Нормирование оборотных средств в готовой продукции

· Готовая продукция – часть материально-производственных запасов, предназначенная для продажи. Норма оборотных средств определяется временем с момента приемки продукции на склад до ее оплаты заказчиком.

Норматив - произведение однодневного выпуска продукции по себестоимости и нормы оборотных средств по готовой продукции:

Нормирование оборотных средств в готовой продукции - student2.ru ,

где Nгп – норма оборотных средств, включающая:

- подготовительный запас (для обработки и подготовки к отпуску/отгрузке);

- текущий запас (равен норме отпуска/отгрузки);

- страховой запас.

Совокупный норматив оборотных средств:

Нормирование оборотных средств в готовой продукции - student2.ru .

Экономическая эффективность использования оборотных средств. Пути улучшения использования оборотных средств

Критериями оценки эффективности использования оборотных средств являются:

Коэффициент оборачиваемости:

Нормирование оборотных средств в готовой продукции - student2.ru

где Vрп – объем реализованной продукции;

ОбС – среднегодовой остаток оборотных средств.

Коэффициент оборачиваемости в днях:

Нормирование оборотных средств в готовой продукции - student2.ru

где Т – календарный период (год, квартал).

Коэффициент загрузки:

Нормирование оборотных средств в готовой продукции - student2.ru .

Трудовые ресурсы организации. Формирование кадрового состава организации: состав и структура, количественная и качественная характеристика персонала. Понятие «организация труда». Нормирование затрат труда: организация, приемы и методы. Планирование численности и состава персонала. Производительность труда, ее значение в повышении эффективности деятельности организации. Показатели производительности труда. Резервы и факторы роста производительности труда. Показатели использования трудовых ресурсов организации. Мотивация труда. Формы и системы заработной платы.

Трудовые ресурсы – потенциальная рабочая сила, которая обладает совокупностью физических возможностей, знаний и практического опыта для работы в народном хозяйстве.

Персонал – совокупность физических лиц, состоящих с предприятием, как с юридическим лицом в отношениях, регулируемых договором найма: весь личный состав работающих по найму (постоянных и временных; квалифицированных и неквалифицированных).

Кадры предприятия – основной (постоянный) квалифицированный состав работников предприятия.

Количественная характеристика персонала

n Списочная численность работников – это показатель численности работников на определенную дату с учетом принятых и выбывших за этот день работников.

n Явочная численность – это расчетное количество работников списочного состава, которые должны явиться на работу для выполнения производственного задания.

n Разница между этими показателями характеризует количество целодневных простоев (отпуска, болезни, командировки и т.д.).

n Среднесписочная численность - численность работников за определенный период; применяется для исчисления производительности труда, средней зарплаты, коэффициентов оборота, текучести кадров.

n Фонд ресурсов труда (Фрт), человеко-дни, человеко-часы.

Фрт = Чсп * Тр ,

где: Чсп – среднесписочная численность работников, чел.;

Тр – средняя продолжительность рабочего периода, дни, часы.

Качественные характеристики персонала - определяются степенью профессиональной и квалификационной пригодности работников для достижения его целей:

n экономические (сложность труда, квалификация работника, отраслевая принадлежность, условия труда, трудовой стаж);

n личностные (дисциплинированность, наличие навыков, добросовестность, оперативность, творческая активность);

n организационно-технические (привлекательность труда, его техническое оснащение, уровень технологической организации производства, рациональная организация труда);

n социально-культурные (коллективизм, социальная активность, общекультурное и нравственное развитие).

Структурная характеристика персонала - определяется составом и количественным соотношением отдельных категорий и групп работников предприятия

В зависимости от выполняемых функций работники производственного предприятия разделяются на несколько категорий и групп.

I категория: Промышленно-производственный персонал – кадры предприятия, непосредственно связанные с процессом производства продукции.

нему относятся:

ü все работники основных, вспомогательных, подсобных и обслуживающих цехов;

ü научно-исследовательских, конструкторских, технологических лабораторий, находящихся на балансе организации;

ü заводоуправления со всеми отделами и службами;

ü служб, занятых капитальным и текущим ремонтом оборудования и транспортных средств предприятия.

ü Рабочие – лица, непосредственно занятые созданием материальных ценностей, ремонтом основных средств, перемещением грузов, перевозкой пассажиров, оказанием материальных услуг.

