Определение оптимального объёма производства и реализации продукции.
Определение оптимального объёма производства и реализации продукции принято рассматривать на примере предприятия, действующего на рынке свободной или совершенной конкуренции. Этот рынок характеризуется наличием большого числа мелких производителей (продавцов), занимающих относительно небольшие доли рынка и практически не оказывающих никакого влияния на формирование рыночной цены.
Под оптимальным объёмом производства и реализации продукции понимается такой объём, при котором достигаются наилучшие экономические результаты предприятия, например – прибыль.
Выделяют два наиболее распространённых метода определения оптимального объёма производства:
· Метод сопоставления валовых показателей
· Метод сопоставления предельных показателей.
1) Метод сопоставления валовых показателей предполагает расчёт прибыли предприятия при различных объёмах производства и реализации продукции. На первом этапе определяется величина производства, при которой достигается нулевая прибыль (критический объём, точка безубыточности).
, где
Q – критический обём, шт.
С - общие постоянные расходы, тыс. руб.,
Ц – цена за единицу продукции, руб.,
Vс – средние переменные издержки, руб./шт.
Затем определяется объём производства с максимальной прибылью.
2). Метод сопоставления предельных показателей – он основан на использовании понятий предельные издержки и предельный доход. Под предельным доходом понимается дополнительный доход на каждую последующую единицу продукции. Предельные издержки – это дополнительные издержки на каждую последующую единицу продукции.
Для рынка совершенной конкуренции предельный доход равен цене на продукцию, которая формируется на рынке. Основной тезис этого метода – то, что до тех пор, пока величина предельного дохода превышает величину предельных издержек – увеличение объёма производства и реализации продукции рентабельно.
4. Пути снижения себестоимости продукции.
На первом этапе ведётся расчёт по укрупнённым группам факторов, влияющих на снижение себестоимости продукции:
- за счёт планируемого среднего снижения норм расхода и цен на материалы;
- за счёт повышения производительности труда;
- за счёт сокращения управленческих расходов.
1) По первой группе факторов рассчитывается снижение себестоимости в части материальных затрат под воздействием ожидаемого изменения норм расхода и цен на материалы.
,
где - снижение себестоимости за счёт снижения норм расхода и цен на материалы, %;
, - нормы расхода материалов, соответственно в базисном и плановом периодах, кг;
, - цена на материалы, соответственно в базисном и плановом периоде, д.ед.;
Ум – удельное значение стоимости материалов в себестоимости данного изделия.
2) Рассчитывается процент снижения себестоимости за счёт снижения доли заработной платы под влиянием планируемого повышения производительности труда.
,
где - снижение себестоимости за счёт повышения производительности труда, %;
- планируемый прирост средней заработной платы, %;
- планируемый прирост производительности труда, %;
Узп – удельное значение заработной платы в смете затрат на производство.
3) Определяется процент снижения себестоимости за счёт планируемого уменьшения цеховых и общезаводских расходов, приходящихся на единицу продукции. Это снижение может происходить под воздействием двух факторов:
а) в связи с абсолютной экономией указанных расходов
*100%,
где - снижение себестоимости за счёт экономии управленческих расходов, %;
- цеховые расходы, соответственно, в базисном и плановом периодах, д.ед.;
- общехозяйственные расходы, соответственно, в базисном и плановом периоде, д.ед.;
Q- объём выпуска, шт.;
S – плановая себестоимость изделия, д.ед.
б) в связи с увеличением объёма производства и ,соответственно, уменьшением доли накладных расходов в себестоимости единицы продукции.
,
где Qб, Qп – объёмы производства соответственно в базисном и плановом периоде, шт.
На втором этапе определяется общий процент снижения себестоимости.