеба, так как его производство будет обходиться дороже и продавцы согласятся поставлять определенное количество хлеба только в том случае, если его цена будет выше. И наоборот, понижение цены муки сделает производство хлеба более дешевым, и поэтому кривая предложения сместится вправо.
Изменение цен некоторых видов сельскохозяйственного сырья может приводить к изменениям сразу на нескольких рынках потребительских благ. Например, неурожай сахарного тростника может повлечь за собой подорожание сахара, а это приведет к повышению цен на многие продукты питания, в производстве которых используется это сырье.
3. Изменение количества производителейнекоторого блага тоже приведет к сдвигу кривой предложения этого блага. В случае с рынком булочек мы предполагали, что производителям других благ требуется время, чтобы начать производство булочек, и поэтому в течение двух недель можно считать численность производителей заданной.
А что произойдет, если по каким-то причинам через две недели число булочников увеличится? Кривая предложения сместится вправо, так как при любой цене на рынок булочек будут работать уже не десять производителей, а больше и объем предложения, конечно же, будет больше. Соответственно, уменьшение численности производителей (требующее намного меньшего времени, чем ее увеличение) уменьшит предложение, и кривая предложения блага сместится влево.
Вот мы и перечислили все основные причины, приводящие к сдвигу кривых спроса и предложения. Остается сказать, что кривые спроса и предложения могут смещаться одновременно, и в этом случае изменение цены и количества зависит от сравнительной величины сдвига двух кривых.
Парадокс сельского хозяйства Практически в любом хозяйстве с более или менее развитым разделением труда, где каждый производитель работает на рынок, существует любопытная и на первый взгляд непонятная закономерность, которая получила название парадокса сельского хозяйства. Она заключается в том, что фермерам не выгоден хороший урожай... На первый взгляд это совершенно непонятно. Ведь фермеры (производители сельскохозяйственной продукции) живут за счет продажи продукта своего труда, а от урожая зависит их производительность. Следовательно, при хорошем урожае любое количество продукта может быть произведено с меньшими усилиями или, наоборот, те же усилия дадут больший продукт. Так почему же хороший урожай не выгоден фермерам? И причем не просто невыгоден, а может даже разорить их или обречь на голод... Все дело в форме кривых спроса и предложения на их продукцию. Вы уже знаете, что кривые спроса на блага первой необходимости, как правило, имеют очень крутой наклон (другими словами - почти вертикальны). Кривая спроса на хлеб является лучшим примером такого положения, ведь, как правило, потребность в хлебе имеет четко ограниченные размеры и удовлетворяется полностью. Поэтому повышение цены хлеба не вызывает значительного уменьшения спроса, а уменьшение цены не заставляет покупать хлеба больше, чем ранее. Поэтому кривая спроса на хлеб для всего хозяйства в целом (предположим, что существует только один рынок хлеба) имеет вид, соответствующий кривой D на рис. 2.5.7. Кривая предложения сельскохозяйственной продукции зачастую тоже почти вертикальна. Ведь все, что произведено, должно быть продано (иначе испортится и пропадет) - следовательно, уменьшение цены не вызывает значительного уменьшения предложения (небольшое уменьшение может произойти, если фермеры решат оставить дополнительное количество зерна для своего производственного потребления). Но и рост цены не вызывает увеличения предложения, так как увеличить размер уже собранного урожая невозможно. Поэтому кривая предложения обычно очень неэластична (кривая S1 на рис. 2.5.7). Предположим, что положение кривой S1 соответствует среднему (ни плохому, ни хорошему) урожаю, который наблюдается в большинстве случаев, и поэтому точка Eявляется обычным равновесием для рынка хлеба. Поскольку фермеры не знают, какими будут погодные условия, они рассчитывают на нормальный урожай и засеивают свои поля в обычном размере. Следовательно, цена, которую рассчитывают получить фермеры, равна P. Что происходит при хорошем урожае? Благоприятные погодные условия приводят к тому, что фермеры собирают больше того, на что они рассчитывали. Поскольку каждый из них попытается продать свой урожай, чтобы получить необходимую для покрытия затрат выручку, кривая предложения сместится вправо до положения S2. При этом цена на зерно должна будет значительно упасть (в 2-3 раза), чтобы рынок смог "поглотить" все предложение фермеров. Подобное падение цены может означать для фермеров убытки или даже полное разорение. Чем лучше урожай, тем дальше вправо сместится кривая предложения и тем большим будет размер ущерба для фермеров. И наоборот, плохой урожай зерна будет выгоден фермерам, так как он смещает кривую предложения влево и может значительно (в 2-3 раза) поднять цену их продукции. Остается заметить, что этот парадокс действует только для благ, спрос на которые очень слабо чувствителен к изменениям цены. На дорогие фрукты, например, кривая спроса имеет гораздо менее крутой наклон, и как следствие плохой или хороший урожай будут иметь гораздо менее заметные последствия для производителей этого блага. |
Вопросы для размышления
1. Придумайте несколько примеров сезонного изменения спроса на любые блага, кроме одежды.