ü Руководители – работники, занимающие должности руководителей предприятия и его структурных подразделений, а также их заместители по следующим должностям: директоры, начальники, управляющие, заведующие, главные специалисты (главный бухгалтер, главный инженер, главный механик, главный технолог, главный экономист и т.д.).

ü Специалисты – работники, занятые инженерно-техническими, экономическими, бухгалтерскими, юридическими и другими видами деятельности (менеджеры, бухгалтеры, инженеры, экономисты, юристы и др.).

ü Служащие - работники, осуществляющие подготовку и оформление документации, учет и контроль, хозяйственное обслуживание и делопроизводство (кассиры, контролеры, делопроизводители, учетчики, чертежники и т.д.).

II категория: Непромышленный персонал – работники торговли, общественного питания, жилищного хозяйства, медицинских и оздоровительных учреждений, учебных заведений и курсов, а также учреждений дошкольного воспитания и культуры, состоящих на балансе предприятия.

1) В зависимости от характера трудовой деятельности кадры предприятия подразделяются по профессиям, специальностям и уровням квалификации.

n Профессия – особый вид трудовой деятельности, требующий определенных теоретических знаний и практических навыков.

n Специальность – вид деятельности в пределах профессии, имеющий специфические особенности и требующий от работников дополнительных специальных знаний и навыков.

n Уровень квалификации – степень овладения работниками той или иной профессией; отражается в квалификационных разрядах и категориях.

2) В зависимости от срока, на который заключается договор найма:

Постоянные – работники, поступившие на работу без указания срока.

Временные – поступившие на работу на определенный срок, но не свыше двух месяцев (для замещения отсутствующих работников, за которыми сохраняется их место работы, - четырех месяцев).

Сезонные – поступившие на работу на период сезонных работ на срок, не превышающий шести месяцев.

Потребность в персонале – совокупность работников соответствующей структуры и квалификации, необходимых предприятию для реализации стоящих перед ним целей и задач согласно избранной стратегии развития.

Исходные данные для определения потребности в персонале:

n производственно-финансовые планы,

n штатное расписание,

n наличие и структура рабочих мест.

Определение потребности в персонале предусматривает:

1) определение целей и задач на плановый период в отношении трудовых ресурсов исходя их главных целей предприятия, условий выпуска продукции и ее сбыта,

2) определение места и времени дефицита рабочей силы,

3) прогнозирование спроса на рабочую силу.

Факторы, учитываемые при определении потребности в персонале:

n потребность в высвобождении персонала в связи с ростом производительности труда, сокращением объема производства, простоями и др.;

n потребность в увеличении численности, в связи с расширением объема производства;

n потребность в замещении персонала в связи с увольнениями, уходом на пенсию, переходом на инвалидность и др.

Методы расчета потребности в рабочей силе для действующих предприятий со стабильным, плавным изменением производственной программы

Численность работников предприятия в плановом периоде:

Чпл = Чб × Iq + ΔЧ,

где: Чпл – среднесписочная плановая численность работающих, чел.;

Чб – среднесписочная численность работающих в базисном периоде, чел.;

Iq – индекс изменения объема производства в плановом периоде;

ΔЧ – общее изменение исходной численности работающих (+,-), чел.

Плановая численность промышленно-производственного персонала может быть определена на основе задания по объему производства и планируемой выработки на одного работника промышленно-производственного персонала:

Чпл =Qпл/Впл

где: Qпл – планируемый объем выпуска продукции;

Впл – планируемая выработка продукции на одного работника промышленно-производственного персонала.

1. По трудоемкости работ рассчитывается явочный и среднесписочный состав:

Чяв.ос = Тр /(Тсм × с × Др × Квып.н)

где: Чяв.ос – явочная (нормативная) численность основных рабочих в смену для выполнения производственного сменного задания по выпуску продукции, чел.;

Тр – запланированный уровень трудоемкости производственной программы, нормо-часы;

Тсм – продолжительность рабочей смены, часы;

с – число рабочих смен в сутках, смены;

Др – число рабочих дней предприятия в плановом периоде, дни;

Квып.н – плановый коэффициент выполнения норм.

Чсп.ос = Чяв × Ксп ,

где: Чсп.ос – среднесписочная численность основных рабочих, чел.;

Чяв – явочная численность рабочих, чел.;

Ксп – коэффициент среднесписочного состава (по планируемому проценту невыходов на работу).

