Рост населения и экономический рост
Мы видим, что рост населения неодинаков в различных подсистемах мирового хозяйства. Подобное явление служит определенной основой для поддержания давних идей об оптимальном населении и оптимальном экономическом росте. Эти идеи обычно связаны с населением отдельных стран и регионов, а в последние десятилетия — с мировым населением. Это дает импульс экономистам анализировать связь между ростом населения и экономическим развитием.
Концептуальные подходы. Проявляется несколько подходов к анализу взаимосвязи между ростом населения и экономическим развитием.
1. Один из них исходит из того, что демографические переменные являются существенным аспектом социально-экономического развития. В основе этого подхода лежит следующая схема: быстрый рост населения понижает рост сбережений и накоплений, увеличивает рост рабочей силы и затрудняет ее использование, понижает качество трудовых ресурсов за счет снижения уровня расходов на образование и здравоохранение, ослабляет технические нововведения, сокращает объем ресурсов на одного человека и в конечном итоге замедляет рост ВВП на душу населения.
Исторически данный подход связан с постулатами английского священника и экономиста Т. Мальтуса (1766—1834), который противопоставлял два фактора — население и природные ресурсы. В своей ранней работе он утверждал, что рост населения, если он не будет ограничен, имеет тенденцию увеличиваться в геометрической прогрессии, в то время как предложение продовольствия имеет тенденцию расти только в арифметической прогрессии. Постулировав беспредельное и неизменное стремление людей к размножению, Т. Мальтус интерпретировал демографический рост как независимую переменную, которая лишь корректируется действием «разрушительных» (войны, эпидемии, голод) и «предупредительных» (безбрачие и т.д.) социальных факторов.
С начала XIX в. мальтузианская «ловушка» часто используется, чтобы показать, что рост населения создает проблему для человечества из-за недостатка продовольствия, сырья и среды обитания. В соответствии с этим центральной проблемой для человечества является вопрос о том, как выйти из этой ситуации. Различие между временем Т. Мальтуса и современным периодом заключается в том, что он основывал свои выводы на собственной стране, где в то время были достигнуты пределы сельскохозяйственного производства.
2. Другой подход состоит в том, что демографические факторы выступают функцией социального и экономического развития. Данный подход, нашедший отражение на мировой конференции по народонаселению 1974 г., соответствует положениям А. Смита, который считал, что увеличение населения может ускорять экономическое развитие, способствуя техническим нововведениям. Богатство может вести к увеличению числа детей, но использование их труда может перекрывать расходы на их содержание и воспитание. Вместе с тем состоятельные люди склонны иметь меньше детей, в то время как бедность часто сопровождается не только высокой рождаемостью, но и высокой смертностью. Увеличение населения не понижает жизненные стандарты. А. Смит показал, что со временем стоимость продовольственных продуктов снижается.
Данный подход соответствует современной концепции «экономии масштаба». Он усилился в 80-е годы, нашел поддержку во Втором докладе Национальной академии наук США в 1986 г. В нем признано, что влияние роста населения на экономический рост является комплексным. Такие проблемы, как безработица, недоедание, вызываются многими факторами, и сосредоточение внимания только на снижении роста населения без последовательного учета других основных причин таких явлений может вести к неправильным результатам. Рабочая группа Национальной академии наук констатировала, что снижение роста населения не является панацеей развития, но в «большинстве стран с определенным количеством ресурсов более медленный рост населения может облегчить экономическое и социальное развитие». Она исследовала девять вопросов и пришла к выводу, что отрицательное влияние на истощение ресурсов, сбережений, урбанизацию и безработицу преувеличено.
Население и ресурсы как две важные переменные величины имеют отношения друг к другу. Эти отношения очень подвижны, эластичны, и поэтому выводы анализа этих отношений могут быть различны. В короткий или средний по продолжительности период времени изменения в численности населения могут выступать важной переменной, но в более длительный период другие переменные будут изменяться, приспосабливаясь к увеличению или уменьшению населения. Поэтому анализ соотношения между населением и социально-экономическим развитием очень специфичен, хотя важен сам по себе. Из-за комплексности вопроса трудно точно учесть влияние всех переменных величин при рассмотрении данной проблемы.