2. На какие рынки и каким образом повлияет неурожай кофе?
3. Может ли одно событие привести к сдвигу одновременно и кривой спроса, и кривой предложения на рынке какого-либо блага?
4. Какие события могут привести к исчезновению рынка какого-либо блага или появлению нового?
5. Можно ли придумать какой-либо механизм смягчения губительных последствий колебаний урожайности для фермеров?
Глава 3
Фирма и отрасль
Теперь, когда вы уже знаете, что такое спрос и предложение, мы можем обсудить еще несколько важных особенностей устройства хозяйства.
В этой главе вы узнаете, что такое отрасли хозяйства, каким образом они объединяются в группы отраслей.
Вы узнаете также, как рыночная система управляет поведением независимых производителей и почему с развитием хозяйства представители отдельных профессий перестают быть независимыми и объединяются в фирмы.
И наконец, вы узнаете, что такое конкуренция и монополия и как ведут себя фирмы в условиях этих структур отрасли.
Отрасли хозяйства
Отрасли. Совокупность производителей одного блага. Покупатели продукта отрасли (население, другая отрасль, несколько отраслей). Группа отраслей. Родственные отрасли и их объединение в группы. Признаки и последовательность объединения отраслей. Сектора хозяйства. Сельское хозяйство. Добывающая промышленность. Обрабатывающая промышленность. Электричество, газ и водоснабжение. Строительство. Торговля. Гостиницы и рестораны. Транспорт, складское хозяйство и связь. Образование. Медицина. Финансы. Государственная служба. Структура занятости.
Если мы посмотрим на любое хозяйство с высоты птичьего полета, то мы увидим весьма беспорядочное множество производителей различных продуктов, разбросанных по разным населенным пунктам, а также внутри каждого населенного пункта.
Но этот беспорядок только кажущийся. Производители перемешаны толькогеографически (в пространстве), а на самом деле включены в четкую логическую систему, в которой между всеми производителями существует определенная взаимосвязь и у каждого производителя есть своя роль.
Отрасль
Для исследования структуры хозяйства нам понадобится такое понятие, как отрасль.1Согласно самому строгому теоретическому определению, отрасль = это совокупность производителей одного блага, которые продают его на одном рынке. Например, все производители сапог в хозяйстве составляют "сапожную отрасль", все рыбаки = "рыболовную отрасль", а все гончары = "гончарную отрасль". На рис. 3.1.1 эти отрасли схематически изображены рядом друг с другом, разделенные воображаемыми "перегородками". Каждая отрасль продает свой продукт на соответствующем рынке.
Но, конечно же, это теоретическое представление об отрасли не соответствует действительности. В реальном хозяйстве один производитель, как правило, выпускает сразу несколько благ (например, булочник печет бублики, баранки и булочки одновременно, сапожник делает сапоги различных моделей и т. д.). Причина этого вам уже известна = экономия от совмещения, которая снижает средние затраты ресурсов за счет использования одних орудий производства (см. § 7, с. 75). Поэтому более реалистичное определение отрасли = совокупность производителей, выпускающих блага определенного рода с помощью одного вида оборудования. При этом одна отрасль продает свои продукты на разных рынках.
Но поскольку сразу понять поведение одного производителя на нескольких рынках сложно, в экономической теории сначала для простоты предполагается, что каждый производитель выпускает всего одно благо и продает его на одном рынке.