Ксп = Дкал1 / Др1 ,

где: Дкал1 – число календарных рабочих дней работы 1 рабочего, дни;

Др1 – планируемое число рабочих дней 1 рабочего, дни.

2.По рабочим местам на основании норм обслуживания (численность персонала, занятого обслуживанием оборудования, наладкой и ремонтом с учетом действующего парка и норм обслуживания):

где: Чсп. об – списочная численность персонала, занятого обслуживанием оборудования, чел.;

nоб – число мест обслуживания рабочих (количество оборудования, парк), шт.;

с – число рабочих смен в сутках, смены;

Ксп – коэффициент среднесписочного состава (по планируемому проценту невыходов на работу).

Nо – сменная норма обслуживания (количество единиц оборудования на одного рабочего).

3. Расчет численности вспомогательных рабочих, занятых на работах, где планируется их объем и установлены нормы времени, аналогичен расчету численности основных рабочих. На работах, по которым не устанавливаются их объемы и нормы выработки (крановщики, кладовщики и др.) используется формула:

где: nвс – число рабочих мест вспомогательных рабочих.

4. Численность служащих определяется из анализа среднеотраслевых данных, а при их отсутствии – по разработанным на предприятии нормативам.

5. Численность обслуживающего персонала может быть определена по укрупненным нормативам обслуживания.

Показатели обеспеченности трудовыми ресурсами:

1. Коэффициент обеспеченности трудовыми ресурсами

Коб = Чсп факт/Чсп план ,

где: Чсп факт – фактическая среднесписочная численность работников, чел.;

Чсп план – явочная (плановая, номинальная) численность работников, чел.

2. Оборот кадров: а) оборот по увольнению

Оув = Чвыб/Чсп факт ,

где: Чвыб – число выбывших работников за определенный период времени, чел.;

Чсп факт – фактическая среднесписочная численность работников за тот же период времени.

б) оборот по приему

Опр = Чпр/Чсп факт,

где: Чпр – численность принятых за определенный период времени работников, чел.

3. Коэффициент текучести кадров

Кт = Чув/Чсп факт ,

где: Чув – число уволенных работников по собственному желанию и из-за нарушения трудовой дисциплины за определенный промежуток времени, чел.

4. Трудообеспеченность (Тоб)–число работников на 100 га земельной площади:

Тоб = Чсп факт/Sсх *100,

где: Sсх - площадь сельскохозяйственных угодий, га

Тема 3. Экономический механизм деятельности организации

Понятие и сущность экономического механизма деятельности организации, его цели и инструменты. Организация как социально-экономическая система. Экономическая стратегия, анализ и бизнес-планирование деятельности организации. Основные разделы плана экономического и социального развития организации. Сущность и назначение бизнес-плана. Особенности планирования бюджетных организаций. Прогнозирование деятельности организации: виды прогнозов. Роль и значение прогнозов в стратегическом развитии организации.

План – это целевое описание последовательно связанных действий и событий, в котором поэтапно от начала и до конца планового периода характеризуется обязательное качественное и количественное состояние планируемого объекта

Содержание плана (в общем виде):

n цель деятельности предприятия и его структура на плановый период, количественно выраженная системой установленных показателей (с указанием конкретных видов выпускаемой продукции и характера работ);

n правила и сроки увязки целей и средств по этапам на весь период действия плана;

n этапы и сроки выполнения работ;

n исполнители плана по срокам и видам работ;

n методы, этапы и средства контроля выполнения плана.

Планирование – разработка и корректировка плана, включающие предвидение, обоснование, конкретизацию и описание деятельности предприятия на ближайшую и отдаленную перспективу

Основные задачи планирования:

n согласование по времени производственных, маркетинговых, управленческих мероприятий;

n эффективное использование производственных ресурсов предприятия;

n обеспечение стратегии специализации, кооперации и интеграции производства за счет координации внутренних и внешних связей и взаимодействий;

n решение проблем социального развития трудовых коллективов, экологических проблем и рационального использования природных ресурсов;

n осуществление контроля деятельности предприятия.

Методы планирования

Балансовый метод (основные особенности):

n Основан на использовании балансовых моделей.

n Позволяет устанавливать материально-вещественные, трудовые и стоимостные пропорции на уровне балансов.

n Главной задачей составления баланса является обеспечение соответствия распределяемых потребностей с возможными ресурсами.

n Балансы широко используются при разработке оперативных, годовых, среднесрочных и долгосрочных прогнозов и планов

Балансовый метод (основные балансы):

n трудовые,

n материальные,

n земельных угодий,

n энергетические,

n финансовые и др.