Демографическая нагрузка и экономическое развитие. При оценке демографической ситуации в мире, воздействия роста населения на экономическое положение в той или иной стране важное значение имеют не только общая численность и прирост населения, но и его возрастная структура — деление на трудоспособные группы, детей и пенсионеров, а точнее, изменения в возрастной структуре населения.
Общий сдвиг в структуре населения в последней четверти XX в. состоял в небольшом увеличении старших возрастов (свыше 65 лет) и сокращении младших (менее 15 лет). Так как сокращение доли младших возрастов было большим, чем увеличение пенсионеров, доля трудоспособного населения имела тенденцию к расширению. Подобная тенденция была характерна и для развитых стран, особенно Европы. В Европе снижение уровня прироста населения привело к тому, что увеличение доли старших возрастов уравнивало уменьшение доли молодых, поэтому доля населения в рабочем возрасте несколько возросла.
Изменения в возрастной структуре населения находят отражение в коэффициенте зависимости, или коэффициенте демографической нагрузки, представляющем отношение доли младших и пенсионных возрастов к доле трудоспособного населения (табл. 13.3). Общей тенденцией второй половины текущего столетия было повышение, а с 1975 г. — снижение указанного отношения с 75,2% в 1975 г. до 60,7% в 1995—2000 гг., т.е. на каждые 100 человек трудоспособных возрастов приходился 61 человек нетрудоспособных возрастов.
Таблица 13.3
Коэффициенты демографической нагрузки
Подсистемы | 1950-1955 | 1970-1975 | 1990-1995 | 1995-2000 |
Мир | 65,6 | 75,3 | 62,6 | 60,7 |
0—14 | 56,9 | 65,7 | 52,6 | 50,2 |
65+ | 8,6 | 9,6 | 10,0 | 10,5 |
Развитые страны | 54,8 | 56,0 | 49,5 | 49,6 |
0—14 | 42,2 | 40,6 | 30,8 | 29,3 |
65+ | 12,2 | 16,5 | 18,7 | 20,3 |
Развивающиеся страны | 71,3 | 83,8 | 66,7 | 63,9 |
0—14 | 64,7 | 76,8 | 59,4 | 56,2 |
65+ | 6,7 | 7,0 | 7,4 | 7,7 |
Наименее развитые страны | 80,4 | 89,8 | 90,9 | 86,7 |
0—14 | 74,4 | 84,1 | 85,0 | 81,0 |
65+ | 6,0 | 5,7 | 5,8 | 5,7 |
И с т о ч н и к: World population prospects. The 1998 revision. V. 1. Comprehensive tables. UN, N.-Y., 1999.
Коэффициент демографической нагрузки считался важным показателем. Аргументация этого была формализована в 1958 г. Она заключается в том, что рост демографической нагрузки имеет неблагоприятные последствия, приводящие, в частности, к распылению капиталовложений в результате перемещения их из производственных отраслей в социальную инфраструктуру, понижению уровня сбережений в результате увеличения потребления домашних хозяйств.
Но по крайней мере до середины 90-х годов исследования по этим направлениям точно не подтвердили отрицательного влияния роста демографической нагрузки на экономическое развитие. Было обнаружено, что даже небольшие изменения в сбережениях и эффективности использования капитала дают возможность удовлетворить потребности в расходах на образование растущего населения. Мало подтверждений нашел тезис о перемещении капитала от производственных к непроизводственным инвестициям, так же, как прямая зависимость между демографической нагрузкой и сбережениями. Воздействие дополнительных инвестиций в непроизводственную сферу на уровне воспроизводства можно определить только на макроуровне. Даже если использованные средства не дают общую экономическую выгоду, они способствуют ускорению демографического перехода во многих развивающихся странах. В частности, более высокий уровень образования выступает одним из самых сильных факторов снижения уровня воспроизводства населения, хотя в бедных странах женщины с низким уровнем грамотности имеют больше детей, чем безграмотные.
