Контроль за ходом исполнения

Контроль хода исполнения - последний этап процесса управления производством, который предназначен для отслеживания производственной деятельности. Его цель заключается в обеспечении выполнения запланированного. Контроль исполнения ориентируется на данные производственной отчетности и анализ отклонений от заранее определенного временного графика. Контроль хода исполнения включает в себя: Проверка доступности и достаточности всех нужных для производства материалов, инструментов, комплектующих и аксессуаров. Проверка хода выполнения отдельных операций на разных этапах производства. Она включает сбор информации о начальном и финальном времени выполнения операций, о дате завершения работ, о фактическом статусе работы по сравнению с запланированными сроками завершения, а также о движении материалов, узлов и комплектующих в производстве и изучение результатов. Подготовка данных относительно хода работ, контроль их актуальности. Составление отчетности руководству о всех существенных отклонениях для реализации действий по корректировке. Таким образом, производственный контроль, проходя вышеперечисленные фазы, направлен на обеспечение производства продукции высокого качества и необходимого количества, а также соблюдение заявленных сроков отгрузки.
Контроль в производственном менеджменте является непрерывным процессом, а его функции - взаимозависимыми.

1.3. Контроль в управлении

Управленческий контроль - это одна из функций управления, без которой не могут быть реализованы в полной мере все другие функции управления: планирование, организация, руководство и мотивация. Так, планирование должно постоянно учитывать реальные возможности и изменяющиеся условия функционирования и развития фирм. Контроль призван обеспечивать правильную оценку реальной ситуации и тем самым создавать предпосылки для внесения корректив в запланированные показатели развития, как отдельных подразделений, так и всей фирмы. Поэтому контроль выступает одним из главных инструментов выработки политики и принятия решений, обеспечивающих нормальное функционирование фирмы и достижение ею намеченных целей как в долгосрочной перспективе, так и в вопросах оперативного руководства.

В функцию контроля входят: сбор, обработка и анализ информации о фактических результатах хозяйственной деятельности всех подразделений фирмы, сравнение их с плановыми показателями, выявление отклонений и анализ причин этих отклонений; разработка мероприятий, необходимых для достижения намеченных целей. В связи с этим контроль рассматривается не только как фиксирование отклонений, но и как анализ причин отклонений и выявление возможных тенденций развития. Наличие отклонений в одном из звеньев может потребовать принятия срочных решений, касающихся оперативной деятельности конкретного подразделения.

Важной функцией управленческого контроля является разработка стандартной системы отчетности, проверка этой отчетности и ее анализ как по результатам хозяйственной деятельности фирмы в целом, так и каждого отдельного подразделения. Поэтому осуществление функции контроля опирается в первую очередь на организацию системы учета и отчетности, включающей финансовые и производственные показатели деятельности и проведение их анализа.

Контроль - это процесс, обеспечивающий достижение целей организации. Он необходим для обнаружения и разрешения возникающих проблем раньше, чем они станут слишком серьезными, и может также использоваться для стимулирования успешной деятельности. Руководители начинают осуществлять функцию контроля с того самого момента, когда они сформулировали цели и задачи и создали организацию.

Один из важных аспектов контроля состоит в том, чтобы определить, какие именно направления деятельности организации наиболее эффективны. Определяя успехи и неудачи организации и их причины, мы получаем возможность достаточно быстро адаптировать организацию к динамичным требованиям внешней среды.

Контроль - это критически важная и сложная функция управления. Одна из важнейших особенностей контроля, которую следует учитывать в первую очередь, состоит в том, что контроль должен быть всеобъемлющим. Каждый руководитель, независимо от своего ранга, должен осуществлять контроль как неотъемлемую часть своих должностных обязанностей, даже если никто ему специально этого не поручал.

Классики науки управления (Ф.У.Тейлор, А.Файоль, Г.Эмерсон, Г.Черч) подчеркивали, что без контроля невозможно управлять любым процессом. Так, А.Файоль отмечал, что в любом мероприятии цель контроля состоит в проверке того, все ли происходит в соответствии с принятым планом, действующими инструкциями и установленными принципами. Цель контроля - выявить слабые места и ошибки, своевременно исправить и не допускать их повторения. По его мнению, следует контролировать все: предметы, людей, действия.

Рассматривая контрольную деятельность в управлении предприятия, А.Файоль разделял ее на шесть основных групп:

1) с точки зрения административной необходимо выяснить, существует ли программа работы и соответствует ли она моменту;

2) с точки зрения коммерческой - все материалы, поступающие и выходящие, должны быть точно учтены по количеству, качеству, цене;

3) с точки зрения технической нужно проследить ход операций, их результаты, состояние машин и оборудования;

4) с точки зрения финансов необходимо проконтролировать кассу, имущество, материалы, расходный капитал и пр.;

5) с точки зрения охраны - надо проверить средства, употребляемые для охраны имущества (от пожаров, краж и т.д.);

Наши рекомендации