Программно-целевой метод (основные особенности):

n используется для разработки целевых программ

n основывается на выборе реально поставленной цели функционирования объекта и разработке для него нескольких вариантов взаимоувязанных экономических и социальных программ

n используется при решении отдельных крупных проблем и предполагает многообразие целей: научно-технических, организационно-экономических, экологических и т.д.

Программно-целевой метод (основные подходы):

1. Целевой подход определяет разработку иерархически взаимосвязанных целей развития предприятия, выделение ведущих целей и подцелей, определение приоритета целей и их реализацию во времени.

2. Комплексный подход предполагает увязку технических, технологических, организационных факторов процесса производства.

Нормативный метод (основные особенности):

n базируется на нормативной базе планирования, которая включает совокупность норм и нормативов.

Расчетно-конструктивный (вариантный)метод (основные особенности):

n В основе метода - разработка вариантов технико-экономических коэффициентов, материально-денежных затрат, балансовой увязки отраслей и элементов производства.

n Метод широко применяется в разработке прогнозных сценариев, оперативных и перспективных планов.

Интервал планирования – заранее установленный период, необходимый для достижения конечного результата, предусмотренного планом.

В зависимости от интервала планирования различают:

n долгосрочное (стратегическое),

n краткосрочное (тактическое),

n оперативное планирование.

n Стратегическое планирование - постановка стратегических целей и предвидение детальных событий в экономической деятельности объекта на перспективу.

n Стратегическое планирование основывается на прогнозах вероятного изменения рыночной среды.

n Стратегические (перспективные) планы определяют направление, масштабы и темпы экономического и социального развития предприятия на несколько лет вперед. Содержат расчет оптимального варианта (например, прогноз наибольшего количества продукции при минимуме затрат труда и средств, получения максимума прибыли).

n Планы обычно охватывают 2-5 лет.

n План организационно-хозяйственного устройства представляет собой проект рационального построения предприятия, в котором все элементы производства находятся в научно обоснованных пропорциях, обеспечивающих расширенное воспроизводство и высокорентабельное ведение хозяйства.

n План экономического и социального развития более конкретен. В нем разрабатывается система ведения хозяйства с обоснованием производственной и социальной структуры предприятия.

Текущее планирование

n Годовой план - программа работы предприятия на конкретный календарный год.

n Разрабатывается по большему числу показателей, с детализацией сроков выполнения заданий, доведением их до исполнителей.

n Форма годового плана едина для предприятий различных организационных форм.

n При текущем планировании учитываются:

¨ перечень наименований выпускаемой продукции,

¨ величина затрат ресурсов по срокам и направлениям их осуществления,

¨ численность персонала,

¨ основные финансовые показатели.

Оперативно-производственное планирование

n В основе лежит разработанная в бизнес-плане и принятая к исполнению производственная программа

Этапы:

- объемное планирование – распределение годовой программы по кварталам и месяцам для каждого цеха;

- календарное планирование - детализация и дифференциация выпуска продукции по срокам;

- уточнение производственных заданий и организация их выполнения.

Показатели и нормативы, используемые в промышленности:

n подетальный перечень и объем выпуска продукции в течение планируемого периода;

n качество изготовленной продукции по соответствующим оценочным показателям;

n численность персонала по категориям и объем выпуска продукции на одного работающего;

n фонд заработной платы;

n нормы расходования материалов на единицу изделия или на плановый объем работы;

n нормы потерь, в т.ч. брака, поломок, естественной убыли, внеплановых простоев оборудования и ремонтов и т. д.

Бизнес-план – документ, содержащий описание основных аспектов деятельности предприятия или инновации. Бизнес-планы разрабатываются в случае создания нового предприятия или для эконо­мического обоснования выпуска новой продукции, внедрения новой техники и других нововведений. Бизнес-план является основой бизнес-предложения при переговорах с будущими партнерами и возможными инвесторами. Он содержит обоснование деятельности предприятия в конкретных рыночных условиях и рабочую программу его действий, включая проблемы, с которыми может столкнуться предприятие, и способы их решения.