Явно слабые практические результаты линейного подхода к влиянию роста населения на экономическое развитие показывают, насколько комплексным является этот вопрос.
Мировая демографическая ситуация свидетельствует, что причиной резкого увеличения роста населения является снижение смертности в менее развитых странах, хотя уровень рождаемости снизился. Резкое снижение смертности — преходящее явление, соответственно в долгосрочной перспективе рост населения также снизится, что приведет к изменениям в структуре населения и в уровне демографической нагрузки. Увеличится доля трудовых возрастов, а число дотрудовых возрастов сократится, затем увеличится доля пожилых. Значительное уменьшение демографической нагрузки увеличит ВВП на душу населения, возрастет норма сбережений, так как произойдет повышение доли взрослой рабочей силы.
Почему же в политических кругах высказывается беспокойство в отношении высоких темпов роста населения?
Экономический и демографический рост. Обычно для выяснения влияния роста населения на экономическое развитие сравнивают темпы роста населения и ВВП на душу населения. Данные последних десятилетий показывают, что, за рядом исключений, повышение уровня экономического развития часто соотносится с низким коэффициентом воспроизводства населения и более высокой продолжительностью жизни.
Как показывают данные табл. 13.4, за 80—90-е годы темпы прироста ВВП на душу населения в мире увеличивались при сокращении прироста населения в 90-е годы. Подобная тенденция отмечалась в развивающихся странах в целом и особенно ярко в наименее развитых странах. В то же время в промышленно развитых странах некоторое снижение темпов прироста населения с 0,6 до 0,5 не сопровождалось повышением подушевого ВВП. Похожая ситуация отмечалась в группе стран с низким уровнем дохода. В других странах прирост населения мог идти параллельно с увеличением доходов на душу населения. Для ряда стран с недостаточным уровнем развития проблема роста населения является острой в плане поддержания минимальных потребностей. В 80-е годы темпы прироста ВВП на душу населения в беднейших развивающихся странах имели отрицательную динамику. Поэтому в краткосрочном плане для целого ряда стран прирост населения совпадал с ухудшением социально-экономического положения.
Социально-экономическое положение в краткосрочном плане может отягощаться другими причинами, в частности процессом урбанизации. В промышленно развитых странах городское население за 1950—1990 гг. удвоилось, достигнув 77%, а в развивающихся странах оно увеличилось в четыре раза, превысив 2,0 млрд человек, или 40% населения. Большинство городов в развивающемся мире стали центрами наиболее деградирующей нищеты с огромной массой людей, существующих на грани выживания. По оценкам, 1,2 млрд человек, или почти 23% населения земли и 60% горожан живут в лачугах, часто сделанных из фанеры, пластика и других доступных материалов. Число домашних хозяйств, лишенных здоровой, чистой воды, увеличилось со 138 млн в 1970 г. до 215 млн в 1988 г., а без соответствующих санитарных условий — с 98 млн до 840 млн в 90-е годы.
Таблица 13.4
Темпы роста населения и ВВП (по ППС)
Подсистемы | Haceление | ВВП на душy населения | |||
1981—1990 | 1991—1999 | 1981—1990 | 1991—1999 | ||
Мир | 1,7 | 1,4 | 1,3 | 1,5 | |
Развитые страны | 0,6 | 0,5 | 2,3 | 1,8 | |
Развивающиеся страны | 2,1 | 1,7 | 1,3 | 3,4 | |
КНР | 1,5 | 1,0 | 7,6 | 9,3 | |
Наименее развитые страны | 2,6 | 2.5 | -0,7 | 0,2 |
И с т о ч н и к: World economic and social survey 2000. UN.
Вместе с тем вряд ли правильно делать вывод из арифметического, избитого положения о том, что если бы население не росло столь быстро, то уровень экономического развития повысился бы сильнее. При этом игнорируется тот факт, что прирост населения вносит свой вклад в производство ВВП. Он стимулирует капиталовложения и технические усовершенствования, открытие и разработку минеральных ресурсов, выпуск продукции. Когда мир рассматривается как целое, то не обнаруживается существенной связи между ростом населения и ВМП. Когда развивающиеся страны рассматриваются отдельно, то отрицательное сравнение значительно, особенно для периода 70—80-х годов.
