Маржинальная прибыль - это управленческая прибыль.
2) Точка безубыточности – минимальный объем выпуска (и реализации) продукции, при котором доходы от реализации покрывают затраты на ее производство, т.е.
Доходы = Затраты, следовательно Прибыль = 0.
3)Запас финансовой прочности = Фактическая выручка – Точка безубыточности.
Главная задача планирования С/с продукции - экономическое обоснование установленных затрат на ее производство и реализацию. Важной составной частью планирования С/с является разработка плановых калькуляций на каждый вид изделия. При составлении калькуляции используется группировка по статьям расходов, принятая в данной отрасли. Материальные затраты (сырье, материалы) – исчисляются исходя из норм их расхода на производство данного вида продукции в планируемом году и оптовых цен соответствующих видов материальных ресурсов. Зарплата производственных рабочих складывается из З/п за выполнение операций по изготовлению единицы продукции. Отчисление на социальные нужды определяется в размере 35,6 % от ЗОТ. Общепроизводственные и общехозяйственные расходы определяются по смете. Их плановые суммы включаются в калькуляции отдельных изделий пропорционально З/п. Производственная с/с продукции определяется суммированием вышеперечисленных затрат. Внепроизводственные расходы определяются по предварительной смете и включаются в с/с различных видов продукции пропорционально производственной с/с. В себестоимости товарной продукции учитываются не все затраты предприятия, поэтому разрабатывается смета затрат на производство, где показывается полный объем затрат на производство и услуги. Для определения с/с валовой продукции из общей суммы затрат на производство исключаются затраты на работы и услуги (стоимость услуг по капстроительству). Производственная с/с определяется путем корректировки с/с валовой продукции, т.е. увеличением или уменьшением ее на изменение с/с остатков незавершенного производства ( прирост «-«, уменьшение «+»). С/с реализованной продукции – путем суммирования производственной с/с в планируемом году и с/с остатков нереализованной продукции на начало планируемого периода и вычитанием С/с остатков нереализованной продукции на конец планируемого года.
Задания и упражнения. Решите задачи:
Задача № 28. Внепроизводственные расходы по заводу в планируемом году составили 500 тыс. руб., производственная с/с продукции -16500 руб., производственная себестоимость изделия «А» - 62 руб.. Определить 1)сумму внепроизводственных расходов; 2) полную себестоимость изделия «А».
Задача 29. Затраты на производство единицы продукции предприятия составляют (руб):
Сырье и материалы | |
Заработная плата | |
Общепроизводственные расходы | |
Общехозяйственные расходы | |
Внепроизводственные расходы | 5,5% от производств. себестоимости |
Определить производственную и полную себестоимость производства единицы продукции предприятия.
Задача № 30.За отчетный год на предприятии объем товарной продукции составил 15 млн. руб., ее С/с -12 млн. руб., в т.ч. ЗП с отчислениями – 4,8 млн.руб., материальные ресурсы -6 млн. руб., постоянные расходы в себестоимости продукции составили 50%. В плановом периоде предусматривается увеличить объем товарной продукции на 15 %, повысить производительность труда на 10 %, среднюю ЗП на 8%. Нормы расхода материальных ресурсов снизятся на 5%, а цены возрастут на 6%.
Определить:1) плановую себестоимость товарной продукции,
2) плановые затраты на 1 рубль товарной продукции.
Валовые издержки производства (сумма постоянных и переменных издержек) определяют минимальную ее величину.
Существенное влияние на цену оказывают поведение конкурентов и цены на их продукцию.
Государственное регулирование цен является важным фактором ценообразования. Существуют прямые и косвенные способы воздействия государства на цены.
Прямые (административные) способы – это установление определенного порядка ценообразования; косвенные (экономические) – направлены на изменение конъюктуры рынка, создание определенного положения в области финансов, валютных и налоговых операций, оплаты труда.
3. В зависимости от сферы оборота цены классифицируются:
-внутренние цены предприятия (фирмы) - используются для оборота средств внутри предприятия
-отпускные (оптовые) цены, по которым предприятия реализуют продукцию потребителям; верхний предел внутренней цены.
Классификация внутренних цен:
- Внутритрихозяйственные цены, по которым осуществляют внутренние поставки цеха, участки, производства внутри одного предприятия. Это сумма переменных расходов и прибыли подразделения.
- Внутрифирменные, по которым самостоятельные предприятия (юр. лица) осуществляют поставки внутри объединения; это сумма переменных расходов и доход, который идет на покрытие постоянных расходов подразделения и фирмы.
- Трансфертные – внутрифирменные цены, обслуживающие оборот между подразделениями, находящимися в различных регионах.
Структура внутренней цены предприятия, отражающая соподчиненность видов фирменных цен:
Оптовая цена предприятия | |||||
Переменные Расходы | Прибыль подразделения | Постоянные расходы | Влияние оегиональных факторов | Факторы рынка | |
Внутрихозяйственная цена | подразделения | фирмы | |||
Внутрифирменная цена | |||||
Трансфертная цена | |||||
По характеру оборота различают следующие цены:
-закупочные цены, по которым реализуютсясельскохзозяйственная продукция (колхозами, фермерскими хозяйствами, населением) государственным и коммерческим организациям;
-розничные цены, по которым товары реализуются в розничную и торговую сеть.
По степени и способу регулирования цены классифицируются:
-регулируемые цены (их величина регулируется государственными органами). Но это носит ограниченный, косвенный характер, осуществляется посредством воздействия на спрос и предложение, например, налоги;
-фиксированные, твердые цены, устанавливаются органами ценообразования или другими госучреждениями. Они назначаются по ограниченному кругу товаров;
-договорные цены - это цены, величина которых определена предваряющим акт купли продажи соглашением, документально зафиксированным контрактом между продавцом и покупателем. При этом может оговариваться допустимость изменения закрепленных контрактом цен вследствие инфляции, форс- мажорных обстоятельств. Принятия новых законов;
-свободныецены- освобождены от ценового вмешательства государства, формируются под воздействием конъюктуры рынка, законов спроса и предложения.
По степени обоснованности различают следующие цены:
-базисные, применяемые в качестве исходной базы при установлении цены на аналогичные изделия. Их использование необходимо в связи с естественным изменением многих цен, процессами инфляции;
-прейскурантные цены- фиксируются в документальной форме
(прейскуранты- указатели цен);
-фактические цены сделок, учитывающие применение различных надбавок, скидок к базисной цене.
Цены по виду рынка определяет рынок, на котором они образуются:
биржевые цены, аукционные цены, комиссионные цены.
4.Принципом ценообразования является возмещение затрат на производство и реализацию продукции, услуг, работ и получение прибыли в размере, достаточном для расширенного воспроизводства и выплаты соответствующих налогов государству.Решение этой задачидостигается установлением уровня цен на продукцию, выпускаемую предприятием. При этом издержки производства продукции, производимой предприятием, зависят от усилий самого предприятия, а формирование уровня цены и объема продаж связано с конъюктурой рынка.
Американские компании применяют следующую последовательность в разработке и расчете цен.
Постановка задачи по ценообра- зованию | Определение спроса | Оценка издержек производства | Анализ Цены конкурентов | Выбор метода ценообразования | Установление окончательной цены |
В конечном итоге уровень устанавливаемой цены должен находиться в промежутке между низкой ценой (издержки производства), не приносящей прибыли, и теоретически высокой ценой, определяемой спросом (рыночная цена) без учета задач предприятия.
Возможная цена | |||
Минимальная цена (издержки производства) | С/с продукции + наценка. Учет цены конкурента | Издержки производства + уникальные возможности товара. | Максимальная цена |