Целью разработки бизнес-плана является всестороннее обоснование того или иного проекта или мероприятия; разработка стратегии и тактики действий по достижению цели; определение фи­нансовых результатов от реализации проекта или мероп­риятия.

Общими задачами бизнес-планирования для самого предприятия являются детальный анализ возможностей и основных путей достижения целей предприятия или проекта, степени их достижимости, уяснение поставленной цели, беспристрастная оценка действий по реализации проекта, сильных и слабых сторон.

В бизнес-плане решаются следующие частные задачи:

1. Определение конкретных направлений деятельности предприятия и его места на рынке.

2. Определение состава маркетинговых мероприятий по изучению рынка, рекламе, ценообразованию.

3. Определение объёмов производства, потребности в материально-технических ресурсах.

4. Расчёт издержек производства и определение ожидаемых финансовых результатов деятельности.

5. Расчёт необходимых объёмов инвестирования и определение возможных инвесторов.

6. Оценка рисков, сопутствующих реализации проекта и меры страхования.

7. Оценка финансовых результатов и возможности достижения поставленных целей.

В ряде случаев бизнес-план помогает продлить существование предприятия, избежать банкротства.

Бизнес-план предназначен не только для внутреннего, но и для внешнего пользования. Как правило, основной внешней целью бизнес-плана является привлечение капитала. Кроме персонала предприятия и потенциальных инвесторов бизнес-план может заинтересовать деловых партнеров и клиентов, широкую общественность (в том случае, если бизнес-план составляется под социально-значимый проект или затрагивает интересы населения). Это определяет некоторые требования к его оформлению, форме, содержанию и структуре. Он должен быть представлен в форме, позволяющей заинтересованному лицу получить четкое представление о существе дела и перспективах своего участия в нем.

Содержание бизнес-плана

Содержание и объем бизнес-плана не имеют единой регламентации и зависят от размеров предприятия, его перспектив, объёма производства, назначения, периода планирования, степени детализации, квалификации составителей и других факторов.

Главный принцип бизнес-плана – сочетание краткости с достаточностью информации для принятия решений руководством предприятия или другими заинтересованными лицами. Особенностью бизнес-плана является разносторонность информации, которая должна быть представлена в соответствующих разделах.

Далее представлены содержание каждого из основных разделов бизнес-плана и требования, предъявляемые к ним.

Чаще всего бизнес-план представляют в составе следующих разделов:

1. Возможности предприятия (резюме).

2. Правовое обеспечение деятельности предприятия.

3. Виды товаров (работ, услуг).

4. Рынки сбыта.

5. Конкуренция на рынках сбыта.

6. План маркетинга.

7. План производства.

8. Организационный план.

9. Оценка рисков и страхование.

10. Финансовый план

11. Стратегия финансирования.

Прогноз - предположительная оценка будущего состояния предприятия

Сущность прогнозирования состоит в описании и анализе будущего развития, в отличие от планирования, при котором директивным образом задается будущее движение.

Прогнозирование - частный вид моделирования как основы познания и управления

Различают три основных вида прогноза:

• технологический,

• экономический,

• прогноз объема продаж (спроса).

• Технологические прогнозы охватывают уровень развития НТП или технологическое развитие в сферах, непосредственно влияющих на производство, в котором осуществляется прогноз.

• Экономический прогноз позволяет предусмотреть будущее состояние экономики, процентные ставки и другие факторы, влияющие на развитие предприятия.

• Прогноз объема продаж дает представление о реальном уровне спроса на продукцию предприятия на конкретный период в будущем.

Статистические методы прогнозирования

• интерполяция и экстраполяция временных рядов;

• эвристические приемы: метод скользящих средних, метод экспоненциального сглаживания;

• адаптивные методы прогнозирования: методы оценивания параметров моделей и методы непараметрического оценивания;

• многомерная регрессия;

• модели авторегрессии, модель Бокса-Дженкинса, системы эконометрических уравнений;

• прогнозирование качественных признаков на основе результатов статистики нечисловых данных;

• регрессионный анализ на основе интервальных данных;

• регрессионный анализ на основе нечетких данных и др.

Экспертные методы прогнозирования

• метод Дельфи;

• метод сценариев;

• «мозговой штурм»;

• метод проблемных ситуаций и др.

Ассортиментная политика организации и производственная программа. Показатели рациональности ассортимента. Виды и методика расчета производственной мощности. Показатели использования производственной мощности.