На корреляцию экономического роста и роста населения оказывают влияние многие причины, в том числе общая экономическая обстановка. Не исключено, что долговой кризис оказал более серьезное влияние, чем рост населения, на развитие глобальной экономической системы, сдержав ее экономический рост, ограничив ее возможности ответить на вызов роста населения в развивающихся странах. Как отмечалось, в 80-е годы в развивающихся странах была низкой динамика ВВП на душу населения, но в 22 странах в 1965—1985 гг. она развивалась при уменьшении уровня рождаемости.
Население мира растет быстро, но мировой продукт увеличивается быстрее и показывает способность мирового общества развивать производительные силы. Рост населения не является проблемой, если экономические и социальные изменения происходят достаточно быстро, если обеспечивается необходимый технический прогресс. Но быстрый рост населения в последние десятилетия делает структурные изменения более трудными, что большей частью вызывается бедностью. Это требует целенаправленной политики правительств и мирового сообщества по повышению уровня экономического и социального развития, ликвидации дестабилизирующих разрывов между промышленно развитыми и развивающимися странами.
Демографическая политика
Трудности в социально-экономическом развитии стран мировой периферии способствовали росту приоритетности демографической политики, т.е. целенаправленной деятельности в сфере регулирования демографических процессов. Этому содействовала также позиция развитых стран Запада, которые считают, что контроль над ростом населения является необходимым условием социально-экономического развития. В совместном коммюнике глав государств и правительств ведущих западных стран в Хьюстоне в 1990 г. отмечалось, что устойчивое развитие в ряде стран требует, чтобы рост населения находился в разумном балансе с экономическими ресурсами, а сохранение этого баланса является приоритетом стран, поддерживающих экономическое развитие.
Демографическая политика, будучи частью социально-экономической политики, не всегда проявляется четко. С наибольшей определенностью она проводится, когда ее прямой целью выступает воздействие на демографическое развитие.
Демографическая политика оказывает влияние на две стороны репродуктивного поведения населения: на реализацию потребности в детях и на формирование потребности у личности и семьи в таком количестве детей, которое соответствовало бы интересам общества. Это достигается экономическими, административно-юридическими и социально-психологическими мерами. Характерной чертой таких мер является их долговременность в силу того, что демографическим процессам свойственна значительная инерционность, определяемая устойчивостью стандартов демографического поведения. Особенность предпринимаемых мер заключается в их воздействии на динамику демографических процессов преимущественно не прямо, а опосредствованно, через поведение человека.
Отношение к демографической политике неодинаково в различных подсистемах и странах в зависимости от уровня их экономического развития и этапа демографического перехода.
Демографическая политика развивающихся стран. Наиболее четко демографическая политика проявляется в развивающихся странах. Проблема эффективного управления демографическими процессами, и прежде всего ростом населения, ставится там в повестку дня даже в тех странах, где еще в 70-е годы к ним были равнодушны.
Подход многих правительств к развитию сильно изменился в 80-е годы. В 47 странах, где сосредоточено 83,5% населения этой подсистемы мирового хозяйства, осуществляются меры, поощряющие снижения темпов воспроизводства населения (в вначале 70-х годов в 31 стране с 74% населения). Правительства исходят из того, что демографическая политика выступает существенным элементом общего экономического развития, и поэтому нужно особое внимание уделять регулированию численности населения. При этом следует отметить, что правительства наименее развитых стран, представляющие 51% населения этой группы, не вмешиваются в демографические процессы, а в странах, где проживает 2,5% населения этой группы, политика преследует цели увеличения воспроизводства населения за счет сохранения высокой рождаемости и снижения смертности.