Кто может быть покупателем продукта отрасли?
Если отрасль выпускает потребительское благо, то покупателем является население(как на рис. 3.1.1). Население предъявляет спрос на это благо, который выражается в кривой спроса на изображенных графиках. А производители каждого блага формируют его предложение.
Если отрасль выпускает промежуточное благо, то покупателями являются другиеотрасли. В некоторых случаях это может быть одна отрасль, использующая это благо в своем производстве. Например, производители сапожных гвоздей продают это промежуточное благо только представителям сапожной отрасли (если никому другому этот продукт не нужен). Но, как правило, отрасль продает свой продукт сразу несколькимотраслям = например, мукомольная отрасль продает муку производителям булочек, пирожных и макарон (рис. 3.1.2). В этом случае спрос на продукт отрасли, складывается из спроса всех потребляющих ее продукт отраслей (кривая спроса на рынке муки изображает совместный спрос трех отраслей).
Группы отраслей
Различные отрасли можно, в свою очередь, по тем или иным признакам объединять вгруппы отраслей = аналогично тому, как осуществляется классификация живых организмов в биологии (см. окно "Проблема классификации "особей": экономика и биология"). В экономике признаками классификации могут быть общие свойства продукта, ресурса или технологии производства. А группу отраслей иногда называют промышленностью (от слова "промысел").
Например, всех производителей всех продуктов, испеченных из муки (булочек, бубликов, баранок, рогаликов, плюшек и т.=д.), можно объединить в "хлебобулочную промышленность". Всех производителей сладостей (пирожных, тортов, мороженого, конфет и т. д.) можно объединить в "кондитерскую промышленность". Всех производителеймолочных продуктов (молока, сметаны, творога, сыра и т. д.) = в "молочную промышленность". Всех производителей фруктов (яблок, груш, слив, винограда, абрикосов и т. д.) = в "садоводческую промышленность".
В зависимости от выбираемого признака продукта отрасли можно объединять и в более широкие группы. Например, можно объединить всех производителей продуктов питания(хлебобулочных, молочных, мясных и других съедобных продуктов) в "пищевую промышленность".
Проблема классификации "особей": экономика и биология Когда наука имеет дело с большим количеством различных "вещей", она неизбежно сталкивается с необходимостью как-то упорядочить все эти "вещи", чтобы не запутаться в множестве названий и взаимосвязей. И биология, и экономика имеют дело с системами, "населенными" большим количеством различных "особей". В биологии = это огромное количество различных растений и животных, а в экономике== это огромное количество производителей различных благ. Каким же образом справляются эти науки с упорядочением всех этих многочисленных "особей"? В биологии долгое время существовали беспорядок и путаница== до появления К. Линнея, который в XVIII в. предложил первую систему классификации всего живого. Сейчас это уже подробная классификация, которая включает в себя вид, род, семейство, отряд, класс, тип, подцарство, царство, надцарство, империю. Например, обыкновенная бурая лиса имеет следующую характеристику: вид "лиса рыжая", род "лисы", семейство "псовые", отряд "хищные", класс "млекопитающие", тип "позвоночные" подцарство "многоклеточные", царство "животные". Подобным образом могли бы поступать и экономисты. Например, производителя женских шляпок можно было бы определить следующим образом: вид "производитель женских шляпок", род "шляпная промышленность", семейство "текстильная промышленность", отряд "легкая промышленность", класс "обрабатывающая промышленность" (рис. 3.1.3). Но в экономике НЕТ такой четкой и стройной классификации, и она вряд ли когда-то дождется своего "отца систематики". Почему? Во-первых, в хозяйстве постоянно появляются и исчезают тысячи разновидностей благ, а вместе с ними и их производители. Во-вторых, многие производители выпускают по нескольку продуктов, и их невозможно точно "классифицировать". Поэтому в экономике возможны только крупные группировки отраслей. |
Сектора хозяйства
Поступая таким образом, мы получим в итоге несколько крупных групп отраслей, которые называются секторами. Каждый сектор объединяет отрасли, имеющие общий характер производства. При дальнейшем изучении экономической теории будем пользоваться следующим делением хозяйства на сектора.2
Сельское хозяйство, охота, лесное хозяйство и рыболовство объединяет все отрасли, связанные производством растительного или животного сырья. Сельское хозяйство делится на земледелие (обработка земли и выращивание того или иного злака, овоща или фрукта) и животноводство (выращивание животных = от крупного рогатого скота до домашней птицы).