Производственная программа - развернутый план производства и реализации продукции, отражающий:

• объем выпуска продукции;

• номенклатуру;

• ассортимент;

• качественные показатели;

• ритмичность производства.

При разработке производственной программы учитываются сроки и объем поставок продукции на рынок, максимальная и равномерная загрузка производственных мощностей, платежеспособный спрос

Основные показатели производственной программы:

1) номенклатура, содержащая наименование продукции с указанием количества, качества и сроков выпуска;

2) товарная продукция;

3) незавершенное производство;

4) валовая продукция.

Номенклатура – укрупненный перечень выпускаемых предприятием видов продукции, отличающихся между собой разными потребительскими свойствами.

Ассортимент характеризует состав продукции внутри одной номенклатуры, но отличающихся между собой отдельными признаками (марка, сортность, размер, тип изделия и т.д.).

Основа для расчетов производственной программы:

• маркетинговые исследования;

• фактический объем сбыта продукции;

• портфель заказов;

• государственный заказ

Стоимостные показатели производственной программы:

• объем реализации,

• товарная продукция,

• валовая продукция и т.п.

• Объем производства товарной продукции (ТП) - законченной производством, предназначенной для реализации потребителям и имеющей все признаки товара:

ТП = ГП + ПФ + РУ + ПС, млн. руб.,

где ГП – стоимость готовой продукции, предназначенной для реализации, млн. руб.;

ПФ – стоимость полуфабрикатов собственного производства и продукции вспомогательных цехов, предназначенных для поставки на сторону, млн. руб.;

РУ – стоимость работ и услуг промышленного характера, выпол­няемых по заказам со стороны, млн. руб.;

ПС – стоимость инструментов и приспособлений для собственного производства, готовой продукции и полуфабрикатов, поставляемых для собственного капитального строительства и непромышленным хозяйствам самого предприятия, млн. руб.

Валовая продукция (ВП):

ВП = ТП - НЗПн.г + НЗПк.г,

где ТП - товарная продукция;

НЗПн.г, НЗПк.г - стоимость незавершенного производства соответственно на начало и конец года.

Объем реализованной продукции (РП):

РП = ТП + ОГПн.г - ОГПк.г + ОТн.г - ОТк.г,

где ОГПн.г, ОГПк.г - стоимость остатков нереализованной продукции соответственно на начало и конец года;

ОТн.г, ОТк.г - стоимость товаров отгруженных, но не оплаченных, соответственно на начало и конец года

Этапы формирования производственной программы

Принципы формирования производственной программы:

Производственная мощность - максимально возможный выпуск продукции производственной единицы в единицу времени в натуральном выражении

Основные причины изменения производственной мощности:

- установка нового оборудования взамен устаревшего или аварийного;

- износ оборудования;

- ввод в действие новых мощностей;

- изменение производительности оборудования в связи с интенсификацией режима его работы или в связи с изменением качества сырья и т.п.

- модернизация оборудования (замена узлов, блоков и т.п.);

- изменения в структуре исходных материалов, составе сырья или полуфабрикатов;

- изменения в специализации производства;

- изменение режима работы оборудования (циклический, непрерывный);

- организация ремонтов и текущего обслуживания.

Факторы, оказывающие влияние на величину производственной мощности:

1. Технические факторы:

- количественный состав основных фондов и их структура;

- качественный состав основных фондов;

- степень механизации и автоматизации технологических процессов;

- качество исходного сырья.

2. Организационные факторы:

- степень специализации, концентрации, кооперирования производства;

- уровень организации производства, труда и управления.

3. Экономические факторы:

- формы оплаты труда и стимулирования работников.

4. Социальные факторы:

- квалификационный уровень работников, их профессионализм;

- уровень общеобразовательной подготовки

Теоретическая (проектная) мощность - максимально возможный выпуск продукции при идеальных условиях функционирования производства: определяется как предельная часовая совокупность мощностей средств труда при полном годовом календарном фонде времени работы в течение всего срока их физической службы; используется при обосновании новых проектов, расширении производства, других инновационных мероприятиях.

Максимальная мощность – теоретически возможный выпуск продукции в течение отчетного периода.

Экономическая мощность – предел производства, который предприятию невыгодно превышать (например, из-за большого роста издержек).

Практическая мощность – наивысший объем выпуска продукции, который может быть достигнут на предприятии в реальных условиях работы (часто совпадает с экономической).