Политика по ограничению прироста населения чаще всего существляется в рамках «планирования семьи». Индия первой из развивающихся стран с 1951 г. стала включать в государственные пятилетние планы развития народного хозяйства задачи снижения уровня рождаемости. Предусматривается распространение модели двухдетной семьи. За прошедшие десятилетия демографическая политика достигла определенных результатов, хотя и не в таких масштабах, как планировалось, — прекращение роста населения к концу столетия. Население Индии в 1947 г. составляло 343 млн, а в 2000 г. превысило 1 млрд человек.
В Китае планирование семьи рассматривается как основополагающая политика. С 1981 г. в стране существует государственный комитет планирования рождаемости. Цель программ планирования семьи — отсрочка брака, увеличение интервалов между рождениями детей и особенно — поощрение однодетной семьи. Произошла резкая перемена в официальных воззрениях, разрыв с одной из кардинальных установок маоистской экономической стратегии: «много людей — хорошо решать дела».
Своеобразие демографической политики КНР заключается в относительно большой роли запретительных мер, в число которых входят административные и экономические санкции против многодетных, а затем и двухдетных семей. Противоречие демографической политики в КНР, так же, как и в Индии, заключается в том, что курс на однодетную семью не соответствует репродуктивным установкам более чем 700 млн сельского населения, в основной массе ориентирующегося не менее чем на двух детей. Однако сейчас КНР по показателям воспроизводства населения ближе стоит к промышленно развитым, чем развивающимся странам. Ее политика явилась своего рода катализатором, ускорившим процесс демографического перехода в мире. Осуществление поставленной цели — сокращение прироста населения — вызвало новые проблемы, в частности старение населения. В середине 70-х годов КНР была одной из самых молодых по возрасту населения стран, где средний возраст жителей не превышал 30 лет. Сейчас свыше 100 млн человек там старше 60 лет.
В целом программы планирования семьи, как показывает опыт отдельных стран, могут сыграть определенную роль в поддержании уровня жизни в развивающихся странах, но сами по себе они не могут сделать бедную страну богатой и даже не продвинут ее на несколько градусов по шкале развития.
На сдвиги в демографической политике развивающихся стран повлияло ухудшение их экономического положения. Это наглядно проявилось на конференции по народонаселению в Каире в сентябре 1994 г. В ее документах заложена концепция о том, что первопричиной сохраняющейся в развивающихся странах отсталости является быстрый прирост населения. Поэтому основные рекомендации сводились к средствам планирования семьи. Программа действий, одобренная в Каире, концептуально отличается от принятой в 1974 г. в Бухаресте. Тогда прирост населения определялся источником созидания и определяющим «фактором человеческого прогресса, утверждалось, что наиболее эффективным решением проблемы народонаселения выступает ускорение социально-экономического развития. Планирование населения может дать некоторые результаты лишь в плане такого развития. Программа действий признавала основное право человека «свободно и ответственно» выбирать число детей.
Подобные отличные концептуальные подходы определяются не только экономическими причинами. Они связаны с коренными изменениями на международной арене. Нет больше социалистического содружества, и западные страны могут навязывать развивающимся странам свое видение проблем. Возможно, у них существует опасение, что со временем западная цивилизация с ее низкими темпами роста населения окажется слишком малочисленной, чтобы противостоять многонаселенным развивающимся странам. Беспрецедентный рост населения в развивающихся странах вызывает необходимость перераспределения дохода в мире. У стран Запада нет желания увеличивать экономическую помощь, необходимую для содействия развитию периферийных стран.
Политика развитых стран. Отношение в западных странах к собственному демографическому развитию определяется как нейтральное, включающее соблюдение прав человека. Оно предполагает исключение репрессивных мер, превосходство индивидуального решения. Большинство развитых стран к низкой рождаемости относятся неопределенно. Политика по увеличению рождаемости отмечалась во Франции, Греции, Люксембурге. Это не означает, что правительства западных стран не имеют демографических целей. Скорее всего они не выражают их в явном виде.