Добывающая промышленность объединяет все отрасли, связанные непосредственно с извлечением того или иного ресурса из земной коры. В нее входят производители, добывающие и нефть, и песок из карьера, и алмазы.
Иногда эти две группы отраслей объединяют в первичный сектор производства, так как они обеспечивают сырье для всех остальных отраслей.
Обрабатывающая промышленность объединяет все отрасли, связанные с обработкой уже добытых природных ресурсов с==целью производства некоторого материального продукта. Все отрасли этой группы иногда разделяют на отрасли, производящие промежуточные блага (например, станки или грузовики), и отрасли, производящие потребительские блага (питание, одежду и т. д.).
Электричество, газ и водоснабжение тоже занимаются обработкой "сырья", но выделяются в отдельную группу, так как связаны с созданием и обслуживанием "линий" по передаче этого "сырья" на расстояние.
Строительство объединяет всех производителей зданий или сооружений (мостов, дорог, заборов и т. д.). В принципе, это тоже обработка уже добытого сырья, но благодаря особенному характеру производства оно выделяется в отдельную группу.
Торговля объединяет всех производителей, занимающихся продажей произведенных продуктов, и делится на две части = оптовую (продажа промежуточных благ) и розничную(в основном продажа потребительских благ населению).
Гостиницы и рестораны объединяют производителей сложных благ типа "отдых у моря" или "ужин при свечах", которые включают множество составляющих (например, в ресторане это различные блюда, интерьер, оркестр, танцовщицы и т. д.).
Транспорт, склады и связь объединяют всех производителей, занимающихся перемещением продуктов в пространстве (транспорт) и во времени (склады). Связь тоже перемещает "продукты" (информацию, почтовые отправления) в пространстве.
Образование объединяет всех производителей, занимающихся созданием знаний (например, грамотность) или умений (например, игра на скрипке) населения.
Медицина объединяет всех производителей, предлагающих услуги по сохранению здоровья.
Финансы объединяют всех производителей, предлагающих услуги по совершению операций с деньгами или правами собственности (действие этой отрасли мы рассмотрим более подробно в главе 5 "Деньги и капитал").
Государственная служба включает всех производителей, занятых обеспечением работы государственного аппарата (мы рассмотрим это более подробно в главе 7"Государство и хозяйство").
Иногда эти группы объединяют в еще более крупные группы = в сектор материального производства (от сельского хозяйства до строительства) и сектор услуг (от торговли и до государственной службы).
Если объединить и эти два больших сектора, мы получим одну большую группу отраслей, охватывающую ВСЕХ производителей, которую можно назвать производственным сектором хозяйства.
Структура занятости
Каждая отрасль, группа отраслей или сектор хозяйства имеет некоторый размер, который можно определить численностью занятых в отрасли (например, в добывающей промышленности занято 5% всей рабочей силы хозяйства). Соотношение занятости в разных отраслях называется структурой занятости. Эта структура зависит от производительности труда и спроса населения на различные блага и меняется с развитием хозяйства (см. окно "Изменение структуры занятости в хозяйстве").
Каким образом в хозяйстве возникает та или иная структура занятости? Рассмотрению этого вопроса посвящены следующие параграфы этой главы.