• Плановая производственная мощность

• Входная мощность - мощность на начало планового периода;

• выходная мощность – мощность на конец планового периода.

Мвых = Мвх + Мс + Mр + Мо + Мн – Мв

где Мвых – мощность на конец планового периода;

Мвх – мощность на начало планового периода;

Мс – ввод мощностей в результате строительства новых, расширения действующих мощностей;

Мр – прирост мощности вследствие реконструкции;

Mо – увеличение мощности в результате технического переоснащения и проведения других организационно-технических мероприятий;

Мн – увеличение (уменьшение) мощностей вследствие изменения номенклатуры продукции;

Мв – уменьшение мощности вследствие ее выбытия.

Среднегодовая мощность.

При известной производительности оборудования:

М = Тэф×а×N,

где Тэф – эффективный фонд времени работы единицы оборудования, час;

а – количество однотипных аппаратов, машин, агрегатов, установленных в отделении (участке, цехе);

N – часовая норма производительности единицы оборудования по паспорту завода-изготовителя, выраженная в конечном продукте (т/час, м3/час, м2/час и др.

Эффективный фонд (Тнэф) при непрерывном режиме работы:

Тнэф = Ткал – ТППР – Ттехн,

где Ткал – календарный фонд (длительность года, 365 дней или 8760 час.);

ТППР – время простоев в планово-предупредительных ремонтах, час;

Ттехн – время простоев оборудования по технологическим причинам, час.

Показатели степени использования производственных мощностей

1) общий коэффициент (коэффициент использования мощности) (Ко):

Ко = V / Мср,

где V – фактический или плановый объем производства продукции.

2) интенсивный коэффициент (Ки):

Ки = Vсут / Мсут,

где Vсут – среднесуточный выпуск продукции;

Мсут – среднесуточная производственная мощность предприятия (по аналогии – месячный, квартальный, годовой)

3) экстенсивный коэффициент (Кэ):

Кэ = Тф/пл / Тр,

где Тф/пл – фактический или плановый фонд рабочего времени;

Тр – расчетный фонд рабочего времени, принятый при определении производственной мощности.

4) коэффициент интегральной загрузки оборудования (Кинт):

Кинт=Кэ ×Ки,

Прирост объема продукции за счет улучшения использования мощности:

ΔV=V(Kф / Kпр -1)

где V – достигнутый годовой объем выпуска продукции;

Кф - фактический коэффициент использования среднегодовой производственной мощности;

Кпр – проектный коэффициент использования производственной мощности

Основные направления повышения уровня использования производственных мощностей предприятия

Экстенсивные факторы улучшения использования производственных мощностей

Совершенствование структуры основных производственных фондов.

Цены и ценовая политика организации. Виды цен, используемых в организации. Факторы цены и модели ценообразования. Выбор ценовой стратегии и варианта ценовой политики организации.

Цена – денежное выражение ценности продукта (услуги)

Ценность – значимость, польза, искомая выгода

Цель ценовой политики - продать товар по такой цене, которая максимально увеличивает доходы продавца и укрепляет его положение на рынке

Связь между ценой и ценностью

Этапы разработки ценовой стратегии

Постановка задач ценообразования, определение целей ценовой стратегии.

Варианты целей.

Оценка ценовой эластичности спроса.

Определяется характер, тенденции и динамика спроса (жесткий, эластичный, краткосрочный, долгосрочный) зависимость между спросом и предложением, рассчитывается коэффициент ценовой эластичности спроса, анализируется условно переменные и условно постоянные затраты.

Определение издержек и их зависимости от объема производства.

Анализируются возможностиснижения издержек, а также тенденции изменения издержек в зависимости от изменения рыночной конъюнктуры.

n Анализ цен и товаров конкурентов.

¨ Зависит от вида конкурентного состояния рынка, проводится на постоянной основе через равные промежутки времени (не чаще 1 раза в квартал и не реже 1 раза в год). При этом применяется анкетирование с целью определения оценки покупателями ценовой политики фирмы.

n Выбор методов ценообразования.

При назначении цены учитываются 3 варианта:

¨ минимально возможная цена определяется исходя из себестоимости;

¨ максимально возможная цена определяется индивидуально исходя из особенностей товаров на аукционах и пробных продажах. В ее основе лежит нали

Наши рекомендации