Качество рабочей силы
Понятие качества. Развитие экономики любой страны и мировой экономики в целом решающим образом зависит от трудовых ресурсов. Их качество имеет исторически конкретный характер и проявляется в виде определенно развитых свойств индивидов, которые отражают способность и готовность последних к той или иной конкретной деятельности. Такие свойства индивидов воплощаются в деятельностном, производительном потенциале. Производительный потенциал рабочей силы, помимо психологических, физических качеств и здоровья работников, включает ряд характеристик, определяющих уровень общего и специального образования, накопленный производственный опыт, общий культурный уровень развития, зависящий от всего комплекса жизненных условий. Они во многом определяются социально-экономическим уровнем развития подсистем мирового хозяйства и отдельных стран.
Каждая из характеристик важна сама по себе. В основе всех их лежат физические качества человека, определяющего его способность к труду. На процессы воспроизводства населения и качество рабочей силы в ряде стран, помимо недостаточности обеспечения продовольствием, стали оказывать влияние массовые инфекционные заболевания. Так, по оценкам экспертов Всемирной организации здравоохранения, в конце истекшего века свыше 34 млн человек было заражено СПИДом, в частности не менее 1/4 африканской рабочей силы. Страны с широким распространением заболеваний не могут рассчитывать на полный трудовой вклад в течение трудового возраста больных. Более того, больные отвлекают часть членов их семей на уход за ними.
Качество рабочей силы характеризует способность населения привести в действие объективные элемента производительных сил, а также изменять их в соответствии с потребностями общества. Марксова идея о том, что люди, а не машины являются движущейся силой экономического роста, стала сегодня аксиомой и находит подтверждение в статистике. По расчетам американского экономиста Э. Денисона, 16% экономического роста за 1948—1982 гг. были достигнуты благодаря повышению образовательного уровня рабочей силы, 34% — в результате технических нововведений и «ноу-хау», также связанных с образованием, и лишь 12% определялись ростом затрат на оборудование.
Ключевыми элементами качественных характеристик рабочей силы выступают уровень общего развития и специального образования. Образование осуществляет производительную функцию по формированию и развитию общественного интеллекта на базе накопленных знаний и представлений. Оно обеспечивает формирование и повышение квалификационного уровня рабочей силы. Школа человеческого капитала утверждает, что существует сильная зависимость между экономическим ростом и образованием, увеличением численности рабочей силы и уровнем инвестиций не в машины. На основе этой зависимости Р. Лукас и П. Ромер предложили эндогенный механизм генерации экономического роста, источники которого связываются с накоплением человеческого капитала. Смысл его заключается в том, что в длительном периоде времени выпуск на единицу капитала может увеличиваться, даже когда вложения в основной капитал исчерпывают себя, когда технически подготовленный работник и растущее знание обеспечивают прирост производства.
Образование повышает производительность труда, что обеспечивает рост доходов. Проведенные в середине 80-х годов исследования показали, что увеличение обучения рабочей силы на один год может привести к 3%-ному дополнительному росту ВВП. Результаты этого исследования различаются от региона к региону. Для большинства групп развивающихся стран влияние расширения образования на ВВП отчетливо положительное. Чем выше первоначальный уровень образования, тем выше ВВП. Исключением явились страны присахарской Африки. Здесь увеличение уровня образования с 3,5 до 4,25 лет совпало с отрицательной динамикой производства ВВП, но на это повлияли другие факторы. Исследования указывали, что по мере увеличения сроков обучения рентабельность ассигнований в профессиональную подготовку человека превосходит прибыльность вложений в физический капитал. В связи с этим затраты на образование выступают не как непроизводительное потребление, а как один из видов наиболее эффективных капиталовложений.
Общий уровень образования. Одним из показателей общеобразовательного и квалификационного уровня служит учеба и окончание учебных заведений лицами в трудовом возрасте 25 лет и более. Данные показатели свидетельствуют, что к началу XXI в. остались огромные разрывы в подготовке рабочей силы между подсистемами мирового хозяйства и регионами мира.
Наиболее высокий уровень образования достигнут в промышленно развитых странах, где почти все население имеет полное и неполное начальное образование, примерно 20% взрослого населения училось в средней школе, от 7 до 46% — в вузах. Другие подсистемы мирового хозяйства отстают в уровне образовательной подготовки рабочей силы. В развивающихся странах большая часть населения не имеет законченного начального образования, число обучавшихся в средней школе не превышает 20%, в вузах — 5%.