Изменение структуры занятости в хозяйстве Как вы помните, в XIX=XX вв. происходит быстрый рост населения всех стран (см. окно"Эволюция хозяйства и численность населения", глава 1). Во всех хозяйствах увеличивается численность рабочей силы, которая распределяется между отраслями. При этом с увеличением численности населения и развития технологии структура занятости изменяется. На ранних стадиях развития хозяйства, когда численность населения каждой страны относительно невелика, а технология производства находится на низком уровне (в том числе слабо развито разделение труда), наибольший вес имеет сельское хозяйство. До XVIII=в. в хозяйствах практически всех стран 80=90% населения занималось сельским хозяйством. В некоторых хозяйствах главными занятиями были охота или рыбная ловля (северные народы или население побережий). Но с развитием хозяйства отраслевая структура хозяйств начинает меняться. За счет разделения труда и улучшения технологии производства в сельском хозяйстве растет производительность, и оно уже не требует труда большинства населения. Поскольку люди как бы "высвобождаются" из этой отрасли, они могут заняться производством других благ, и поэтому растут обрабатывающая промышленность и другие отрасли. На рис. 3.1.5. изображено изменение структуры занятости в США за последние 170 лет (с 1820 по 1990 г.). Толстая линия показывает общее количество занятых в отраслях, а остальные линии показывают, как это общее количество распадается на основные сектора (сельское хозяйство, добывающую промышленность, обрабатывающую промышленность, транспорт, торговлю, другие услуги и государственную службу). В 1820 г. общее количество занятых составляет всего 2,9 миллиона, и из них больше 2 миллионов занято в сельском хозяйстве. Но уже к 1900 г. численность занятых в сельском хозяйстве составляет около 30% всей рабочей силы, а к 1990 г. из 100 миллионов в сельском хозяйстве занято только 3 миллиона. Такое изменение структуры стало возможным только благодаря увеличению производительности труда. В 1990 г. 3 миллиона фермеров не только накормили остальные 250 миллионов жителей США, но и отправили 26% урожая на экспорт. На протяжении всего периода растет доля обрабатывающей промышленности и торговли, но наибольший рост наблюдается в сфере услуг (в начале 1980-х этот сектор обогнал торговлю и обрабатывающую промышленность). Другим любопытным фактом является относительно стабильная численность занятых в добывающей промышленности (с 1870 до 1990 численность всех шахтеров и других горных рабочих колебалась от 0,7 до 1,2 миллиона). То же самое можно обнаружить и в истории хозяйств других стран. Например, в Японии еще в 1900 г. 70% рабочих было занято в сельском хозяйстве и только 11,8% = в обрабатывающей промышленности. В 1980 г. это соотношение было совсем другим: 10,4% в сельском хозяйстве и 35,3% в обрабатывающей промышленности. Для каждого хозяйства существует некоторая оптимальная структура занятости людей, но как она достигается и от чего зависит = это мы обсудим в следующих параграфах этой главы. |
Вопросы для размышления
1. Сравните названия секторов хозяйства и структуры потребностей из § 2 главы 1. Чем объясняется сходство и почему оно неполное?
2. Можно ли сказать, что некоторые роды деятельности (например, охота или связь) могут быть с равным основанием помещены в различные группы отраслей?
3. В биологии считается, что систематика является отображением эволюционного процесса. Можно ли сказать то же самое про экономику?
4. Какой может быть структура занятости в хозяйстве любой страны еще через 50 или 100 лет?
ПРИМЕЧАНИЯ
1 Вообще, русским словом "отрасль" (в буквальном смысле ответвление, ветвь, а в переносном = часть, отдел) называют некоторую отдельную область деятельности или знания. В экономической теории = это деятельность, связанная с производством какого-либо блага.
2 Группы отраслей соответствуют Standard Industrial Classification (SIC), принятой в=современной международной статистике (последний вариант = 1990 г.).
Невидимая рука
Оптимальная структура производства. Как достичь этой структуры? Командное хозяйство. Центральный руководитель. Как собрать информацию о спросе и технлогии? Как рассчитать объем производства? Как расставить производителей? Преимущества и недостатки командного хозяйства. Рыночное хозяйство.Система рынков и стремление к наибольшей прибыли. Цены = показатель возможности продать благо. Затраты = возможность производить благо. Прибыль = показатель выгодности производства отдельного блага. Переход производителей из отрасли в отрасль. Стихийная самонастройка. Невидимая рука. Суверенитет потребителя.
Для любого хозяйства существует некоторая оптимальная структура производства, которая наилучшим образом удовлетворяет интересам населения. Чем характеризуется такая структура?
Во-первых, все отрасли производят только такие блага, которые нужны населению, и в таких количествах, которые население готово купить. При этом ни на одном рынке не наблюдается ни излишка, ни дефицита.
Во-вторых, все блага производятся с минимальными затратами и, следовательно, из используемых ресурсов "выжимается" максимальное количество продукта.
Как достичь такой структуры производства? Существуют две возможные альтернативы решения этой задачи (уже знакомые вам из главы 1).
Командное хозяйство
В хозяйстве может существовать Центральное управление, которое отвечает за достижение наилучшей структуры производства. Оно управляет всеми производителями в хозяйстве, давая каждому указания о том, что он должен делать. В соответствии с этим командным принципом управления такое хозяйство называют командным хозяйством.
Для достижения оптимальной структуры производства Центральное управление должно решить две большие задачи.
1. Сначала нужно составить план производства = определить, какие блага нужно выпускать, в каком количестве и с=помощью какой технологии производства.
2. Затем нужно выполнить этот план = объяснить каждому производителю хозяйства, что ему нужно делать, и проконтролировать выполнение данного задания.
Выполнение этих задач является чрезвычайно сложным действием, которое требует огромных затрат.
Во-первых, чтобы определить, ЧТО и СКОЛЬКО производить, нужно собратьинформацию о спросе потребителей на различные блага. Как это сделать? Можно попросить каждого человека оценить свой спрос на блага при тех или иных сочетаниях цен. Но ведь цены на блага зависят от затрат, а последние в свою очередь зависят от объема производства, который неизвестен. А==если в хозяйстве большое количество потребителей и, кроме того, любой из них не может точно сказать, какой выбор он сделает в тех или иных условиях?
Во-вторых, не менее сложно собрать всю информацию о технических условиях производства = о производительности труда при выполнении тех или иных производственных операций, об изменении затрат при изменении выпуска продукции и т.=д.
В-третьих, даже если предположить, что известны функции спроса на все блага и затраты на производство каждого блага, чрезвычайно сложно рассчитать равновесный объем производства каждого блага, при котором потребители купят по некоторым ценам все произведенные продукты, а производители получат необходимое количество денег для покрытия своих затрат. Чтобы рассчитать равновесный объем производства, нужно перебрать миллионы различных вариантов, а это требует огромных затрат труда.
В-четвертых, нужно не только суметь расставить всех производителей по своим местам, но и постоянно корректировать эту расстановку в условиях, когда меняются предпочтения населения или технология производства.
Эту задачу планирования и организации производства можно выполнить относительно легко применительно к хозяйству с==небольшой численностью населения = например, 100=200 человек. А если численность населения = 100 тысяч или 100 миллионов?
Конечно, для выполнения этой работы Центральное управление может привлечь большое количество работников. Например, Центральное управление может создать специальные подразделения = министерства, каждое из которых будет отвечать за отдельную группу отраслей промышленности. Если хозяйство будет расти и объем расчетов увеличиваться, Центральное управление для обеспечения планирования может увеличивать количество занятых в каждом министерстве. Таким образом, существование командного хозяйства возможно.
Но эффективность командного хозяйства неизбежно будет очень низкой. Во-первых, слишком большое количество людей придется оторвать от непосредственно производства благ и занять сбором и обработкой информации. Во-вторых, осуществлять точные расчеты все равно не удастся в силу огромного объема постоянно меняющейся информации. В-третьих, командное хозяйство имеет еще один серьезный недостаток = личная незаинтересованность отдельного человека в качественном выполнении своих обязанностей. Причина этого = очень слабая связь между усилиями отдельного человека и его вознаграждением.
Но существует также и другой вариант организации управления хозяйством, который мы сейчас рассмотрим.
Управление хозяйством в СССР Хозяйство нашей с вами страны являлось примером командного хозяйства на протяжении почти 70 лет. После революции 1917 г. к==власти пришла партия коммунистов, которая начала строительство "нового общества". Каким образом было организовано управление хозяйством в этом обществе? Существовал Госплан, который рассчитывал необходимые объемы производства различных товаров. Также существовало множество Министерств, каждое из которых проводило часть этого плана в жизнь, управляя отдельным сектором хозяйства (Министерство легкой промышленности, Министерство здравоохранения и т. д.). За всем этим аппаратом присматривал Центральный комитет Коммунистической партии = он определял основное направление развития (например, решал построить лишнюю тысячу танков Т-34 вместо нескольких новых детских садов). Это был первый эксперимент по построению командного хозяйства в огромной стране, который доказал неэффективность централизованного управления = в нашей стране постоянно возникал дефицит или избыток разного рода товаров, благосостояние людей росло очень медленно. Поэтому пришлось прекратить попытки управления хозяйством "сверху" и доверить хозяйство той самой Невидимой руке, которая управляла его развитием с незапамятных времен. |
Рыночное хозяйство
Существует возможность достижения равновесной структуры отраслей без какого-либо центрального планирования и управления. Нужно просто предоставить всех людей общества самим себе, и каждый из них самостоятельно найдет себе место в какой-нибудь отрасли.