Показатели образовательного уровня трудоспособного населения свидетельствуют о накопленных результатах образования в прошлом. О будущих изменениях в составе рабочей силы говорят показатели текущей деятельности системы образования. Их применение за достаточно длительный промежуток времени может характеризовать и общий образовательный уровень рабочей силы. Эти данные показывают, что в последней третиXX в. произошли серьезные изменения в образовательной подготовке населения мира.
Грамотность. Получение общего и специального образования невозможно без грамотности. Обучение грамоте является одновременно и задачей развития, и средством достижения взаимосвязанных целей — обеспечения здоровья, повышения производительности труда и ускорения темпов роста ВВП, а также более широкой цели социальной интеграции, включая участие в культурной и политической жизни. Так, образованные фермеры больше применяют новую технику, а лучше подготовленные получают более высокие прибыли. Одно из исследований по Африке показывает, что фермеры, имеющие полное четырехлетнее образование, производят в среднем на 8% больше продукции, чем фермеры без образования.
Начальное образование идентифицируется с обучающимися в возрасте 6—11 лет. В области начального образования во всем мире произошли важные изменения. Доля детей, охваченных начальным образованием более 1 года, поднялась с 90% в 1970 г. до 96% в 1997 г. Наибольший сдвиг произошел в развивающихся странах. Однако до сих пор неблагоприятное положение отмечается в наименее развитых странах. Там начальную школу посещало до 80% (1975 г. — 56%). В странах Тропической Африки, ряде стран Азии, в частности Бангладеш, Непал, Ньянмана, более трети детей не реализуют право даже на элементарное образование. Произошло снижение охвата начальным образованием в странах бывшего Советского Союза. В результате 50 лет спустя после того, как ЮНЕСКО признало право каждого человека на образование, более 130 млн детей не имеют доступа кобразованию.
Уровень образовательной подготовки значительно шире данных о посещении школы. Показатели охвата обучением часто сопровождаются высокими показателями отсева. В странах с низким уровнем дохода более 40% поступающих в начальную школу отсеиваются. Даже в средних по уровню дохода странах этот показатель составляет 15%. В итоге неграмотность остается широко распространенным явлением в мире (20,6% в 2000 г.).
В последние десятилетия уровень неграмотности в мире значительно снизился, но число неграмотных возросло (табл. 13.5). В 2000 г. в мире насчитывалось 876 млн неграмотных против 854 млн в 1970 г. Подавляющая часть неграмотных приходится на развивающиеся страны — 865 млн человек, что составляет Р/3 взрослого населения в этой подсистеме мирового хозяйства. По уровню неграмотности выделяется Южная Азия — 46% (59% женщин и 33% мужчин) и Тропическая Африка — 40% (48% женщин и 32% мужчин), а также арабские страны — 39%.
Хотя в промышленно развитых странах высокий уровень грамотности, однако и в них насчитывается 31,5 млн неграмотных взрослых. В этой подсистеме мирового хозяйства больше всего неграмотных в странах Южной Европы.
Таблица 13.5
Неграмотность населения (15 лет и выше), %
Регионы | ||||||
всего | жен. | муж. | всего | жен. | муж. | |
Мир | 30,6 | 45,2 | 22,8 | 20,6 | 26,4 | 14,7 |
Развивающиеся страны | 41,8 | 52,9 | 30,9 | 26,3 | 34,2 | 18,6 |
Восточная и Юго-Восточная Азия | 30,8 | 42,3 | 19,7 | 13,4 | 19,7 | 7,3 |
Западная Азия и Северная Африка | 60,0 | 75,2 | 45,0 | 38,6 | 51,0 | 27,1 |
Латинская Америка | 20,3 | 22,5 | 18,0 | 11,7 | 12,6 | 10,8 |
Тропическая Африка | 61,7 | 72,2 | 50,8 | 39,7 | 47,6 | 31,5 |
Южная Азия | 60,7 | 75,5 | 47,0 | 45,8 | 59,0 | 33,4 |
И с т о ч н и к: UNESCO. Statistical yearbook. 1999.
Среднее образование. Современная модель производства предопределяет необходимость повышения квалификации работников. Постоянное накопление ими профессиональных знаний и навыков превращается в существенный элемент успешного овладения все более широким спектром обязанностей в осуществлении принципа: машина работает, человек думает. Реализации этого принципа уже способствует средняя ступень образования (обучающиеся в возрасте 12—17 лет). В распространении средней ступени образования происходят значительные изменения в результате расширения сети средних школ и их доступности.
В настоящее время в мире 68% подростков занимаются в средней школе более одного года (в 1970 г. — только 36,4%). В развитых странах произошло значительное расширение среднего образования, там 96% подростков обучаются в средней школе. При этом на верхней ступени средней школы значительная часть учеников (55%) занимается в технических школах. Следует заметить при этом, что примерно 25% учащихся отсеиваются.
В развивающихся странах в средней школе занимаются около 63% подростков (1970 г. — 23%). В отдельных странах этой подсистемы достигнут высокий уровень охвата средним образованием, например на Кубе 88% подростков учатся в средней школе, в Аргентине, в Египте — 73%.
Важны не только количественные параметры, но и качество обучения. Нередко правительства развивающихся стран предпочитают количество качеству. Во многих странах высокие коэффициенты охвата соответствующих возрастов молодежи сочетаются с чрезмерной переполненностью классов, слабой материальной оснащенностью школ, низкой квалификацией учителей, второгодничеством. В 27 странах на одного преподавателя начальной школы приходится более 40 учеников, а в некоторых из них — до 60 и более. Профессионально-техническое обучение не получило широкого распространения. Как правило, им охвачено менее 8% учащихся. Лишь в нескольких странах (Бангладеш, Египет, Индонезия, Ливан, Таиланд, Тунис, Заир, Камерун) эта доля составляет 15—27% учащихся.
Высшее образование. НТП с особой остротой ставит вопрос о подготовке работников высшей квалификации. Давно замечено, что легче сделать открытие, чем понять его практическое значение и найти возможность для его технического применения. Необходимо высококачественное общее, техническое и экономическое образование. Кадры высшей квалификации, прежде всего умственного труда, служат источником нововведений в сфере науки, создания новых технологий, управления и организации производства.
В расширении высшего образования также произошли важные перемены. Доля молодежи, занятой различными формами высшего образования, поднялась с 9,2% в 1970 г. до 17,4% в 1997 г. Такой сдвиг произошел в основном за счет развитых стран. Наиболее высокий уровень распространения высшего образования отмечается в Канаде, США, Франции, Германии и в малых промышленно развитых странах — Австралии, Бельгии, Новой Зеландии, но и они за счет собственных образовательных систем не обеспечивают полностью потребности своих национальных хозяйств в специалистах по ряду новейших специальностей.
Произошли изменения в подготовке специалистов высшей квалификации в развивающихся странах. В 1997 г. отношение студентов к численности соответствующей возрастной группы составило 10% (1970 г. — 2,9%). Увеличилась подготовка инженеров, агрономов, врачей, что во многих случаях позволило ликвидировать острые пробелы в обучении профессиям, необходимым для развития национальных хозяйств.
В развивающихся странах примерно 90% студентов обучаются по гуманитарным и социальным специальностям, а в индустриальных странах — 75%. Наиболее высокая доля этих специальностей в учебных заведениях азиатских стран. Доля технического и юридического образования остается невысокой. Достигнутый уровень высшего образования не позволяет периферийным странам ликвидировать нехватку специалистов по новейшим специальностям.
В странах, которые создали и поддерживают сильные образовательные системы, инвестиционный процесс обеспечивает возможности для устойчивого экономического роста. Адекватная оценка вклада образования в экономический рост требует внимания к взаимосвязи основных параметров (уровень образования и уровень развития), а также учета других явлений, отражающих как побочные эффекты процесса обучения, так и влияние на него различных социальных реалий. Недооценка этих обстоятельств приводит к искажению эффективности вложений <