Рыночным хозяйством называется такое хозяйство, в котором все производители сами выбирают, ЧТО и КАК им производить.
В рыночном хозяйстве равновесная структура отраслей возникает сама собой в результате стихийного перехода производителей из отрасли в отрасль.
Каким образом это может получиться? Ведь в любом деле нескольким людям трудно прийти к какому-то устраивающему всех результату, не сговариваясь между собой. Да и как могут люди достичь оптимальной структуры хозяйства, не стремясь к==этому сознательно, если Центральному управлению нужно значительное число работников и длительное время только для некоторого приближения к этой структуре?
Тем не менее, принимая решения независимо друг от друга, люди могут достигнуть оптимальной структуры производства гораздо легче и быстрее, чем при существовании централизованного планирования.
Весь секрет заключается в наличии двух условий: 1) действие системы рынков, 2) правило поведения производителей=== стремление к наибольшей прибыли.
Система рынков включает в себя множество отдельных рынков потребительских и промежуточных благ, на каждом из которых в результате взаимодействия спроса и предложения устанавливается определенная цена, при которой этот рынок очищается. При этом все рынки связаны между собой, так как и потребители, и производители могут свободно "перемещаться" с рынка на рынок.
На рынках устанавливаются равновесные цены благ, которые служат ориентиром для отдельных производителей. Цена отдельного товара показывает, какое количество денег готовы в==данный момент времени отдавать потребители за это благо.
В то же время производство любого блага характеризуется разными затратами, которые говорят о возможности производства товара в хозяйстве.
Наконец, для каждого блага существует разница между его рыночной ценой и затратами на его производство = разница, которая называется прибылью и выражает относительную выгодность его производства.
И вот именно прибыль (показатель выгодности производства отдельного товара) является тем показателем, который управляет действиями производителей.
У производителей есть важное правило поведения, о котором мы уже говорили, = этостремление к собственной выгоде. Это означает, что производители будут стремиться начать производство тех товаров, прибыльность производства которых максимальна.
Обратите внимание, что производители ориентируются не на цены товаров. У отдельного товара может быть высокая цена, но это не значит, что в данных условиях этот товар следует производить в больших количествах, ведь затраты на его производство тоже могут быть очень большими. Также они не ориентируются и на затраты на производство различных товаров. Отдельные товары могут производиться с очень низкими затратами, но это тоже не говорит о том, что обществу было бы лучше, если бы эти товары производились в еще большем количестве.
Производители стремятся именно к получению наибольшей прибыли, которая и является показателем необходимости производства дополнительного количества того или иного товара. При этом они увеличивают производство благ, приносящих наибольшую прибыль.
Например, если в хозяйстве будет производиться очень мало огурцов и на них установится очень высокая цена, а затраты на их производство будут гораздо ниже этого значения цены, производство огурцов будет приносить огромную прибыль. Привлеченные большой прибылью производители увеличат производство огурцов, и покупатели с удовольствием купят уже по более низкой цене большее количество дефицитного блага.
Интересно, что, стремясь к максимальной прибыли, производители в конечном счете снижают свою прибыль. Ведь увеличение предложения любого блага приводит к снижению его цены, а это уменьшает выгодность его производства. Погоня за большой прибылью уничтожает эту прибыль.
Но производители не перестанут делать это даже в том случае, если осознают парадоксальность ситуации. Ведь если отдельный производитель не воспользуется временным преимуществом производства огурцов, это сделают другие. Поэтому все производители стремятся первыми начать производство более выгодных благ и в глубине души надеются, что другие их примеру не последуют вообще или последуют очень нескоро.
Конечно, производители не появляются неизвестно откуда=== для того чтобы начать